Конспект урока по окружающему миру на тему "Живая и неживая природа"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Райман Дарья Дмитриевна

Конспект для урока во 2 классе. Программа "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: Окружающий мир

Класс: 2

Тема урока: Живая и неживая природа

Тип урока: урок открытия новых знаний

УМК: «Школа России»

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: различают объекты живой и неживой природы; сравнивают эти объекты на основе внешних признаков, умеют объяснить связь между живой и неживой природой.

Личностные: осознают себя жителями планеты Земля, испытывают чувство ответственности за сохранение её природы, выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

- регулятивные: умение сохранять заданную цель, контроль, самооценка;

- познавательные: постановка и формулирование проблемы с помощью учителя, выдвижение гипотез, развитие логического мышления, речи, внимания, познавательного интереса;

- коммуникативные: умение взаимодействовать в паре, в группе;

Решаемые учебные проблемы: формирование понятий «неживая природа», «живая природа», раскрытие связи между неживой и живой природой правильно использовать эти знания в своей жизни.

 Основные понятия, изучаемые на уроке: «неживая природа», «живая природа»

Материально-техническое обеспечение урока: компьютер, экран, презентация, учебник «Окружающий мир» 2 класс А.А. Плешаков, УМК «Школа России», карточки с тестами.

                                            ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

- Какой по счёту сейчас урок?

 Добрым утром начат день.

Мы прогнали с вами лень.

На уроке не скучать,

Всем  работать, отвечать.

Улыбнитесь друг другу. Подарите мне и гостям свои улыбки. Спасибо. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение

Я надеюсь, что это хорошее настроение останется у вас до конца урока.

А ещё сегодня на уроке понадобится ваше внимание, помощь и поддержка.

II. Повторение изученного материала

1). На прошлом уроке мы говорили о нашем отношении к окружающему миру. Давайте немного поиграем и вспомним, как человек может относиться к себе, к людям и их делам, к природе.

Игра «Поиграем в отношение»

Первый ряд подберет слова, выражающее отношение человека к себе, второй ряд – отношение к людям и к тому, что они делают, а третий – к природе. Не забываем, что отношение может быть не только хорошим, но и плохим.

– Ребята, как вы думаете, какое отношение мы должны воспитывать в себе к окружающему? (Доброжелательное, бережное)
– Как нужно относиться к природе? 
(Охранять, беречь, не загрязнять.)

2). Я предлагаю вам решить экологическую задачу.

 Идут по лесу два мальчика. У дороги им повстречался ручеёк. Вода в нём мутная, грязная. Один мальчик решил привести ручеёк в порядок. Другой посмеялся над ним. И всё-таки первый мальчик очистил ручеёк: очистил дно от ила, убрал упавшие в него ветки, привёл в порядок бережок. А потом сказал: «Пусть этот ручеёк будет служить и людям, и животным.»

- У кого появилось желание оказаться сейчас около этого ручейка?

 - Чем можно объяснить возникшее у первого мальчика желание привести в порядок ручеёк?

- Какие чувства вызывает у вас второй мальчик?

- Кого бы вы взяли себе в друзья и почему?

- Как бы вы поступили в такой ситуации?

3). Проверка усвоения изученного

Работа в паре.

Давайте поработаем фотокорреспондентами. Из предложенных рисунков вам надо выбрать то, что бы вы сфотографировали и на тему «Рукотворный мир вокруг нас»

Проверка.

Дети объясняют, почему сделали такой выбор (фронтальная работа).

III. Сообщение темы урока          

Посмотри мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо, светло-голубое,

Солнце светит золотое

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и леса,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года-

Это все вокруг Клик мышкой…( природа).

– Ребята, мы часто с вами  произносим такую фразу: «Какая природа, какая красота» или «Я был на природе».
– А что такое природа?

-А что ещё вы бы хотели узнать о природе?

Вам предстоит узнать ещё многое об окружающем мире, о природе. Вот и сегодня, я уверена, вы сделаете новые открытия для себя.

IV. Работа по теме урока.

– Посмотрите на экран.

Всё ли здесь правильно? (Различные картинки)
–Что здесь лишнее? 
(холодильник)

-Почему?
Убираем картинку.
(Клик мышкой)

 - Что осталось? ( объекты природы)

– Ребята, на какие еще две группы можно разделить все оставшиеся картинки? (На живое и неживое)

На экране получаем:

Живая природа:                                                      Неживая природа:
дерево                                                                      река
лиса                                                                          солнце
птица                                                                       
крапива

- Что ещё можно отнести к живой природе, а что к неживой?

- Сделайте вывод, что относится к живой природе, а что к неживой.
V. Физкультминутка

Игра «Живая и неживая природа». 

Я называю объекты природы. Если это объект живой природы, то вы показываете, как этот объект двигается, а если объект неживой природы – стоите на месте.

Воробей, снег, дождь, заяц, гора, берёза, молния, солнце, медведь, звезда, обезьяна, облако, планета, пингвин, бабочка, лягушка.    

Молодцы! Вы справились с заданием и отдохнули.

VI. Беседа по теме урока

-  Итак, что же относится к неживой природе, а что к живой?

Сейчас мы выясним, как они связаны между собой? Или не связаны? 

–Сначала подумаем и вспомним, чем отличается живая природа от неживой? (Живое может дышать)
– Правильно, все живое дышит. Даже растения.

– Что еще отличает живое от неживого? (Живое растёт) 
– Я с вами согласна. Любой живой организм способен к росту и развитию. Из отростка вырастает дерево, из семени – растение, из ребенка – взрослый человек.

– А что нужно обязательно живому организму для роста и развития? (Питание ) 
– Питаются и растения, и животные, и человек. Третий признак жизни – 
питание.
– А что будет, если лишить все живое питания? 
(Оно погибнет)
– Некоторые растения погибают при наступлении зимы. Со временем умирают не только растения, но и животные, и люди растут, взрослеют, старятся и умирают.
– Ребята, а почему, если живые организмы погибают, до сих пор существует жизнь на Земле
?  (Растения, животные и люди рождаются вновь)
– На Земле постоянно появляются и рождаются новые живые существа. 
– Поэтому пятый признак жизни – размножение.
– Ребята, посмотрите на экран. Какие самые главные признаки живой природы мы с вами выделили?  
(Дыхание, рост, питание, смерть, размножение).
– Давайте проверим, обладают ли всеми этими признаками предметы  нашей живой природы: дерево, лиса, птица, крапива
. (Учащиеся проверяют. Например: дерево – растет, питается, обладает движением (листочки сворачиваются, распускаются), размножается, умирает. Следовательно, оно относится к живой природе и т.д.)

VII. Работа по учебнику

 Откройте учебник на стр.27
– Что мы видим на схеме слева? Какая это природа? 
(Неживая)
– А что видим справа? Какая это природа? 
(Живая)
– Как вы думаете, что обозначают стрелки на схеме? 
(Связь между живой и неживой природой.)
– В чем состоит эта связь? 
– Делаем 
вывод: неживая природа необходима для жизни живых существ.

- Как же связаны между собой живая и неживая природа?

VIII. Закрепление изученного.

Учащиеся выполняют карточки-тесты.

Тест

1. К живой природе относится:

А) солнце;
Б) лягушка;
В) камни.

2. К неживой природе относится:

А) звезды;
Б) грибы;
В) растения.

3. Исправь ошибки (зачеркни лишнее слово): растения, грибы, животные, воздух, человек – это живая природа.

4. Исправь ошибки (зачеркни лишнее слово): солнце, растения, звезды, вода, камни – это неживая природа.

IX.  Подведение итогов урока

– Что нового для себя вы сегодня узнали сегодня на уроке?

– О чём сможете рассказать дома родителям?
– Назовите, что относится к живой природе.
– Назовите, что относится к неживой природе.

Оцените свою работу на уроке. На ваших столах лежат красные квадратики - это оценка «5», желтые треугольники - это отметка «4», ну, а синие кружочки - это знаки, что эта тема вызвала у Вас затруднения.

- Как нужно относится к природе?

И опять мы возвращаемся к отношению человека к природе. Земля, вода, камни также, как растения и животные, ценят доброе к себе отношение и отвечают на добро добром. В природе всё взаимосвязано. В народе говорят: «Как аукнется, так и откликнется». Люди – часть природы. Они отличаются от другого в природе только тем, что способны осознавать себя, познавать законы природы, творить по намеченному плану. Человек – это маленькая Вселенная, в которой он живёт по законам природы, дающей ему здоровье и долгую счастливую жизнь, и мы не имеем права плохо относиться ко всему, что нас окружает.

Щади зверей и птиц,

Деревья и кусты.

Ведь это все слова,

Что царь природы ты.

Ты только часть ее,

Зависимая часть.

Что без нее и мощь твоя

И власть?!

X. Домашнее задание.

В учебнике читаете на стр. 24-27

В тетради для тренировки и самопроверки выполнить задания на с. 10.

Каждый из вас может побыть исследователем и ответить на вопрос: 

  • Что относится к живой и неживой природе?

XI. Рефлексия

- У вас на партах лежат звездочки. Изобразите на них своё настроение. А теперь каждую звездочку прикрепим на наше небо, которое висит на доске. Вот с каким настроением мы заканчиваем наш урок. Я думаю, что радость, доброта и улыбка всегда помогут человеку.

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,

Выходя поутру из ворот.

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

– Спасибо всем за работу! Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме: "Природа в опасности!"

Данный материал предназначается  для урока в  з классе, по программе окружающий мир. УМК "Школа России"...

Конспект урока по Окружающему миру "Невидимые нити в живой природе" 3 класс УМК "Перспектива"

Конспект урока по Окружающему миру "Невидимые нити в живой природе" 3 класс УМК "Перспектива"...

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Богатства природы России»

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Богатства природы России»...

План-конспект урока по окружающему миру в 4 классе: «Разнообразие природы нашей Родины. Обобщение знаний о природных зонах России»

План-конспект урока по окружающему миру в 4 классе: «Разнообразие природы нашей Родины.  Обобщение знаний о природных зонах России»...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс Перспектива "Охрана природы зимой"

Конспект урока по окружающему миру по теме  "Охрана природы зимой" + презентация...

Конспект урока по окружающему миру (2 класс). Тема: "Охрана природы зимой" )УМК "Перспектива")

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с правилами охраны зимой в парке, сквере, лесу, со способами подкормки зверей и птиц.Планируемые результатыПредметные:знать правила охраны природы во врем...

Конспект урока по окружающему миру с презентацией по теме: "Природа. Разнообразие природы".

Ознакомить учащихся с разнообразием природы и её классификацией; рассмотреть взаимосвязи в природе и значение природы для человека. Развивать мыслительную деятельность учащихся и углубить знания по те...