Конспект урока по окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Сэротэтто Луиза Павловна

конспект урока по окружающему миру в 4 классе, тема "Страна, открывшая путь в космос", УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_4_klass.docx28.22 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО учителя: Сэротэтто Л.П.

Класс: 4

УМК: «Школа России» автор Плешаков А. А.

Предмет: окружающий мир.

Тема: «Страна, открывшая путь в  космос»

Тип урока: открытие нового знания.

Дидактические цели:

  • сформировать представления учащихся о жизни страны в послевоенное время,  как происходило освоение космоса, познакомить с известными именами людей, посвятивших себя освоению космоса.

Задачи: 

Образовательные - формировать представление учащихся о жизни страны в послевоенное время, ознакомление с биографией первого космонавта, с историей освоения космоса.

Развивающие: развивать интерес к предмету «Окружающий мир», к теме космоса, освоение космоса.

Воспитательные: воспитывать у учащихся чувство гордости за свою  Родину, за успехи нашей страны в освоении космоса.

 Формируемые УУД:

познавательные- самостоятельно формулировать познавательные цели, владеть навыком смыслового чтения, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, находить информацию с помощью сети интернет, выбирать необходимые данные;

 коммуникативные- полно и точно выражать свои мысли, учитывая задачи и условия коммуникации, развивать умение работать в паре, в группе, уметь распределять и делегировать часть заданий, чтобы получить полный ответ;

регулятивные -формулировать учебные задачи, определять последовательность шагов к цели с учетом конечного результата, оценивать качество и уровень освоения материала; личностные- устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Предметные результаты: систематизировать знания учащихся по теме «Освоение космоса», дать учащимся новую информацию по данной теме.

Образовательные ресурсы: видеоурок с интернет ресурса РЭШ, учебник «Окружающий мир» 4 класс Плешаков А. А. 2 часть, фотографии Ю.  Гагарина,  С.Королёва, К. Циолковского.

п/п

Этап и цель урока

Действия учителя

Действия учителя

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

 

Предметные результаты

Метапредметные

Личностные результаты

1.

Организационный момент .

- Доброе утро, ребята! Сегодня у нас новый, интересный урок окружающего мира. Проверьте, готовы ли вы? Все в порядке? Тогда начинаем…

 Выполняют указания учителя, проявляя готовность к сотрудничеству.

 

Регулятивные: умение организации на рабочем месте, оперативного включения в урок.

Коммуникативные: умение слушать, включаться во взаимодействие с учителем.

Формирование уважительного отношения к учителю. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

2.

Проверка домашнего задания.

Какова была тема нашего прошлого урока? Проверим, как вы запомнили эту тему. Сейчас несколько человек будут отвечать устно по вопросам (раздаю вопросы), а 3 человека письменно по карточкам (раздаю карточки).

Учащиеся отвечают на вопросы, комментируют, добавляют или исправляют ответ товарища.

Закрепление изученной темы, повторение ключевых моментов

Регулятивные:   умение удерживать внимание при восприятии информации, критически относится к услышанному и уметь исправить ошибку или дополнить ответ нужной информацией.

Познавательные:   умение осмыслить учебный материал,   выделить главные, существенные признаки. Коммуникативные:

строить речевое высказывание, вносить свои предложения, уточнения.

Самоопределение.

3.

Мотивация к деятельности по формулировке темы урока.

Итак, мы повторили тему, связанную с трагическими страницами истории нашей страны. Но жизнь продолжается! Как вы думаете, о чём мы будем говорить, что изучать на данном уроке?

Тему урока формулируют сами обучающиеся на основе конкретного дидактического материала, помогающего предположить тему урока.

-Как страна развивалась дальше.

-Как восстанавливались города после войны.

-Как происходило освоение космоса.

Осознание значимости изучаемых знаний.

Регулятивные:   умение удерживать внимание при восприятии информации, предположить и сформулировать тему урока.

Познавательные:   умение осмыслить учебный материал,   выделить главные, существенные признаки, установить связи в учебном материале, помогающие предположить тему урока.   Коммуникативные:

строить речевое высказывание, вносить свои предложения, уточнения.

Самоопределение, адекватная мотивация.

4.

 Формулировка целей  и задач урока

 

Преобразует педагогическую цель в учебную ситуацию, ведущую к самоцелеполаганию обучающихся.  

Осуществляет постановку дидактической   задачи  перед каждым учебным элементом.

Цель и задачи урока формулируют сами обучающиеся   на основе учебной ситуации, ведущей к целеполаганию.

 

   

 

Осознают и формулируют цель выполнения конкретного задания.

Планируемые предметные знания и умения.

Регулятивные: 

анализировать область своих знаний, определять границы своих знаний и незнаний, умение производить целеполагание, т.е. постановку учебной задачи, соотносить ее с конечным результатом (что известно, что надо изучить).

Познавательные:  формировать логические действия по определению познавательной цели.

  Коммуникативные: умение участвовать в коллективной постановке задач урока, вступать в диалог.

 Развитие навыков самоцелеполагания, связи между целью учебной деятельности и ее мотивом,  

формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Физминутка

В лесу темно, 
Все спят давно. 
(Дети изображают спящих.) 
Все птицы спят... 
Одна сова не спит, 
Летит, кричит. 
(Дети делают взмахи руками.) 
Совушка - сова, 

Большая голова. 
На суку сидит, 
Головой вертит. 
(Изобразить большой круг руками. Присесть, сделать повороты головой вправо, влево.) 
Во все стороны глядит, 
Да вдруг как полетит. 
(Встать, сделать взмахи руками, бег на месте.)

 

5.

Составление плана и последовательности действий

-А что вы уже  знаете по этой теме?

- Откуда вы это знаете?

- Что вы хотели бы узнать?

- А что нам поможет узнавать новое?

Обсуждают план  деятельности: работа по учебнику (стр. 147, 151-152 чтение), просмотр образовательного видеоролика по данной теме.

-Полет первого космонавта, полет собак Белка и Стрелка, прочие ответы детей.

-Это мы слышали на классных часах, на беседах, во время внеурочных занятий и т.д.

-Сколько было космонавтов? Где они находились? И другие ответы.

-Учебник. Возможно, презентация. Интернет. Дополнительная литература. Энциклопедии.

    

Регулятивные:  умение определять последовательность действий для достижения результата.

Познавательные:  выбирать эффективные   способы деятельности  в решении поставленных задач.  

Коммуникативные:   умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностное самоопределение,  умение планировать собственную деятельность.

6.

Актуализация опорных знаний.

Сначала учитель показывает  обучающий видеоролик. Затем предлагает прочитать параграф учебника, особо отмечает то, что некоторая информация совпадает, но есть много нового, чего не было в видеоролике.

Чтение параграфа учебника ( стр. 147, 151-152), просмотр видеоролика, поиск информации с помощью ноутбука в сети интернет.

Повторение и осознание того, что уже усвоено

(предметные результаты этапа формулирует сам учитель). Вывод: многое по данной теме учащимся уже знакомо, но есть интерес узнать больше.

Регулятивные:   умение  оценить качество и уровень усвоения предыдущих знаний; определять последующие действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:   осмысление способов и условий действий.

 Коммуникативные:   умение воспринимать и понимать информацию, вступать в учебный диалог.

Осознание собственного объема знаний, готовность к саморазвитию.

7.

Практическая деятельность обучающихся (исследовательского, творческого характера).

 

Раздаю карточки с заданиями. Учащиеся работают в парах. Ответы записывают на данных карточках. Во время работы можно и нужно пользоваться учебником, книгами (лежат на столе учителя), ноутбуком (искать информацию в гугле или яндексе с помощью вопроса в поисковой строке они уже умеют)

Работают с учебной информацией, исследуют, осмысляют, сбирают и структурируют изучаемый материал, оформляют результаты своей деятельности, Работают в сети Интернет для поиска недостающей информации.

 

 

 

 

Учитель формулирует сам по теме урока.

Регулятивные:    принимать и сохранять задачи учебной деятельности, соотносить  их с конечным результатом; осуществлять поиск необходимой информации, проводить исследование, осуществлять творческий подход к решению проблемы, работать по плану, инструкции, алгоритму; находить рациональные способы деятельности, планировать этапы работы, распределять задания в группе, осознавать ответственность за результаты совместного труда.

Познавательные:   умение устанавливать взаимосвязи между явлениям; осуществлять перенос и действовать по аналогии, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, структурировать и моделировать информацию.

  Коммуникативные:      осуществлять сотрудничество, взаимопомощь в группе, воспринимать разные точки зрения, строить монологическое высказывание,   аргументируя свой выбор; формулировать личное отношение к проблеме, доказывать свою точку зрения.  

Умение осуществлять учебную деятельность. Готовность к сотрудничеству.

Уважительное отношение к чужому мнению.

Мотивация к творческому труду, к работе на результат.

+ Здоровьесберегающие, морально-нравственные, этические, эстетические планируемые результаты,

формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России в теме освоения космоса и развития науки.

8.

Представление образовательного продукта.

 

- А теперь давайте проверим данные вами ответы на вопросы ( спрашиваю некоторых учащихся, остальные внимательно слушают и комментируют, дополняют или исправляют ответ.

Обучающиеся представляют результаты своего труда перед классом.

( на карточке выполнен ответ на заданные вопросы. Поиск ответов  осуществлялся в учебнике, в интернете, при просмотре видеоролика).

Другие обучающиеся внимательно слушают, затем вступают в учебный диалог, дополняют, развивают услышанную информацию, вносят коррективы, ведут дискуссию.

-Устные ответы детей.

Формулирует учитель по теме урока.

Регулятивные:

умение оперировать понятиями, предлагать рациональные способы решения проблем и выполнения заданий, анализировать свои достижения и достижения одноклассников.

Познавательные: строить цепочку рассуждений, обосновывать свои наблюдения, делать выводы, представлять информацию, используя разные приемы ее структурирования.

Коммуникативные: воспринимать информацию, строить монологическое высказывание, видеть и излагать жизненно-практическое значение решаемой задачи, давать свою оценку.

Здоровье сбережение, ценностное отношение к природному миру, социальная компетентность, готовность к решению моральных проблем, устойчивое следование этическим нормам  и   эстетическим образцам. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

9.

Формирование рефлексивных умений.

Организует определение способов деятельности, степени усвоения знаний обучающимися на каждом этапе урока, трудностей и ошибок.  

 Осуществляет сотрудничество в определении путей коррекции ошибок и затруднений.

Отвечают на вопросы учителя:

- Какие задачи ставили?

-Удалось ли решить их?

-Каким способом?

-Какие получили результаты?

-Что можно сделать еще?

-Где можно применить новые знания?

-Что на уроке у вас хорошо получилось?

-Над чем еще надо поработать?

Осмысление результатов деятельности по освоению новых знаний, выявление трудностей.

Регулятивные:

объективно оценивать результаты своей деятельности, вносить необходимые дополнения и коррективы в выполненное задание в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта.

Познавательные:

проводить рефлексию способов и условий действий.

Коммуникативные:

точно выражать свои мысли, осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками.

Способность к мобилизации сил, энергии, способность к волевому усилию по достижению результата.

10.

Осуществление контроля, самооценки, взаимооценки.

Целевая установка:

обучение объективной оценке результатов своей деятельности.

Осуществляет контроль  в течение всего урока.

Предлагает ключи или образцы выполнения. Предлагает провести сравнение результатов с нормой, эталоном, дает критерии  для самостоятельного оценивания.

Организует само-, взаимопроверку обучающимися своей работы.

Обучает способам контроля и самооценки деятельности,

использует разнообразие видов  контроля.

Сочетает  контроль учителя с само- и взаимоконтролем

(проводит «мягкое» оценивание)  и устанавливает оперативную обратную связь.

Определяют правильность выполненного действия и степень соответствия эталону или качество выполненного действия.

Проводят само- или взаимопроверку, само- или взаимооценивание.

 

 

Регулятивные:

уметь самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности своей деятельности, проводить контроль и оценку процесса и результатов деятельности.

Познавательные:

проводить анализ собственной деятельности, сравнивать выполненное действие с эталоном, определять способы устранения ошибок и недочетов.

Коммуникативные:

осуществлять учебное сотрудничество, управлять поведением партнера, производя контроль, коррекцию, оценку его действий.

Личностное самоопределение.

11.

Итог урока.

-Ребята, вы все молодцы, вы очень хорошо потрудились!

- Что вам особенно понравилось?

 - Что запомнилось?

- А в чем вы испытали трудности?

Учащиеся сделали выводы о том, что данная тема  «Освоение космоса» очень интересна, многообразна . Кому это интересно, тот продолжит изучение и поиск информации в свободное время.

Осмысление результатов деятельности по освоению новых знаний, выявление трудностей.

Регулятивные:

умение соотносить достигнутые результаты с поставленными задачами, оценивать результаты совместной деятельности и факторы влияния на ее результативность.

Познавательные:

анализировать достигнутые результаты,   выделять главное в теме урока, оперировать понятиями, самостоятельно воспроизводить знания и способы деятельности при подведении итогов урока.

Коммуникативные:

вступать в диалог с учителем, сотрудничать  при коллективном подведении итогов, строить устное высказывание в сжатой форме, давать собственную оценку положительным и отрицательным моментам урока.

Личностное самоопределение.

12.

Домашнее задание

Домашнее задание-чтение, пересказ данного параграфа, ответ на вопросы после параграфа. Дополнительное задание на карточках (дети берут карточки по желанию, на них записаны 3 вопроса по изученной теме, а 4 вопрос не изучался- найти ответ самостоятельно.)

Выбирают задание по желанию.

Предметные результаты    домашнего задания формулирует учитель или совместно с обучающимися.

Регулятивные:

умение осознанно делать выбор с учетом своих возможностей, планировать этапы решения задачи.

Познавательные:

умение осмыслить предложенную информацию, выделить в ней существенное, главное, определить способы выполнения задания.  

Коммуникативные:

умение слушать, понимать информацию, уточнять услышанное, объяснять свой выбор из предложенных альтернатив.

Самоопределение к деятельности  в условиях выбора.

13.

Оценивание обучающихся

Оценивает достижения обучающихся.

Сопровождает комментариями выставленные отметки.

Выставляет отметки в журнал (электронный журнал).

Слушают свои отметки.

Оценивание предметных результатов урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.

Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"...