Рабочая программа по предмету Окружающий социальный мир, 3 класс (РАС)
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)

Учебный предмет «Окружающий социальный мир» является основной частью предметной области «Окружающий мир»; является содержательной частью системных знаний о людях, их профессиях, о межличностных взаимоотношениях в коллективе. Изучение предмета позволит расширить  представления детей о дружбе, об  отношениях на основе поддержки и взаимопомощи, об эмпатии и способах выстраивания и поддержки  положительных способов взаимодействия в группе сверстников в процессе учебной, игровой и других доступных видах деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Окружающий социальный мир» разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

1. Федерального государственного образовательного стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598;

4. Приказа Министерства образования и науки РФ от 9 июня 2016г. № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ».

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 Цель предмета – расширение представлений о социальных явлениях (о взаимосвязи между предметным миром и социальным миром, о труде людей), формирование и закрепление умений по взаимодействию со сверстниками в разных ситуациях.

Задачи предмета:

- знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения);

- формирование        представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие,  функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебный предмет «Окружающий социальный мир» является основной частью предметной области «Окружающий мир»; является содержательной частью системных знаний о людях, их профессиях, о межличностных взаимоотношениях в коллективе. Изучение предмета позволит расширить  представления детей о дружбе, об  отношениях на основе поддержки и взаимопомощи, об эмпатии и способах выстраивания и поддержки  положительных способов взаимодействия в группе сверстников в процессе учебной, игровой и других доступных видах деятельности.  

Отбор содержания курса «Окружающий  социальный  мир» направлен на формирование знаний, умений, навыков, направленных на социальную адаптацию учащихся; повышение уровня общего развития учащихся и воспитание у них максимально возможного уровня самостоятельности.

           В связи с особенностями психического развития детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития практическая направленность реализуется через наглядно – практический характер, т.е. представление об окружающем социальном мире усваиваются в результате наблюдения за действиями педагога, в процессе собственных практических действий с реальными предметами, реализуется через решение соответствующих возрасту житейских задач.

            Коррекционная направленность обеспечивается введением коррекционных, сюжетно – ролевых игр, упражнений. Социальное развитие ребёнка с тяжёлыми и множественными нарушениями развития идёт в единстве с процессом развития, воспитания, овладения речью и развитием наглядных форм мышления. Содержание программы построена с учётом особых образовательных потребностей обучающихся, развитие их жизненной компетенции в разных социальных сферах, а также решение у обучающихся с тяжёлыми и множественными нарушениями развития жизненного опыта и социальных контактов в доступных для него пределах. Помещение должно быть оборудовано разными инструментами, материалами, предметами, стимулирующими индивидуальную деятельность.

           Игры и упражнения, в которых дети действуют методом проб, развивают у них внимание к свойствам и отношениям предметов, формируют целостное восприятие. Для коррекции важно развитие тактильно-двигательного восприятия, которое также начинается с узнавания, а заканчивается формированием представлений. Не меньшее значение имеет и развитие слухового восприятия, которое помогает умственно отсталому ребенку ориентироваться в окружающем его пространстве, создает возможность действовать по звуковому сигналу, различать многие важные объекты и т.д.

         Наиболее важны для ребенка ролевые игры. В них ребенок воссоздает в доступной для себя форме отношения, которые складываются в мире взрослых. Именно игра является тем механизмом, который переводит внешние требования социокультурной среды в собственные потребности ребенка.

         Распределение учебного материала осуществляется концентрически, что позволяет один и тот же  материал (вопрос) излагать несколько раз, но с элементами усложнения, с расширением, обогащением содержания образования новыми компонентами, с углублением рассмотрения имеющихся между ними связей и зависимостей, что создаёт условия для постепенного наращивания сведений по теме и отработки необходимых умений.

В программе предусмотрены разнообразные формы и методы организации  деятельности: экскурсии, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, практические работы, создание ситуации успеха,  дидактические игры и упражнения. 

МЕСТО  ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Образовательная область: «Окружающий мир».

Предмет «Окружающий социальный мир» включен в федеральную (базисную) часть учебного плана, рассчитан на 2 часа в неделю, общее количество часов за год - 68.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные:

- ориентированы на взрослого,

 - выполняют трудовые задания доступным способом в разных ситуациях,

- проявляют активность в совместных делах со сверстником.

 Предметные:

 - имеют элементарное представление о некоторых знакомых профессиях: узнают и показывают на картинке, выделяют признаки (учитель, дворник, врач) (3-4 из 6).

 - имеют элементарные представления о знакомых в опыте культурно-бытовых учреждениях, а также объектах, расположенных в них и рядом («Школа», «Школьный двор», «Больница»);

- выделяют на картинках признаки некоторых профессий, близких к жизненным ситуациям обучающегося (учитель, доктор, дворник);

- умеют соблюдать с ориентировкой на взрослого или сверстника элементарные правила «пешехода» и проезда в пассажирском транспорте;

- узнавание и выделение конкретных признаков и атрибутики знакомых праздников по сюжетной картинке (Новый год, 8 марта, Праздник победы 9 мая),

- участвуют в настольно-печатных, дидактических или в подвижных играх,

 - знают правила поведения в процессе взаимодействия в группе одноклассников.

Базовые учебные действия.

- проявляют адекватное поведение в социальной ситуации ближнего окружения (умения приветствия, знакомства, предложение о помощи и др.),

- умение поддерживать положительные взаимоотношения со сверстниками (с знакомыми взрослыми), проявлять сочувствие, взаимопомощь,

 - умение проявлять самостоятельность и взаимодействовать в группе в процессе разных видов детской деятельности.

Показателями усвоения программы учебного материала по предмету «Окружающий социальный мир» 3 класса является совершенствование и уточнение представлений о предметном и социальном мире, об их взаимосвязи; о профессиях и труде людей; об учреждениях культурно-бытового назначения ближайшего окружения; о культурных традициях и соответствующей атрибутики; о праздниках, о способах поддержки и налаживания межличностных взаимоотношений со сверстниками (со знакомыми взрослыми).

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ И ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ

Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся по учебному предмету «Окружающий социальный мир» в 3 классе проводится на основании выявленных у обучающихся умений в доступной форме по овладению планируемыми личностными и предметными результатами освоения АООП.

Описание процедуры промежуточной и итоговой аттестации

Процедура промежуточной и итоговой аттестации обучающихся проводится учителем класса в режиме текущего занятия. В групповой форме работы – учитель контролирует самостоятельность обучающихся при выполнении каждого задания, при необходимости оказывает помощь, показывая способ действия, или совместными действиями.

В индивидуальном виде работы – учитель при необходимости помогает выполнять задание. 

Промежуточная аттестация

Задание 1. «Азбука пешехода»

Цель: выявить умение «читать» дорожные знаки.

Оборудование: пиктограммы с обозначением: пешеходный переход, опасность, светофор, дорожные работы.

1_22

пешеходный переход

1_25

 дорожные работы

1_8

светофор

1_33

опасность

 

Инструкция для обучающихся 1 группы – 4 пиктограммы: учитель поочередно показывает пиктограммы, предлагает обучающихся поднять соответствующую картинку, назвать пиктограмму.

Инструкция для обучающихся 2 группы – 3 пиктограммы (пешеходный переход, светофор, опасность): учитель поочередно показывает пиктограммы, предлагает обучающихся поднять соответствующую картинку, назвать пиктограмму.

Инструкция для обучающихся 3 группы: учитель просит жестом показать пиктограмму (выбор из 2-х).

Критерии оценки выполнения задания:

1 балл – не выполнил

2 балла – выполнил с помощью взрослого

 3 балла – выполнил самостоятельно после оказания помощи

 4 балла – выполнил самостоятельно

Результат задания 1_____баллы

 Задание 2 «Что кому нужно?»

Цель: выявить умение определять и называть действия в соответствии с определенной профессией.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением: дворника, парикмахера, водителя, художника; наборы предметных картинок к изображению «Дворник» (метла, лопата, ведро, шланг), наборы картинок к изображению «Водитель» (трамвай, руль, микрофон); наборы картинок к изображению «Парикмахера» (фен, ножницы, расческа, шампунь); наборы картинок в изображение «Художника» (краски, кисточки, бумага, картина).

Инструкция для 1-2 группы: учитель показывает изображение человека определенной профессии и просит показать и назвать, что он делает соответствующим предметом (дворник: чистить снег, подметает двор, поливает растения; водитель: водит трамвай, крутит руль, объявляет остановки; парикмахер: причесывает, делает стрижку, укладывает волосы; художник: подбирает краски, рисует картины, организует выставляет свои картины в музеях.

Инструкция для 3 группы: предлагается картинки «Дворник», «Парикмахер» надо выбрать одну из названных профессий.

Критерии оценки выполнения задания:

1 балл – не выполнил

2 балла – выполнил с помощью взрослого

 3 балла – выполнил самостоятельно после оказания помощи

 4 балла – выполнил самостоятельно

Результат задания 2_____баллы

Протокол оценки по 2 заданиям:

Наименование

Оценка

1

Задание 1 «Азбука пешехода»

….

2

Задание 2 «Что кому нужно?»

Итого за 2 задания

СУММА БАЛЛОВ

Оценка промежуточных достижений, обучающихся:

2 балла – программный материал не усвоен

3-5 баллов – программный материал усвоен на минимальном уровне

6-8 баллов – программный материал усвоен на достаточном уровне

Итоговая аттестация

Задание 1. «Учреждения нашего города»

Цель: выявить умения узнавать на пиктограмме знакомые учреждения, элементарные представления об их назначении.

 Иконка музеи, исторические, museum, historical 32x32

музей

i?id=ee68a43f81512c9c92f518d5de9a0103&n=13

аптека

i?id=83950f7d1f06edca70897c22c993eb94&n=13

парикмахерская

i?id=31d5c07eb51f8026b63965901eecee68&n=13

театр

Инструкция для 1-2 группы: учитель называет учреждение, а обучающие показывают определенную пиктограмму, называя назначение учреждения.

Инструкция для 3 группы: учитель просит показать определенную пиктограмму (выбор из 2-х (аптека, парикмахерская).

Критерии оценки выполнения задания:

1 балл – не выполнил

2 балла – выполнил с помощью взрослого

 3 балла – выполнил самостоятельно после оказания помощи

 4 балла – выполнил самостоятельно

Результат задания 1_____баллы

Задание 2. «Наши праздники»

Цель: выявить элементарные представления о знакомых праздниках.

Оборудование: открытки (по 2-3 у каждого обучающегося), отражающие сюжеты знакомых праздников: Новый год, Женский день, День победы; символы, изображающие эти праздники.

Инструкция для 1-2 групп: учитель предлагает рассмотреть символы знакомых праздников, выставляет их на наборное полотно. Обучающиеся по очереди выходят к наборному полотну и расставляют свои открытки в соответствии с символами праздников, объясняя свои действия.

Инструкция для 3 группы: соотнесение символов и открыток (выбор из 2-х: Новый год, День Победы).

Критерии оценки выполнения задания:

1 балл – не выполнил

2 балла – выполнил с помощью взрослого

 3 балла – выполнил самостоятельно после оказания помощи

 4 балла – выполнил самостоятельно

Результат задания 2_____баллы

Протокол оценки по 2 заданиям:

Наименование

Оценка

1

Задание 1 «Учреждения нашего города»

….

2

Задание 2 «Наши праздники»

Итого за 2 задания

СУММА БАЛЛОВ

Оценка промежуточных достижений, обучающихся:

2 балла – программный материал не усвоен

3-5 баллов – программный материал усвоен на минимальном уровне

6-8 баллов – программный материал усвоен на достаточном уровне

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Требования к материально-техническим условиям

Материально-техническая база реализации АОП для обучающихся с РАС и умеренной, и тяжелой (глубокой) умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных организаций.

Временной режим образования обучающихся

Временной режим соответствует:

- Постановлению СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» № 26 от 10.07.2015 года;

- Постановлению главного санитарного врача Российской федерации № 16 от 30.06.2020 об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID 19)».

Технические средства обучения 

  • Компьютер
  • ЭОР (разработки мультимедийных презентаций, виртуальных экскурсий, учебных фильмов)

Специальный учебный и дидактический материал, отвечающий особым образовательным потребностям обучающихся.

Главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия.  В процессе обучения используются:

  • предметные и сюжетные картинки по темам;
  • опорные таблицы для составления предложений, рассказов по плану.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Основное содержание учебного предмета «Окружающий социальный мир» включает

5 направлений:

  1. «Профессии и труд людей».
  2. «Учреждения культурно-бытового назначения» (аптека, парикмахерская, театр).
  3. «Азбука дорожного движения»
  4. «Праздники»
  5. «Совместные дела»

Обучение может проходить в разных формах: на уроках, экскурсиях и прогулках.

Направление        

Кол-во часов

Виды деятельности учащихся

Профессии и труд людей.

26

Формировать взаимосвязь предметного и социального мира (ориентировка в помещении школы, кабинеты, их назначение и оборудование, кто в них трудится).

Продолжить знакомить с видами транспорта, с трудом людей, работающих на видах транспорта (пассажирский, специальный - скорая помощь, пожарная машина), раскрыть отношение взрослых к труду водителя, его значимости для других людей,

Уточнить и расширить представление о труде людей, познакомить с названиями профессий и значимостью их для других людей (уборщица, повар).

Познакомить с трудовыми действиями и орудиями труда, с трудом людей, связанные с сезонными изменениями (что делают люди в сельском хозяйстве: весной, летом, осенью).

Воспитывать уважение к труду человека.

Учреждения культурно-бытового назначения.

14

Уточнить и расширять представления о знакомых культурно-бытовых учреждениях: «Школа», «Больница», "Театр".

Познакомить с новыми культурно-бытовыми учреждениями: «Музей», «Парикмахерская», «Аптека»; учить узнавать их на сюжетных иллюстрациях.

Познакомить с особенностями профессиональной деятельности людей, которые работают в культурно-бытовых учреждениях;

Дать представление о моделях поведения в зависимости от социальной роли, о требованиях (пассажир; зритель, клиент).

Продолжать воспитывать уважительное отношение к людям этих профессий.

Представления о правилах дорожного движения.

12

Расширять представления о дорогах и дорожном транспорте, о поведении людей на дороге и в транспорте.

Продолжать знакомить с некоторыми знаками для транспорта и для пешеходов.

Продолжать формировать практическую ориентировку на дорогах (Игра «улица нашего города».

Праздники.

6

Уточнить и расширить представление о праздниках:

- создать условия для участия каждого обучающего в праздничных мероприятиях (День рождения, Новый год, Женский день, День Победы),

- закрепить жизненный опыт обучающихся в праздничных мероприятиях: в беседах, рисунках, аппликациях, рассказах по сюжетным иллюстрациям.

Совместные дела.

10

Формирование положительного взаимодействия между одноклассниками: организация совместных игр с правилами (настольно-печатных, дидактических игр, подвижных):

- учить выполнять поручения взрослых совместно с одноклассниками;

- продолжать учить фиксировать свой жизненный опыт положительного взаимодействия и общения со сверстниками в беседах, в рисунках.

Итого:

68

Календарно-тематическое планирование.

урока

Наименование раздела и темы урока

Кол-во

часов

Календарные сроки

План.

Факт.

1 четверть.

Профессии и труд людей.

26

1

2

1

2

Чему учат в школе?        

2

3

4

3

4

Узнавание учителей - предметников на фотографии, иллюстрации.

2

5

6

7

5

6

7

Работники школы. Наблюдения за трудом людей, работающих в школе.

3

8

8

Автобус. Предметно-игровые действия по теме.

1

9

10

9

10

"Вот мы в автобусе сидим" (игра)

2

11

12

11

12

«Паровозик из Ромашково» (урок- путешествие).

2

13

14

15

13

14

15

Почему они спешат? (спец. транспорт).

3

16

17

16

17

Все профессии важны.

2

За четверть

17

2 четверть.

18

19

18

19

Кому что пригодится?

2

20

20

Парикмахер. Выбор атрибутики (реальные предметы, предметы-заместители) по теме.

1

21

21

Водитель. Выбор атрибутики (реальные предметы, предметы-заместители) по теме.

1

22

22

Врач. Выбор атрибутики (реальные предметы, предметы-заместители) по теме.

1

23

23

Продавец. Выбор атрибутики (реальные предметы, предметы-заместители) по теме.

1

24

25

24

25

Труд в природе.

2

26

26

Трудовой десант.

1

Представления об учреждениях культурно-бытового назначения.

14

27

28

29

1

2

3

Магазин. Предметно-игровые действия по теме.

3

30

4

Музей. Предметно-игровые действия по теме.

1

31

5

Упражнение  «Пиктограммы».

1

32

6

Упражнение «Знакомая профессия».

1

За четверть

15

За 1 полугодие

32

3 четверть.

33

34

7

8

Аптека. Предметно-игровые действия по теме.

2

35

9

Театр. Предметно-игровые действия по теме.

1

36

10

Кинотеатр. Предметно-игровые действия по теме.

1

37

38

11

12

Библиотека. Предметно-игровые действия по теме.

2

39

40

13

14

Больница. Предметно-игровые действия по теме

2

Представления о правилах дорожного движения.

12

41

42

1

2

Наземный транспорт.

2

43

44

3

4

Воздушный транспорт.

2

45

46

5

6

Водный транспорт.

2

47

7

Уличное движение.

1

48

8

Участники дорожного движения.

1

49

50

9

10

Я - пешеход. Светофор.

2

51

52

11

12

Дорожные знаки.

2

53

1

Новый год у ворот.

1

За четверть

21

4 четверть.

Представления о праздниках.

6

54

2

Мамин (женский) день.

1

55

3

Папин праздник.

1

56

4

Что такое День Победы?

1

57

5

День рождения.

1

58

6

Выбор подарков в соответствии с праздником.

1

Совместные дела.

11

59

60

1

2

Учимся дружить.

2

61

62

3

4

Совместные игры (сюжетные, подвижные игры).

2

63

64

65

5

6

7

Сказка «Колобок» (спектакль).

3

66

8

«Веселые старты».

1

67

9

Детская площадка.

1

68

10

 Упражнение «Учреждения нашего города».

1

За четверть

15

За 2 полугодие

35

За год

68

По плану: 68 ч.

Проведено: 68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по предмету "Окружающий социальный мир"

ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ, ТЯЖЕЛОЙ И ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ), ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (ВАРИАНТ 2)...

Адаптированная рабочая программа по предмету «Окружающий социальный мир»

Цель предмета: формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения. Задачи предмета: знакомство с явлениями социальной...

Рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир" 1 класс (для детей с ТМНР)

Рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир" 1 класс ФГОС (вариант 2)...

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир»

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету составлена на основе: Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью...

Рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир" 1 класс

Программа предназначена для обучающихся 1 (дополнительного) класса со сложной структурой дефекта...

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» предметная область «Окружающий мир» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1 б класс/ 3б класс

Паспорт рабочей программы.Тип программы: программа по предмету ≪Окружающий социальный мир≫ для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающихся по адаптирова...

Программа Образовательная область «Окружающий мир» Учебный предмет "Окружающий социальный мир". 5-12 класс

Общая характеристика учебного предмета Отбор содержания курса «Окружающий  социальный  мир» направлен на формирование знаний, умений, навыков, направленных на социальную ада...