Урок "Полезные ископаемые" 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Маркеева Татьяна Игоревна

Урок открытия нового знания по окружающему миру "Полезне ископаемые" 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poleznye_iskopaemye_3_klass.docx89.76 КБ

Предварительный просмотр:

 

Технологическая карта урока по окружающему миру в 3 классе

«Полезные ископаемые»

УМК: «Школа России»

Тип урока: открытие нового знания

Цель:  создать условия для ознакомления учащихся с полезными ископаемыми, их применением, некоторыми свойствами; способствовать формированию представлений учащихся о подземных богатствах; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученных информаций; развитию интереса к предмету «окружающий мир».

Задачи урока:

Образовательная: познакомить учащихся с разнообразием полезных ископаемых.

Развивающая: способствовать развитию мышления, памяти, речи учащихся, умения выделять главное.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • научатся различать образцы полезных ископаемых;  
  • сформируют понятие «полезные ископаемые», освоят знания о свойствах полезных ископаемых, их применении и способах добычи.

Метапредметные:

  • самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;
  • ориентироваться в своей системе знаний;
  • отбирать необходимый для решения учебной задачи материал.

Личностные:

  • сформируют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью;
  • сформируют уважительное отношение к природным богатствам нашей страны;
  • расширят кругозор.

Формы работы, используемые на уроке: фронтальная, индивидуальная, парная.

Оборудование: учебник Окружающий мир. 3 класс. Ч 1./ А.А. Плешаков., ПК, мультимедиапроектор, интерактивная доска, раздаточный материал.

Этап урока

Образовательная

задача

урока

Методы и приемы

работы

Деятельность    учителя

Деятельность обучающихся

Формы контроля

Метапредметные, личностные

результаты

1. Мотивация (самоопределение  к учебной деятельности)

(2 мин)

Выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения требований у учебной деятельности.

Прием мотивации к учебной деятельности.

(На доске карта РФ)

(СЛАЙД)

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Человек и время года –

Это всё вокруг ….

- Ребята, скажите, пожалуйста, для чего нам нужно изучать предмет «Окружающий мир»?

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. Размышляют над стихотворением.

Природа

Отвечают

Внешний контроль

Познавательные: Умение строить речевое высказывание, анализ объектов с целью выделения признаков Личностные: Мотивация к обучению.

2. Актуализация знаний и фиксирование

индивидуального затруднения   в пробном учебном действие

(5 мин)

Организация, фиксирование каждым из учащихся индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Задания

- Сегодня мы опять попадем в удивительный окружающий нас мир и постараемся узнать о нем много нового.

- Но сначала давайте вспомним изученный материал.

- В рамках повторения мы пройдем викторину, каждый вопрос которой начинается словами «Верно ли, что…?»

-За каждый правильный ответ в течении сегодняшнего урока вы будете получать алмаз! (подходят к интер доске, нажимают на любой вопрос, отвечают)

1) Верно ли, что раздел, который мы изучаем называется «Чему учит экология?»

2) Верно ли, что всё, что нужно людям для жизни, называют потребностями?

3) Верно ли, что парикмахер и врач производят товары?

4) Верно ли, что труд не нужен для производства товаров?

5) Верно ли, что природные богатства не надо беречь, они бесконечны?

6) Верно ли, что трудовой успех людей зависит от образования и здоровья?

7) Верно ли, что сельское хозяйство – это часть экономики.

8) Верно ли, что растениеводство – это ухаживание за всеми растениями вокруг?

9) Верно ли, что культурные растения – это только цветы.

10) Верно ли, что для экономики полезны только сельскохозяйственные профессии людей?

 - Молодцы!

- Посмотрите на выставку и скажите, пожалуйста, что это?

- Что вы можете сказать о них?

О т в е т ы:

1. нет, «Чему учит экономика»

2. верно

3. нет, они предоставляют услуги

4. нет, труд необходим

5. не, их надо беречь

6. да

7. да

8. нет, это выращивание культурных растений

9. нет, это растения, которые специально выращивает человек

10.нет, важны все профессии

Полезные ископаемые

ничего

Самоконтроль

Коммуникативн: Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменно. Речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3.Выявление места и причины затруднения

(1 мин)

Организация анализа возникшей ситуации и осознание того, в чем  именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей

Проблемная ситуация

-Почему возникло затруднение?

-А почему мы не можем сейчас подробно рассказать?

Потому что не проходили эту тему.

Внешний контроль

Регулятивные: учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Личностные: Интерес к освоению новых знаний и способов действий.

4. Построение проекта выхода из затруднения

(2мин)

Постановка целей учебной деятельности, выбор способа и средств их реализации

Подводящий диалог

- Какая тема нашего урока? (СЛАЙД)

- Какие задачи перед собой мы можем поставить?

1.Узнать, что такое полезные ископаемые.

2.Познакомиться с группами полезных ископаемых.

3. Узнать, для чего и как добывают полезные ископаемые.

4. Узнать, как называются места, где залегают полезные ископаемые.

5. Познакомиться с профессией людей, которые добывают полезные ископаемые.

- Изучая полезные ископаемые, мы должны будем ответить на проблемный вопрос: Можно ли обойтись без полезных ископаемых?

«Полезные ископаемые»

Познакомиться с разнообразием полезных ископаемых.

Внешний контроль

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Познавательные:

решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование.

Личностные: Умение отстаивать собственную точку зрения.

5. Реализация построенного проекта

(10мин)

Построение учащимися нового способа действия и формирование умений применять его при решении задач

Беседа

Частично-поисковый

Исследовательский

1) Итак, тема сегодняшнего урока – Полезные ископаемые.

- От какого слово произошло слово «ископаемые»?

-Сделаем промежуточный вывод: Значит, основной способ их добычи – выкопать, достать из земли.

- Почему они полезные?

 - Что такое полезные ископаемые?

 Полезные ископаемые – это богатства земных глубин, которые человек использует в хозяйстве. (учеб. стр. 46)

2) Перед вами разные виды полезных ископаемых (на парте у доски выставка коллекций). Они имеют разный цвет, свойства и область применения. Что вы помните о них? (демонстрация и названия разных полезных ископаемых)

3)-А сейчас представим, что мы – ученые и находимся в научной лаборатории. Нам нужно исследовать полезные ископаемые. Группа ученых, сидящих за одной партой, получают для исследования полезное ископаемое. (нужно раздать ископаемое и план изучения) Вам нужно внешне изучить и результаты исследования записать. (показать план, объяснить).

-ТБ: после исследования ископаемого протереть руки влажной салфеткой!

-Через 2 минуты каждая группа докладывает об исследовании!

Каменный уголь

Известняк

Железная руда

Гранит

Песок

(отдают карточки вместе с полезным ископаемым, которые выставляются на демонстрационную парту)

- Сейчас, всей нашей научной группой мы исследуем очень важное полезное ископаемое – нефть! (ученик-лаборант записывает исследование на карточку)

Цвет – темно-коричневый,

Состояние – жидкое, маслянистое;

                    - лёгкое (смешать с водой);

                 - с резким запахом (дать нюхать)

                -

- ГАЗ

Цвет – бесцветный,

Состояние – газ;

                    - лёгкое

                 - без запаха (специально добавляют неприятный запах, чтобы человек не умер от отравления)

               

-Очень плодотворно поработала наша исследовательская лаборатория!!!

От слова «копать»

Приносят пользу людям.

Называют

Черный

Твердый

Плотный

Тяжелый

Без запаха

Белый (серый)

Твердый

Плотный

Легкийhttps://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0919/00027a18-86150f2f/img11.jpg

Без запаха

Темно-коричневая

Твердая

Плотная

Тяжелая

Без запаха

Серый-красный

Твердый

Плотный

Тяжелый

Без запаха https://studfile.net/html/2706/174/html_lY4hGX1Ndm.K2pL/img-RCzv0W.png 

Светло-желтый

Твердый

Сыпучий

Тяжелый

Без запаха     https://pozhproekt.ru/nsis/Rd/Image/image179.gif

Записывает, смотрят,

нюхают

Внешний контроль

Взаимоконтроль,самоконтроль

Познавательные:Формировать умение находить в учебнике необходимую информацию.

Личностные: Умение вести конструктивный диалог с учителем, товарищами по классу в ходе решения задачи.

Физминутка

(1мин)

Создание условий для психо- эмоциональной разгрузки.

Выполнение физических упражнений под музыку.

Выполнение упражнений под музыку, повторяя за учителем.

Самоконтроль

Регулятивные: умение контролировать себя и свои действия.

Личностные: Установка на здоровый образ жизни.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

(10 мин)

Применение нового способа действия при решении типовых задач

Практический метод

1)- В начале урока мы сказали, что ископаемые являются для человека полезными. Для чего же добывают полезные ископаемые?

- Человек не может обходиться без строительных материалов, а для изготовления кирпича и бетона необходимы глина, песок, известняк. Гранит также используется в строительстве.

- Для обогрева домов и работы предприятий нужно топливо, которое производят из угля, нефти и газа. (обратить внимание на карту с нефтью)

- Автомобили работают на бензине, который производят из нефти.

- Из железной руды производят сплавы металлов, без которых мы не представляем свою жизнь.

- Добывают также драгоценные металлы и камни: золото, алмазы и др.

2) Выполняем задание в РТ стр. 29 (выполняем в РТ и на интерактивной доске)

3) Кто знает, как же добывают полезные ископаемые?

- Прочитайте в учебнике текст на с. 48.

как называются места, где залегают полезные ископаемые.

- (СЛАЙДЫ)

Кто же находит эти месторождения?

(расскажет…………..)

-Железную руду, гранит, песок добывают из недр Земли и на ее поверхности. Для этого роют большие котлованы (карьеры) и  экскаватором вычерпывают полезное ископаемое.

-Для добычи угля роют глубокие шахты, в которых устанавливают подъемные механизмы. О шахтерах…

-Для добычи нефти и газа строят буровые установки и бурят скважины.

О нефтяниках…

На доске и РТ выполняют задание

Отвечают

Месторождения

Заранее готовый ученик о геологах

Заранее готовый ученик о шахтерах

Заранее готовый ученик о нефтяниках

Взаимоконтроль,самоконтроль.

Познавательные: умение структурировать знания.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

7. Самостоятельная работа с проверкой

(4мин)

Применение нового знания в типовых заданиях

Практический метод

Давайте проверим, хорошо ли вы запомнили названия и область применения полезных ископаемых.

- Перед нами Черный ящик.

Желающие не глядя достают полезное ископаемое, говорят название, и где его применяют.

Достают нефть, газ, уголь, известняк, железную руду, гранит, песок

Взаимоконтроль,самоконтроль.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено.

Личностные: Самоконтроль и самоопределение

8. Включение в систему знаний и повторение

(3мин)

Повторение и закрепление ранее изученного, выявление границы применимости нового знания

Задача

- Как вы думаете, могут ли иссякнуть полезные ископаемые на нашей планете? Что же тогда будут делать люди?

- А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств?

Объемы полезных ископаемых не безграничны. Нужно бережно относиться к их использованию.

Самоконтроль

Познавательные: структурирование знаний. Личностные:

Самоконтроль

9. Рефлексия

(2 мин)    

Самооценка учащимися своей учебной деятельности

Беседа

В начале урока мы ставили перед собой задачи.

- Мы узнали, что полезные ископаемые – это…..

- Скажите, а можем ли мы сейчас обойтись без полезных ископаемых?

- Выскажите свои мысли, начиная фразой… (СЛАЙД)

- Улыбнитесь, если вы довольны своей работой на уроке!

Спасибо. Урок окончен. Оценки….

Богатства земных глубин, кот. использует человек.

Нет

Самоконтроль

Регулятивные: В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы.

Личностные: Самооценка и самоопределение

10. Д/З

Стр.46-50 (пересказ). Вопрос 3 стр.50 (письменно)

Критерий исследования

Результат

Критерий исследования

Результат

Название полезного ископаемого

Название полезного ископаемого

Цвет

Цвет

Состояние и плотность (твердое-жидкое,

плотное-пористое,

тяжелое-лёгкое,

с запахом-без запаха)

Состояние и плотность

(твердое-жидкое, плотное- пористое,

тяжелое-лёгкое,

с запахом-без запаха)

Условное обозначение

на карте

Условное обозначение

на карте

Где в России добывается?

Где в России добывается?

              Исследование полезного ископаемого                                Исследование полезного ископаемого

Геологи изучают и ищут полезные ископаемые. Работа у геологов очень интересная, но и трудная. Им долго приходиться жить вдали от дома: в тайге, в горах, в пустыне.

Шахтёры трудятся на глубине много сотен метров. Это работа очень трудная и опасная. Только здоровые, выносливые и смелые люди могут овладеть этой профессией.

Нефтяники добывают нефть из недр земли. Чтобы стать нефтяником, нужно иметь склонность к техническим наукам. Люди этой профессии долго живут вдали от дома, обслуживая нефтяную установку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание в 5 классе или в конце 4 класса по адаптации

Конспект родительского собрания в конце 4 класса или в начале пятого учебного года с презентацией для родителей...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами

Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...