Кто такие звери?
план-конспект занятия по окружающему миру (1 класс)

конспект занятия для 1 класса, в котором дети знакомятся с понятием "звери", особенностями внешнего вида и образом жизни зверей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx27.77 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по окружающему миру «Кто такие звери?»

Класс: 1.

Цель: знакомство с понятием «звери», особенностями внешнего вида и образом жизни

Планируемые результаты: предметные: учить определять принадлежность животного к своей группе

Метапредметные: формировать умение:

Регулятивные УУД: - Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью взрослого.

- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией в книге.

- Учиться работать по предложенному плану.

-  Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

- Учиться совместно со взрослым и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.      

Познавательные УУД: - Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью взрослого.

- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в словаре).

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

Коммуникативные УУД: - Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения).

- Слушать и понимать речь других.

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Личностные: учить:

 - Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить, как хорошие или плохие.

- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить, как хорошие или плохие.

- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Оборудование: презентация, куски шерсти по количеству учащихся, лист с изображением животных (звери, рыбы, птицы) для каждого учащегося, цветные карандаши для каждого учащегося

Ход занятия

Этап занятия

Деятельность воспитателя

Деятельность учеников

I Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Пожалуйста, подготовьтесь к занятию. Сегодня нам понадобятся пенал и рабочие листы. Садитесь.

Приветствие воспитателя, настрой на занятие.

II Формулировка темы, цели урока

Ребята, посмотрите на 1 слайд презентации и скажите, кто там изображён?

А можно ли их всех назвать зверями?

Давайте вспомним, кого мы называем, птицей, насекомым и рыбой.

Как вы думаете, а кого мы называем «зверем»?

Звери – это животные, тело которых покрыто шерстью. Звери выкармливают детёнышей молоком. Поэтому их называют ещё млекопитающие. Вот сегодня мы с вами и познакомимся с миром зверей.

Рыба, собака, яркая птица, насекомое

Нет

Птицы – животные,  тело которых покрыто перьями.

Насекомые – это животные, у которых 6 ног.

Рыбы – водные животные, у боль-шинства которых  тело покрыто чешуёй.

Ответы - предположения детей

III Изучение нового (+физкультминутка)

Для начала нам надо изучить особенности внешнего вида зверя. Сделаем мы это на примере жирафа. Посмотрите внимательно на фотографию жирафа и расскажите, какие части тела вы видите.

Хотите узнать о том, почему жираф так выглядит?

Слушайте: Жираф – это млекопитающее из отряда парно-копытных. Жираф является самым высоким животным на планете.  Жираф – умное и миролюбивое животное, кото-рое знакомо нам с детства. Шея жирафа необычайно сильная, так как имеет крепкие мышцы, которые позво-ляют удерживать голову и отлично маневрировать. Жи-раф выглядит необычно не только из-за своего роста. Сильное тело жирафа покрыто короткой шерстью. Окрас шерсти жирафа добавляет незаурядности тому, как выгля-дит жираф. Рисунок шерсти у каждого жирафа образован неповторимым узором темных пятен, которые выделяют-ся на фоне светлого оттенка базового окраса. Такой узор абсолютно уникален. Жираф выглядит забавным, ведь его голова с небольшими ушами имеет два покрытых шерс-тью рожка. У жирафа тонкий длинный хвост, с черной кисточкой на конце и небольшая короткая грива на шее. Ноги жирафа крепкие и высокие, при этом передние длиннее задних. Жирафы быстро бегают. Но чаще всего жирафы передвигаются неспешно, переставляя сначала два правых копыта, затем оба левых.

А теперь я предлагаю вам взять в руки кусочки шерсти и рассмотреть их, а потом рассказать, что вы про них ду-маете. Шерсть – это мех или волосы, покрывающие тело зверя. Количество шерсти может быть разным. Это зави-сит от в каком месте живёт зверь и какой образ жизни он ведёт.

А не засиделись ли мы на месте? Я предлагаю сейчас встать и немного подвигаться.

Физминутка: Покажите мне, ребята,

                      Как в лесу живут зверята.

                      Как лисёнок просыпается,

                      Как бельчонок умывается.

                      Как зайчонок проскакал,

                      Как волчонок пробежал.

                      Как ежонок и ежиха

                      Собирают ежевику.

                      Только медвежонок спит

                      Просыпаться не спешит.

Хорошо размялись? Тогда садитесь за парты, и будем знакомиться с особенностями зверей дальше.

Как вы думаете, а одинаковая шерсть у разных животных или разная? Многие млекопитающие покрыты шерстью двух разных видов. У бобра под длинными жёсткими во-лосами спрятан плотный слой мягких волос. Когда бобёр ныряет в воду, то намокает только наружный слой жёст-ких волос. А у ежа и дикобраза особый вид волос – иглы. Они помогают защищаться зверю от врагов.

А что любят кушать разные животные? Звери могут пи-таться растениями (травоядные), а могут питаться други-ми животными (хищники). Также некоторые звери пита-ются днём. А некоторые – ночью.

А какими способами звери могут передвигаться? Боль-шинство животных передвигается на 4 лапах. Но есть и те, кто передвигается на 2 лапах. Кенгуру  — это млеко-питающее животное, которое принято относить к сумча-тым.  Рост животного доходит до 1 метра 80 сантиметров. Задние ноги кенгуру приспособлены для прыжков, а пе-редние конечности напоминают человеческие руки и слу-жат сумчатым для ухода за дётенышами и срывание лис-тьев и веточек с редких кустарников саваны. Кенгуру перемещается по суше, прыгая на задних ногах. Некото-рые виды кенгуру способны одним прыжком покрыть расстояние равное 8 метрам. При подобных «перелётах» с одного травянистого участка на другой, большую роль играет хвост, служащий Кенгуру балансом.

Как вы думаете, а где могут жить разные звери? Где они проводят большую часть своей жизни? Действительно есть звери, которые большую часть жизни проводят в воде или на деревьях. А есть животные, которые живут на земле или под землёй.

Мы с вами знаем, что есть места на Земле, где климат меняется каждые несколько месяцев. Меняется не только температура, но и внешний вид растений. А вы знаете, как звери готовятся к таким изменениям? Звери могут иметь постоянный окрас шерсти. А могут его изменять, приспо-сабливаясь к меняющимся условиям климата. Данная осо-бенность защищает животных не только от холода, но и от хищников.

А все ли животные живут самостоятельно? Действитель-но, некоторые животные не могут выжить без помощи человека. Звери могут быть дикими (сами заботятся о себе и своём потомстве), а могут быть домашними (живут ря-дом с человеком и он заботится о них и их детёнышах).

Посмотрите на картинку. Как вы думаете, какое время года здесь изображено? А что здесь изображено? Сейчас я предлагаю вам посмотреть на рабочие листы и раскрасить зверей, которых вы там увидите. Только сначала давайте вспомним, какого цвета шёрстка у белочки и зайца зимой? Это поможет нам правильно выбрать цвет. Раскрасить нужно только зверей.

Помимо обычного строения зверей, есть и звери, которые имеют что-то необычное в своём строении. Я предлагаю вам с ними познакомиться. Летучая мышь – это единст-венное животное на нашей планете, которое способно ле-тать. Интересное название им дали учёные – «отряд руко-крылых». Мордочки летучих мышей своим видом напо-минают свиное рыльце, но есть и некоторые сходства с мышиной мордочкой. У некоторых представителей этих животных есть еще огромные уши, как у зайца, а на носу есть рог, как у носорога. Тело летучих мышей покрыто мягкой и густой меховой шкуркой. Шкурка покрывает все тело зверька, кроме крыльев. Цвет мышиной шкурки мо-жет быть серым или бурым. Передние лапки-«крылья» летучих мышей – это длинные пальцы, соединенные ко-жаными перепонками. Растопыривая пальчики и раскры-вая «крылья», зверьки могут летать и укрываться, если им холодно.

Есть млекопитающие, которые всю жизнь проводят в во-де. У них вместо ног – плавники. Китообразные имеют веретенообразное обтекаемое тело, гладкую кожу, прак-тически без шерсти. Гладкая кожа помогает киту легко скользить в воде. В давние времена у предков китов была шерсть, но постепенно она исчезла. И всё же на голове у кита есть немного одиночных волосков. Это чувствитель-ные волоски (как усы у кошек). С их помощью кит ночью может обнаружить в воде скопление мягких рачков, кото-рыми он питается. Толстый слой жира защищает от пере-охлаждения. Передние конечности преобразованы в ласты, задние атрофированы. Хвост заканчивается боль-шим горизонтальным плавником.

Такие же плавники есть у тюленей, морских львов и мор-жей. Хотя они проводят в воде только часть своей жизни.

Крота увидеть не просто, зато всегда легко узнать, где он живет. Нередко на лугу можно найти небольшие длинные канавки, значит, здесь ходил крот. Если крот копает нору на глубине 0,5 метра, то на поверхности видны кучки земли - кротовины. Тело крота покрыто пушистой шкур-кой, причем мех его так устроен, что может ложиться в любую сторону.  Глазки у него маленькие, а могучие лапы с мощными когтями - прекрасные «землеройные инстру-менты». Польза от кротов огромная, они улучшают свой-ства почвы, выносят на поверхность много минеральных веществ, увеличивают влажность почвы.

Туловище, шея, голова, лапы, хвост

Да

Дети берут в руки кусочки шерсти рассматривают их и рассказывают о своих ощущениях.

Дети выполняют движения, указанные в физминутке

Разная

Траву, хлеб, других маленьких животных, пить молоко…

Прыгать, бегать, ходить

В норе, в дупле, в воде, на земле

Меняют цвет шерсти, отращивают подшёрсток

Нет

Лето

Деревья, кусты, звери.

У белочки летом шёрстка рыже-кори-чневая, а зимой – серая. У зайчика летом шкура серая, а зимой – белого цвета.

Дети рассматривают рабочие листы, берут в руки цветные карандаши и раскрашивают только зверей.

Дети смотрят слайды с фотографиями животных и слушают рассказ учителя

IV Подведение итогов, рефлексия

Кто такие звери?

Из чего состоит шерсть зверей?

Что мы можем рассказать о шерсти?

Какое строение у зверя?

Где обитают звери?

Как звери передвигаются?

Как звери приспосабливаются к изменившимся климати-ческим условиям?

Кто такие травоядные и хищные животные?

Что мы знаем о диких и домашних животных?

Что мы узнали о летучих мышах, кротах и китах?

Звери – это животные, тело которых покрыто шерстью.

Шерсть – это мех или волосы, покры-вающие тело зверя. Она состоит из волосков. Может быть одного цвета или разного.

Голова, шея, туловище, лапы, хвост

В воде, на земле, на деревьях

Ходят, бегают, прыгают, ползают

Изменяют густоту и цвет шерсти

Звери могут питаться растениями (травоядные), а могут питаться други-ми животными (хищники).

Звери могут быть дикими (сами забо-тятся о себе и своём потомстве), а мо-гут быть домашними (живут рядом с человеком и он заботится о них и их детёнышах).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час для 2 класса "Что такое хорошо, и что такое плохо"

формирование у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения;Предполагаемый результат:-расширение понимания значения слова «хорошо» и «плохо», развитие умения отличат...

Нравственный классный час: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

Данный материал расширит понимание значения слов "хорошо" и "плохо", поможет развивить умение отличать  плохое от хорошего....

Презентация к уроку окружающего мира "Кто такие птицы? Кто такие звери" Зоопарк"

Данная презентация предназначена для проведения урока окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери? Зоопарк"...

Классный час "Мы такие похожие и такие разные"

Классный час для проведения в начальной школе. Классный час направлен на формирование у детей умения общаться, понимать ценность каждого человека,воспитывать самоуважение и уважение к окружающим людям...

«Что такое «хорошо» и что такое «плохо» Разговор – импровизация

- В нашей жизни вокруг нас ходят два существа "Плохо" и "Хорошо".- Вот и сегодня мы с вами поведём наш разговор на тему:  "Что такое хорошо?" и "Что такое плохо?"...

Сценарий классного часа в первом классе «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»

Сценарий  классного часа в первом классе«Что такое «хорошо» и что такое  «плохо»Классный час проходит в форме устного журнала. На доске «журнал» иллюстрированный картинками из книги В....