Конспект урока окружающего мира 3 класс В царстве грибов
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Таршилова Наталья Владимировна

В данном файле представлен  материал по  ознакомлению с новым царством грибов с применением  исследовательской работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по окружающему миру в 3 классе

Тема: « В царстве грибов»

Учебник: А.А. Плешаков «Окружающий мир».

Цель: Формирование ценностного отношения к окружающей природе, через осмысление отличительных признаков царства грибов от других царств.

 Задачи:

образовательные:

  • актуализировать знания детей о грибах;
  • сформулировать правила сбора грибов;
  • создать условия для усвоения знаний о грибах, как объектах живой природы;
  • различать части гриба;
  • приводить примеры съедобных и несъедобных грибов.
  • расширить знания о ядовитых грибах

развивающие:

  • содействовать формированию критического мышления;
  • развивать наблюдательность, внимание, познавательный интерес;
  • развивать умение анализировать, обобщать и сравнивать;
  • создать условия для развития коммуникативных умений.

воспитательные:

  • воспитывать умение дружить и взаимодействовать;
  • создать условия для проявления у учащихся самостоятельности, инициативы, активности;
  • способствовать формированию стремления выполнять правила поведения в природе и участвовать в её охране.

Планируемые результаты

Личностные:

- формировать мотивацию к обучению;

- формировать умение высказывать свое мнение;

Метапредметные:

Познавательные умения:

- формировать умение ориентироваться в учебнике;

- перерабатывать полученную информацию, обобщая ее;

- формировать самостоятельное создание способов решения проблемы;

- формировать умение извлекать информацию из текста, иллюстрации;

Регулятивные умения:

- формировать умение ставить учебные задачи;

- формировать способность к мобилизации сил, к преодолению препятствий;

- формировать прогнозирование и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

Коммуникативные умения:

- формировать умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- формировать умение работать в группе;

- формировать умение слушать и понимать других.

Предметные:

- умение характеризовать отличительные признаки грибов.

Тип учебного занятия: урок  изучения новых знаний

Организация образовательного процесса

Оборудование:

- телевизор; доска; ноутбук учителя; научные статьи о грибах.

Учебные пособия:

- Плешаков А.А. Окружающий мир: учебник: 3 класс

Ход урока

  • Организационный этап.

Прозвенел звонок

Начинается урок.

Доброе утро. Сегодня урок окружающего мира с вами проведу я. Меня зовут Наталья Владимировна.

На нашем уроке присутствует много гостей. Давайте их поприветствуем.

  • Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Наш урок начнем мы с упражнения «Звездопад». Закройте глаза и представьте небо с бесчисленным количеством звезд. И вот одна из них падает. А когда звезда падает, мы загадываем желание. Загадайте, каким сегодня будет наш урок? (я хочу, чтобы наш урок был сегодня … )

- При каких условиях ваши желания сбудутся? (Урок будет удачным тогда, когда мы будем активны, дружны,  будем помогать  друг другу)

3.Актуализация знаний.

Хочу пригласить вас сегодня я  в лес.( СЛАЙД 1)
В добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес.
Если внимательны будете, дети,
Чудные тайны откроете эти.

- Ребята, а что такое лес?

Лес - это природное сообщество, где растут не только деревья и кустарники, но и травянистые растения, живут разнообразные животные.
- Какое значение имеет лес в природе? (Дом для растений и животных, он дарит кислород для дыхания, сохраняет водоемы и почву, имеет лекарственные растения, источник воды и пищи).

- Какие царства живой природы мы можем встретить в лесу? ( Царства растений, животных)

( Картинка Царства природы, одна закрыта) НА ДОСКЕ

 

3. Создание проблемной ситуации.

- В лес люди ходят с лукошком. ( ДОСТАЮ ЛУКОШКО) У меня тоже есть лукошко.

И в моём лукошке  что-то есть. (Достаю и показываю гриб, дрожжи и плесень на хлебе)

Дети, как вы думаете, почему эти предметы оказались в одном лукошке?

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС.

В каких источниках  мы можем найти ответ на этот вопрос?( Картинка источников).НА ДОСКЕ

Вы можете воспользоваться помощью толкового словаря. У каждой группы на столе лежит толковый словарь.(1 группа найдите значение слова гриб, 2 группа значение слова дрожжи, 3 группа значение слова плесень) ( По 1 человеку от группы читают значение)

ИТАК, гриб, дрожжи и плесень на хлебе- это грибы.

А к какому царству можно отнести эту группу?( Это царство грибов)                      ( ОТКРЫВАЮ ЛИСТ НА ДОСКЕ)

Вывод: грибы не относятся ни к животным, ни к растениям. Это отдельное царство.

4. Первичное усвоение новых знаний.

Сегодня мы более подробно познакомимся с удивительным царством грибов .

И   на  уроке  у нас есть уникальная возможность увидеть своими глазами, как появляются и растут грибы. Фильм, который вы будете смотреть показан в ускоренном режиме.( ПРОСМОТР ФИЛЬМА) Я ДАЮ СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ НА ФОНЕ ПРОСМОТРА .

Грибы - удивительнейшие из живых существ, населяющих нашу планету. Существует 120 тыс. видов разновидностей грибов. При этом для человека важны примерно 500 видов: более 300 опасны, а остальные используются в других целях.

Грибы имеют исключительно большое значение для человека. Почти 150 представителей этого царства употребляется людьми в пищу. Высокопитательные плодовые тела шляпочных грибов содержат витамины, белки и прочие полезные вещества.

Многие грибы очень «дружат» с определёнными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними. Так, белый гриб мы чаще находим в ельниках, сосновых борах, в дубовых и берёзовых лесах. Рыжики - под соснами и елями. Подосиновики - под осиной. Такая «дружба» выгодна и грибу, и дереву. Грибница гриба оплетает корни деревьев и получает от них готовый сахар. Гриб же даёт дереву питательные вещества, которые он берёт из почвы.

Грибы довольно часто заселяют пни, оставшиеся после вырубки, валежник. Эти грибы - лесные санитары. Они перерабатывают мёртвую древесину и  очищают лес.

Питаются грибами преимущественно беспозвоночные, прежде всего черви. В том смысле, что это их основное питание. А едят грибы: слизни, различные насекомые, мыши, медведи, барсуки, бурундуки, белки, кабаны, лисы, волки, собаки, птицы - всеядные и падальщики, многие копытные, ежи, кроты и т.п.

Грибы поедают с большим аппетитом многие лесные звери: лоси, белки, медведи, олени и многие другие.

Грибы в качестве продукта питания использует человек.

А сейчас давайте отправимся в лес за грибами.

ФИЗМИНУТКА

. Утром дети в лес пошли  (ходьба на месте)

И в лесу грибы нашли   (размеренное приседание)

Наклонялись, собирали, (наклоны вперёд)

По дороге растеряли.  (разведение рук в стороны )

Мама дальше всех пошла, (ходьба на месте)

Больше всех грибов нашла!(круговое движение рук)

Раз –грибок, два – грибок, три –грибок.(наклоны вперёд)

Вот и полон кузовок!(вытягивание рук вперёд)

4.1 Работа со схемой. ( индивидуально у каждого)

Ребята, как вы думаете, из каких частей состоит шляпочный гриб?                        ( Шляпка, ножка, грибница)

У каждого из  вас на столе  лежит карточка- схема " Строение гриба". Соедините стрелкой название частей гриба.

А  теперь проверим вашу работу.  Поднимите руки, у кого так? ( СЛАЙД  СТРОЕНИЕ ГРИБА)

4.2 Вторичное усвоение

А какие шляпочные грибы вы знаете? ( Белый гриб, подберёзовик, подосиновик, опята....)

Все ли грибы можно употреблять в пищу?( Нет. Есть съедобные грибы и несъедобные)                                  ( СЛАЙД СЪЕДОБНЫЕ И НЕСЪЕДОБНЫЕ ГРИБЫ)

Человек может сам в домашних условиях вырастить  грибы, используя мицелии ( споры) грибов вёшенка и шампиньоны. А также купить можно грибы в торговых сетях. Споры- это клетки для размножения грибов.

Собирать грибы в негрибных местностях очень опасно. Лучше не рисковать своим здоровьем.

4.3 Охрана грибов. Красная Книга.

Грибы разнообразны по форме и цвету, есть грибы, похожие на цветы, мячики, бокальчики, камни, рожки. Посмотрите на

   необычный гриб – это березовый гриб – чага.Это лечебный гриб. Его используют в медицине для лечения  органов дыхания. ( ПРОСМОТР НА СЛАЙДЕ)  
Некоторые виды грибов внесены в Красную книгу России. Как вы думаете, почему грибы нуждаются в охране? ( Человек  слишком много грибов собирает,  не соблюдая правил сбора- вырывает гриб вместе с грибницей, после чего гриб больше не вырастает.)( СЛАЙД ГРИБЫ КРАСНОЙ КНИГИ РОССИИ)

Поэтому грибы, как и растения и животные нуждаются в бережном отношении.

5. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

1.С МИКРОСКОПОМ.

Ребята, как вы думаете, что будет, если хлеб долго пролежит в пакете? 
- Он покроется вот такой плесенью. (Показываю)  
- Оказывается плесень - это тоже грибы, только очень маленькие – одноклеточные, ПЛЕСНЕВЫЕ. Плесень очень живуча. Даже если случится катастрофа и мир погибнет, плесень выживет. Победить ее невозможно и оградиться от ее вторжения тоже. Она способна вызвать аллергию, легочные заболевания. Покрывшиеся плесенью продукты могут быть смертельно опасными для человека. В тоже время плесень используют для приготовления некоторых сортов сыра, лекарства, например, пенициллина, который спас жизни миллионам людей.

                     ( РАБОТА С МИКРОСКОПОМ)

Прежде, чем работать с микроскопом, очень хрупким прибором, мы должны рассмотреть правила  работы с  ним и обязательно их выполнять.

( СЛАЙД  ПРАВИЛА РАБОТЫ С МИКРОСКОПОМ)

Давайте рассмотрим плесень с помощью микроскопа,Интересно, как же плесень выглядит на самом деле изнутри?   ( СЛАЙД   ПЛЕСЕНЬ ХЛЕБНАЯ В ШКОЛЬНОМ МИКРОСКОПЕ И УВЕЛИЧЕННАЯ В 1000 РАЗ)

На что похожа плесень? ( Напоминает по форме гриб)

ИТАК,   Приносит ли плесень вред? А пользу?

2. ОПЫТ С ДРОЖЖАМИ.

На свете есть еще и ДРОЖЖЕВЫЕ грибы, которые мы употребляем в пищу каждый день! С их помощью выпекают хлебобулочные изделия.( Я ДЕМОНСТРИРУЮ ОПЫТ С ДРОЖЖАМИ)  ( Увеличивают в объёме опару). Посмотрите , какакой красавец хлеб получается при использовании дрожжей.( Показ хлеба  в хлебнице) А вот хлеб- лаваш, который выпекают без дрожжей .В чём разница? Какую роль выполняют дрожжи?

 А как нужно относиться к хлебу? Почему? Да, нужно к хлебу относиться бережно. Это - главная еда на столе. Он очень трудно даётся. Это результат труда большого количества людей.  

Итак, мы познакомились со всеми предметами из моего лукошка. Что же их всех объединяет?

Вывод: грибы бывают шляпочные, плесневые и дрожжевые.     

1.  Исследование в малых группах ( Применение кейс- технологии)

А сейчас вам предстоит работа в группах. Нужно будет по предлагаемым источникам найти, изучить  и  поделиться информацией.Прежде чем работать по группам, давайте вспомним правила работы в группе.

( Дети отвечают)

- Для проведения исследования предлагаю поработать в малых группах. (по 4 человека)

- У каждой группы есть информационные тексты для изучения и пошаговая инструкция к ним.

 Работа в группах. Обмен информацией.

1 группа

Некоторые грибы добывают пищу из остатков растений и животных, находящихся в пне или в почве, или получают её с помощью корней деревьев. Нити грибницы срастаются с корнями деревьев. Так грибы и деревья вместе добывают питание. Деревья дают грибам питательные вещества, сахар, а грибы помогают корням всасывать воду с растворёнными в ней минеральными солями.

Вопрос: чем питаются грибы?

План-ответ

В ходе исследования мы узнали, что грибы питаются ___________ и ______________ .

2 группа

Грибы часто растут под деревьями. Грибам нужна влага и тепло, если будет сухо или холодно, то грибы не вырастут! Это проверено временем... Для роста грибов должен пройти тёплый летний дождик (он так и называется - грибной дождь) и ночи должны быть тёплые, обязательно... Даже для роста осенних грибов, когда необходим тёплый дождь и хотя бы немного утреннего солнца. Если эти условия не соблюдены, тогда и грибов не будет.

Вопрос: что нужно для того, чтобы росли грибы?

План - ответ:

Для  нормального роста грибов нужны _________ и __________ .

3 группа «Значение для природы и человека ядовитых грибов»

1. Я - бледная поганка,  

   очень опасна для человека, но

   Я нужна деревьям.

   Сосны, ели, берёзы без меня зачахнут.

   А  ещё меня используют для

   приготовления сильных лекарств.

         

2. Я - мухомор людям тоже пригожусь.

Ведь они меня так и назвали, мухомор значит мух морить.

И лесным жителям я просто необходим: они лечатся мной от паразитов.

3. Мы - ложные опята, мы ярче и

    красивее своих съедобных собратьев.

    Мы разрушаем пни, поваленные стволы,

    Опавшие сучья.

    Мы - санитары леса!

Вопрос: какую пользу приносят ядовитые грибы?

План - ответ:

Бледная  поганка используется_______________ , мухомором лечатся___________ ,санитары леса____________________ .

Вывод: все грибы полезны для природы и человека.
6. Закрепление изученного материала.

Сегодня мы много говорили о грибах. А сейчас мне бы хотелось проверить ваши знания по теме.

Тест-игра " ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО..." ( С ПОМОЩЬЮ СИГНАЛЬНЫХ КАРТОЧЕК  ДА, НЕТ)

   Итак, верите ли вы, что…:

      грибы относятся к живой природе? Да

  • грибы относятся к царству растений? Нет
  • шляпочный гриб состоит из грибницы , ножки и шляпки ? Да
  • плодовое тело состоит из шляпки и ножки? Да
  • грибы – это богатство леса? Да

          в лесу должны быть только съедобные грибы? Нет

- Ребята, а можно уничтожать  ядовитые грибы? (Нет, так как они являются лекарством для некоторых животных)

Вывод: ( СЛАЙД ЗАПОМНИТЕ)

 (ПОДВОЖУ ИТОГ, ВЫСТАВЛЯЮ ОЦЕНКИ)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ( СЛАЙД)

10.Рефлексия

1. Эмоциональная ( похвала)

2. Грибная поляна( грибы грустные и весёлые)

     11.Подведение итогов.

      - Наш урок подошел к концу. Я вас благодарю за сотрудничество.

 В самом начале урока вы загадывали желание на успех нашего урока. Поднимите  руки, у кого оно сбылось?  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира по теме "Царство грибов"

Конспект урока и презентация по окружающему миру на тему "В царстве грибов". Урок разработан с использованием технологии критического мышления....

Урок окружающего мира в 1классе "Царство грибов"

Урок построен в форме проблемного диалога. В процессе урока ученики находят ответы на вопросы: что такое грибы и каково их значение в природе. Ученики учатся сравнивать, обобщать, делать выводы. На ур...

Конспект урока окружающего мира по теме:"Царства живой природы".

В игровой форме дети знакомятся с царствами живой природы и их представителями. Выполняя занимательные задания,  ребята закрепляют полученные знания....

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Царство грибов" 2 класс

Урок окружающего мира 2 класс «Начальная школа XXI века» под ред. Н.Ф. Виноградовой, изд. «Вентана Граф» 2013г. Тема урока: «Грибы»Дидактическая цель: создать условия для расширения понятия о царстве ...

Урок окружающего мира. Тема: «В царстве грибов»

- Грибами интересовались еще наши предки, только знаний у них не хватало, чтобы объяснить их происхождение Грибы называют растительным мясом. По питательности они превосходят многие известные нам прод...

Конспект урока окружающего мира "Начало Московского царства" + презентация (УМК "Перспектива", 4 класс).

Цель деятельности учителя: формирование представления о Московском княжестве эпохи его укрепления и расширения во время правления князя Ивана III; формирование знаний о деятельности Ивана Грозног...

Конспект урока окружающего мира "С лукошком за грибами" (1 класс, Перспективная начальная школа)

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема: С лукошком за грибамиЦель деятельности учителя: формирование у учащихся представления о грибах как особом царстве живой природы; ознакомление со съедобными и ...