Урок-путешествие "Удивительные птицы"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Тришина Светлана Васильевна

Урок окружающего мира в 1 классе УМК «Гармония»

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                        Урок окружающего мира в 1 классе УМК «Гармония»

Тема: Удивительные птицы

Тип урока: урок-путешествие

Цели урока:

1. Познавательные: расширить представления о разнообразии птиц, их значении для природы и человека.

2.Развивающие: развивать наглядно – образное мышление, творческие способности.    

3.Воспитательные: воспитывать бережное отношение к птицам, формировать умения выделять главное в информации, научиться работать в группе, соблюдая правила совместного труда.

Ожидаемый результат:

Предметные умения

- формулировать основные понятия темы;

- называть отличительные признаки  птиц;

- знать строение птиц;

- вести наблюдения за птицами родного  края;

Метапредметные результаты:

Личностные:

 - принятие социальной роли обучающегося,

- положительное отношение к процессу  учения, к приобретению знаний и умений;

- формирование готовности к саморазвитию, стремление преодолевать возникающие затруднения;

Регулятивные:

- формирование познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приемов;

- умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии  с поставленной задачей и условиями её реализации;

- умение планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) свои действия;

- умение действовать согласно плану, инструкциям;

- умение оценивать результаты решения поставленной задачи;

Познавательные:

- умение определять понятие;

- умение находить нужную информацию в различных источниках,

- анализировать, обобщать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с  собственным опытом и знаниями;

Коммуникативные:

- умение вступать в учебное  сотрудничество с учителем, одноклассниками,  осуществлять  совместную деятельность в малых группах;

- умение вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

Личностные результаты:

-  осознание бережного отношения к природе;

- осознание необходимости учения;

- работать над самооценкой и адекватным понятием причин успеха-неуспеха в учебной деятельности;

- учиться проявлять самостоятельность в различных видах деятельности;

- учиться выражать свое мнение.

Место урока в разделе: «Животные», урок №4.

Тип урока: комбинированный.

Основные термины и понятия: Условия для жизни птиц.

Технология:

Формы работы:

                       - фронтальная

                       - парная

                       - групповая

  Виды деятельности:

                       - выполнение заданий в паре ;

                             - подготовка и представление выступления;

Оборудование: 

                             -проектор, ноутбук;

                             -карта полушарий, магниты (красного цвета);

                             -карточки;  

                             -разрезные картинки, белые листы бумаги А-4, клей (на каждую парту);

                             -

                             -воздушные шары.

                                                                   Технологическая карта урока. Окружающий мир. 1 класс.

Тема

              УДИВИТЕЛЬНЫЕ ПТИЦЫ

Цель проекта:

Продолжить знакомить с многообразием птиц.

Задачи урока:

  1. Расширить представление о разнообразии птиц, их значении для природы и человека.
  2. Развивать наглядно – образное мышление, творческие способности.
  3. Воспитывать бережное отношение к птицам, интерес к чтению дополнительной литературе о птицах.

                                                                                                                         

Организационная структура урока

Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность  учителя

Деятельность

обучающихся

Формирование УУД

Промежуточный контроль

1–й этап. Организационный.

1.Организационный момент.

Цель: Проверка готовности к уроку. Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к изучению нового материала.

                Прозвенел звонок веселый,
               Все готовы? Все готово?
               Мы сейчас не отдыхаем,
               Мы работать начинаем.

                Быть активными старайтесь,
               Отвечайте, не стесняйтесь!

 - Улыбнитесь друг другу. Я рада вас видеть. Надеюсь, что наш урок будет для вас не только интересным, но и  полезным. 

Готовятся к уроку.

Слушают речь учителя; психологический настрой на продуктивную работу.

Л:  принятие социальной роли обучающегося, положительное отношение к процессу  учения, к приобретению знаний и умений;

Устный опрос

2-й этап.  Информационно-деятельностный.

  1.Актуализация знаний обучающихся с последующей мотивацией.

Цель: Повторение уже имеющихся знаний, активизация деятельности, мотивация к последующей работе.

2.Изучение новых знаний и способов деятельности

Цель: расширить представление о многообразии птиц.

3.Первичная проверка понимания изученного.

4.Рефлексия.

Звучит запись голосов птиц.

- Кто так звонко умеет петь?

- Ой, как много в мире птиц:

Пеликанов и синиц,

Зимородков и клестов,

Попугаев и дроздов.

Знаешь, их так много есть,

Что нам всех не перечесть.

Нас сражают пением и буйным оперением.

- У меня в стихотворении все птицы разные, а какие у птиц есть общие признаки?

(карточки со словами: ПЕРЬЯ, КРЫЛЬЯ, КЛЮВ. ДВЕ НОГИ, ПТЕНЦЫ - ИЗ ЯИЦ открываю, как только дети их назовут)

- Прочитайте еще раз признаки птиц, они нам сегодня пригодятся.

- И это не все, что мы знаем о птицах.

Повторение правил работы в паре.

-Какие правила работы в паре необходимо соблюдать?

1.        Работать вместе.

2.        Выслушивать мнение соседа.

3.        Предлагать свои идеи.

4.        Делать общий вывод.

Рассмотрите птицу на парте.

- Какая это птиц: зерноядная. хищная или насекомоядная?

- Почему так думаете?

(острый, изогнутый клюв, когти острые и большие)

- Где живет эта птица: на суше или в воде? Почему?

- Как называется эта птица, вы узнаете, прочитав слово с права на лево. (ЛОКОС – СОКОЛ)

Эта птица живет в нашем крае. Я отмечу его на карте. (ставлю красный кружок)

- Какие вы молодцы, умеете сами добывать информацию! Вы так много уже знаете о птицах!

- А могут ли нас птицы удивлять чем-то?

- Я предлагаю вам сегодня совершить путешествие в мир, населенный удивительными птицами.

- Что значит слово «УДИВИТЕЛЬНЫЕ»?

Словарь ОЖЕГОВА: «удивительный – вызывающий удивление, необычайный; исключительный». 

- Мы узнаем, что у некоторых птиц есть, что-то необычное и отличительное от других. И этим они вызывают удивление…

- Что бы вы хотели узнать об удивительных птицах?

- Как много вопросов прозвучало! Постараемся в нашем путешествии найти на них ответы.

- Путешествовать мы отправимся на воздушных шарах. Итак, в путь.

1.

- В гости к каким птицам мы прилетели, вы узнаете. Выполнив первое задание.

- Возьмите карточку и составьте картинку. Поработав в парах.

- Кто у нас на картинке?

(вывешиваем на доску изображение пингвина)

- Что вы знаете о пингвинах?

-Рассмотрите лапки у пингвина. Что они могут рассказать нам о нем?

- Как вы думаете, можно ли пингвинов назвать удивительными?

- Сегодня мы это и узнаем!

- Мы поговорим о пингвинах, которые живут в Антарктиде.

- Здесь будет наша первая посадка.

- На карте обозначим место обитания пингвинов красным кружком. С пингвинами никогда не соскучишься. Они так похожи на маленьких человечков! Самые веселые и общительные – это АДЕЛИ. Но обитают здесь и другие пингвины, покрупнее – ИМПЕРАТОРЫ. Они большие, красивые и важные.

-Ребята. А как вы думаете, можно ли пингвина назвать птицами? Почему?

- Пингвины покрыты перьями, только они отличаются от обычных птичьих перьев. На них меньше опушки.

- Почему?

(чтобы при сильном ветре перья не раздувались, а плотно прилегали к телу, и потому, что пингвины большую часть времени проводят в воде и под водой)

- Почему эти птицы могут вызывать уважение?

- Можно ли назвать пингвина – удивительной птицей?

- Пришла пора прощаться с пингвинами.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

2.

- Путешествие продолжается, полетели на воздушных шарах в АФРИКУ.

- Отгадайте загадку:

ЭТО ЧТО ЗА ПТИЦА -

БЕГАТЬ МАСТЕРИЦА.

НЕ УМЕЕТ ОН ЛЕТАТЬ,

 В ПЕСОК ЛИШЬ

ГОЛОВОЙ НЫРЯТЬ. (Страус.)

- Как вы думаете, а удастся ли страусу нас чем – то удивить?

- Прочитайте текст о страусе. Подчеркните карандашом важные на ваш взгляд о нем сведения.

ЭТО САМАЯ КРУПНАЯ ПТИЦА. ЖИВУЩАЯ В АФРИКЕ. ВЕСИТ ДО 100 КГ. У ЭТИХ ПТИЦ ДЛИННЫЕ И СИЛЬНЫЕ НОГИ. БЕГАТЬ ОНИ МОГУТ СО СКОРОСТЬЮ ПАССАЖИРСКОГО ПОЕЗДА. ПИТАЮТСЯ ТРАВОЙ И НАСЕКОМЫМИ. ЭТА ПТИЦА ЛЕГКО ПЕРЕНОСИТ НЕВОЛЮ И ПРИРУЧАЕТСЯ.

- Что вы узнали из текста о страусе?

- Для чего страусу такие мощные ноги?

(он бегом спасается от врагов, и может драться ногами)

- Страус очень странная птица. Почему?

ГОВОРЯТ, ЧТО КОГДА СТРАУС ПУГАЕТСЯ, ОН ПРЯЧЕТ ГОЛОВУ В ПЕСОК.

- Вы считаете это правда?

НА САМОМ ДЕЛЕ, КОГДА ПТИЦА ЧУВСТВУЕТ СЕБЯ В ОПАСНОСТИ, ТО ЛОЖИТЬСЯ НА ЗЕМЛЮ, ВЫТЯГИВАЕТ ШЕЮ И ВНИМАТЕЛЬНО НАБЛЮДАЕТ. НО КАК ТОЛЬКО ОПАСНОСТЬ ПРИБЛИЖАЕТСЯ, СТРАУС ПОСТУПАЕТ ТАК ЖЕ, КАК  И ОСТАЛЬНЫЕ ЖИВОТНЫЕ.

- Как?

- Подумайте почему страус не может летать?

(он тяжелый, а крылья маленькие)

- Что касается страусиных яиц, то здесь он чемпион.

- Чем необычно страусиные яйца?

ХРАНИТЬСЯ В ХОЛОДИЛЬНИКЕ ОНО МОЖЕТ  ЦЕЛЫЙ ГОД. ЕСЛИ ЖЕ ВЫ БУДЕТЕ ВАРИТЬ ЕГО СЕБЕ НА ЗАВТРАК. ТО ВАМ ПОТРЕБУЕТСЯ НЕ МЕНЕЕ 40 МИНУТ. ЭТО ВРЕМЯ ЦЕЛОГО УРОКА.

- Сколько примерно варится куриное яйцо?

- Почему куриное яйцо варится быстрее, чем страусиное?

- А еще на страусе можно ездить верхом.  Устраивают целые страусиные забеги.

- Что же удивительного вы нашли в этой птице?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

        Ох, летели птички.

           ПТИЧКИ НЕВЕЛИЧКИ,

           АЛЕНЬКИЙ. БЕЛЕНЬКИЙ,

           СЕРЕНЬКИЙ, ГОЛОБЕНЬКИЙ.

           ЛЕТЕЛИ, ЛЕТЕЛИ,СЕЛИ ПОСИДЕЛИ.

           СИДЕЛИ,  СИДЕЛИ ВСТАЛИ ПОЛЕТЕЛИ.

3.

- А пока мы отдыхали наши воздушные шары приземлились в Южной Америке. Здесь обитает самая маленькая птичка – КОЛИБРИ. Это самая красивая и загадочная птичка в мире. По своему окрасу они напоминают какие – то загадочные существа из сказок. Колибри питается нектаром цветов, причем они это делают на лету, совершая до 90 взмахов крыльев в одну секунду.

- Наше путешествие подошло к концу. Пора возвращаться домой. (полетели на воздушных шарах)

- Вспомните о каких удивительных птицах мы говорили?

- Что их объединяет? (они не летают)

- Если страус и пингвин не летают, то почему же они относятся к птицам?(выслушать ответы детей)

- Для чего мы изучали удивительных птиц?

- Где вам могут пригодиться эти знания?

(включить музыку тихо)

- На Земле существует огромное количество разнообразных птиц. Каждая из них может чем  – то нас удивить и восхитить.

- Встаньте, пожалуйста.

- Закройте глаза, и представьте, что вы – та самая, удивительная и неповторимая птица, которая расправив крылья, и набрав полную грудь воздуха, готова ринуться с высоты – вниз, а потом – в голубую даль неба. Широко раскинув свои крылья, вы – как облака, парите над землёй. И нет для вас преград и препятствий. Вы всё можете, вы всё видите, вы всё знаете…

-Кто сегодня на уроке расширил свои знания об удивительных птицах – потянитесь на носочках вверх, ведь вы тянетесь к новым знаниям.  Спасибо.

- Кто дома обязательно поделится своими новыми знаниями с близкими или друзьями помашите руками – крылышками, ведь вы пойдёте домой окрылённые мыслью: «Я узнал что-то новое!»

- Если вы довольны своей работой на уроке – спокойно покивайте головой, как кивает вам мама, когда довольна вашей работой.

- Спасибо.  

- Если у вас появилось желание узнать больше о разных удивительных птицах, то  вместе с родителями постарайтесь найти такую информацию. И на следующем уроке окружающего мира поделитесь с ребятами своими знаниями.

- Кто-то, может, захочет нарисовать таких птиц. Или вылепить из пластилина. Всё зависит от вашего желания узнать о чём-то больше и вашей фантазии.

- К каким источникам информации вы будете обращаться при подготовке домашнего задания? ?    (сказать про библиотеку!)

(Посмотрите, какие замечательные и интересные книги есть в библиотеке о птицах. Вы сможете выбрать любую, какая вам больше понравится. Но прежде чем взять книгу, её надо внимательно просмотреть: подходит ли она вам по содержанию.

- Есть просто храм, есть храм науки,

А есть ещё природы храм.

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Входи сюда, будь сердцем чуток.

И пусть немножко доброты

Вложили в ваши мы умы.

Об этом помни: я и ты!

- Не забывайте, ребята, что мир природы, хотя богат и разнообразен, но очень хрупок… и так легко потерять то прекрасное, что дарит нам природа…

- Спасибо за работу.

Ответы детей.

Называют и открывают карточки  на слайде.

 Читают общие признаки птиц.

Работа в парах.

Обсуждают правила работы в группе.

Слушают инструкцию учителя.

Рассматривают фотографию птицы, отвечают на поставленные вопросы, узнают название птицы.

Читают значение слова «УДИВИТЕЛЬНЫЕ».

 Вопросы детей.

Выдвижение проблемы.

Работа в парах.

Дети собирают и склеивают картинку. Отвечают на поставленные вопросы.

Работа с картой.

Отгадывают загадку, отвечают на поставленные вопросы, выполняют задание на карточке.

Работа с текстом, выделение главного.

Работа с картой.

Рассматривают фотографии и слушают.

Отвечают на вопросы, анализируют и обобщают полученный материал. Приводят примеры.

Побуждает к высказыванию своего мнения. Выполняют задания учителя.

Беседа по уроку.

Дети делятся своим впечатлениями.

Подводят итог своей работы на уроке.

Л: формирование положительной мотивации

П: умение строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме; находить ответы на вопросы.

К: умение правильно выражать свои мысли в речи, уважать в сотрудничестве партнера.

П:умение анализировать, обобщать, соотносить их с собственными знаниями.

П: умение находить нужную информацию в различных источниках

Р: умение планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) свои действия;

умение действовать согласно плану, инструкциям; оценивать работу.

П: умение анализировать, обобщать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями.

Л: учиться проявлять самостоятельность в различных видах деятельности;

    учиться выражать свои мысли.

К: умение вести диалог, аргументировать свою точку зрения.

Р: формирование познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приемов.

 П: умение анализировать, обобщать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями.

Л: учиться проявлять самостоятельность в различных видах деятельности;

    учиться выражать свои мысли.

 

К: умение вести диалог, аргументировать свою точку зрения.

Л: положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний.

Выполнение задания.

Устные ответы.

Взаимоконтроль.

Выполнение задания в паре (рисунок ) 

Устные ответы.

Устные ответы.

Взаимоконтроль, взаимо-оценка.

Выполнение задания в парах.

Проверка.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №16 г. Бирюсинска Окружающий мир 1 класс УМК «Гармония» Подготовила: Тришина Светлана Васильевна, учитель I квалификационной категории г. Бирюсинск, 2016г

Слайд 2

перья крылья клюв две ноги птенцы из яиц

Слайд 3

« Удивительный – вызывающий удивление, необычный, исключительный»

Слайд 4

Тема: Удивительные птицы

Слайд 5

Лапки пингвина

Слайд 6

Птица, которая не летает, но хорошо плавает.

Слайд 8

Это единственные птицы, которые выводят птенцов в суровых условиях вечного льда.

Слайд 9

Самка пингвина производит на свет одно единственное яйцо, которое два месяца высиживает заботливый отец.

Слайд 12

Защита страуса от врагов: крепкий клюв мощный коготь быстрый бег

Слайд 15

Разбить яйцо страуса трудно - скорлупа на нём толстая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспек по развитию устной речи на тему: Зимующие птицы, подкормка птиц. 1 класс с умеренной умственной отсталостью.

Тип урока: обобщающийОбразовательные цели:Расширить представление о зимующих птицах. Формировать понятие зимующие птицы.  Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопрос...

Конспект урока по окр миру в 1 классе "Птицы, их существенные признаки. Строение тела птиц"

Конспект урока по окружающему миру о птицах по программе "Гармония"...

К внеклассному занятию ко Дню птиц."Чудо - птицы"

Данная презентация составлена ко Дню птиц. Ее можно применить и на уроках окружающего мира в начальной школе....

«Птицы – наши друзья!» (перелетные птицы)

При введении образовательных стандартов второго поколения особое внимание уделяется внеурочной деятельности детей, в том числе работе по экологическому воспитанию школьников.Проблема экологизации всех...

«Птицы – наши друзья!» (Зимующие птицы)

При введении образовательных стандартов второго поколения особое внимание уделяется внеурочной деятельности детей, в том числе работе по экологическому воспитанию школьников.Проблема экологизации всех...

Разработка внеклассного мероприятия, посвященного Дню зимующих птиц «Поделитесь с птицами едой…»

Цель: Способствовать пониманию учащимися важности подкормки птиц в зимнее время.Задачи:Закрепить знания учащихся по многообразию пернатых родного края;Способствовать привитию любви к животному м...

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню зимующих птиц «Поделитесь с птицами едой…»

Цель: Способствовать пониманию учащимися важности подкормки птиц в зимнее время.Задачи:Закрепить знания учащихся по многообразию пернатых родного края;Способствовать привитию любви к животному м...