Окружающий мир. В гости к зиме
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Игнатова Инга Владимировна

Конспект урока по окружающему миру 2 класс. В гости к зиме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_gosti_k_zime_2_kl.docx999.83 КБ
Файл v_gosti_k_zime.pptx2.99 МБ

Предварительный просмотр:

В гости к зиме                                                                        24.12.2019

Цели урока: 

- Познакомить детей с зимними явлениями природы, с изменениями в живой и неживой природе, об изменении в жизни растительного и животного мира в связи с приходом зимы.

- Систематизировать и обогатить знания детей о природных связях.

- Воспитывать бережное отношение к природе.

Задачи:

- уточнять и систематизировать представления учащихся о зимних явлениях в неживой и живой природе;

- учить соотносить свои наблюдения с информацией учебника.

Планируемые результаты

Предметные:

Учащиеся научатся наблюдать за зимними природными явлениями;

получат возможность научиться проводить исследования.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: Понимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; адекватно воспринимать оценку учителя.

Познавательные УУД: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; строить речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания.

Коммуникативные УУД: Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы; контролировать свои действия и действия партнёра.

Личностные: Знание основных моральных норм, осознание себя членом общества; формирование основ российской гражданской идентичности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; осознание своей этнической принадлежности.

Воспитательные: Воспитание бережного отношения к природе через учебные тексты, переживание чувства красоты в природе, гармонии, стремление к идеалу, описание многообразия и общих признаков природы родного края. 

Оборудование: Карточки - названия привалов, карточки для работы в парах и группах, снежинки для оценивания, рисунки «Следы на снегу».

За неделю дети получили задания ученикам приготовить сообщения о «Снежинках», «Неживая природа зимой», «Животные зимой», «Птицы зимой».

Ход урока

1. Организационный момент

- Добрый день, мои юные друзья! Приглашаю вас в гости к очень красивому времени года, а какое это время года, вы скажите сами.

Наступили холода.

Обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь:

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

(зимой)

- Итак, давайте прогуляемся по зимнему лесу. Посмотрите, как замечательно вокруг!

Какой свежий, морозный воздух!                                                 Слайды 2, 3, 4

Устали? Давайте отдохнём и понаблюдаем.

2. Привал первый «Неживая природа зимой».                        Слайд 5

- Вспомним сначала, что относится к неживой природе? (Солнце, звёзды, воздух, вода, камни - неживая природа).

- Как вы думаете, когда наступает зима? По каким признакам мы узнаем приход зимы? Давайте перечислим эти признаки:

Ответы учащихся.                                                                Слайд 6

Сегодня на уроке я буду оценивать ваши ответы снежинками.

- Молодцы. Получите снежинки.

Зима́ – одно из четырёх времён года, между осенью и весной. Основной признак этого времени года — устойчивая низкая температура (ниже 0 градусов по Цельсию), во многих районах Земли выпадает и ложится на поверхность земли снег. Астрономическая зима на планете длится с момента зимнего солнцестояния до момента весеннего равноденствия с 22 декабря до 21 марта. Календарная зима состоит из трёх месяцев: декабрь, январь и февраль.

- Посмотрите вокруг. Что лежит на земле? (Снег)

О снеге нам сегодня расскажет (ученик).

Рассказ ученика.                                                                Слайд 7

Раньше думали, что снег – это замёрзшие капельки воды, но тайна снежинок была не разгадана. Капельки воды могут стать градинками, колючками непрозрачного льда, но они никогда не превратятся в снежинки.

Высоко над землёй, где царит сильный холод, образуются из водяных паров льдинки – кристаллики крохотных размеров. Кристаллики – это ещё не снежинки. Кристаллики всё время растут и наконец становятся красивыми звёздочками. Они собираются в хлопья и падают на землю.

Практическая часть. Можно взять снег за окном и посмотреть лупой.

Загадки

- Чтобы вспомнить, какие ещё изменения происходят, отгадаем загадки.

Бежал по тропке луговой -

Кивали маки головой.

Бежал по речке голубой -

Речка сделалась рябой.

(Ветер)

- Охарактеризуйте ветер. Какой он зимой? (холодный, обжигающий, колючий, лютый)

Без рук, без ног,

А рисовать умеет.

(Мороз)

- Где вы можете видеть рисунки мороза? (на окнах)

- Почему они там появляются? (из-за разности температур внутри помещения и снаружи).

Гуляю в поле, летаю на воле,

Кручу, бурчу, знать никого не хочу.

Вдоль села пробегаю, сугробы наметаю.

(Метель)

- Кому приходилось видеть метель? Что при этом происходит?

Не колючий, светло-синий

По кустам развешан ... ( иней)

- С чем можно сравнить деревья, покрытые инеем? (с белоснежным покрывалом, с кокосовой стружкой, ажурной шалью и т. д.)

Зимние явления природы:

оттепель, гололедица, снегопад, метель, иней, изморозь

- Молодцы. Отвечавшим – снежинки.

Работа в парах:

-Перед вами карточки: на одних написано начало зимних примет, на других – конец.

Соединить карточки и прочитать примету.

Больше снега — больше хлеба.

Быстрая оттепель — будет мало и дождей летом..

Воробьи дружно чирикают — к теплу.

Декабрь снежный и холодный — будет и год плодородный.

Длинные сосульки в конце февраля — к долгой весне.

Дым из трубы столбом — к холодам.

Если зимой сухо и холодно, то и летом будет сухо и жарко.

Если зимой тепло — летом будет холодно.

Если окна начинают потеть при двойных рамах — к усилению мороза.

Если снег выпадает, когда лист с дерева не спадает, то зима будет лютой.

Молодцы. Самые быстрые получают снежинки.

Физкультминутка.

- Ну что? Вы еще не замерзли? Давайте разомнемся.

Встаньте. Приготовьте свои ладошки. Подышите на них, согрейте.

А теперь давайте поиграем. 

Игра «Хлопки».

- Хлопните в ладоши, если услышите зимние явления природы. Если же другое – присядьте.

Листопад, гроза, снегопад, дождь, метель, мороз, цветение яблонь, прилёт перелётных птиц, оттепель, гололедица.

3. Привал 2. «Секреты животного мира»                                Слайд 8

- Устали. Давайте отдохнем и понаблюдаем в нашем лесу за живой природой.

- Что же относится к живой природе? (Растения, животные, человек - живая природа).

- На какие группы делятся животные? (Звери, птицы, рыбы, насекомые)

- Перечислите признаки зимы в живой природе.

Ответы детей.

- Давайте проверим                                                                Слайд 9

- О том, как зимуют некоторые звери, мы узнаем из сообщений, подготовленных ребятами.

- Отгадайте загадку:

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.              

Белка.

Рассказ ученика.

К зиме белка утепляет своё гнездо, которое ей служит надёжной защитой во время сильных морозов и непогоды. Гнездо своё белка строит в развилках веток или в дуплах деревьев. В морозы, когда очень холодно, белки по лесу не бегают, в гнёзда прячутся. А гнездо беличье называется гайно. Шар из веток высоко на ёлках. В нём один или два выхода, а внутри стенки выстланы мхом.

К зиме белочка делает съестные припасы. Потешно смотреть, как белка ищет орехи: стукнет лапкой по веткам орешника и смотрит, какая больше качается. Значит, на этой ветке орехи. На еду и про запас отбирает самые лучшие плоды.

Грибы летом и осенью белка сушит сама. Надкусит грибок - вкусен ли? Потом наколет на сучок – пусть сохнет до зимы. Бывает, что сотни и даже тысячи грибков белка насушит за лето.

Следующая загадка.

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

Медведь

Рассказ ученика.

Прежде, чем лечь в берлогу, путает медведь свои следы, как заяц, петляет по бурелому, воде, скачет вбок со следа, одним словом, туда-сюда не раз пройдётся.

Берлогу – яму, выкопанную где-нибудь под корнями дерева, выстилает травой, сухим папоротником ещё до первого снега. Ложится медведь головой к лазу, прикрывает морду лапой и спит. В это время он пищи не употребляет, а живёт за счёт накопленного жира.

Говорят, что зимой в берлоге медведи сосут лапу. На самом деле со ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая нежная нуждается в согревании. Поэтому медведь и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время губами. Вот и кажется, что он сосёт лапу.

Если медведя разбудить, то он выходит из берлоги голодным и в это время бывает очень опасен. Его называют медведь – шатун.

Следующая загадка

За деревьями, кустами

Промелькнуло быстро пламя.

Промелькнуло, пробежало-

Нет ни дыма, ни пожара.    

Лиса

Рассказ ученика.

Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами, ежами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается на неё и хватает острыми зубами. Любит, как кошка, поиграть с добычей. Зимой можно видеть, как лиса нюхает снег. На самом деле по запаху под снегом она выслеживает мышей, быстро роет передними лапками снег и хватает добычу. Уничтожая мышей, лиса приносит пользу. Во время сильных метелей и непогоды она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом.

Следующая загадка

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора.

Заяц

Рассказ ученика.

У зайцев задние лапы сильнее передних. Бегает он по рыхлому снегу на своих опушенных лапах легко, как на канадских лыжах, Спит чутко, дремлет в полусне с открытыми глазами, лишь на минуту их закрывая. Во время сильных метелей и снегопадов прячется в неглубоких ямках, в кустах, ложится заяц в ямку со скока, поэтому поблизости не бывает следов.

О птицах зимой. Рассказы учеников.                                        Слайд 11-12

- Что мы можем сделать, чтобы облегчить их жизнь зимой?

- Правильно, кормушки.

Работа в группах «Расселите животных по домикам»                 Слайд 13

Соедините стрелками животное и домик.

Домик 1 – животные, которые к зиме делают запасы.

Домик 2 – животные, которые зимой впадают в спячку.

Домик 3 – животные, которые зимой ищут корм в природе.

4. Привал 3. «Следы на снегу»                                        Слайд 14-15

Работа в рабочей тетради.

- Откройте рабочую тетрадь на с. 84.

- Угадайте чьи это следы?

- Соедините стрелками животное с его следами.

5. Подведение итогов.

Игра «Снежный ком».

- Я кидаю этот снежный ком (сделанный из бумаги белой), а вы быстро отвечаете на вопросы, а то ручки замерзнут.

- Какие главные признаки зимы?

- Назовите зимующих животных?

- Назовите животных которые впадают в спячку?

- Назовите зимующих птиц?

- Какие зимние приметы знаете?

- Какие праздники отмечаем зимой?

- Назовите зимние месяца?

6. Рефлексия.

Подсчитайте свои снежинки.

Оцените свои действия на уроке.

Понравился ли вам урок? Поднимите карточку с соответствующим смайликом.

7. Домашнее задание.

Учебник с. 130-133. Подготовить сообщения о жизни зверей и птиц зимой.

Сделать рисунок «Красота зимы».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В ГОСТИ К ЗИМЕ В ГОСТИ К ЗИМЕ 2 класс Учитель начальных классов Игнатова И.В.

Слайд 5

Неживая природа зимой Привал 1.

Слайд 6

Признаки зимы: Дни становятся короче, а ночи длиннее. Низкая устойчивая температура (ниже 0 о С). Замерзают водоёмы. Во многих районах на земле лежит снег.

Слайд 8

Секреты животного мира Привал 2.

Слайд 9

Признаки зимы: Деревья сбросили листву. Насекомые спрятались. Птицы, которые питаются насекомыми, улетели в теплые края. Некоторые животные впали в спячку. Некоторые изменили окраску, утеплили шубку.

Слайд 10

Зимующие птицы Привал 3.

Слайд 13

Лиса Расселите животных по домикам: Кабан Мышь Ищут корм в природе Впадают в спячку Делают запасы Медведь Белка Хомяк Лось Ёж Заяц Волк Барсук

Слайд 14

Следы на снегу Привал 4.

Слайд 17

Молодцы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру "В гости к зиме" 2 класс

Конспект урока по окружающему миру по программе "Планета знаний"...

Урок окружающего мира "В гости к зиме"

План - конспект урока с презентацией...

Урок окружающего мира "В гости к зиме"

Цели: дать учащимся представление о характерных признаках зимы в живой и неживой природе; дать представление об изменениях в жизни растений и животных зимой, показать связь этих изменений с неживой пр...

Разработка урока по окружающему миру "В гости к зиме"

Признаки зимы в живой и неживой природе...

Окружающий мир "В гости к зиме" 2 класс

Тема. В гости к зиме.Цель: Создание условий для ознакомления учащихся с зимними изменениями в неживой и живой  природеЗадачи: познакомить с изменениями в неживой и живой природе зимой, учить расс...

Разработка открытого урока по окружающему миру "В гости к зиме" 2 класс

Класс: 2      УМК:  Учебник А. А. Плешаков. Предмет: «Окружающий мир»Тема: В гости к зимеТип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и спосо...

Конспект урока окружающего мира "в гости к зиме" ( класс 2 УМК "Школа России")

Тема урока «В гости к зиме» Тип урока: "открытие" нового знания Цель урока:-Формировать у детей представления о зимних изменениях в неживой и живой природе;-Познакомить...