Разработка урока окружающего мира " Моя семья" 2 класс Школа России
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс)

Cамолюк Ирина Владимировна

Разработка урока 2 класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzh_mira_samolyuk_i_v.docx286.76 КБ
Файл moya_semya.pptx2.99 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Наша дружная семья» 2 Б класс

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель: формировать навыки культуры общения и поведения в семье

Задачи:

1.Образовательные: раскрыть понятия «семья», «культура общения», познакомить с родословной семьи

2.Развивающие: способствовать развитию психических познавательных процессов: памяти, мышления, воображения,

речи: развивать навыки создания проектов учащихся по данной теме, творческие способности ребят (инсценировки),

навыки работы в творческих группах,  общеучебные умения и навыки (работы с книгой, навыки самоконтроля и

контроля, анализа и синтеза прочитанного материала).

3.Воспитательные: воспитывать внимательное и заботливое отношение к близким людям, патриотизм учащихся,

уважительное отношение к семейным ценностям

Планируемые образовательные результаты:

Личностные:

  • Развитие познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение данной темы.
  • Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  • Развитие осознания необходимости культуры общения в семье.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • Умение находить и формулировать проблему урока вместе с учителем.
  • Умение слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
  • Способность слушать, наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в учебнике, справочной литературе и других источниках.
  • Добывать новые знания, используя учебник и информацию, полученную на уроке.
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений.
  • Развитие способностей к творческому мышлению.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной речи.
  • Совместно договариваться о правилах работы в группе, в паре.

Предметные:

  • Отбирать из предложенных пунктов важные для семейной жизни условия
  • Уметь различать родственные взаимосвязи.
  • Определять роль в жизни человека культуры семейного общения

Оборудование: разработка урока, учебник, раздаточный материал, компьютер, проектор, экран, презентация.

 

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ли на месте? Всё ли в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Есть у нас девиз такой:

Всё, что надо под рукой!

– Добрый день, ребята!  Сегодня у нас будет необычный, интересный и серьезный урок.  И для начала проведем разминочку. Я читаю загадку, а вы говорите отгадку.

II. Подготовка к введению темы урока( Слайд 1,2)

  1. Загадки  (на доске дом)

В мире нет её роднее,

Справедливей и добрее.

Я скажу, друзья вам прямо —

Лучше всех на свете…(мама)

Кто не в шутку, а всерьёз

Нас забить научит гвоздь?

Кто научит смелым быть?

С велика упав, не ныть,

И коленку расцарапав,

Не реветь? Конечно,… (Папа)

Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша... (бабушка)

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед —

         Мой родной, любимый... (дед)

Кто веселый карапузик —
Шустро ползает на пузе?
Удивительный мальчишка —
Это младший мой... (братишка)

Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться? —
Очень модная девчонка —
Моя старшая... (сестренка)

Это слово каждый знает,

Ни на что не променяет!

К цифре «семь» добавлю «я» —

Что получится? (Семья)

Определите тему нашего урока? (семья)

  1. Постановка учебной задачи (работа по карточке в группе)

Внимание, первое задание группам: Помогите сформулировать вопросы, на которые нам предстоит ответить. Укажите стрелочками место пропущенных слов. (Карточка)

1.Что такое … ?                                         членами семьи

2.Кто являются … …?                              семья

3.Признаки … семьи?                               традиции

4.Какой должна быть … … в семье?       дружной

5.Какие бывают семейные … ?                культура общения

- Какую цель мы перед собой поставим? (узнаем заслушав одну из групп)

Давайте проверим задание, какие вопросы вы поставили.

Слайд № 3  (На эти вопросы нам сегодня предстоит дать ответы.)

Работа по теме урока.

1.Ответим на первый вопрос. Как вы думаете, что же такое семья? (ответы детей)Давайте посмотрим на слайд, что обозначает слово семья в толковом словаре Ожегова.

Семья это (слайд №4)

1. Это группа живущих вместе близких родственников;

2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.

-Прочитайте:  «Семья - это группа живущих вместе близких родственников».

- Какое слово скрыто в слове «семья», как вы думаете, что это означает?

- Это означает, что раньше семья состояла не из 3-4 человек, а из 6-7. - Старинная семья.

-Послушайте стихотворение.

Семья – словечко странное,

Хотя не иностранное.

– Как слово получилось,

Не ясно нам совсем.

Ну, «Я» – мы понимаем,

А почему их семь?

Не надо думать и гадать,

А надо просто сосчитать:

Два дедушки,

Две бабушки,

Плюс папа, мама, я.

Сложили? Получается семь человек,

Семь «Я»!

– А если есть собака?

Выходит восемь «Я»?

– Нет, если есть собака,

Выходит Во! – семья.

(Марк Шварц)

2.Заполняем кластер.(доска) Ответили на  второй вопрос.

- В каждой семье можно выделить несколько поколений.

- А что такое поколение? (родственники близкого возраста)

- Кого мы можем отнести к старшему поколению?

- А кого отнесём к младшему поколению?

- К среднему поколению?

- В своей жизни мы общаемся с разными людьми, но самые близкие люди для нас – это наши родные, наша семья.

3.Работа над понятием  «дружная семья»

 Посмотрите на слайд №5

 Можно назвать эту семью дружной? (ответыдетей)

Молодцы. Что же объединяет всех членов семьи?

- Для ответа на этот вопрос поработаем в парах. У вас на парте лист с рисунком дома. В этом домике живёт дружная семья. Выберите признаки дружной семьи справа и слева и соедините их стрелками с домиком.

Проверка

- Посмотрите, наши мнения о хорошей и дружной семье совпали. Так же думали на Руси с давних времён, поэтому народ сложил много пословиц о семье.

Слайд №6, Давайте их зачитаем.

Не нужен и клад коли в семье лад.

Согласную семью и горе не берёт.

Вся семья вместе так и душа на месте.

В семье согласно, так и дело прекрасно.

- О чём эти пословицы? (О дружной семье)

- Когда в доме все друг другу помогают, он наполнен улыбками, то в нём тепло и уютно всем.

4. Работа над понятие культура общения.

- Откройте учебники на стр. 42 и, глядя на иллюстрацию расскажи, о семье Серёжи и Нади. Как ты думаешь, что такое культура общения? Нужна ли она в семье?

- Каким должно быть общение в семье? (Вежливая речь, культура поведения, доброе и уважительное отношение к человеку – всё это и составляет культуру общения).

- Я предлагаю вам побывать ещё в одной семье и узнать, а можно ли эту семью назвать дружной? Членов этой семьи хорошо воспитанными и умеющими заботиться друг о друге.  

5. Прослушивание рассказа   В. Осеева «Печенье» (видео)

-Обсуждение в группах.

- Чего не было в этой семье?

- Как мальчики общались  с бабушкой,  мамой? Как нужно было поступить братьям , чтобы всем было радостно? (Ответы детей.)

Вывод: семья – это постоянная помощь и поддержка друг другу.

 А вы умеете правильно общаться в семье? Сейчас проверим. Я буду задавать вопросы, а вы вставайте, если это высказывание о вас.

  • Кто часто говорит маме, что любит её?
  • Папа уставший приходит с работы. Кто сразу же обращается к нему с какой либо просьбой?
  • Кто спрашивает бабушку, как её здоровье?
  • Кто готов поделиться шоколадкой с дедушкой?
  • Сестра или брат разбили вазу, кто сразу же бежит к маме и папе, рассказать о случившемся?

Итак, сделаем вывод, важна ли культура общения в семье?

На какой вопрос, мы ещё не дали ответ? (традиции)

6.Работа по учебнику статья на стр 44-45. (слайд №7,8,9)

Девочки находят информацию, что такое традиции. Мальчики, какие традиции могут быть в семьях.

- Испокон веков на Руси существовали семейные традиции. Об одной из них я хочу вам рассказать. Это чаепитие, которое, которое завершало семейные трапезы.

В России есть город Кунгур его называют чайной столицей, жили в этом городе  купцы меценаты Губкин, Грибушин, Кузнецов. Они стали торговать чаем, привезённым в особых коробах из далёкого Китая. В то время чай был редкостью, но благодаря деятельности этих купцов кунгурская чайная церемония установилась во многих семьях России, подобно китайской и японской церемонии. Ещё одна традиция, которая существовала в России – это многодетные семьи. И жили, как правило, все вместе одной большой семьёй.

- А сейчас существуют семейные традиции?

- Рассмотрите иллюстрации, о каких традициях они нам рассказывают?

- Ничто так не сближает членов семьи, как семейные традиции. Сколько прекрасных традиций живёт в семьях! О своей семье и ёё традициях  нам расскажет Белла, Максим.

7. Обобщение изученного материала. 

Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная... (семья)

- Кто может сказать, что у вас дружная семья? Поднимите руку.

8. Рефлексия.

Перед вами лесенка успеха. Оцените вашу работу на уроке

Подведение итогов урока.

-Вот и подошёл к концу наш урок. На все ли вопросы мы нашли ответы?

– Ребята, что вам запомнилось на уроке больше всего? Какое задание больше всего понравилось?

–- Вы сегодня все очень хорошо поработали.  Спасибо за урок.

Задание: прочитайте,  найдите подходящее слово и соедините его с вопросом.

Что такое … ?                                                членами семьи

Кто являются … …?                                     семья

Признаки … семьи?                                     традиции

Какой должна быть … … в семье?            дружной

Какие бывают семейные … ?                     культура общения

Задание: прочитайте,  найдите подходящее слово и соедините его с вопросом.

Что такое … ?                                                членами семьи

Кто являются … …?                                     семья

Признаки … семьи?                                     традиции

Какой должна быть … … в семье?            дружной

Какие бывают семейные … ?                     культура общения

Задание: прочитайте,  найдите подходящее слово и соедините его с вопросом.

Что такое … ?                                                членами семьи

Кто являются … …?                                     семья

Признаки … семьи?                                     традиции

Какой должна быть … … в семье?            дружной

Какие бывают семейные … ?                     культура общения

Задание: прочитайте,  найдите подходящее слово и соедините его с вопросом.

Что такое … ?                                                членами семьи

Кто являются … …?                                     семья

Признаки … семьи?                                     традиции

Какой должна быть … … в семье?            дружной

Какие бывают семейные … ?                     культура общения

Задание: прочитайте,  найдите подходящее слово и соедините его с вопросом.

Что такое … ?                                                членами семьи

Кто являются … …?                                     семья

Признаки … семьи?                                     традиции

Какой должна быть … … в семье?            дружной

Какие бывают семейные … ?                     культура общения
                                 

   

понимание

раздражение

 вражда

любовь

взаимопомощь

                                                       

ссора

радость

безразличие

уважение

наказание

                                                         

_________________________________________________________________________

понимание

раздражение

 вражда

любовь

взаимопомощь

ссора

радость

безразличие

уважение

наказание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОЯ СЕМЬЯ Гребенникова Александра, 2 класс

Слайд 2

Это наша большая и дружная семья! В нашей семье семь человек. Мама, папа и пятеро детей. Это я и мои сёстры: Софья, Ксения, Василиса и Алиса.

Слайд 3

Наш совместный отдых День рождения каждого из нас, знаменательные праздники мы проводим всегда вместе. Выезжаем на базу отдыха или едем в развлекательный центр!

Слайд 4

Мои родители Моя мама – Гребенникова Юлия Ленаровна , папа – Гребенников Роман Александрович. Мама много работает, у ней мало выходных. Она мастер по наращиванию ресниц. Моя мама добрая, весёлая, красивая и самая любимая! Папа старается помогать маме во всём. Сейчас он устроился на работу помощником бурильщика. Мой папа сильный, смелый, заботливый!

Слайд 5

М оя старшая сестра - Софья Соня – ученица 4 класса, ей 10 лет. Мы ходим в одну школу. Моя сестра активная, добрая, с ней весело проводить время. Она посещает студию мультипликации «Карусель». И у ней уже есть первые победы. Мультфильм «Питлупси», который она создавала совместно с участницей студии получил первое место на окружном конкурсе, а в районном – он взял Гран-При. А ещё Софья участвует в спектаклях. В прошлом году она сыграла главную роль в «Снежной королеве» - Герду.

Слайд 6

Мои младшие сёстры – Ксения, Василиса и Алиса Ксюша вместе со мной любит заниматься гимнастикой. Она любознательная, всё хочет знать и уметь. В этом году Ксюше исполнится 7 лет, и она пойдёт в школу в первый класс. Алиса и Василиса – это двойняшки. Они ещё маленькие, им по 4 года. Все трое ходят в один детский сад, но в разные группы. Мы всей семьёй очень их любим. Мы с Софьей заботимся о них, помогаем родителям в их воспитании.

Слайд 7

Это я – Гребенникова Александра Романовна

Слайд 8

Мои увлечения Я люблю рисовать, лепить. Хожу в студию танца Екатерины Силаевой, в мультстудию «Карусель». По выходным мы с сестрой Софьей ходим в кино, на горку, играем в настольные игры. А ещё я полюбила вышивание. Это очень увлекательно!

Слайд 9

Мои бабушки У меня есть две бабушки и одна прабабушка. Бабушка Вера, мама моей мамы, живёт в Башкирии. Работает в Нижневартовске вахтовым методом. Мы часто с ней видимся. Она покупает нам подарки, проводит с нами свободное время, играет, читает, гуляет с нами. А каждое лето мы всей семьёй ездим к ней в гости. Бабушка Наташа, тётя моей мамы, живёт и работает в Излучинске . У ней очень редко бывают выходные. Но когда они есть, то мы встречаемся и всё время в движении. Снимаем обзоры, мультфильмы, проводим фотосессии, посещаем различные мероприятия. По воскресеньям ездим на службу в храм. Моя прабабушка Таня – лучшая прабабушка! Она та-а- ак вкусно готовит! Всегда рассказывает что-то интересное и учит нас многому. У меня замечательная семья!

Слайд 10

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока окружающего мира в 1 классе (Школа России)

Тема урока: "Моя малая Родина"В ходе урока учащиеся познакомятся с наиболее значимыми достопримечательностями своей малой родины,научаться использовать различные материалы и средства для передачи...

Урок окружающего мира в 4 классе ( "Школа России"). Тема: "Лес - наш друг".

Тип урока: комбинированный урок с применением метода проектов.Цели и задачи урока:  1)получить представление об обитателях леса, представителях  растительного мира; о видах лесов, о значении...

Урок окружающего мира во 2 классе "Школа России" -"Дикие и домашние животные".

Тип урока: урок изучения нового.Урок с использованием презентации, способствует формированию у детей представления о диких и домашних животных. Развивает любознательность, внимание, память, прививает ...

Культура и образование. Урок окружающего мира в 3 классе. Школа России

Цели урока:- дать представление об образовательных и культурных учреждениях г.Колпашево;- определить значение школьного музея «По страницам истории» в образовании и воспитании культуры ценностей учащи...

Конспект урока окружающего мира для 4 класса "Школа России, "Во времена Древней Руси"

Конспект урока по программе "Школа России" для учащихся 4 класса по теме "Во времена Древней Руси"....