Открытый урок
методическая разработка по окружающему миру (2 класс)

Елена Николаевна Файзулина

Открытый урок по окружающему миру 2 класс "Дикие и домашние животные"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dikie-domashnie_avtosohranennyy.docx175 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: урок получения новых знаний

Тема: Дикие и домашние животные.

Цель урока: формирование представлений о диких и домашних животных,  отработка умений безошибочно распределять животных на диких и домашних; показать разнообразие домашних животных, их значение для человека.

Планируемые результаты урока:

  • Предметные:

         Создать условия для развития у учащихся умений:

  • Находить связи в природе, между природой и человеком.
  • Сравнивать объекты природы, делить их на группы.
  • Соотносить группы животных и их существенные признаки, различать диких и домашних животных.
  • Выделять характерные особенности домашних животных.

  • Метапредметные:
  • Регулятивные:
  • Контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
  • Принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.
  • Познавательные
  • Работать с разными видами информации и ориентироваться в ней.
  • Выполнять действия по образцу.
  • Задавать проблемные вопросы в ходе исследовательской деятельности и отвечать на них.
  • Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
  • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
  • Строить сообщения в устной форме.
  • Коммуникативные:
  • Формирование умения строить речевое высказывание в устной форме;
  • Слушать и слышать учителя, другого ученика;
  • Доносить до собеседника свою точку зрения;
  • Формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • Формировать умение признавать свои ошибки, озвучивать их
  • Развивать умение сотрудничества со сверстниками при работе в группе и в паре.
  • Развивать умение принимать коллективное решение.

  • Личностные:
  • Осознание необходимости учения.
  • Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха и неуспеха в учебной деятельности.
  • Учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности.
  • Работать над осознанием ответственности за общее дело.
  • Учиться выражать свое мнение.

Оборудование:

  1. Компьютер.
  2. Набор карточек « Дикие и домашние животные».
  3. Учебник: А.А. Плешаков « Окружающий мир».

Методы:

  1. Словесные методы: объяснение, описание, разъяснение.
  2. Наглядный метод
  3. Проблемно – поисковый метод.
  4. Методы стимулирования и мотивации учебно–познавательной деятельности
  5. Применение ИКТ (презентация)

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Задачи урока:

1. Познавательные:

  • Формировать понятия "домашние" и "дикие" животные, особенности ухода за домашними животными, условий необходимых для их жизни;
  • Формировать представления о сходстве и различии домашних и диких животных;
  • Познакомить учащихся со значением домашних животных в жизни человека.

2. Развивающие:

  • Развивать наблюдательность при работе с наглядным материалом;
  • Развивать логическое мышление на основе отработки логических операций: (развитие логических УУД):
  1. Анализ - при выявлении существенных признаков домашних и диких животных;
  2. сравнение домашних и диких животных по существенным признакам
  3. установление связей между домашними животными и продукцией получаемой от них;
  4. обобщение при формулировке вывода (определение понятий домашние и дикие животные);

3. Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к животным и к окружающей среде;
  • Воспитывать познавательный интерес;
  • Воспитывать культуру общения: учитель-ученик, ученик-ученик.

І. Организационный момент:

Прозвенел звонок. Начался урок. Проверьте, всё ли приготовили к уроку?  

    На уроке будь старательным,

    Будь спокойным и … внимательным.

    Всё пиши, не отставая,

    Слушай, … не перебивая.

    Говорите чётко, внятно,

    Чтобы было всё … понятно.

    Если хочешь отвечать –

    Надо … руку поднимать.

ІІ. Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задач урока.

- Ребята, чтобы узнать, о чём мы сегодня будем говорить на уроке, надо отгадать загадки? Послушайте внимательно.

     

ЗАГАДКИ:

1. Хозяин двора.
Дом – конура.
Виляет радостно хвостом
Но чужака не впустит в дом. (собака)

2. Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки не одной. (ёж)

3. Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой. (медведь)

4. Ест траву, жуёт, молчит…
А потом полдня мычит:
- Мне погладите бока –
Дам парного молока!  (корова)

- Правильно ребята. Как их можно назвать одним словом? (это все животные).

  1. Определение темы урока. Постановка целей урока.

 

- А на какие две группы можно разделить этих животных?  (на диких и домашних)

- Правильно.

- Так о каких животных мы будем сегодня говорить?

- Какая тема нашего урока? (Дикие и домашние животные)

- Давайте поставим перед собой цели урока. Посмотрите на доску и продолжите предложения.

Я узнаю ….

Я хочу узнать…

Я научусь …

III. Изучение нового материала.

1) - Я смотрю вы очень быстро выполнили задание и распределили животных по группам правильно. А как вы догадались какое животное дикое, а какое домашнее? (Ответы детей)

- Так  какие же животные называются дикими, а какие домашними. Давайте узнаем это из энциклопедии.  Но сначала сделаем зрительную гимнастику. (читают учащиеся)

- Что вы узнали о диких животных? О домашних животных?

2)  - Но давным-давно не было домашних животных, а были только дикие животные

      Давайте отправимся в прошлое и узнаем, как же появились домашние животные.

       Давным-давно на Земле были только дикие животные, дикая природа, а люди жили в пещерах. Чтобы прокормить себя, люди охотились на  диких животных.

      Однажды один разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили возле его жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детёныши привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Они были уже не дикими, а домашними. Так появились собаки.

      Таким же образом Человек приручил корову, овцу, козу, свинью и даже зайца, который превратился в кролика. 

3) - А теперь посмотрите . (На экране два изображения: ЛЕС и ДОМ)

 - Что вы видите? (На одной картине мы видим природу, а на другой дом человека)

- Теперь выполните такое задание у вас на партах разные картинки животных на карточках. Поделите картинки с животными  на две группы.

- Каких животных вы поселили в лесу и почему. А каких вы поселили возле дома человека и почему.

Физкультминутка «Звери шли на водопой)

ВЫВОД 1. Давайте сделаем вывод где же живут дикие животные, а где живут домашние животные.

(дети делают вывод, учитель показывает вывод на экране ЖИВУТ В ПРИРОДЕ  и ЖИВУТ РЯДОМ С ЧЕЛОВЕКОМ )

4) Работа классом.

 – Каждое животное должно иметь свой дом, своё жилище. И сейчас я вам предлагаю выполнить такое задание. Найдите дом для каждого животного.  Соедините животное с его жилищем.

кошка

собака

белка                                

муравей                          

лиса                              

курица                          

лошадь                                              

медведь                          

в муравейнике

в  берлога

в норе

в курятнике

в конюшне

в дупле

в будке

в доме

Проверка. По одному животному один ученик читает и объясняет.

- Назовите диких животных.  Кто же строит жилища для диких животных? (они строят сами себе жильё)

- Назовите домашних животных, а кто строит жильё для домашних животных? (строит человек)

ВЫВОД 2: Давайте сделаем вывод.  Дикие строят сами, домашним строит человек. (дети делают вывод, учитель показывает вывод на экране ЖИЛЬЁ СТРОЯТ САМИ и ЖИЛЬЁ СТРОИТ ЧЕЛОВЕК)

5) Работа в группах.

- Сейчас поработаем в группах. Как нужно работать в группе? (ответы детей)

Я предлагаю вам такую работу, где вы всей своей группой соберёте по три карточки животное, его дом где он обитает, и чем он питается.

(На стол детей учитель кладёт карточки, дети собирают карточки)

СОБАКА – БУДКА – КОСТОЧКА

БЕЛКА – ДУПЛО – ШИШКИ

КОШКА – ДОМ – МЫШКА

МЕДВЕДЬ –  БЕРЛОГА – МЁД

А теперь попрошу вас составить предложения по карточкам. Например: пчела живёт в улье и даёт мёд.

(Дети говорят свои предложения)

ВЫВОД 3: А сейчас я вас прошу продолжить предложения. Дикие добывают пищу. …. , а домашних кормит …. … .

(учитель показывает вывод на экране ПИЩУ ДОБЫВАЮТ САМИ и КОРМИТ ЧЕЛОВЕК)

6) - Немножко отдохнем, поиграем в игру «Родитель — детёныш».
– Я бросаю мяч, называю животное. Тот кто поймал мяч, называет детёныша этого животного.

У коровы – ... (теленок).
У свиньи –...
(поросенок).
У кошки – ...
(котенок).
У козы – ...
(козленок).

У утки -…(утёнок).
– Каких животных и их детенышей мы называли? (домашних)
– Кто заботится о домашних животных и их детенышах? (человек)
У лося – …
(лосенок).
У белки – …
(бельчонок).
У медведя – …
(медвежонок).

У лисы -…(лисёнок)
У волка – …
(волчонок).

– Кто заботится о диких животных и их детенышах? (Сами)
ВЫВОД 4:  Давайте сделаем вывод. Дикие животные сами заботятся о своём потомстве, а за потомством домашних заботятся люди.

( Дети делают вывод, учитель показывает вывод на экране ЗАБОТЯТСЯ О ПОТОМСТВЕ САМИ  и ЗАБОТИТСЯ О ПОТОМСТВЕ ЧЕЛОВЕК)

 

7) – Мы много с вами говорили сегодня о животных домашних и диких. Узнали как появились домашние и многое другое.  Скажите мне, а для чего же человек одомашнил животных, для чего он заботится о них, строит жилище, кормит их?

- Какую пользу они ему приносят, как они платят ему за заботу? (Ответы детей)

(дети по картинкам составляют предложения, делают выводы)

- А приносят ли пользу дикие животные? (Ответы детей)

8) – Мы с вами сегодня много узнали и хотелось бы что бы вы сделали ещё один вывод. А какие животные дикие или домашние нуждаются в нашей заботе, в нашей любви и внимания? (Ответы детей)

 ВЫВОД 5: Все животные нуждаются в заботе человека.

(учитель выводит на экран вывод НУЖДАЮТСЯ В НАШЕЙ ЗАБОТЕ)

9)  -нам бы очень грустно жилось без наших любимых питомцев. Давайте познакомимся с ними. (дети рассказывают о своих домашних животных)

10)– И хотелось бы завершить наш урок такими строками. (Фирсов Лев читает стихотворение)

Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом.

IV. Итог урока.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Чему вы научились?

Сегодня мы познакомились с миром животных. Вы очень внимательно слушали, правильно отвечали. Все старались. Молодцы.

Домашнее задание.

Рефлексия:

- А сейчас поднимите правую ладошку с теми знаниями, что у вас были на начало урока: теперь поднимите левую ладошку с теми знаниями, что вы получили на уроке – соедините их вместе и поблагодарите себя за работу на уроке. Вы замечательно потрудились. Спасибо вам! Урок закончен.

Релаксация

Я предлагаю вам посмотреть, как прекрасен и многообразен животный мир.

Чтение стихотворений наизусть 2 ученика

Домашние животные

Домашние животные

Такие беззаботные.

Их люди кормят, берегут,

Ласкают, любят, стерегут.

Я тех домашними зову,

С кем вместе в комнате живу:

Котёнка, рыбок, хомяка

Морскую свинку и щенка,

И в клетке попугая

Домашним называю.

Ещё домашними зову

Животных, что живут в хлеву:

Овцу, козу, осла, быка,

Корову, лошадь, индюка,

Гусей, утят, крольчат, свинью

И кур весёлую семью!

 

Дикие животные

Животных диких без труда

Узнаю я в лесу всегда.

Они людей боятся

И не хотят встречаться!

В еловой чаще, под кустом

Животных диких тёплый дом.

Они живут в дупле, в реке,

В траве высокой и в пеньке,

Под пальмой, в океане,

В пустыне и в саванне.

Копают норки, гнёзда вьют.

А с человеком не живут!

Медведи, волки и хорьки,

Бобры, ежи, бурундуки,

Рогатый лось, ещё олень,

Лисица, заяц и тюлень,

Кабан клыкастый и енот,

Горилла, зебра, бегемот,

Жирафа, лев и крокодил…

Назвать их всех не хватит сил!

 

http://danovie.ru/diagnostika-vnimaniya/1450_html_440056aa.jpghttps://ds02.infourok.ru/uploads/ex/038f/0008a296-82e94868/hello_html_m1b2db775.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.

Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы  по режиму дня)Цели:       - развитие коммуникативных умений   в говорении,   чтении,  ау...

Открытый урок по чтению "Умейте делать открытия" 2 класс

Сегодня на уроке чтения мы будем работать над содержанием рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг», узнаем, какие названия существуют у известного вам растения. Девизом урока я предлагаю слова: «...

Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....

Открытый урок во 2 классе по теме " Clothes" УМК" Forward",открытый урок в 1 классе по теме " Моя семья"

Певый урок апробировался на экспериментальной площадке с 2010-2013...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...

5 раздел. Мероприятия. Дни открытых дверей (открытые уроки). Урок математики в 1 классе по теме:"Обобщение изученного". Султанова С.В.

5 раздел. Мероприятия. Дни открытых дверей (открытые уроки).Урок математики в 1 классе  по теме: "Обобщение изученного". Султанова С.В....