Технологическая карта урока окружающего мира "Природа в опасности!" (2 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Тема урока «Природа в опасности!»

Тип урока: «открытие» новых знаний

Цель урока: познакомить учащихся с понятием «экология»; помочь учащимся научиться строить свое поведение в природе.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1)    способствовать формированию знаний о красной книге, понятии «экология»

2)    познакомить с правилами поведения в природе, научить применять эти правила в жизни.

 

Предметные:      

    1) знать, что такое «красная книга», «экология»;

2) знать и соблюдать основные правила поведения в природе.

 

 

Развивающие:

1)    развивать познавательную активность, интерес к предмету;

2)    развивать  логическое мышление, внимание, память.

 

Личностные:

     1) осознавать необходимость изучения правил поведения в природе  для адаптации к жизненным ситуациям;

      2) выражать положительное отношение к процессу познания, уметь применять знания на последующих уроках.

Воспитательные:

1)    воспитывать внимательное отношение к природе;

2)    воспитывать учебно-познавательный интерес к учебному материалу;

 

УМК: «Школа России» А.А Плешаков. Окружающий мир, 2 класс. 1 часть.  Рабочая тетрадь. 1 часть. А.А Плешаков.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Дата: 17.09.2024

Школа: МАОУ «СОШ №152 г. Челябинска»

Класс:

Урок: 4

Время: 16:40 – 17:20   Кабинет: 213

Студент: Лопаткина Александра Юрьевна

Группа: 45

Учитель: Кузнецова Вероника Викторовна

Методист: Пометун Надежда Николаевна

Тема урока «Природа в опасности!»

Тип урока: «открытие» новых знаний

Цель урока: познакомить учащихся с понятием «экология»; помочь учащимся научиться строить свое поведение в природе.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. способствовать формированию знаний о красной книге, понятии «экология»
  2. познакомить с правилами поведения в природе, научить применять эти правила в жизни.

Предметные:        

    1) знать, что такое «красная книга», «экология»;

2) знать и соблюдать основные правила поведения в природе.

Развивающие:

  1. развивать познавательную активность, интерес к предмету;
  2. развивать  логическое мышление, внимание, память.

Личностные:

     1) осознавать необходимость изучения правил поведения в природе  для адаптации к жизненным ситуациям;

      2) выражать положительное отношение к процессу познания, уметь применять знания на последующих уроках.

Воспитательные:

  1. воспитывать внимательное отношение к природе;
  2. воспитывать учебно-познавательный интерес к учебному материалу;

УМК: «Школа России» А.А Плешаков. Окружающий мир, 2 класс. 1 часть.  Рабочая тетрадь. 1 часть. А.А Плешаков.  

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности (1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Ф

Словесный:  (беседа)

Внешний контроль

 1. Приветствует обучающихся.

2.Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность.

-Здравствуйте, ребята! Я рада Вас видеть! Меня зовут Александра Юрьевна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

Предлагаю Вам поздороваться друг с другом необычным способом.

Игра «Здравствуйте»

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

желаю (соприкасаются большими пальцами);

успеха (указательными);

большого (средними);

во всём (безымянными);

и везде (мизинцами);

Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

1.Приветствуют учителя.

2.Организуют своё учебное место.

Обучающиеся настраиваются на урок.

Р: взаимодействовать со взрослыми и  сверстниками в учебной деятельности.

Компьютер, интерактивная доска.

Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Словесный: (беседа)

Внешний контроль

1. Актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала.

2. Обеспечивает мотивацию к изучению материала необходимого для «открытия нового знания».

- Ребята, чтобы вспомнить над какой темой Вы работали на прошлом уроке и актуализировать свои знания, Вы напишите тест.

Тест.

-Закончили работу.

-Посмотрите на экран, что изображено на картинках?

-Ребята, а как вы думаете, к чему-то хорошему это приведёт? Разве можно так обращаться с природой?

 Высказывают предположения и доказывают свою  точку зрения.

-Загрязнение воды, мусор в лесу, охота на животных, загрязнение воздуха заводами, вылавливание рыбы.

-Нет,нельзя.Это опасно для природы.

 К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.

Компьютер, интерактивная доска.

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесные методы (беседа)

Внешний контроль

Создаёт условия для формулирования темы и определения цели урока обучающимися  через создание проблемной ситуации.

-Посмотрев на картинки, вы догадались какая тема нашего урока?

-Верно! Наша тема «Природа в опасности!»

-Давайте поставим цели на наш урок

 Попробуйте с помощью слов - помощников определить цели  нашего урока.

Слова в 1 столбике на слайде:

Вспомним…

Узнаем….

Познакомимся…

Слова во 2 столбике на слайде:

Что такое экология

Почему животные попадают в красную книгу

С правилами поведения в природе.

-Молодцы, ребята, вы правильно определили цели на наш сегодняшний урок.

-Ребята, посмотрите, у вас на партах лежат листы самооценки, также это наш план на урок. После каждого выполненного пункта, Вам нужно дорисовать смайлику лицо.

Весёлое-если у вас всё получилось и не было трудностей.

Задумчивое-были трудности.

Грустное-ничего не получилось.

Постановка темы и цели

Выполнение заданий

Самостоятельная работа

Подведение итогов

-Уже сейчас вы можете дорисовать лицо смайлику, ведь мы выполнили первый пункт плана.

 1. Выдвигают        варианты формулировок цели,                      

частвуют в их обсуждении.

2. Выдвигают гипотезы по предлагаемой проблеме.

3. Разрабатывают план учебных действий по                                               достижению цели урока.

-Природа в опасности.

-Вспомним, что такое экология.

-Узнаем, почему животные попадают в красную книгу.

  -Познакомимся с правилами поведения в природе.

Р: Умение принимать заданную цель; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

П: формулировать цели и задачи деятельности; выстраивать последовательность шагов для  достижения цели

«Открытие» детьми нового знания (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Ф, П

Словесный:  (рассказ учителя)

Практический: выполнение заданий.

Взаимоконтроль.

Самопроверка

1. Организовывает работу обучающихся.

-Сейчас мы совершим виртуальную экскурсию. Закройте глаза. Вам сниться сон. Представьте, что вы оказались на лесной лужайке. Дует легкий ветерок, который, прикасаясь к цветам и траве, заставляет их шевелиться. Вот на цветок прилетела пчела, а это выглянул зайчонок, который захотел погреться на солнышке. Все прекрасно. Скажите, способен ли человек погубить эту красоту?

-Как это может случиться?

-Верно! А как сохранить природу? Как не позволить ей погибнуть?

-Молодцы!

-Ребята, а что такое экология?

-Верно!

-Ребята, а будет ли природе плохо, если просто сорвать один цветок или одну ветку, поймать одну бабочку?

-Да ,природе будет хуже, а знаете почему?

-Одну такую рану можете нанести вы природе, вторую ваш друг, третью кто-то ещё, что же тогда станет с природой?

-Когда вы срываете одну ветку иои цветок-это маленькие раны для природы.

(на доске появляется «маленькие раны»)

-Ребята, если есть маленькие раны, то как вы думаете, есть ли большие?

(на доске появляется «большие раны»)

-Да, вы правы, но что тогда относится к большим ранам?

-Молодцы!

1.Анализируют учебный материал, организуют поиск решения, определяют способы представления результата.

-Да, способен.

-Засорять воздух вредными веществами, не убирать за собой мусор, жечь костры, убивать птиц и животных.

-Нужно быть внимательным ко всему, не загрязнять природу, не убивать птиц и животных, заботиться и любить природу.

-Это наука о связях между живыми существами и окружающей средой, между человеком и природой.

-Да,будет.

-Есть.

-Убийство животных , растений, птиц, загрязнение воздуха постройкой заводов.

Р: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель; умение контролировать свою деятельность по результату; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

П: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения.

Л: целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей

Компьютер, интерактивная доска.

Первичное закрепление (4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

 Ф

Словесный: беседа

Практический метод

(упражнение)

Внешний контроль

  1. Организует работу обучающихся по первичному закреплению полученных знаний.

Посмотрите, у вас на партах лежат рабочие листы, прочитайте первое задание.

-Вам нужно отметить положительные и отрицательные действия.

-Молодцы, вы отлично справились.

-Итак, прежде чем выполнить второе задание, нам нужно разобраться , чем же отличаются заповедники от национальных парков. Откройте страницу 20 в учебнике, кто прочитает?

-Чем же отличаются заповедники от национальных парков?

-Разобравшись в отличиях, запишите в таблицу во втором задании, где говорится про заповедники, а где про национальные парки?

-Молодцы!

-Посмотрите на слайд, я привела несколько примеров заповедников, и несколько примеров национальных парков.

Запишите их себе в задание 5 на рабочем листе.

Ребята, а знаете ли Вы куда попадают редкие растения и животные, которые уже на грани вымирания?

-Да, вы правы, это красная книга, там очень много животных и растений, которых почти уже не осталось. А из-за чего их почти не осталось? По чьей вине это произошло?

-Молодцы!

- А знали ли вы, что красная книга вся состоит из цветных страниц. Каждая страница книги имеет свой цвет. Чёрные страницы – вымершие. Красные страницы – исчезающие. Жёлтые страницы – редкие. Белые страницы – которых всегда было мало. Зелёные страницы– восстановленные. Серый цвет страницы говорит о тех видах, которые ещё мало изучены.

(показ презентации с этими страницами)

Посмотрите на слайд, вот некоторые из них.

Сухонос,горал, нарвал, зубр, ирбис.

 -Давайте встанем и немного отдохнём:

Физминутка:

Мы с вами входим в лес.                  

Сколько здесь вокруг чудес!

( Посмотрели вправо, влево)

Руки подняли и покачали-

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся

Покажем – крылья сложили назад.

Наклонились и присели,

Заниматься тихо сели.

-Ребята, оцените себя на листах самооценки.

  1. Отвечают на вопросы учителя.
  2. Выполняют работу в рабочих тетрадях.

1-отрицательное;

2-положительное;

3-положительное;

4-отрицательное.

-Заповедники находятся под строгой охраной, в них нельзя попасть. А в национальные парки можно сходить на экскурсию.

-Национальные парки-1 столбик, заповедники-2 столбик.

-в Красную книгу.

-По вине человека,люди убивали животных и срывали растения, поэтому их осталось мало.

Пожарники

-Для тушения пожара.

П : умение работать с моделями объектов,

сравнивать, сопоставлять, выполнять действия анализа и синтеза.

Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, создание ситуации успеха

И, П

Словесные методы

Практические методы

Внешний контроль

  1. Организует самостоятельную работу.
  2. Контролирует работу.

- Поработайте в парах.

-Откройте страницу 9 рабочей тетради, выполните задание 1 и задание 4 на рабочем листе.

-В задании номер 1 тетради, вам нужно также отметить отрицательные и положительные воздействия на природу.

-А в задании 4 рабочего листа, найти названия животных и подписать.

Подсказка: это животные красной книги, которые мы уже обсудили.

-Давайте проверим , правильно ли вы выполнили задание.

-Молодцы! Оцените друг друга на листе самооценки.

  1. Выполняют самостоятельную работу.

 

Р: выполнение контроля и оценки работы.

Учебник, рабочая тетрадь.

Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф

Словесные методы (беседа)

Внешний контроль

-Ребята, сейчас вы снова поработаете в парах, Вам нужно придумать свой знак по охране природы, нарисовать его и написать три правила по охране природы

Учащиеся отвечают на вопросы. Повторение материала урока.

-

П: выделение необходимых данных.

К: построение монологической  и диалогических высказываний.

Компьютер, интерактивная доска.

Рефлексия деятельности (2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесные методы (беседа)

Самоконтроль

 Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности  обучающихся.

- Урок подходит к концу, давайте вспомним тему и цель урока.

-На слайде фразы, продолжите одну из них:

На уроке я узнал….

-У меня сегодня получилось….

-На уроке  мне было непонятно….

-Теперь я могу….

-У меня получилось….

- Всем спасибо за работу, урок окончен. До свидания!

-Тема : Природа в опасности!

-Цель: Вспомним, что такое экология.

-Узнаем, почему животные попадают в красную книгу. 

Познакомимся с правилами поведения в природе.

 

П: выполнение рефлексии учебной деятельности. Р: выполнение контроля и оценки работы; 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока окружающего мира "Красная книга" 2 класс УМК "Школа России"

технологическая карта урока окружающего мира "Красная книга" 2 класс УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока окружающего мира в 1-м классе "Что такое хвоинки ?" . " Школа России"

Технологическая карта урока окружающего мира в 1-м классе "Школа России"...

Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока окружающий мир "Домашние опасности" 2 класс, УМК "Школа России" + мультимедийная презентация)

Тема урока: «Домашние опасности»Цели деятельности учителя:дать ученикам общее представление об опасных ситуациях дома;развитие мышления, логики, умения сравнивать и делать выводы; развитие речи;развит...

Технологическая карта урока окружающего мира в 3-м классе по теме «Опасные места».

Воронцова Ирина НиколаевнаМОУ «Волосовская начальная общеобразовательная школа»Волосовский районПедагогический стаж – 2 годаОбразование – высшееКвалификационная категория...

Технологическая карта урока окружающий мир «Домашние опасности. Пожар» 2 класс.

Технологическая карта урока окружающий мир «Домашние опасности. Пожар» 2 класс....

Технологическая карта по Окружающему миру "Лесные опасности" 2 класс

Предмет: Окружающий мирАвтор учебника: А. А. ПлешаковКласс: 2 классТема: «Лесные опасности»Кол-во учебных часов:1 часПланируемые результатыПредметные результаты: - Научатся избегать о...