Проект на тему: «Исследование глубины снежного покрова в городе Новосибирск и его влияние на природу и человека»
проект по окружающему миру (3 класс)

Мы проживаем в одном из самых холодных регионов России. Сибирь известна своим суровым климатом и холодными зимами. Любой сибиряк не представляет себе наступление зимы без снега. Новосибирск находится на юге Западной Сибири. Наш город каждую зиму обильно накрывает снегом. И жители воспринимают его как что-то обычное и не задумываются о его роли, составе, происхождении и других свойствах. Для человека из тёплых стран снег это диковинное явление, что-то необычное и фантастическое, что-то такое, чего они не увидят у себя на родине. Поставив себя на роль такого человека, непременно захочется узнать о таком явлении больше, подробнее, провести исследование, обсудить этот вопрос. Поэтому у меня появился интерес к такой увлекательной теме. Для себя я поставила цель – исследовать снежный покров в городе Новосибирск. На пути к цели мне потребуется решить следующие задачи: провести эксперименты со снежным покровом, сделать наблюдения, поискать информацию о снеге в разных источниках, подчеркнуть преимущества и недостатки этого явления, выборочно опросить жильцов моего многоквартирного дома о плюсах и минусах снежной зимы.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл npk_shakurina_3b.docx503.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя Общеобразовательная Школа №167

Проект

на тему: «Исследование глубины снежного покрова в городе Новосибирск и его влияние на природу и человека»

Выполнила: ученица 3Б класса

Шакурина Алла Артёмовна                

Телефон:      +79231000615                

Руководитель:                                

Шлегель Ольга Викторовна                

Октябрьский район г. Новосибирск 2024

Введение

Мы проживаем в одном из самых холодных регионов России. Сибирь известна своим суровым климатом и холодными зимами. Любой сибиряк не представляет себе наступление зимы без снега. Новосибирск находится на юге Западной Сибири. Наш город каждую зиму обильно накрывает снегом. И жители воспринимают его как что-то обычное и не задумываются о его роли, составе, происхождении и других свойствах. Для человека из тёплых стран снег это диковинное явление, что-то необычное и фантастическое, что-то такое, чего они не увидят у себя на родине. Поставив себя на роль такого человека, непременно захочется узнать о таком явлении больше, подробнее, провести исследование, обсудить этот вопрос. Поэтому у меня появился интерес к такой увлекательной теме. Для себя я поставила цель – исследовать снежный покров в городе Новосибирск. На пути к цели мне потребуется решить следующие задачи: провести эксперименты со снежным покровом, сделать наблюдения, поискать информацию о снеге в разных источниках, подчеркнуть преимущества и недостатки этого явления, выборочно опросить жильцов моего многоквартирного дома о плюсах и минусах снежной зимы.

Теоретическая часть

Снежный покров – это слой снега на поверхности земли, образующийся в результате выпадения твёрдых осадков. Снежный покров накапливается в течение холодного полугодия  и достигает максимальных значений к началу весеннего снеготаяния. Наблюдения за снежным покровом проводятся на метеоплощадках в естественных условиях при отсутствии механического воздействия.[1] Различают временный снежный покров, стаивающий  за несколько часов или дней после образования. И устойчивый снежный покров, сохраняющийся в течение всей  зимы или с небольшими перерывами. Снежный покров обладает малой плотностью, возрастающей со временем, особенно весной. Отражательная способность (альбедо) свежевыпавшего снега — 70 – 90 %, старого, тающего снега — 30 - 40 %. Снежный покров сильно отражает солнечную радиацию, но предохраняет почву от чрезмерного выхолаживания, а озимые посевы — от вымерзания; оказывает огромное влияние на климат, рельеф, питание рек и ледников, почвообразовательные процессы, жизнь растений и животных. [2]

Благодаря географическому положению Россия занимает ключевое место среди стран, проводящих исследования снега. Здесь впервые введено представление о снежной составляющей картины мира, что подтверждают работы А.И.Воейкова, Г.Д.Рихтера, Э.Г.Коломыца, П.П.Кузьмина, А.К.Дюнина.[3]

Исследование глубины снежного покрова – это процесс измерения толщины снега на определенной территории. Это важно для различных целей, включая оценку доступности местности для транспорта, определения количества воды, которое может быть получено при таянии снега, и изучение изменений в снежном покрове с течением времени.

Существует несколько методов измерения глубины снега (рисунок 1):

  1. Метод колышков: В этом методе используются деревянные или металлические колышки, которые вбиваются в снег до земли. Затем измеряется расстояние от верха колышка до поверхности снега.
  2. Метод бурения: используется специальное оборудование – ручной бур или снежный бур, чтобы пробурить отверстие в снегу до земли, затем измеряется глубина отверстия.
  3. Метод снежного клина: используется специальный инструмент, называемый снежным клином, который вставляется в снег до земли, затем измеряется глубина, на которую вошёл клин.
  4. Метод снежного профиля: снег разрезается с помощью лопаты или снежного ножа на несколько слоёв, и каждый слой измеряется отдельно, измеряется его толщина, плотность, температура, содержание воды.


Рисунок 1 – способы измерения глубины снега, слева «колышков», справа «бурения»
https://cdn.meteoprog.net/pictures/news_v_2/8ba6d44be2c96d7b3a31fe86184fbbad.jpg

Для изучения распределения снежного покрова и его свойств по территории, периодически сотрудники метеостанций и/или агрометеорологи выполняют снегомерную съёмку по определённому маршруту (поле, лес). В ходе данного мероприятия определяются запасы воды в снеге, исходя из его плотности, а также высота, характер залегания и структура снежного покрова. Обычно для этих целей используют переносную снегомерную рейку и весовой снегомер. В последнее время разрабатываются также дистанционные способы проведения снегосъёмки при помощи гамма-методов, пассивной радиолокации и т.п.[4], а также с помощью космических спутников.

Узнав о разных методах, для своего исследования я выбрала самые  доступные, а именно метод колышков и метод снежного профиля.


Практическая часть

 Для проведения исследования мне было необходимо:

C:\Users\Артём\Desktop\1707060074790.jpg1) выбрать определённый участок и провести не меньше десяти промеров глубины снежного покрова в случайно выбранных точках (рисунок 2).

2) рассчитать среднюю глубину снежного покрова. Она составила 52,5см, 54см, 51см, 56см, 53,5см, 52см, 53см, 51,5см,, 53,4см, 55см. В среднем она составила 53,2см.  Минимальная глубина снежного покрова 51см и максимальная 55см. Измерения производились с помощью колышков и рулетки.

             Рисунок 2 – городской сквер

3) Потом было проведено измерение температуры окружающего воздуха с помощью переносного электронного термометра-гигрометра (специально приобретённого для исследования в интернет-магазине), которая составила    -3,2C,  влажность 86%.

4) Описать верхний слой снега. Мягкий, пушистый, комок рассыпается, чисто белого цвета. Температура у поверхности снежного покрова составила минус 2,4С влажность 97%. Температуру поверхности снега измеряют, приложив термометр к поверхности снежного покрова (рисунок 3).

C:\Users\Артём\Desktop\1707059692922.jpg


Рисунок 3 – измерение t и влажности на поверхности покрова

5) Был произведен замер температуры и влажности почвы под снежным покровом. Для этого нужно было раскопать снег, сделать горизонтальный канал для вкладывания термометра, поместить термометр в канал, через три минуты снять показания термометра, температура составила 0С, влажность 94% (рисунок 4).

C:\Users\Артём\Desktop\1707060953134.jpg

Рисунок 4 – замер t и влажности у почвы

6) Кроме того, был снят замер температуры и влажности в среднем слое снежного покрова – температура минус 1,6С, влажность 75%.

Выводы. По результатам проведенных измерений, было выяснено, что температура в толще снега заметно выше, а поверхности самая высокая (около 0 градусов Цельсия), таким образом, в ходе эксперимента подтвердился «эффект одеяла» снежного покрова. Глубина снега примерно одинакова на площадке эксперимента (более полуметра). Состав толщи снега отличался слоями: от рыхлого, воздушного до крупинок льда. Это говорит о разных погодных условиях в течение зимы – оттепели, сильные морозы, снегопады и периоды бесснежья.

7) Следующим этапом моего исследования был выборочный опрос жильцов нашего дома о снеге, его влиянии на их жизнедеятельность, им нужно было назвать плюсы и минусы снежной зимы. Большинство опрошенных назвали следующие отрицательные моменты: сложность перемещения как пешком, так и на транспорте, вероятность получить травмы из-за скользкой поверхности, опасность падения снега с крыш строений, ухудшение видимости. Среди плюсов оказались: зимой можно слепить снеговика, строить снежные скульптуры, поиграть в снежки, покататься с горки, на лыжах.


Заключение

Снежный покров оказывает значительное влияние на окружающую среду и климат. Снег имеет высокий альбедо, что означает, что он отражает большую часть солнечного света обратно в атмосферу. Это уменьшает количество солнечной энергии, поглощаемой землей, и может привести к охлаждению климата. Снег также влияет на температуру почвы и воздуха. Он действует как изолятор, предотвращая потерю тепла из почвы и замедляя нагревание воздуха. Это может привести к снижению температуры почвы и воздуха в зимний период. Снег является важным источником воды для многих экосистем. При таянии снега вода попадает в реки, озера и подземные воды, обеспечивая их водой. Это особенно важно в регионах с суровыми зимами, где снег является основным источником воды. Снежный покров может оказывать влияние на растительность. Он может защитить растения от холода и ветра, а также обеспечить доступ к воде в зимний период. Однако, если снежный покров слишком толстый или плотный, он может препятствовать доступу света и воздуха к растениям. Снежный покров также влияет на животных. Он может служить укрытием для некоторых видов животных, а также обеспечивать доступ к пище. Однако, если снежный покров слишком толстый или плотный, он может затруднить передвижение и поиск пищи для некоторых видов животных. В целом, снежный покров играет важную роль в экосистемах и климате, и его изменения могут иметь значительные последствия для окружающей среды.

Проведя исследование, я больше узнала о роли снега в природе, влиянии на человека, получила навык изучения снежного покрова разными методами. Теперь я отношусь к снегу не как к обычному спутнику зимы, а как к важной части живой природы и деятельности человека.

        


Список использованных источников

  1. www.gismeteo.ru
  2. Воейков А. И. Снежный покров, его влияние на почву, климат и погоду и способы исследования. - СПб., 1889г
  3. В.В. Козин Э.А. Кузнецова. Физико-географические факторы пространственно-временной  изменчивости снежного покрова  нефтегазопромыслового региона. 2015г
  4. www.meteoprog.com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследование глубин морей и океанов

Конспект урока и презентация...

1. Сказка о ледяном чуде города Новосибирска. 2. Проект "Курс ОРКСЭ как условие духовно-нравственного здоровья младших школьников". 3. Портфолио.

Для занятий по внеурочной деятельности была придумана сказка о ледяных фигурах, которые на Набережной города Новосибирска мастерят ежегодно к Новому Году.  Проект "Курс ОРКСЭ как условие ста...

Конспект урока окружающий мир во 2 классе Тема урока «Исследование глубин морей и океанов». Учитель Захарина Нина Леонидовна

Конспект урока окружающий мир во 2 классе УМК "планета знаний". Применяется исследовательская работа. применяется технология оценивания образовательных достижений....

Презентация Лэпбука на тему "Наш любимый город Новосибирск"

Описание Лэпбука на тему "Наш любимый город Новосибирск"...

Проект на тему:"Влияние моющих средств для посуды на здоровье человека"

Проект на тему:"Влияние моющих средств для посуды на здоровье человека"...

Внеклассное мероприятие по миру природы и человека "Снежные тайны"

Мероприятие построено в форме исследовательского занятия и дополняет представления детей о предметах и явлениях неживой природы. Может быть проведено на предметной неделе начальной школы или включено ...