технологическая карта открытого урока
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Брагина Юлия Юрьевна

Предмет: окружающий мир

Тип урока: урок освоения новых знаний и способов действий.

Цель:формирование представлений о звездном небе в разное время года

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_yu.bragina.docx492.38 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира

Тип урока: урок освоения новых знаний и способов действий.

Тема:

 «Звездное небо осенью»

Цель: 

формирование представлений о звездном небе в разное время года 

Задачи:

формировать представления о связи движения планеты и времени года, развивать познавательную активность, обогащать представления, развивать логическое мышление, коммуникативные умения и навыки

Планируемые результаты

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

Знания:

- познакомить с понятиями «звезда», «созвездие»;

- познакомить с названиями созвездий,

- учить различать их.

Умения:

- сравнивать древние и современные представления о созвездиях;

- анализировать схемы созвездий Большая Медведица и Лебедь, соотносить схемы созвездий и старинные рисунки;

- достраивать схемы созвездий в рабочей тетради, опираясь на иллюстрации учебника.

Познавательные УУД:

- с помощью учителя выделять существенную информацию, анализировать, сравнивать, обобщать.

-устанавливать аналогии и причинно-следственные связей, строить рассуждения, относить к известным понятиям.

-  определять на осеннем небе созвездия Большая Медведица и Лебедь.

Регулятивные УУД:

выполнять учебное действие в соответствии с планом;

- выполнять самопроверку учебного задания;

- выполнять взаимопроверку учебного задания.

Коммуникативные УУД:

- строить понятные для партнёра высказывания;

- учитывать разные мнения в рамках учебного диалога.

- становление мотивационной основы учебной деятельности;

- чувство ответственности при выполнении своей части работы в группе;

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- формирование правовой культуры учащихся.  

Основные

понятия

Звезда, планета, созвездие

Используемые приемы, методы, технологии обучения

Технология развития критического мышления, информационно-коммуникационная технология (презентация PowerPoint по теме урока)

Формы работы

парная, групповая, коллективная

Оборудование и ресурсы:

Основные: Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.  «Окружающий мир», учебник, ч. 1, 4 класс. – М.: Просвещение, 2019 г. Рабочая тетрадь № 1, толковый словарь.

Интерактивный материал:

презентация PowerPoint по теме урока

 Оборудование:

 компьютер, экран, проектор, колонки.

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Самоопределение деятельности (Орг.момент)

Цель: Организация

направленного внимания на начало урока

(1 мин)

Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

- Проверьте, все ли необходимое для урока у вас имеется на столе.

(Слайд 1)

Включение в учебный процесс.

Проверить готовность к уроку.

СТАДИЯ ВЫЗОВА  

2

Актуализация опорных знаний.

Цель: Мотивация учащихся на изучение темы

(3 мин)

Беседа. Акцентные вопросы.

- Ребята, какое время года сейчас? А почему осень? Ребята, а приходилось ли вам наблюдать осеннее звездное небо?

(Слайд 2) - О чем вы думаете, смотря на него? Что представляете? Наш знакомый мальчик Иван, очень интересуется космосом. Он рассказал мне, что о наступлении осени может рассказать и звездное небо. Как вы думаете, звездное небо осенью и в другое время года отличается?

Ответы детей:

3

Создание проблемной ситуации.

Цель: Организовать подводящий диалог по проблемному объяснению нового знания (5 мин)

Какие доказательства вы можете привести, чтобы подтвердить или опровергнуть это? Почему у вас возникли затруднения? Как мы можем узнать, прав Иван или нет?

Что нам может помочь в этом? Где можем найти информацию?

Предлагаем посмотреть детям на слайд, там две картинки (звездное небо лето и осенью). Как вы думаете, одинаково или по-разному выглядит небо? Почему вы так решили? Назовите различия.

Слушать учителя, участвовать в учебном диалоге.

Отвечать

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

4.

Открытие новых знаний.

Цель:   получение новых знаний, подведение детей к самостоятельному выводу

 (15 мин)

Просмотр видео https://www.youtube.com/watch?v=kuigdI0O-FI  до 3.25 с.

Задание от Звездочета (устно)

Откройте учебник на стр. 67. Прочитаем 1-2 абзаца

- На сколько созвездий учёные разделили всё звёздное небо?

- Как вы думаете, как люди давали названия созвездиям? Почему они так назывались?

- Давайте послушаем рассказ о двух таких созвездий.

Рассказ Алёны 

Большая Медведица - это одно из многочисленных и узнаваемых созвездий, наблюдаемых в северном полушарии. Его вид знаком практически всем людям с самого детства. Второе название созвездия - Большой Ковш. Само созвездие видно для наблюдателя в любое время года - семь очень ярких звезд трудно не заметить в ночном небе. При большей доле фантазии в созвездии можно рассмотреть фигуру той самой большой медведицы, при меньшей - ковш с длинной ручкой. На самом деле в созвездии не 7 звезд, а целых 125. Просто эти звезды, кроме семерки самых ярких, светят довольно слабо.

Большая Медведица - созвездие незаходящее, то есть никогда не опускается ниже горизонта. Его видно отовсюду, и каждый народ дал своё название этому созвездию. Греки видели в нём нимфу Каллисто, которую поместил на небо верховный бог Зевс, превратив сперва в медведицу. Наличие длинного хвоста греки объясняли так: Зевс закидывал несчастную медведицу на небо, держа её за хвост, оттого он и растянулся. Но, как ни странно, американские индейцы тоже называли это созвездие Медведем. А на севере России его именовали Лосем. Нам известны и другие старые русские названия - Телега, Повозка или просто Ковш. Все звёзды этого Ковша имеют свои названия, придуманные в древности арабскими астрономами. Случай редкий. Обычно названия даются 2-3 самым заметным звёздам в созвездии, остальные довольствуются одной буквой.

Рассказ Ульяны

Это созвездие Лебедь имеет другое название - Северный Крест. Его легко отыскать на летнем небе. Яркие звёзды действительно образуют над Млечным Путём вытянутый крест. В нём древние греки и увидели птицу, раскинувшую крылья. Они решили, что это лебедь (арабские астрономы, впрочем, считали, что это курица). Этот звёздный Лебедь «летит» над Млечным Путём как раз в том месте, где тот раздваивается на рукава.

Главная звезда Лебедя называется Денеб. Она у Лебедя прямо на хвосте. По крайней мере, в переводе с арабского Денеб означает «птичий хвост». Это одно из ярчайших светил всего нашего неба. Ярче его только звезда по имени Ригель. Денеб сияет, как 6 тыс. наших солнц, вместе взятых.

Созвездие Лебедь прославилось ещё и тем, что именно в нём впервые учёные обнаружили чёрную дыру - явление, над загадкой которого бьются уже больше 200 лет.

- 88 участков

5

Физкультминутка       (2 мин)

Физкультминутка созвездия

Над Землёю ночью поздней,
Только руку протяни,
Ты ухватишься за звёзды:
Рядом кажутся они.
Можно взять перо Павлина,
Тронуть стрелки на Часах,
Покататься на Дельфине,
Покачаться на Весах.
Над Землёю ночью поздней,
Если бросить в небо взгляд,
Ты увидишь, словно гроздья,
Там созвездия висят.

Руки вверх, в стороны вниз
потянулись руки вверх
руки в кулачки сжимать
Руки перед глазами
ноги вместе, руки вверх, покачаться
наклон вниз, руки машут тик-так
присесть руки вперед
Ноги на ширине плеч, руки в стороны покачаться
руки вниз, поднять голову вверх

потянулись вверх, руки вверх
Руками берем созвездия

Повторяют движения

6

Первичное закрепление.

Цель:  освоение способа действий с полученными знаниями в практической деятельности

 (7 мин)

- Ребята, давайте вспомним, что же такое созвездие и про какие созвездия на звездном небе осенью мы узнали?

Работа с рабочим листом по парам (Приложение)

1. С помощью иллюстраций учебника соедини звёзды так, чтобы получились фигуры Большой медведицы и Лебедя. Красным цветом выдели ковш Большой Медведицы.

-Поменяйтесь рабочими листами, проверьте, если правильно выполнили задание, нарисуйте соседу звездочку, если есть ошибка, аккуратно простым карандашом исправьте её.

Работа парами

Представляют результаты работы

7

Фронтальная работа с самопроверкой

Цель: применение полученных знаний в практической деятельности

 (4-5 мин)

Резерв

 - Для того, чтобы узнать, как вы поняли тему, вы видите тест, который вам нужно выполнить. На работу у вас 5 минут, приступайте.

Тест «Звёздное небо осенью»

1. Что такое звезда?

 А)        космический мусор

Б)        огромные, раскалённые небесные тела, излучающие свет.

2.Прекрасная птица, парящая среди звёзд, называется …

3. Какую фигуру образуют 7 самых ярких звёзд в созвездии Большой Медведицы.

А)        кастрюлю

Б)        ковш

4. Как называется одна из самых ярких звёзд на осеннем небе, расположенная в хвосте созвездия Лебедь?

А)        Солнце

Б)        Денеб

-Ребята, а Вы знаете, что у каждого из нас есть своё целое созвездие?

Наша планета за год совершает полный оборот вокруг Солнца. Каждый месяц на своем пути она встречает новое созвездие. Древние греки называли этот круг - Зодиаком. Хотя в переводе с греческого «зодиак» означает «животное», не все из 12 созвездий носят названия животных: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей и Рыбы. Давайте узнаем, сколько в нашем классе ребят с разными знаками зодиака. Называем знак – дети встают.

Это властный знак огня.

Он с барашками родня.

Смелый, неотступный воин.

Догадались? Это... (Овен) – Федорова У.

 

Кто рожден в апреле - мае,

Рассудительным бывает.

И в работе удалец

Маленький бычок... (Телец) – Будяков А., Перевалова К.,

 

Кто родился ранним летом,

Может стать певцом, поэтом.

Вежливые продавцы

Те, чей символ... (Близнецы) – Козулина К., Милоградов Д., Саенко М.

 

Вот с клешнями домосед,

Рыбкам добрый он сосед.

Это летний водный знак.

Как же он зовется? (Рак) – Кривошеев И., Середюк Д., Снегурская С., Шаврина Р.

Этот знак огня не зря

Взял манеры у царя.

Вырастет из детки шеф,

Коль она по знаку... (Лев) – Карева М.

 

Кто живет, не зная скуки,

Любит важные науки,

Терпелив, а нрав без гнева?

Догадались? — Это... (Дева) – Благодарская А., Гафаров М., Зуев А., Климов Г., Куликов Д., Ружников Г., Серебренников Б.

 

Кто, скажи, они по знаку?

Не затеют ссору, драку,

Но везде суют носы

Непослушные... (Весы) – Букреева В., Козлов С.

 

Он по знаку зодиака

Нравом чуть похож на Рака.

Ну а если разозлен,

То ужалит... (Скорпион)

 

У него есть лук и стрелы,

Все его поступки смелы.

А родился наш храбрец

Под созвездием... (Стрелец) – Колесник Т., Симонова Д., Федоровский М.

 

Кто рожден неугомонным,

Очень гордым и упорным?

Кто к друзьям излишне строг? —

Тот, чей символ... (Козерог) – Глазунова О.

 

Это славный зимний знак.

Кто рожден под ним — смельчак.

Всех добрей и веселей

Дружелюбный... (Водолей) – Вербицкая А., Дрянова А.

 

Водный символ зодиака,

Скорпиона друг и Рака.

Но бывают неулыбы

Те, чей знак зовется... (Рыбы) – Рудакова М.

Вынести на слайд

СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

8

Подведение итогов. Рефлексия

Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутыми результатами

(2мин)

Ребята, вначале урока от мальчика Ивана мы узнали, что звездное небо, которое мы видим летом и осенью, а также в другие времена года отличается.

На уроке мы узнали об этом больше.

Если вы согласны с Иваном, покажите синюю звезду, если не согласны – красную.                      Что на уроке вам больше всего запомнилось?

Заслушиваются ответы 1-2 учащихся, вносятся дополнения

Самооценка деятельности на уроке;

фиксация степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности.

9

Домашнее задание

(1мин)

-Вам нужно узнать информацию про свое созвездие.

Записывают в дневники домашнее задание.

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта открытого урока по русскому языку.2 класс. Программа "Школа России"(Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова). Тема урока: "Перенос слов".

Технологическая карта открытого урока.Тема урока "Перенос слов". Русский язык. 2 класс.  Программа"Школа России". Авторы-Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова.Урок разработан учителем начальных классов -Федор...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА открытого урока по изобразительному искусству. 1 класс. Тема урока: «В гостях у сказки»

Провести обобщение по теме изобразительного искусства «В мире сказок"; воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительног...

Технологическая карта открытого урока по обучению грамоте в 1-ом классе. Тема урока : «Гласный звук [ы], буква ы».

Тема Гласный звук [ы], буква ы. Педагогическая цель Научить различать и чётко произносить звук Ы в слогах, словах, предложениях, познакомить с буквой Ы. Задачи Обучающая: - познакомить с нов...

Технологическая карта открытого урока русского языка в 3 классе. УМК «Школа 2100». Тема урока: «Роль имён прилагательных…».

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме:"Роль имен прилагательных". Составлена по требованиям ФГОС, содержит кластер, разноуровневые задания, индивидуальный подход....

Технологическая карта открытого урока по ОРКСЭ модулю «Основы православной культуры» 4 класс Урок №28 Тема: «Защита Отечества»

Урок подготовлен для обучающихся в 4 классе. Используя учебник А.В. Кураева ,учебник «Основы православной культуры», «Просвещение», 2012. - с. 88-91.  и другую дополнитель...

Технологическая карта открытого урока окружающего мира. Тема урока: «Заповедники и национальные парки России».

Технологическая карта открытого урока с использованием технологии смешанного обучения, модель «Ротация станций», тема урока « По заповедникам и национальным паркам»....

Технологическая карта открытого урока русского языка. Тема урока: «Слова - антонимы». 2 класс

Технологическая карта открытого урока русского языка. Тема урока:«Слова - антонимы»....