Как путешествует письмо?
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Конспект урока окружающего мира на тему "Как путешествует письмо" 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx27.68 КБ
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока «Как путешествует письмо»

Цель: формирование умения различать виды почтовых отправлений

Задачи:

Дидактические: определять этапы путешествия письма, знакомить с видами почтовых отправлений.

Развивающие: развивать и корректировать мышление, память, речь.

Воспитательные: создать атмосферу коллективного поиска, эмоциональной приподнятости, радости познания, радости преодоления при выполнении всё более и более сложных заданий, упражнений и операций.

Мотивационно - целевой этап:

Организационный момент:  Приветствие учеников. Здравствуйте, дорогие ребята! Садитесь, пожалуйста. Меня зовут Екатерина Эдуардовна, сегодня я проведу у вас  урок по окружающему миру. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Ведь добрая улыбка укрепляет здоровье, поднимает настроение и располагает к общению.

Актуализация знаний:

-Как вырабатывается электричество?

Какие приборы работают на электричестве?

-Послушайте стихотворение Самуила Яковлевича Маршака и скажите: о каких лампах в нём говорится?

Лампа плакала в углу,

 За дровами на полу:

- Высыхает мой фитиль,

 На стекле густая пыль.

 Почему - я не пойму

Не нужна я никому?

А, бывало, зажигали

 Ранним вечером меня.

В окна бабочки влетали

И кружились у огня.

 Познакомилась в столовой

Я сегодня с лампой новой.

 Ну и лампа! На смех курам!

 Пузырёк под абажуром!

В середине пузырька

 Три-четыре волоска.

 Говорю я: - Вы откуда,

Непонятная посуда?

 Любопытно посмотреть,

 Как вы будете гореть.

 Пузырёк у вас запаян.

Как зажжёт его хозяин?

Вы, гражданка, - самозванка!

 Вы не лампочка, а склянка!

О каких же лампах шла речь? Что это за пузырёк под абажуром, в котором несколько волосков?

Какие правила нужно соблюдать при обращении с электроприборами?

Какие электроприборы есть у вас дома, и какие правила обращения с ними вы обсудили с родителями? (тест  17, с. 29-30)

Постановка проблемной ситуации:

- Сегодня, когда я шла на урок, увидела Муравьишку – Вопросика. Он сидел и плакал. Оказывается, в далёкой стране в Тропическом  лесу в  Бразилии  у Муравьишки живёт друг. Наш Муравьишка хочет рассказать своему другу о том, чему он научился в первом классе. Съездить к нему он  не может, так как ещё не закончился учебный год. Что же ему делать? Давайте поможем Муравьишке.

- Что вы можете предложить? (Ответы детей)

Письмо. (Показ конверта.)

Сбоку марка и картинка.

В круглых штампах

Грудь и спинка.

Маленькое очень,

Быстрое, как птица,

Если ты захочешь –

За море умчится.

 

- Верно, Муравьишка должен написать письмо. Он уже умеет хорошо писать.

Но наш Муравьишка растерян, он не знает, что такое письмо и как оно попадёт к его другу.

А вот и Мудрая Черепаха. Она принесла Муравьишке лист бумаги. Это уже письмо? (Нет)

Ребята, письмо - это написанный текст, сообщение, которое посылается кому-либо.

Ребята, а вы знаете, как путешествует письмо?   (варианты учеников) Смотрите, мы столкнулись с трудностью. Как вы думаете, почему? (потому что мы еще не знаем, что такое письмо и как оно путешествует)   

Формулировка цели урока:

Ребята, какую цель мы поставим на уроке, что поможем Муравьишке Вопросику узнать?

- Что такое письмо и как оно путешествует.

Итак, ребята, давайте прочитаем тему нашего урока в учебнике.

Тема урока: «Как путешествует письмо?»

Проектировочный этап:

Как вы думаете, что мы должны знать, чтобы  достичь нашу цель?

Для того, чтобы нам было легче работать на уроке, предлагаю вам составить план нашего занятия. Как вы думаете, что будет первым пунктом нашего плана? ( определить этапы путешествия письма)

Верно, но этого не совсем достаточно, чтобы достигнуть поставленной цели.  Как вы думаете, как будет звучать второй пункт нашего плана? (узнать виды почтовых отправлений). Верно, теперь мы можем двигаться дальше

Процессуальный этап:

Итак, ребята, с чего мы с вами начнем работу?

Верно, мы с вами определим этапы путешествие письма.

-Если  Муравьишка Вопросик напишет письмо о себе на этом листочке, сможет ли он отправить его другу? (Нет)

А что еще нужно? Отгадайте загадку.

Заклеили клеем прочно

И ко мне прислали срочно

Я его не пожалею

Получу и вмиг расклею (конверт)

Верно, только в конверте лист бумаги станет письмом и сможет отправиться в путешествие.

Я предлагаю вам посмотреть на смарт – доску (видео – ролик).

А) рассматривание конвертов, знакомство с новыми словами.

-Что такое конверт?

Это пакетик из бумаги для вкладывания в него письма (учитель показывает).

Какие слова там написаны? (кому, от кого, куда, откуда, индекс)

- Кто знает, как называют того, кто получает письмо, того, «кому» оно адресован?

-адресат. Посылая письмо, вы должны написать адрес и имя человека, которому пишете.

Муравьишка кому посылает письмо? Что он должен написать?

- Муравьишке

-Куда?

- Тропический лес. Бразилия.

-Кто знает, как называют того, от кого оно идет, от кого послано?

-отправитель. На этом же конверте вы должны написать свои адрес и имя, чтобы в случае отсутствия или переезда адресата письмо вернулось к вам обратно.

-Кто у нас отправитель?

-Муравьишка.

-Откуда?

- Русский лес. Россия.

Рассмотрите рисунок на странице 64. Найдите нашего Муравьишку. Кем он является - адресатом или отправителем? Почему?

-Посмотрите на конверт. Что еще, кроме надписи, на нем есть? (марка)

Марка – это проездной билет письма. Она оплачивает его путешествие. Марки бывают красивые, интересные. Есть люди, которые коллекционируют почтовые марки. Рассмотрите марки.

У нас Лена и Андрей  нарисовали марки предназначенные для них.

Итак, мы купили конверт и приклеили на него марку. Рассмотрите конверты и догадайтесь, что надо сделать дальше?

Между Муравьём и его другом много пустых квадратиков. Вся эта цепочка - маршрут движения письма от отправителя к адресату. Мы его пока не знаем, но на уроке должны заполнить.

Установление последовательности путешествия письма.

- Вы сами должны догадаться, как путешествует письмо. Если правильно разгадаете загадку, то узнаете, какая картинка будет по счёту первой

-К дому – невеличке подлетают птички.

 Весточки, приветы понесут по свету.(Почтовый ящик)

Опускаем письмо в почтовый ящик.

Дети накладывают изображение почтового ящика в первый квадратик.

-Без крыльев, а летят, без языка, а говорят. (Письма)

- Несколько раз в день работники почты высыпают письма из ящиков в специальные мешки (дети прикладывают квадратик). Письма привозят на почту и сортируют, то есть распределяют по адресам. Одни письма отправят в Санкт-Петербург, другие - в Москву, третьи - в Самару.

 Набирается определённое количество писем, которые поедут в одни и те же города и третья картинка будет… (с изображением двух стопок писем)

 (накладывается следующий квадратик).

На каждое письмо ставится штамп с датой и временем его отправления.

Куда письмо отправляется дальше? Каждое в свою сторону.

Что за птица: песен не поёт, гнёзда не вьёт, людей и груз везёт.

(самолёт)

Полотно, а не дорожка, конь не конь – сороконожка.

По дороге той ползёт, весь обоз один везёт. (поезд)

- Какая карточка займёт пятое место? (самолёт и багаж)

-Часть писем поедет на почтовой машине на вокзал. Их отправят в специальном почтовом вагоне поезда в нужный город. А если до города адресата не ходят поезда, то письмо отправится самолётом вместе с другим багажом

-Наконец, письма попадают в нужный город. На почте их снова сортируют. Раскладывают по адресам. Эти письма - на проспект Мира, а эти - на Цветочную улицу.

-Кто она: полным – полна,

С почтальоном путь-дорогу делит вместе,

Носит вести и худеет понемногу? (сумка почтальона)

 Почтальон кладёт их себе в сумку и разносит по адресам.

-Мы синего цвета, висим на стене,

И много приветов храним мы в себе. (Почтовые ящики)

Именно почтальон кладёт письмо вам в почтовый ящик (дети докладывают последние рисунки).

Таков маршрут движения письма.

Итак, вернемся к нашему плану, какой пункт плана мы сейчас с вами выполнили? (1-определили этапы путешествия письма). Были ли у вас какие-либо трудности? (ответы детей). Молодцы, вы все отлично справились с заданием! Идем дальше.

Физкультминутка.

Мы поставили пластинку

И выходим на разминку.

Начинаем бег на месте,

Финиш метров через двести!

Раз – два, раз – два,

Хватит, прибежали,

Потянулись, подышали.

-Ребята, для того что бы выполнить 2 пункт плана мы с вами обратимся к учебнику.

Знакомство с почтовыми отправлениями.

- Муравьишка Вопросик понял, как его письмо сможет найти его друга.

Он уже написал письмо своему другу.  Эвелина  нам его прочтет.

- Но по почте можно отправить не только письмо. Что ещё можно пересылать по почте? Расскажет нам об этом почтальон Печкин. (Фрагмент мультфильма «Зима в Простоквашино».

 - Какие пересылки упомянуты в мультфильме? (Телеграмма, бандероль, посылка.)

Телеграмма - сообщение, переданное по телеграфу, а также бланк с таким сообщением.

Учитель показывает образцы телеграмм: обычных и поздравительных.

- Бандероль - почтовое отправление в бумажной обёртке.

 Посылка - вещь, посланная в специальной упаковке.

- Что ещё отправляют по почте, но не было упомянуто Печкиным?

Открытка - специальная почтовая карточка для открытого письма. В магазинах вы видите огромное количество различных открыток.

Для чего их выпускают? С какими праздниками вы поздравляете своих друзей и близких?

Нарисуйте красивую открытку для своего друга или подруги.

Дети выполняют задание 3 на странице 43 рабочей тетради.

- Что можно отправить бандеролью? Что можно положить в посылку?

Рассмотрите изображение предметов в рабочей тетради,  которые находятся в каждом почтовом отделении. Что это за предметы, зачем они нужны?

Для чего на почте весы?

Как и любые весы, они нужны для взвешивания. За пересылку тяжёлого письма надо заплатить дороже, поэтому письма взвешивают перед тем, как наклеить на них марки.

Г) это интересно: почтовые голуби.

На странице 65 учебника мы видим, Мудрую Черепаху с голубем, который держит в клюве письмо. Рядом старинные фотографии, на которых изображены голуби.

 Как вы думаете, какое отношение имеют эти птицы к теме нашего урока?

Дети высказывают предположения и проверяют их на странице 92.

-Много сотен лет назад почту людям доставляли голуби. Хороший голубь-почтальон может пролететь 3000 км и развивать скорость до 140 км/ ч, быстрее автобуса в 2 раза. Поразительное умение голубей быстро и точно находить дорогу из любой точки к родному гнезду давно было замечено людьми. Тренированная птица вернется домой, даже если её увезти на значительное расстояние.

Когда Париж, столица Франции, была в осаде, голубей высылали за пределы города на воздушных шарах. В этом городе была открыта "Голубиная почта".

Слайд №

За заслуги перед столицей Франции в г.Париже почтовому голубю был установлен памятник.

В Англии тоже есть памятник голубке, которая спасла подводную лодку. Было это так. Лодка не смогла оторваться от дна, тогда экипаж выпустил на поверхность пару голубей в маленькой капсуле. Голубь погиб. А голубка добралась до базы, экипаж был спасен.

В настоящее время голубиная почта сохранилась в Швейцарии и на Кубе.

-А знаете ли вы, современные средства связи?

(сотовый телефон, интернет) Ребята, нам поступило сообщение из интернета. Хотите узнать, что там?

-Сообщение от почтальона Печкина. Он сообщил, что есть памятник почтальону , и памятник литературному герою-почтальону Печкину .

-Современные средства связи в мгновение ока донесут ваше сообщение на другой конец света.

-Посмотрите на предмет, который я держу в руках. Что это? Что внутри бутылки? Откупорим бутылку и посмотрим, что там внутри. Учитель открывает бутылку и достаёт листок с текстом. На нём написаны слова «бутылочная почта».

- Что такое бутылочная почта? Издавна «почтой Нептуна» пользовались люди, потерпевшие кораблекрушения, чтобы послать сигнал помощи. Бутылки с записками должны были быть выброшены на берег, послание найдено и прочитано людьми.

«Бутылочная почта» существует и сегодня. Ею часто пользуются рекламные фирмы, которые запечатывают в бутылки рекламу своих товаров.

Давайте вернемся к нашему плану. Какой пункт мы с вами выполнили? Были ли у вас какие – либо трудности?

Отлично!

Рефлексивно – оценочный этап: 

Ребята наш урок подходит к концу. Скажите, о чем мы сегодня узнали? Чему научились? Достигли ли мы нашу цель?

Давайте вернемся к проблеме, которая возникла у нас в начале урока.

Для того чтобы оценить вашу работу сегодня на уроке, я приготовила вам цветные карточки: если на сегодняшнем уроке  вы все поняли и успешно справились с заданиями,  поднимите зеленую карточку, если у вас еще остались вопросы ,то поднимите желтую карточку, и если же вы ничего не поняли на уроке и не справились с заданиями, то поднимите красную карточку.

Молодцы,  все сегодня хорошо поработали, спасибо вам за упорство и целеустремленность.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по окружающему миру

проведённого в 1  классе

МБОУ «Шкуновская СОШ» Акбулакского района Оренбургской области

Анновой Екатерины Эдуардовны

Методист: _________________(Биньевская С.Ю.)

Учитель: _____________________(Кузнецова Е.В.)

Оценка: ____________

Технологическая карта урока

ФИО: Аннова Екатерина Эдуардовна

Тема урока: «Как путешествует письмо»

Класс: 1 класс

Цель: формирование умения различать виды почтовых отправлений

Задачи:

Дидактические: определять этапы путешествия письма, знакомить с видами почтовых отправлений.

Развивающие: развивать и корректировать мышление, память, речь.

Воспитательные: создать атмосферу коллективного поиска, эмоциональной приподнятости, радости познания, радости преодоления при выполнении всё более и более сложных заданий, упражнений и операций.

Этап фрагмента урока

Образовательная задача урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации (Ф,И,П,Г)

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные (П,Р,К)

Личностные

I. Мотивационно -целевой

Мотивировать обучающихся к получению знаний о том как путешествует письмо

Проблемный (прием постановки проблемной ситуации);

Организационный момент: Приветствие учеников.

Актуализация знаний по прошлой теме

 

Постановка проблемной ситуации. Мотивирует обучающихся к получению знаний, посредством наглядного материала.

Работая с учениками, предлагает ученикам, помочь Муравьишке вопросику. Сталкиваются с трудностью (не знают что такое письмо и как оно путешествует)

2. Формулировка темы и цели занятия.

Совместно с детьми формулирует цель урока (научиться  различать виды почтовых отправлений)

Настраиваются на занятие.

Выполняют задания

Выполняют задание

Участвуют в формулировке цели.

Ф

Г

Ф

Наглядный материал

Доска

Смарт - доска, ноутбук

Речь учителя, смарт - доска

Контроль.

Взаимоконтроль

Контроль

Актуализируют знания по теме «Откуда в наш дом приходит электричество?»

Р:организовать себя на уроке;

К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других;

Р: определять и формулировать цель на уроке

Положительно относиться  к процессу познания

II. Проектировочный

Развивать умения  обучающихся планировать свои действия для достижения цели

Проблемный метод (изложение различных точек зрения)

Обозначают совместно с учениками действия, необходимые для формирования умения различать виды почтовых отправлений:

1) определить этапы путешествия письма;

2) узнать  виды почтовых отправлений

Планируют совместную деятельность на уроке.

Ф

Доска, ноутбук

Контроль

Р: самостоятельно планировать пути для достижения цели

К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь  других

Развивать мотивы учебной деятельности и смысла учения

III. Процессуальный

Реализовать план изучения темы, корректировать учебные действия обучающихся

Проблемный метод

Выполнение задания

Для реализации 1 задачи организует фронтальную работу.

Предлагает ученикам,  по ходу просмотра видео - ролика определить этапы путешествия письма.

После, предлагает ученикам, ответить на вопросы. Вместе проверяют  свои предположения.

Сопровождает учебные действия обучающихся, систематизирует их новые знания.

Осуществляет промежуточный контроль.

Проводит физминутку.

Для реализации 2 задачи предлагает познакомиться с новым фактическим материалом.

Организует просмотр фрагмента мультфильма «Простоквашино»

 Предлагает выполнить задание в учебнике и  рабочей тетради.

Осуществляет промежуточный контроль.

Вместе с учителем выполняют задания

Отвечают на вопросы

Участвуют в промежуточной рефлексии

Участвуют в физминутке

Выполняют задания в учебнике, рабочей тетради.

Ф

И

Ф

И

Ф

Смарт – доска, видео - ролик

Смарт- доска, речь учителя

Доска

Речь учителя

Учебник, смарт - доска

Контроль

Самоконтроль.

Контроль

Самоконтроль

Контроль

Умеют работать с предложенной информацией.

Владеют способами и навыками ведения дискуссии, организации совместной деятельности.

К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других

П: уметь анализировать, обобщать;

Р: уметь осуществлять действия по реализации плана

В ситуациях общения и сотрудничества делать выбор, какой поступок совершить

IV. Рефлексивно-оценочный

Соотносить результаты с поставленной целью

Проблемный метод

Проводит обобщение по теме урока и оценивает совместно с учениками правильность выполнения учебных действий.

Соотносит совместно с учениками их результаты с поставленной целью через проблемную ситуацию, поставленную в начале урока. Задает вопросы о возникших затруднениях в ходе урока.

Оценивают реализацию плана под руководством учителя, сообщают о возникших затруднениях.

Участвуют в предложенной рефлексии

Ф

Сигнальные карточки.

Речь учителя

Самоконтроль.

Сопоставляют результаты с поставленными задачами

Р: осуществлять познавательную и личностную рефлексии

Понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности. Проводить самоанализ и самоконтроль результатов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок путешествие: «Путешествие в страну Грамматику.»

Цель и задачи урока:   Расширить и закрепить у учащихся  знания и навыки по грамматике, убедить, что грамматика – не свод скучных и трудных правил, а увлекательная наука о знаках...

Разработка урока-путешествия с мультимедийной презентацией по теме "Путешествие с именем прилагательным" 2 класс.

Урок разработан в форме игры-путешествия с мультимедийной презентуцией по теме "Имя прилагательное". К уроку прилагается карта для путешествия по признакам имени прилагательного, воспользовавшись кото...

Игра – путешествие «Путешествие в королевство Неболеек».

Игра – путешествие «Путешествие в королевство Неболеек»....

Урок-путешествие "Как путешествует письмо?" 1 класс

Разработка урока окружающего мира в 1 классе по программе "Школа России" "Как путешествует письмо?"....

Игра-путешествие "Путешествие в мир сказок"

Уважаемые коллеги, размещаю сценарий игры-путешествия "Путешествие в мир сказок", которое я использовал на неделе толерантности. В ходе игры детям будет предложено вспомнить уже знакомые им сказки и п...

"Путешествие в страну знаний" урок-путешествие

Конспект данного урока поможет создать праздничное настроение, настроить учащихся на работу. Предназначен для учащихся 3 класса....