Технологическая карта
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Циер Александра Андреевна

по Окружающему миру 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Дата: 06.04.21

Школа: МАОУ №148

Класс: 3 «З»

Урок: 4

Время: 10.40 – 11.20  Кабинет: 223

Студент: Циер Александра

Группа: 101нк

Учитель: Горячёва Светлана Леонидовна

Тема урока «Свойства полезных ископаемых»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование представления о свойствах полезных ископаемых: песка, глины, мрамора, известняка, гранита

Задачи урока

Дидактические:

  1. Познакомить со свойствами песка, глины, известняка, мрамора, гранита и их использовании;
  2. Расширить знания о строительных полезных ископаемых;
  3. Узнать о месторождениях полезных ископаемых в Челябинской области.

Развивающие:

  1. Развивать познавательную активность и творческие способности;
  2. Формировать коммуникативные способности и умение вести диалог;
  3. Способствовать развитию психических познавательных процессов: памяти, мышления, воображения, восприятия, внимания, эмоций, речи.

Воспитательные:

  1. Воспитывать у детей интерес к изучению полезных ископаемых;
  2. Воспитывать бережное трепетное отношение к природе;
  3. Воспитывать любознательность и пытливость в процессе учения, расширять кругозор детей.

Оборудование: Учебник «Окружающий мир» О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов, Л.А.Царева., УМК «Перспективная начальная школа» 3 класс, 2 часть., учебная презентация, раздаточный материал, образцы известняка, мрамора, песка, глины, гранита, ручная лупа, карта полезных ископаемых.

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

                                                        Фронтальная работа

                                                      Метод: словесный

Приветствие

Приветствую учеников, представляюсь им.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Александра Андреевна . Сегодняшний урок окружающего мира проведу у вас я.

Улыбнитесь, подарите свои улыбки друг другу и всем окружающим.

Готовят рабочее место

Приветствуют учителя.

Садятся на свои места.

Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

М: Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом

К: умение переключать вид деятельности

Актуализация знаний и мотивация

(4 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная форма работы

Методы: словесный – объяснение

Наглядный:

слайды

Повторение

- Сегодня у нас не просто урок, а пятое заседание клуба «Мы и окружающий мир». Я не только учитель, но и председатель сегодняшнего заседания. Вы не только ученики, но члены клуба и, конечно, исследователи. Предлагаю работу клуба начать. Согласны? Начинаем.

- Чтобы лучше окунуться в тему работы клуба, предлагаю небольшую разминку — повторение. Ответы даёте краткие. Начинаем.

- Над какой большой темой вы работали на протяжении нескольких уроков?

- Как называют верхний твёрдый слой Земли?

- Из чего сложена земная кора? –

- Какими бывают горные породы по образованию?

- Из чего состоят самые твёрдые горные породы?

- Что значит понятие «полезные ископаемые»?

- Как называется место, где залегают полезные ископаемые?

- Кто занимается поиском залежей полезных ископаемых?

- В каких состояниях могут находиться полезные ископаемые?

- На какие группы, по использованию человеком, можно разделить полезные ископаемые?

- Назовите строительные полезные ископаемые.

- Согласны

Отвечают на вопросы

разминки

-Тайны недр земли

-Земная кора

-Из горных пород

-Осадочными и магматическими

-Из минералов

- Это горные породы и минералы

- Месторождение

- Геологи

- В жидком, твёрдом и газообразном.

- Горючие, строительные, металлы, драгоценные камни — самоцветы.

-Песок, глина, известняк, мрамор.

Метапредметные:

П: осознавать познавательную задачу;

осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.

К: владеть диалогической формой коммуникации;

допускать возможность различных точек зрения

Личностные:

проводить самооценку и взаимооценку

Предметные:

умение отбирать необходимую информацию

Постановка учебной задачи
(5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная форма работы

Методы:

Словесный: беседа

Наглядный: слово с английскими буквами на слайде, распечатка плана урока

Подведение к теме

Вот мы и подошли к теме сегодняшнего заседания.

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

                                                                                       

-Какую цель поставим перед собой?

-Зачем нам необходимы знания по этой теме?

 -Где они нам могут пригодиться?

Что мы должны сделать, чтобы добиться цели?

План работы

1.        Рассмотреть полезное ископаемое

2.        Провести исследование

3.        Сделать выводы.

4.        Выступить с сообщением.

Формулируют тему, цель и план урока

- О свойствах полезных ископаемых

- Изучить свойства полезных ископаемых

Ответы учеников

- Нужно составить план работы

Составляют план

1.Рассмотреть полезное ископаемое

2.Провести исследование

3.Сделать выводы.

4.Выступить с сообщением.

Метапредметные:

 П: построение речевого высказывания

Р: целеполагание

П: построение речевого высказывания

Р: целеполагание

Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

П: уметь применять полученные знания в практической деятельности

"Открытие" детьми нового знания
 (14 мин)

Динамическая пауза

(2 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Работа в группах

Метод: словесный – беседа

Наглядный: работа с учебником, работа с тетрадью

Открытие нового знания

-Сегодня на уроке вы не просто ученики, вы исследователи и работая в группе для себя откроете что-то новое.

Ну, что заглянем в научную лабораторию.

 В вашу лабораторию принесли образцы полезных ископаемых для исследования.

-Прежде, чем начать работу, вспомните правила ТБ при проведении опытов.

-Приступая к работе, не забудьте про правила работы в группе.

-Время на исследование и запись результатов 10 минут.

-- За одну минуту до окончания работы подаю сигнал (колокольчик)

-Прочитав и отгадав загадки, каждая группа узнает   какие полезные ископаемые они будут исследовать.

(Карточки с загадками каждой группе)

-А результаты своих исследований группа будет записывать в научный дневник.

Выдаю листы исследования

1 группа: знакомится со свойствами известняка

2 группа: со свойствами известняка и мрамора.

3 группа: со свойствами гранита.

Работают в группах

Проговаривают правила работы в группе

 

Вспоминают правила ТБ при проведении опытов

Распределяют роли в группе; планируют свою деятельность.

Каждая группа читают и отгадывают загадки.

Записывают результаты исследования

Учащиеся работают над исследованием:

самостоятельно выполняют опыты, фиксируют в научный дневник, оформляют отчёт.

Выполняют упражнения

Метапредметные:

П: смысловое чтение, построение речевого высказывания

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

П: построение рассуждения;

П: анализ объектов

П: выделение необходимой информации

П: построение рассуждения

Предметные: уметь применять полученные знания в практической деятельности

Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

Л: проявлять мотивы к учебной деятельности

Первичное закрепление
(5 мин)

Усвоение нового способа действий

Фронтальная форма работы

Методы:

Словесный: объяснение, диалог, рассказ

Наглядный: презентация, распечатки плана и карточек с дополнительной информацией, работа с учебником

-Обобщим результаты исследования.

- Скажите, какое свойство известняка и мрамора дает возможность использовать их так многогранно?

- Где чаще используют?

- Почему на уроках труда мы используем глину, а не песок?

Каждая группа зачитывает результаты своих исследований.

- твердость,

- в строительстве.

-Мокрая глина вязкая и пластичная, при высыхании хорошо сохраняет форму, поэтому можно создать интересные изделия. И даже раскрасить.

Метапредметные:

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков;

К: умение полно и точно выражать мысли;

П: уметь применять полученные знания в практической деятельности

Л: проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

Самостоятельная работа с самопроверкой
(3 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Работа в парах

Частично-поисковый: поиск правильных ответов

Практич.: решение теста

Работа в парах

-А сейчас закрепите знания, полученные в исследовательской работе.

 Задание на отдельных листах для каждой пары:

Найди ошибки в следующих утверждениях.

Большинство полезных ископаемых жидкие.

Месторождениями называются места, где хранят полезные ископаемые.

Нефть добывают в карьерах.

Как удобрение для растений используется каменный уголь.

Изучают полезные ископаемые и отыскивают месторождения биологи.

Выполняют задание

Представители от команд выходят к доске и сравнивают ответы, подсчитывают количество правильных ответов

Ответы:

твёрдые

залегают

в недрах земли

торф

геологи

Работают в парах, выполняют задание в парах, совещаясь, далее проверяют свою работу и оценивают себя по критериям

Включение в систему знаний, повторение

(2 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Фронтальная форма работы

Методы: словесный –беседа

Практический – Дидактическая игра

Тестирование

- Ребята, как вы думаете, зачем нам надо знать свойства полезных ископаемых?

1 вариант

1.Горные породы и минералы, которые человек использует в своей хозяйственной деятельности, называют:

 А) камни

 Б) полезные ископаемые

 В) вода

 Г) топливо

2. Что из перечисленного относится к полезным ископаемым?

 А) Ножницы, ложки, вилки

 Б) Кирпич, бензин, известняк

 В) Нефть, глина, торф

 Г) Бетон, асфальт, щебень

3. Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?

А) Психологи

 Б) Строители

 В) Геологи

 Г) Астрологи

4. Какие из полезных ископаемых служат топливом?

 А) Оловянная и медная руда

 Б) Глина, известняк

 В) Каменный уголь, природный газ

 Г) Мрамор, глина

5. В каких из перечисленных пород, минералов или полезных ископаемых основную часть составляют остатки растений?

А) Глина

Б) Торф

 В) Гранит

 Г) Сланец

2 вариант

1. Жидкое горючее полезное ископаемое:

 А) природный газ

 Б) нефть

 В) известняк

 Г) глина

2.Где добывают поваренную соль?

А) Все ответы верны

 Б) В подземных шахтах

 В) Со дна озер

 Г) Выпаривают из морской воды

3. Из какого полезного ископаемого получают бензин?

 А) Из угля

 Б) Из нефти

 В) Из газа

 Г) Из торфа

4. Кто создал горные породы?

А) Люди

Б) Природа

В) Животные

Г) Метеориты

5. Из какого полезного ископаемого получают металлы?

А) Из угля

Б) Из гранита

 В) Из руды

 Г) Из нефти

- На картах эти полезные ископаемые обозначаются вот такими условными обозначениями.  

- Ребята, давайте вернёмся к цели урока.

- Достигли мы поставленной цели? Выполнили план работы?

Отвечают на вопросы теста

-Использовать их в жизни

Пишут тест на листочках по пройденной теме. Взаимопроверка теста, оценивание работы соседа

Ответы:

 1 вариант- 1Б, 2В, 3В, 4В, 3Б

2 вариант – 1Б 2А 3Б 4Б 5В

-Изучить свойства полезных ископаемых

-Да

-Да

Метапредметные:

П: построение рассуждения;

П: выделение необходимой информации

Р: оценка результатов;

Личностные : проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

Предметные: знать ход работы

Метапредметные:

Р: осуществление итогового контроля

К: умение полно и точно выражать своё мнение

Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Предметные: уметь оценивать работы других учеников

Рефлексия деятельности

(3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Фронтальная форма работы

Методы: словесный-беседа

-Что нового вы сегодня узнали?

-Оцените свою работу смайликами, которые вы видите на слайде.

-Поднимите руку те, кто справился со всеми заданиями на отлично, кому было интересно работать на уроке? (зелёный смайлик

-Теперь поднимите руку те, кто выполнил не все задания, кому было непонятно?) (желтый смайлик)

-Теперь поднимите руку те, кто не справился ни с одним заданием? (красный)

-Ребята, мне было приятно работать с вами, спасибо вам, до свидания!

Оценивают свою работу

Отвечают на вопросы

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия на тему: Правописание буквосочетания жи-ши в 1 классе Технологическая карта занятия

1.Познакомить с правилами правописания жи-ши,закрепить умение использовать правило жи-ши при письме;2.Развивать память,логическое мышление,орфографическую зоркость;3.Воспитывать трудолюбие,аккуратност...

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...