2 класс Конспект урока по Окружающему миру на тему "Пожар"
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс)

Москалева Вера Владимировна

Класс: 2

Дисциплина: окружающий мир

Образовательная система: Школа России

Тема: Пожар

Тип урока: общеметодологической направленности

Цели:

Содержательная: усвоение знаний о домашних опасностях.

                  Деятельностная: первичное закрепление основ безопасного поведения в быту.

Задачи:

Дидактические:

1. Познакомиться с понятием «быт»;

2. Учиться определять опасные предметы в доме;

3. Учиться формулировать правила безопасного поведения дома, предлагать их условные обозначения;

4. Учиться предвидеть опасные ситуации в быту и не допускать их.

Развивающие:

1. Учиться сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;

2. Учиться находить и использовать для решения учебных задач текстовую информацию;

3. Учиться фиксировать полученные результаты в графическом виде (рисунок);

4. Учиться планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;

5. Осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;

6. Учиться находить ошибки в своей работе и устанавливает их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);

7. Учиться объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя;

8. Учиться в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников;

9. Учиться конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов работы.

Воспитательные:

1. Учиться соблюдать правила организации безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнять правила безопасного поведения в быту;

2. Осознавать ценности познания, проявлять познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_pozhar.docx49.48 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки Брянской области

ГБПОУ «Трубчевский профессионально-педагогический колледж»

Конспект  урока

по окружающему миру

Специальность 44.02.02

Преподавание в начальных классах

Курс IV, группа 41Н

Москалевой Веры Владимировны

  Учитель: Никифорова Н.Н

Оценка_________

Подпись учителя______________                        

2023г.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Дата: 08.02.2023

Школа: МБОУ Новопогощенская СОШ

Класс: 2

Дисциплина: окружающий мир

Образовательная система: Школа России

Учитель: Никифорова Нина Николаевна

Студент: Москалева Вера Владимировна

Тема: Пожар

Тип урока: общеметодологической направленности

Цели:

Содержательная: усвоение знаний о домашних опасностях.

                  Деятельностная: первичное закрепление основ безопасного поведения в быту.

Задачи:

Дидактические:

1. Познакомиться с понятием «быт»;

2. Учиться определять опасные предметы в доме;

3. Учиться формулировать правила безопасного поведения дома, предлагать их условные обозначения;

4. Учиться предвидеть опасные ситуации в быту и не допускать их.

Развивающие:

1. Учиться сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;

2. Учиться находить и использовать для решения учебных задач текстовую информацию;

3. Учиться фиксировать полученные результаты в графическом виде (рисунок);

4. Учиться планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;

5. Осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;

6. Учиться находить ошибки в своей работе и устанавливает их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);

7. Учиться объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя;

8. Учиться в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников;

9. Учиться конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов работы.

Воспитательные:

1. Учиться соблюдать правила организации безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнять правила безопасного поведения в быту;

2. Осознавать ценности познания, проявлять познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Знает определение понятия «быт»;

2. Умеет определять опасные предметы в доме;

3. Умеет формулировать правила безопасного поведения дома, предлагает их условные обозначения;

4. Предвидит опасные ситуации в быту и знает, как не допускать их.

Личностные:

1. Соблюдает правила организации безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполняет правила безопасного поведения в быту;

2. Осознаёт ценности познания, проявляет познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.

Метапредметные:

Познавательные:

1. Сравнивает объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;

2. Находит и использовать для решения учебных задач текстовую информацию;

3. Фиксирует полученные результаты в графическом виде (рисунок).

Регулятивные:

1. Планирует самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;

2. Осуществляет контроль процесса и результата своей деятельности;

3. Находит ошибки в своей работе и устанавливает их причины; корректирует свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);

4. Объективно оценивает результаты своей деятельности, соотносит свою оценку с оценкой учителя;

Коммуникативные:

1. В процессе диалогов задаёт вопросы, высказывает суждения, оценивает выступления участников;

2. Конструирует обобщения и выводы на основе полученных результатов работы;

Оборудование:

Для учителя:

1. Окружающий мир. 2 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 2/ А.А. Плешаков – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012 – С. 18-21

2. А. А. Плешаков Окружающий МИР / Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. В. 2 ч. Ч.2 3-е изд. М.: Просвещение, 2014 – С. 10-11

3. Анаграмма слова «опасности» на доске, карточки с вопросами теста, карточка с заданием для групповой работы.

Для учащихся: цветные карандаши.

План урока

1. Этап мотивации (1-2 мин.)

1.1. Приветствие

1.2. Проверка готовности

1.3. Мотивация

2. Этап актуализация и пробного учебного действия (5-7 мин.)

2.1. Проверка остаточных знаний

2.2. Работа с пословицей

3. Этап выявления места и причины затруднения (1 мин.)

4. Этап построения выхода из затруднения (1 мин.)

4.1. Формулирование темы

4.2. Формулирование цели и задач урока

4.3. Планирование своей деятельности

5. Этап реализации построенного проекта (15-18 мин.)

5.1. Понятие «быт»

Работа с понятием

Обобщение по вопросу

5.2. Опасные места в доме

5.2.1. Актуализация знаний

5.2.2. Работа с рисунком в парах (стр.18)

5.2.3. Сообщающая беседа

5.2.4. Выполнение задания в рабочей тетради

Обобщение по вопросу

5.3. Правила поведения в быту

5.3.1. Вводная беседа

5.3.2. Работа в группах по составлению правил поведения в быту (У стр.19-20, РТ стр.11№2.1)

5.3.2. Представление результатов работы

Обобщение по вопросу

Физминутка

5.4. Поведение в опасной ситуации дома

5.4.1. Работа с иллюстрацией

5.4.2. Знакомство с телефонами помощи

Обобщение по вопросу

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи (5-10 мин.)

6.1. Работа с условными обозначениями (№2 стр.20-21)

6.2. Работа с рубрикой «Проверь себя»

6.3. Работа с выводом

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (2 мин.)

Самостоятельная работа со взаимопроверкой (РТ стр.10№1)

8. Этап включения в систему знаний и повторения (3 мин.)

8.1. Обсуждение ситуативной задачи

8.2. Работа с пословицей и главным проблемным вопросом урока

8.3. Подведение итогов

9. Этап рефлексии учебной деятельности (1-2 мин.)

9.1. Рефлексия деятельности на уроке

9.2. Домашнее задание

Сценарий урока

Этапы урока, их задачи

Главные вопросы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы и приёмы работы

Форма организации УД

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля и взаимоконтроля

Планируемые результаты

ПР

МЕТ

Л

1. Этап мотивации

Задача: включение у-ся в деят-ть на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу» ИЛИ: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД

1.1. Приветствие

– Здравствуйте, ребята. Меня зовут Вера Владимировна, и я сегодня проведу у вас урок окружающего мира.

1.2. Проверка готовности

– Проверьте готовность к уроку. На ваших столах должны лежать: учебник, рабочая тетрадь, пенал, цветные карандаши.

1.3. Мотивация

- Ребята, на доске изображена формула успеха. Я предлагаю вам выбрать из всех качеств, представленных на доске, только те, которые помогут нам достичь успеха на сегодняшнем уроке. (внимательность, лень, трудолюбие, активность, отвлекаемость)

- Почему вы выбрали именно эти качества?

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку.

Выбирают качества: внимательность, трудолюбие, активность.

Формула успеха

Создание ситуации успеха

Фронтальная

«Формула успеха»

Карточки с качествами человека

Фронтальный контроль

К1

Л2

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

ИЛИ: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

2.1. Проверка остаточных знаний  

- Ребята, какую тему вы изучали на прошлом уроке? («Школа пешехода»)

- Давайте проверим, как хорошо вы усвоили материал прошлых уроков. Я подготовила для вас тест. Подпишите на отведённой строке своё имя и фамилию. На эту работу я даю вам 5 минут.

- Ребята, время на работу вышло. Обменяйтесь листочками с соседом по парте. Возьмите в руки простые карандаши. Сверьте работу одноклассника с эталоном на слайде. Если ответ верный поставьте плюс, если нет – минус.

Оцените работу товарища. 5 – всё верно, 4 – 5-6 правильных ответов, 3 – 4 правильных ответа, 2 – менее 0-3 правильных ответа.

- Обменяйтесь работами назад. Поднимите руку те, кто получил оценку 5. А теперь те, кто получил 4. Какие ошибки вы допустили? Кто получил оценку 3? Какие ошибки допустили вы? Есть ли те, кому поставили 2?

2.2. Работа с пословицей

- Ребята, на слайде представлена пословица Мой дом – моя крепость.

- Как вы думаете, что такое крепость? (Хорошо защищённое сооружение.)

- Для чего люди строили крепости? (Для защиты жилья и его укрепления)

- Как вы понимаете смыл этой пословицы? (Дом – место, где ты чувствуешь себя защищенно и комфортно)

Мыслительная деятельность

Выполнение тестовых заданий

Взаимопроверка по эталону

Мыслительная деятельность

Отвечают на вопросы учителя

Вводная беседа

Самостоятельная работа по вариантам

Проверка по эталону

Взаимопроверка

взаимооценка

Работа с пословицей

Обобщающая беседа

Индивидуальная

Карточки с самостоятельной работой двух вариантов

Слайд презентации

Фронтальный контроль

Взаимопроверка

Взаимооценка

Фронтальный контроль

П1

Р2

Р3

Р4

Л2

3. Этап выявления места и причины затруднения

Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

- Ребята, что такое безопасность?  

- О какой безопасности мы говорили на прошлом уроке?

- Я надеюсь вы соблюдаете эти правила? Ведь вы знаете, что любые детские шалости могут привести к страшной трагедии!

СЛАЙД 2 

- Ребята, посмотрите на экран. Я предлагаю вам посмотреть фрагмент мультфильма. Будьте внимательны во время просмотра.

- Фрагмент какого мультфильма вы посмотрели?

- Какое правило нарушили лисички?

- Какие ещё правила безопасности надо соблюдать дома?

Проверочный тест «ДОМАШНИЕ ОПАСНОСТИ»

 (см. Приложение 1) (работа в паре). 

- Выполните тест самостоятельно. Для проверки поменяйтесь работами с соседом по парте.

- Отсутствие риска, состояние защищенности.

- О правилах безопасности, которые нужно соблюдать дома.

Ученики смотрят фрагмент мультфильма «Путаница»  

- «Путаница»

- Играли со спичками.

Выполняют тест, меняются работами для взаимопроверки.

Вводная беседа

Анаграмма

Фронтальная

Карточки с буквами

Фронтальный контроль

П1

П3

Л2

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

4.1. Формулирование темы урока

– Ребята, как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока? (Пожар)

- Давайте откроем учебник на странице 18 и проверим ваши предположения.

4.2. Формулирование цели и задач урока

– Какую цель мы с вами поставим? (Узнать как избежать пожара)

- Какие задачи мы поставим перед собой?

- Ребята, давайте проверим верны ли все наши предположения. Прочитайте, чему нам предлагает научиться Муравьишка.

4.3. Планирование своей деятельности

– Ребята, а что нам нужно сделать, чтобы достичь поставленной цели и ответить на главный вопрос? (Работать с рисунками и текстом учебника, выполнять задания из рабочей тетради.)

Мыслительная деятельность

Под руководством учителя формулируют тему, цель и задачи урока.

Проводят проверку предположений по эталону в учебнике

Планируют свою деятельность

Самостоятельное формулирование темы, цели, задач

Проверка по эталону в учебнике

Фронтальная

Карточка с названием темы

Учебник

Фронтальный контроль

Р1

Р2

К1

Л2

5. Этап реализации построенного проекта

Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

1.        Работа по учебнику, с опорой на жизненный опыт (работа в группе)

- Прочитайте текст на с. 22—23 и найдите ответы на вопросы:

  • Отчего может возникнуть пожар в доме или другом помещении? – 1 группа
  • Отчего может возникнуть пожар на улице (в лесу)? – 2 группа

  - Обсудите этот вопрос в группе.

(Повторяют правила работы в группе.

После работы в группах проводится коллективное обсуждение, в ходе которого учащиеся под руководством учителя формулируют причины возникновения пожара.)

Мыслительная деятельность

Работают с текстом учебника

Сравнивают свои предположения с эталоном в учебнике

Делают выводы

Работа с учебником

Фронтальная

Учебник

Фронтальная

Индивидуальная

П3

Л1

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.
Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:
решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование – определения, алгоритмы, свойства и т.д

  1. 6 Практическая работа

«А ВЫ СМОЖЕТЕ ПРАВИЛЬНО ВЫЗВАТЬ ПОЖАРНЫХ?» (ролевая игра)

—        Представьте себе, что у вас горит квартира, возгорание произошло в большой комнате от телевизора. Вам необходимо сообщить об этом пожарным. Ознакомьтесь с планом или с вопросами, на которые нужно будет ответить, когда вы позвоните в экстренную службу.

СЛАЙД 13

  • Набери номер телефона 101 или 112.
  • Объект (что горит — квартира, склад, школа...).
  • Чётко назови адрес по которому произошёл пожар.
  • Этаж. Количество этажей в здании.
  • Что конкретно горит в квартире, школе...
  • Фамилия.
  • Телефон (свой)

   Учитель играет роль оператора, принимающего звонок. По одному «звонку» из каждой групп

СЛАЙД  14

    - Если пожара всё-таки не удалось избежать, но вы всё сделали правильно, именно они придут к вам на помощь!

   Знать обязан каждый гражданин -

   Телефон пожарных - 01.

   Если что-то загорелось,

   На себя возьмите смелость:

   Срочно 01 звоните,

   Точно адрес назовите,

   Что горит? Давно ли? Где?

   Несколько минут промчится -

   К вам пожарная примчится.

   И поможет вам в беде

СЛАЙД  15

   - Ребята, посмотрите, как тушил огонь пожарный крокодил в мультфильме. Всё он делал правильно?

  - Мы сейчас поможем крокодилу собрать необходимые предметы, которые нужны для тушения пожара.

СЛАЙД  16

Игра «ПОМОГИ ПОЖАРНЫМ» (Приложение 2)

(групповая работа)

   - У каждой группы на столе лежит конверт с изображениями различных предметов. Из них нужно выбрать те, которые понадобятся пожарным для устранения пожара и объяснить, для чего нужен данный предмет.

   

Мыслительная деятельность

Сравнивают условные обозначения

Отвечают на вопросы учителя

В парах работают с рубрикой «Проверь себя»

Отвечают на вопросы учителя

Формулируют вывод

Сравнивают свой вывод с выводом авторов учебника

Работа с иллюстрациями учебника

Повторительно-обобщающая беседа

Сравнение

Работа с рубрикой «Проверь себя»

Работа с выводом

Проверка по эталону

Работа с текстом учебника

Фронтальная

Фронтальная

Парная

Фронтальная

Фронтальная

Иллюстрации в учебнике

Рубрика

«Проверь себя»

Вывод в учебнике

Фронтальный контроль

Фронтальная

Фронтальный контроль

Фронтальный контроль

П2

Р4

К1

К2

П2

Р4

К1

К2

Л1

Л2

Л1

Л2

Л1

Л2

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Задача: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

А теперь давайте повторим то, что мы узнали сегодня на уроке.

  1. Как не допустить пожара? (чтение памятки «Чтобы не было пожара»)
  2. Что нужно делать если пожар все-таки возник?

 СЛАЙДЫ 17-19  

Если пожар случился

  • Позвони 01.Назови чётко адрес и фамилию!
  • Не прячься! Немедленно уходи от пожара!
  • Плотно закрой за собой двери, не открывай окна!
  • Выключи электроприбор. Накрой его одеялом. Не туши электроприборы водой!
  • Не пользуйся лифтом во время пожара!
  • Если задымление сильное закрой нос мокрой тканью!
  • Выбирайся из задымленного помещения ползком!
  • Позови на помощь соседей!

Мыслительная деятельность

Выполняют самостоятельною работу для закрепления материала

Проводят взаимопроверку

Отвечают на вопросы учителя

Анализируют свою работу

Самостоятельная работа

Взаимная проверка по эталону

Индивидуальная

Рабочая тетрадь

Взаимопроверка

Фронтальный

ПР1

ПР2

ПР3ПР4

П1

Р2

Р3

Р4

К2

Л1

Л2

8. Этап включения в систему знаний и повторения

 Задача: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

Итак, подведём итог урока. Какова тема нашего урока?

 - Да, пожар – это бедствие.

СЛАЙД 20

   - На сегодняшнем уроке мы узнали основные правила пожарной безопасности.

- Давайте вспомним учебные задачи, которые мы ставили перед собой?

- В процессе работы на уроке мы с вами нашли решение этих задач?

 

 - Какой же вывод мы с вами должны сделать?

Вывод: люди должны очень осторожно обращаться с огнем, а самое главное не только знать правила пожарной безопасности, но и соблюдать их. Тогда беда обойдет нас стороной.

   - В мультфильме, который помогает нам сегодня на уроке изучать правила пожарной безопасности, всё закончилось благополучно.

Анализируют проделанную работу

Подводят итог

Фронтальная работа

Индивидуальная

Фронтальная

ПР1

ПР2

ПР3ПР4

П1

Р2

Р3

Р4

К2

Л1

Л2

9. Этап рефлексии учебной деятельности

 Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

9.1. Рефлексия деятельности на уроке

-Ребята, наш урок подошёл к концу.

- Если вы считаете, что у вас всё получилось, вы узнали новое о домашних опасностях, закрепили уже имеющиеся знания и сможете их применить, поднимите смайлик.

Оценивают свою деятельность

Планируют домашнее задание

Рефлексия

Самостоятельное прогнозирование д/з

Домашнее задание

Фронтальная

Смайлик

Фронтальный контроль

Самоконтроль

Самооценка

Р4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

3 класс. Конспект урока по окружающему миру по теме: "Золотое кольцо России"

Класс: 3Тема урока: «Золотое кольцо России»Цели урока: познакомить с древними городами, которые образуют всемирно известный маршрут Золотое кольцо России.Планируемые результаты:- предметные: учащиеся ...

2 класс. Конспект урока по окружающему миру на тему: Проект «Родословная». Школа России

Окружающий мир Тема: Проект «Родословная».Цель: исследовать родословную своей семьи. Представление итогов совместной работы с родителями по созданию  своей родословной.Планируемые результаты...

2 класс. Конспект урока по окружающему миру на тему: "В школе" Школа России

Окружающий мирТема: «В школе»Цель: учить детей правильно вести себя в школе.Планируемые результаты:Личностные:•         развивать логику, мышление, коммуникатив...

3 класс. Конспект урока по окружающему миру на тему: "Размножение и развитие животных". Школа России

Технологическая карта урока по окружающему мируЦель урока: познакомиться с особенностями развития и размножения животныхПланируемые результаты:-личностные: Развивать  познавательный интересы и мо...

3 класс. Конспект урока по окружающему миру на тему: "Побываем в гостях" Перспектива

Тема: «Чудо под ногами»Тип урока: изучение нового материала.Планируемые результаты:Личностные: Формировать умение преодолевать трудности. Развивать умение формулировать свои мысли. Воспитывать терпимо...

3 класс. Конспект урока по окружающему миру на тему: "Мир природы в народном творчестве" Перспектива

Тема урока: «Мир природы в народном творчестве».Тип урока: Урок открытия нового знанияЦели: - Познакомить детей с миром природы  и его отражением в народном творчестве.Планируемые результаты:Личн...