Конспект урока по теме "Птицы"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Кобиц Елена Николаевна

Урок с применением исследовательского метода обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptitsy.docx20.04 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 6

имени Героя Советского Союза В.А. Стёпина»

 

 

 

 

 

Конспект урока

окружающего мира

по теме «Птицы».

 

 

Подготовила

учитель начальных

Кобиц Елена Николаевна

 

 

 

 

 г. Рославль

Конспект урока окружающего мира по теме «Птицы».

«Окружающий мир» (Человек, природа, общество) 2 класс 

 Автор-составитель Н.Ф. Виноградова

Подготовила учитель начальных классов МБОУ «Средняя школа № 6» г. Рославля   Кобиц Елена Николаевна

Тип урока: изучение нового.

Цели:

Образовательные:

- учить выделять главные отличительные признаки птиц;

- расширить представление учащихся о разнообразии и красоте птиц.

Развивающие:

- развивать наблюдательность, самостоятельность при работе в парах;

- учить сравнивать, выдвигать гипотезы; учить опытным путём (с помощью опыта) делать выводы, анализировать.

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к объектам живой природы, чувство сопереживания братьям нашим меньшим.

Оборудование: презентация, аудиофайл с песней «Что я за птица?...», наборы перьев, лупы, мензурки, пипетки, ножницы, фотографии птиц.

Ход урока.

1.     Организационный момент.

Здравствуйте, уважаемые гости, ребята.

Настроимся на работу: улыбнёмся солнышку, гостям, друг другу.

- Сегодняшний урок «Окружающего мира» мне хотелось бы начать словами:

Окружающий нас мир

Интересно познавать!

Его тайны и загадки

Мы готовы разгадать!

- А вы готовы? Как красив, удивителен мир! А откуда лучше его рассмотреть? А мы можем это сделать? А какие животные могут?

Вы видели птиц? Где? Кто задавал себе вопрос: кто такие птицы?

- Попробуйте самостоятельно определить тему нашего урока.

(Записать на доске)

Как вы думаете, что мы должны узнать на уроке?

(Кто такие птицы, особенности строения птиц)

Сегодня мы попробуем приоткрыть тайны удивительного мира птиц, чтобы лучше их узнать и понять.

 

2.     Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации.

- Посмотрите, что у меня в руках?  (Яйцо)

- Кто появится из него?  (Птенец)

Он сегодня у нас на уроке, и просит помочь ответить на вопрос: «Кто такие птицы?» Послушаем первый куплет.

- Поработаем с текстом песни. 1 куплет

- Птицами считают только тех, которые летают?
- А кто ещё умеет летать? Бабочки, стрекозы……

- А еще умеют летать рыбы, летучие мыши, белки-летяги…

- А все птицы умеют летать? (страусы, киви, пингвины)

- Можем ли мы утверждать, что умение летать главная особенность птиц? (Нет.)

-Послушаем  2 куплет песни.

- Согласны, что  только птицы поют? (Нет)

Это не главная особенность птиц.

Послушаем третий куплет, может там кроется отгадка…

- Какую особенность птиц выделяют в 3 куплете? (Вьют гнёзда).

А кто еще гнезда вьёт? ………..

- Слушаем 4 куплет. Птицы несут яйца. Согласны? Только птицы несут яйца?

Всё записать на доске.

5 куплет.

-А есть ещё какая- то отличительная черта птиц?

Самый лучший способ  узнать – найти ответ в книге.

Откройте учебник на странице  ____67_______.

Кто сможет сформулировать главную отличительную черту птиц?

Давайте запишем её в тетради с. __22____

 

Физкультминутка.

Две сороки-белобоки

Дружно делали уроки. (Два хлопка перед собой, два хлопка о колени. Повторить 2раза.)

И писали и считали, (Сжимание и разжимание пальцев в кулак. Повторить 2 раза.)

И от этого устали (Потряхивание кистями рук.)

Встали по порядку, (Встать из-за парт в проход.)

Сделали зарядку. (Руки вверх — потянуться, руки вниз.)

Крылья расправляли,

По комнате летали. (Повороты направо-налево, руки в стороны.)

Приседали столько раз, (Приседания - 5раз.)

Сколько пальчиков у нас.

Головою повертели, (Повороты головы направо-налево.)

Снова за уроки сели. (Сесть за парту.)

 

3.     Практическая работа по изучению птичьих перьев.

 

Мы рассмотрели внешнее строение тела птицы, выяснили, что  главное отличие птиц от других животных – наличие перьев на теле.

Хотелось бы вам узнать, как устроено перо? Самый первый шаг к познанию мира – внимательный взгляд. Ученые, чтобы сделать открытие, проводят опыты, наблюдения. Сейчас мы на время превратимся в ученых. У вас на столах на тарелке набор исследователя: лупа, пипетка, мензурка с водой и набор перьев.

- Сравните перья по внешнему виду: цвету, упругости, размеру. Все они разные. А что у них общего? (Есть стержень, волоски – бородки)

Возьмите самое большое перо и рассмотрите разрыв в лупу, Увидели маленькие крючки? Попробуйте соединить разрыв, на что это похоже? На молнию. Возьмите среднее перо  и аккуратно отрежьте кончик, рассмотрите срез, что там внутри? (Пусто)

- А что это значит? (Оно легкое)

- Тихо встаньте, положите перо на руку и тихонько подуйте, так, чтобы оно далеко не улетело.

- Как вы понимаете поговорку «Как с гуся вода»

Проверим.

- Не намокают.

Заполните лист исследователя

По цвету

разные

 По массе

лёгкие

Упругость

упругие

Внутреннее строение

 полые

Взаимодействие с водой

 Не  намокают

  

 

4.     Закрепление.

Весь урок мы были не одни,

(Доска магнитная с птицами.)

- Можем ли мы в одно время года  увидеть всех этих птиц?

А почему?

Перелетные и оседлые (зимующие).

- Какие из этих птиц перелетные? (учитель убирает их с доски)

- Как, одним словом можно назвать оставшихся птиц?

Их можно увидеть круглый год? Не всех.

(Убираем оседлых, останутся – кочующие)

Как нам помочь птицам.(кормушки, чистить от снега, подсыпать корм)

 

Стихотворение.

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

 

Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна,

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Сколько  гибнет их -  не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать,

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

 

Приучите птиц в мороз,

К своему окну.

Чтоб без песен

                   не пришлось

Нам встречать весну.

              Александр Яковлевич Яшин

 

 

5. Итог урока.

- Выберите фотографию птицы, сзади – номер вопроса.

1.     Тело птиц покрыто …(перьями)

2.     Летать умеют птицы и…

3.     Яйца откладывают птицы и…

4.     Умеют петь птицы и …

5.     Гнезда вьют птицы и …

 

Какие вопросы стояли перед нами в начале урока?

Удалось ли нам найти ответы?

Д.з. На прогулке понаблюдайте за птицами, используя знания, полученные на уроке. Изучайте окружающий мир, вы настоящие исследователи.

 

6.     Рефлексия.

Спасибо за урок, и если вам было интересно и комфортно на уроке, согрейте птиц своим теплом, прикрепите «ладошки» на дерево!

-Урок окончен. До свидания.

 

 

 

 

Приложение.

 

 Кто ж такие птички - текст

Надо в дорогу,в дорогу, в дорогу мне торопиться,

Надо узнать, надо узнать мне, что я за птица.

А почему? А потому, трудно на свете, трудно на свете

Жить одному, жить одному, жить одному!

Помню, помню,

Помню, помню,

Птицами считают,

Только тех,

Только тех,

Которые летают,

Только тех, которые летают,

Птичками, птичками, птичками считают!

 

Надо в дорогу,в дорогу, в дорогу мне торопиться,

Надо узнать, надо узнать мне, что я за птица.

А почему? А потому, трудно на свете, трудно на свете

Жить одному, жить одному, жить одному!

Знаю, знаю,

Знаю, знаю,

Птичек узнают,

Потому что,

Потому что,

Птички песенки поют,

Только тех, которые поют,

Птичками, птичками всюду признают!

Надо в дорогу,в дорогу, в дорогу мне торопиться,

Надо узнать, надо узнать мне, что я за птица.

А почему? А потому, трудно на свете, трудно на свете

Жить одному, жить одному, жить одному!

 

Птички, птички,

Птички, птички,

Песенки поют,

Птички, птички,

Птички, птички,

Даже гнезда вьют,

Птички, птички песенки поют,

Гнезда вьют, гнезда вьют, даже гнезда вьют!

Надо в дорогу,в дорогу, в дорогу мне торопиться,

Надо узнать, надо узнать мне, что я за птица.

А почему? А потому, трудно на свете, трудно на свете

Жить одному, жить одному, жить одному!

Птички, птички,

Птички, птички,

Кто ж такие птички?

Это те, которые несут яички,

Ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля.

Ля-ля-ля-, ля-ля-ля, ля-ля-ля-ля-ля-ля!

 

Если ты знаешь,если ты знаешь что ты за птица,

Это тебе, это тебе всегда пригодится,

А почему? А потому, это понятно, это понятно

Тебе самому, тебе самому, тебе самому!

Знаю, знаю,

Знаю, знаю,

Птицами зовут

Которые летают,

Которые поют,

Которые несут яички,

Гнезда вьют,

Ля-ля-ля-ля-ля-ля,

Вот этих самых которые,

Птицами, птицами, птицами зовут!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...