«Я б в пожарные пошёл, пусть меня научат!» - исследовательская работа (направление: самоопределение и профориентация)
проект по окружающему миру (3 класс)

Cвиридова Наталия Михайловна

Выбор будущей профессии – это актуальный и весьма проблематичный вопрос для выпускников школ. Отношение к профессии нужно вырабатывать уже в младшем школьном возрасте. Приобщение к миру взрослых через знакомство с их трудом поможет определить, какую профессию выбрать для себя в будущем.

Профессия пожарного (в последнее время их справедливо называют спасателями) считается одной из самых важных в современном обществе.

В любое время года в каждом населенном пункте и за его пределами часто есть необходимость в сотрудниках спецслужб, в обязанности которых входит ликвидация пожаров разной степени сложности, а также и профилактика возгораний.

Кроме того, рост угрозы терроризма по всему миру, в последнее время влечет за собой огонь и разрушения вследствие терактов с большим количеством человеческих жертв. В ликвидации огня и поиске людей из-под завалов, когда счет жизни идет на минуты, одними из первых на место трагедии приезжают пожарные - спасатели.

Цель исследовательской работы: расширить знания о мире профессий на примере профессии пожарного; узнать, какими качествами нужно обладать, чтобы стать пожарным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_b_v_pozharnye_poshyol_-_issledovatelskaya_rabota.docx143.58 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ЮНОСТЬ: ТВОРЧЕСТВО, ПОИСК, УСПЕХ»

Исследовательская работа

Направление: самоопределение и профориентация

«Я б в пожарные пошёл, пусть меня научат!»

Возрастная категория: 1- 4 классы

Оглавление

Введение….…………………………………………………………………..3-4

1. История пожарного дела.  ……………………………..                            4-5

2. Женщины в пожарной охране ……………………………...............         5-6

3. Пожарная безопасность ………..…………………………………..…...     6

4. Экскурсия в пожарно-спасательную  часть №31 п.г.т. Анна …………6-8

5.«Помощники» в работе пожарного ………………………………….....8-9

6. Трудности и значимость профессии пожарного……..……………… 9-10

Заключение………………………………………………………………...10-11

Список литературы и интернет-источников……………………………......11

Приложение………………………………………………………………..12-17

Введение

Актуальность. Выбор будущей профессии – это актуальный и весьма проблематичный вопрос для выпускников школ. Отучившись в ВУЗе, всем хочется быть востребованным и работать с интересом. Отношение к профессии нужно вырабатывать уже в младшем школьном возрасте. Приобщение к миру взрослых через знакомство с их трудом поможет определить, какую профессию выбрать для себя в будущем.[2]

Гипотеза: если ученик будет знакомиться с особенностями профессии, стараться развить в себе те качества, которые необходимы для будущей работы,  то он  сможет стать хорошим специалистом. 

Профессия пожарного (в последнее время их справедливо называют спасателями) считается одной из самых важных в современном обществе.
В любое время года в каждом населенном пункте и за его пределами часто есть необходимость в сотрудниках спецслужб, в обязанности которых входит ликвидация пожаров разной степени сложности, а также и профилактика возгораний.

Кроме того, рост угрозы терроризма по всему миру, в последнее время влечет за собой огонь и разрушения вследствие терактов с большим количеством человеческих жертв. В ликвидации огня и поиске людей из-под завалов, когда счет жизни идет на минуты, одними из первых на место трагедии приезжают пожарные - спасатели.[4]

Может ли каждый человек стать пожарным?

Цель работы: расширить знания о мире профессий на примере профессии пожарного; узнать, какими качествами нужно обладать, чтобы стать пожарным.

 Для ее достижения следует решить ряд задач: познакомиться с историей возникновения пожарной службы и особенностями работы пожарного, разновидностями пожарной техники, правилами пожарной безопасности. На практике прививать навыки поведения при возникновении пожара.

Объект исследования: профессия пожарного.

Предмет исследования: особенности профессии   пожарного.

         В ходе исследования использовались следующие методы и приёмы: сбор информации из литературы, периодической печати и интернет – источников; анализ и воспроизведение полученной информации; собственные наблюдения и осмотр техники и оборудования пожарной части, интервью с пожарным.

Практическая значимость: данные исследования можно использовать на уроках окружающего мира, математики, краеведения, а также на занятиях внеурочной деятельностью, «Разговоров о важном».

«У меня растут года, Будет мне семнадцать. Кем работать мне тогда? Чем мне заниматься?» (Владимир Маяковский) Я б в пожарные пошёл, пусть меня научат! Все знают, что пожарные – это люди, которые тушат пожары. Пожарные каждый день сталкиваются с разными трудностями. Что человек должен знать, и какими качествами обладать для того, чтобы стать пожарным? Когда мы стали искать ответ на этот вопрос, то обратились к разным литературным источникам, интернет; беседовали с настоящими пожарными. Вот что мы узнали  об этой профессии.

1. История пожарного дела

Оказывается, у пожарного дела существует очень интересная история. Впервые профессия пожарного упоминается в Древнем Египте.

На Руси первая пожарная бригада появилась в 1504 году. Это был отряд солдат, вооруженных топорами. Топоры хорошо помогали при разборе завалов и пожарищ. В то время было много указов, которые запрещали жителям городов летом топить печи и бани. Во дворах должны были стоять бочки с водой. Частые пожары в городе Москве заставили людей задумать о пожарной безопасности и развивать пожарное дело.

Считается, что профессия пожарный возникла 30 апреля 1649 года. Именно в этот день царь Алексей Михайлович Романов издал указ, в котором он назначил людей, ответственных за пожарную безопасность. В этом указе были написаны, кто такие пожарные и какие у них обязанности. Были созданы пожарные дружины, которые постоянно дежурили на улицах городов.[9] Со временем даже появились курсы пожарных. Помогали тушить пожары повозки с бочками с водой и насосами. Первый пожарный автомобиль появился в 1904 г. в Петербурге. На машине имелись две пожарные лестницы, устройство для подключения воды.

В честь уважения к людям опасной и мужественной профессии стало признание Дня пожарной охраны как общегосударственного праздника, который отмечают 30 апреля.  В 2024 году мы празднуем юбилейную дату - 375 лет профессиональной пожарной охране.

2. Женщины в пожарной охране

Интересно, могут ли женщины работать пожарными? Ведь профессия пожарного считается традиционно «мужской». Чтобы добиться успеха, нужно обладать сильным характером. В современном обществе права мужчин и женщин уравнены 19 статьей Конституции Российской Федерации. На самом деле женщины имеют ряд ограничений при приеме на некоторые виды работ, из-за того, что жизнь, здоровье и труд женщин должны охраняться особенным образом. Женщинам запрещено работать пожарными. Они могут работать в пожарных частях только на определенных должностях: диспетчер, профилактик, бухгалтер, психолог, секретарь.[7]

Первой женщиной-пожарным России считается Мария Алексеевна Ермолова, член Совета Императорского Российского Пожарного Общества и председатель Ряжского Добровольного Пожарного Общества. Смелая девушка, не побоялась бросить вызов обществу и променять светскую жизнь (фрейлина при царском дворе) на «опасное увлечение».

В первые дни Великой Отечественной войны женщины пришли на службу в пожарную охрану, принося большой вклад в дело защиты наших городов, дежуря по охране домов, работая во время воздушных налетов врага в качестве пожарных. Девушки выполняли обязанности пожарных-бойцов, инспекторов профилактики, дозорных и постовых.

Когда закончилась война, демобилизованные мужчины стали постепенно вытеснять женщин из рядов огнеборцев.

3. Пожарная безопасность

        1 сентября  на первом уроке в третьем классе в новом учебном году Инспектор ОНДиПР по Аннинскому району старший лейтенант внутренней службы Стикин Артём Юрьевич провёл беседу на тему пожарной безопасности. (Приложение, фото 1) Он отметил, что часто беда случается из-за детской шалости, беспечности, неосторожного  обращения  с  огнём.  Рассказал о причинах  лесных  пожаров, например,   может  быть  плохо затушенный костёр, брошенная горящая сигарета. Пожарные занимаются не только тушением пожаров, но ещё и их предупреждением. Без  разрешения пожарных, без их тщательного осмотра не строится ни один дом. Пожарные участвуют в осмотре магазинов, школ, детских садов, заводов, кафе перед их открытием, проводят работу среди взрослых и детей по пожарной безопасности.[1] А.Ю. Стикин рассказал, как пользоваться огнетушителем. Это портативное устройство мы видели в школьном коридоре. Его можно использовать для тушения небольших пожаров. Огнетушители бывают разных типов, таких как порошковые, углекислотные, пенные или водные, и каждый из них эффективен при тушении определенных видов пожаров.[3] Особый интерес у всех ребят вызвал рассказ о профессии пожарных – героических, отважных людях, которые умеют справляться со страшной стихией – огнём. Нам захотелось больше узнать об  особенностях работы нашей пожарной части, посмотреть вблизи  пожарные машины.

4. Экскурсия в пожарную часть

Экскурсия в пожарную часть оказалась очень познавательной и полезной. Было интересно узнать, что пожарные тоже учатся в учебном классе. Они должны знать Устав пожарной охраны, иметь теорию использования пожарного оборудования и уметь владеть им. Пожарные учатся оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим. Для поддержания хорошей профессиональной и физической формы они много учатся и тренируются в спортзале и на полигоне, доводя свои умения до автоматизма. Пожарный должен быть спортивным, выносливым. Пожарное оборудование весит 30 кг и трудно слабому человеку в нем тушить пожар. Нужно уметь быстро бегать, взбираться на высоту и спасать людей. Ведь не каждый сможет в тяжелом костюме, в противогазе тушить огонь. Посмотрели место тренировок пожарных и  комнату отдыха. Нам разрешили посидеть в кабине пожарной машины, примерить каску, потрогать и вблизи рассмотреть специальные пожарные инструменты.

Пожарно-спасательная часть №31 по охране Аннинского района находится по адресу - поселок Анна, улица Ватутина, д.135. В подразделении организована и обеспечивается постоянная готовность к тушению пожаров. «В обычный день дежурят 2 пожарных расчёта, автомобиль с выдвижной лестницей и резервный автомобиль. Если пожар повышенного уровня опасности, то привлекаются дополнительные расчёты и техника из резерва», -  рассказал временно исполняющий обязанности заместителя начальника 31-й пожарно-спасательной части старший лейтенант Владимир Юрьевич Фролов. Также он отметил, что создаются условия для организации добровольной пожарной охраны, для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности. Проводятся учения, проверки готовности специальных служб к пожароопасному сезону и паводку. (Приложение фото 21, 22)

Владимир Юрьевич в интервью рассказал, почему он выбрал службу в пожарной части. От него услышали, какую пользу обществу приносит тяжёлый и часто опасный труд пожарных. Возможность оказания оперативной профессиональной помощи является залогом спасения десятков и сотен человеческих жизней, а так же многих миллионов рублей материальных ценностей в масштабах всей страны, что приводит к существенному экономическому эффекту. И главную роль здесь играет именно пожарный-спасатель. Владимир Юрьевич Фролов сказал, что пожарные всегда готовы бороться с огнём, только ему хотелось, чтобы вызовов было меньше. А ложных вызовов совсем не было.

        Утро  пожарной  части  начинается  с  «развода».  «Развод»  -  это  небольшое  утреннее  совещание  пожарных.  Те  пожарные,  чья  смена  закончилась, сдают  дежурство.  Они должны передать  следующей  смене  оборудование  –  это  дыхательные  аппараты, пожарные  автоцистерны, просушенные рукава. Всё  оборудование  должно  быть  в  полном  порядке,  ведь в любую минуту где-то может случиться беда. Начальник  пожарной  части  ставит  перед  своими  подчинёнными  задачи  на  новую  рабочую  смену. Побывав  в  диспетчерской,  становится понятно,  что  диспетчер  –  очень  важный  человек  в  пожарной  охране.  Он  сидит  за  пультом  пожарной  охраны.  Поступает звонок, он выясняет, что горит, где горит,  есть  ли  на  месте  пожара  люди.  Объявляет  тревогу.  Определяет  по  карте,  где находится  ближайший  к  месту  пожара  гидрант. Время сбора и выезда на пожар должно уйти не больше минуты.

5. «Помощники» в работе пожарного

На помощь в трудной работе пожарных приходят пожарные машины - это специальные транспортные средства, оборудованные водяными насосами, резервуарами для воды и пожарными инструментами. Автомобили «Урал» - машины великаны, находящиеся в расчёте подразделения вывозят 6 тонн воды и 360 литров пенообразователя (для тушения ЛВЖ и ГЖ). Основное пожарно-техническое вооружение – это рукава и пожарные стволы. Пожарные рукава представляют собой гибкие шланги, которые используются для подачи воды или других огнетушащих веществ на место пожара. Длина рукава - 20 метров. Они бывают разных диаметров. Один ствол за одну минуту подаёт 500 литров воды, а от одного автомобиля можно подать пять таких стволов. Ёмкости пожарной машины в лучшем случае хватит на 5 минут работы. Если установить автоцистерну на водоисточник (гидрант, водоём), то огнетушащее вещество (вода) с помощью пожарного насоса будет подаваться бесперебойно. Кроме того имеются пожарные машины, где ёмкости с водой отсутствуют. Они предназначены для выполнения других функций. Одна машина имеет 30-метровую лестницу для  тушения пожара многоэтажных зданий. Есть пожарный рукавный автомобиль, автомобиль аварийного освещения, автомобиль, оборудованный пожарными инструментами. К инвентарю для пожаротушения относят штурмовой топор, лом, лопата, багор, ведро конусное, ящик с песком. (Приложение)

Для оповещения населения о случившемся пожаре и организации эвакуации используется специальный вид пожарного оборудования. Это звуковая сирена, громкоговорители, осветительные приборы (для световых сигналов, освещения пути эвакуации и включения аварийного освещения). У бойцов МЧС есть рации для связи между собой, с командиром и диспетчерским пунктом.[5]

Для сохранения предотвращения получения ожогов, ссадин и прочих травм предусмотрены средства индивидуальной защиты пожарных. Сюда входят средства защиты органов дыхания (респираторы, противогазы), зрения (маски) и всего тела (каски, спецперчатки и обувь, защитные и огнеупорные костюмы). Материал для одежды обрабатывается специальными растворами, и поэтому пожарный может тушить пожар при очень высокой температуре. Одежда почти не горит. [8] Кроме защитной одежды у пожарных есть ещё и форма, очень похожая на военную.

6. Трудности  и значимость профессии пожарного

Существуют риски профессии. Нередко пожарные становятся жертвами огня, с которым приехали  бороться: падения с высоты при обрушении конструкций,  травмы, полученные в результате  спасения людей из огня или при  передвижении  тяжелых пожарных  рукавов, специализированного  спасательного   оборудования; вдыхание перегретого воздуха и продуктов горения; перенапряжение. В этой своеобразной профессии мало быть специально подготовленным, нужно быть психически уравновешенным и морально устойчивым человеком, который не должен бояться увидеть ужасную картину, где присутствуют и смерть, и увечья человека, пострадавшего при катастрофах или трагедиях.

          Со всеми этими и многими другими опасностями ежедневно сталкивается  пожарный.  Профессия  пожарный – самая опасная и в тоже время  благородная    профессия,    ведь  не  каждый  способен    бегать  по   горящему зданию,   которое  вот - вот рухнет, в попытках спасти людей,  которые  не  успели  выбраться.    И каждый человек, который был спасён пожарным -  всю жизнь благодарен этим отважным людям.

Заключение

        В ходе исследовательской работы появилось желание стать пожарным, овладеть практическими навыками борьбы с огнём. Это интересная, благородная профессия для тех, кто не боится трудностей, спешит на помощь, спасает людей и их имущество. Но первым делом необходимо хорошо учиться, самому соблюдать правила безопасного поведения в различных ситуациях. А также заниматься физкультурой и спортом, чтобы быть выносливым, иметь отличную  физическую  форму.

Получить специальность пожарного - спасателя можно на курсах, но лучше обучиться этой профессии в колледже, институте или академии МЧС  (министерство чрезвычайных ситуаций). Мы узнали, что в г. Воронеж действует Институт Государственной противопожарной службы МЧС России. Чтобы поступить на учёбу, нужно сдать экзамен по физической подготовке. (Приложение; фото18,19,20)

 Работая  с  различными  информационными источниками, удалось узнать  историю, значимость и риски профессии пожарного.  Посещение    пожарной  части дало реальное представление о   работе пожарных; о  том,  как  устроен  пожарный  автомобиль,  как  правильно  держать  пожарный  рукав  во  время тушения пожара, как пользоваться средствами личной защиты. (Приложение; фото 4, 9)

Таким образом, в ходе своего исследования мы искали ответ на вопрос: «Каждый ли человек может стать пожарным?» Выяснили, что только сильный, выносливый, дисциплинированный и ответственный человек может им стать. Будем стараться развить в себе те качества, которые необходимы для будущей работы,  чтобы стать хорошим специалистом.

       Заключительным этапом  проекта стала   презентация,  показывающая  ход  исследовательской работы. Полученные  результаты    принесли  удовлетворение,  гордость,  осознание собственных умений и желание освоить профессию пожарного.

Список литературы и интернет-источников

  1. Детская Энциклопедия: познавательный журнал для девочек и мальчиков.- Москва,- 2007. - №8.- 48с.
  2. Елькина О.Ю. Путешествие в мир профессий: пособие для родителей учащихся 1-4 классов. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.
  3. Елькина О.Ю. Путешествие в мир профессий: учебное пособие для учащихся 3-4 классов. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.
  4. Косолапова, Н.В. Безопасность жизнедеятельности: учебник / Н.В. Косолапова. – М.: КНОРУС, 2013. – 192с.
  5. Шинкарчук, С.А. Правила пожарной безопасности для школьников / С.А. Шинкарчук. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2011. – 64 с., ил.
  6. Шорыгина, Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности / Т.А.Шорыгина. – Москва: ТЦ Сфера, 2016. – 64 с.
  7. https://59.mchs.gov.ru/deyatelnost/press-centr/novosti/3148447#:~:text
  8. https://pozharnye-shkafy.ru/info/6-pozharno-tekhnicheskoe-oborudovanie
  9. https://61.mchs.gov.ru/deyatelnost/poleznaya-informaciya/dopolnitelnye-stranicy/staticheskie-stranicy/365-let-pozharnoy-ohrane-rossii/istoriya-pozharnoy-ohrany/istoriya-pozharnoy-ohrany

   



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Быть отличником хочу! Пусть меня научат!"

Кто из родителей не желает видеть своего ребенка отличником? Вы таких знаете? Я нет. Каждый мечтает, чтобы его ребенок учился на пятерки или четверки. А как этого хотят сами ребятишки!  Но не у к...

"Я бы в армию пошёл, пусть меня научат!"

Спортивная военизированная эстафета, посвященная Дню Защитника Отечества для учащихся 2-4 классов...

Проект "Я бы в пожарные пошёл, пусть меня научат!"

Проект "Я бы в пожарные пошёл, пусть меня научат!"...

Сочинение-рассуждение "Я б в спасатели пошёл, пусть меня научат"

У меня растут года, будет и семнадцать,Кем работать мне тогда, чем заниматься?В. Маяковский     Профессий на свете очень много. Однако выбрать ту, которая станет делом всей твоей ж...

Сценарий спортивного праздника "Я б в пожарные пошел – пусть меня научат" ________________________________________

Цель: пропаганда правил пожарной безопасности для детей младшего школьного возраста....

Групповая интеллектуальная игра "Я б в учители пошёл пусть меня научат!"

Данная методическая разработка будет полезна учителям коррекционных классов и педагогам-организаторам....