Открытый урок по Доноведению "Охранять природу – значит охранять Родину" в 4 классе 2024г
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Ревенко Ульяна Владимировна

Цели: 1. Формировать экологические знания, умение оценивать влияние человека на природу;

2. Развивать представление о рациональном взаимодействии человека с природой; умение классифицировать бытовые отходы; умение сравнивать и обобщать предметы и явления; творчество и фантазию;

3. Воспитание внимательного, бережного отношения к окружающему миру; любви к природе родного края; выполнение правил поведения в природе и участия в природоохранной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по Доноведению «Охранять природу – значит охранять Родину!» в 4 классе

Разработала: учитель Ревенко У.В

Дата проведения: 17.02.2024г

Цели: 1. Формировать экологические знания, умение оценивать влияние человека на природу;

2. Развивать представление о рациональном взаимодействии человека с природой; умение классифицировать бытовые отходы; умение сравнивать и обобщать предметы и явления; творчество и фантазию;

3. Воспитание внимательного, бережного отношения к окружающему миру; любви к природе родного края; выполнение правил поведения в природе и участия в природоохранной деятельности.

Оборудование: мяч, мультимедиа, коврики, сшитые из лоскутков, прихватки, рисунки детей о лесе

Ход урока

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Какой сегодня прекрасный день! Я рада вас всех видеть, давайте подарим, друг другу хорошее настроение, улыбнемся, я вам – вы мне. Я надеюсь, что мы успешно с вами поработаем.

II. Сообщение темы классного часа

  1. Определение темы и девиза урока.

-Тема нашего урока : Охранять природу – значит охранять Родину!

-Девиз нашего урока: «Природа – наш общий дом, мы должны беречь ее»

-Что такое природа?

Презентация картин о лесе (красивые места в лесу 2 рисунка и вырубка леса, свалка)

- Все ли хорошо в нашей окружающей жизни сейчас? ( Нет. Люди загрязняют реки, леса, вырубают деревья, вырастают горы мусора)

- Что же нужно делать для того, чтобы сохранить красоту природы на долгие годы? (Не загрязнять реки, прекратить беспощадную вырубку леса, не устраивать стихийные свалки, не причинять вред природе)

Я приглашаю вас сыграть в игру. Наша игра называется «Хорошо или плохо»

2 Игра с мячом «Хорошо или плохо»

Я бросаю мяч и называю действие, вы его ловите и кидаете его обратно со словами хорошо или плохо

-Сажу дерево,

-Срубила елочку на Новый год!(Чем заменим лесную елочку).

-Охота на редких животных.

-Сорвать редкий цветок. (Они занесены в Красную книгу)

-Строительство очистных сооружений на заводе.

-Жечь костры в лесу.

-Бросать мусор в речку.

-Создание заповедников.

-Строить кормушки птицам (А вы как помогаете птичкам выжить зимой?)

-Огородить в лесу муравейник.

-Сбор макулатуры.

Молодцы, ребята, вы знаете, как правильно относиться к природе, чтобы не навредить ей.

- Одной из проблем это горы мусора, которые портят красоту нашей природы.

- Я предлагаю сейчас попробовать решить проблему сортировки бытового мусора. Поиграем в игру «Сортировщик»

3. Игра «Сортировщик»

У меня на столе пакет с бытовым мусором. Это то, что мы каждый день оставляем в процессе своей жизнедеятельности.

- Что же мы делаем с этим мусором? (сжигаем, вывозим на свалку(Что же мы делаем с этим мусором? процессе своей жизнедеятельности. мусора. есов, полей. .

- Да, конечно, мы от этого мусора избавляемся, но хороши ли для природы наши действия?

- Что можно делать с мусором?

- Сортировать и утилизировать (т.е. перерабатывать) или же вторично использовать

- Давайте попробуем рассортировать наш мусор по отдельным группам, контейнерам

- Давайте с вами посмотрим, правильно ли мы рассортировали?

1 контейнер

- Можно ли выбрасывать книги? Что можно с ними сделать? (подарить библиотеке, другу, оставить в кабинете для пользования)

- Контейнер с бумагой легче сжечь, но ее можно вторично использовать: в виде макулатуры, переработать. Туалетная бумага, газеты продукт вторичной переработки.

2 контейнер

- Рассмотрим второй контейнер со стеклянной тарой. Что можно использовать в домашнем хозяйстве? (баночки из под майонеза, можно сдать в пункты приема)

- А что мы сделаем с бутылочками из-под лака для ногтей, духов? (выбрасываем на свалку)

- Мы лишены возможности их сдавать на вторичную переработку, поэтому вынуждены выбрасывать на свалку.

- Что можно использовать многократно? (стеклянные банки)

3 контейнер

- Третий контейнер с пластиком. Что расфасовывают в пластиковую тару. (йогурт, сыры, соки, газ. напитки …)

- Что же необходимо сделать с этим пластиком? (выбросить на свалку, сжигать)

- А вот сжигать пластик нельзя, т.к. он выделяет опасное ядовитое вещество – диоксин

- Да, и здесь мы не имеем возможности вторично его переработать, т.к. у нас нет условий.

- Как можно применить пластик в домашних условиях? (для рассады, из стенок бутылок сшить целое полотно для теплицы)

4 контейнер

- Четвертый контейнер с тряпками. Как можно использовать старые вещи, лоскутки? (можно делать поделки, предметы домашнего быта: прихватки, коврики, варежки. Можно вторично переработать)

- Вывод: видите ребята, оказывается даже мусор можно использовать на благо человека, и если его сортировать и перерабатывать. ( определение победителей)

- Все команды справились с работой хорошо. Молодцы!

- Но тем не менее проблема загрязнения бытовым мусором окружающей природы нашего района остается не решенной. Куда население вывозит мусор? (за домом, в лес, возле водоемов, по обочинам дорог, хотя есть поселковая свалка)

- Где находится поселковая свалка? (в Южном)

- Это свалка находится на святом месте, что считается большим грехом. Жители с. Тараса неоднократно обращались администрации района о закрытии. Но до сих пор продолжают сваливать мусор машинами. Объясняя это отсутствием другого удобного места.

- Что же такое свалки?

Свалки это источник загрязнения окружающей природы, они выделяют ядовитые вещества, который поступают в грунтовые воды, развиваются вредные микробы, собираются грызуны и бродячие животные – разносчики опасной болезни. Свалки это большая проблема России, занято 15 млн. гектаров.

Дидактическая игра. Путешествие на «Лесную полянку»

  • Нужно детям отгадать загадки.

Рыжая, с пушистым хвостом

Живет в лесу под кустом (Лиса)

 

  • Кто зимой холодный,

Ходит злой, голодный? (Волк)

 

  • Через поле, напрямик

Скачет белый воротник (Заяц)

 

  • Зимой на ветках яблоки

Скорей их собери…

И вдруг вспорхнули яблоки

Ведь это (Снегири)

 

  • Это маленькая пташка

Носит серую рубашку.

Подбирает быстро крошки

И спасается от кошки (Воробей)

Всех зверей и птиц поместили на елку.

Вопрос: как мы можем помочь птицам и животным зимой?

Физкультминутка «Звери в лесу».

Мы пришли в зимний лес, там полным полно чудес. Слева березка в шубке стоит, справа елочка на нас глядит. Снежинки в небе кружатся. Вот и зайка прискакал, от лисы он убежал, серый волк по полю рыщет, он себе добычу ищет. Прилетели снегири, как красивы они. Лишь медведь в берлоге спит, так всю зиму и проспит. В лесу тишина и покой. Ну а нам пора домой.

Лексическая игра «Если я приду в лесок»

(говорить «да» или «нет»)

  1. Если я приду в лесок, я сорву ромашку (нет)
  2. Если съем я пирожок, то выброшу бумажку (нет)
  3. Если хлебушек кусок на пеньке оставлю (да)
  4. Если ветку подвяжу, колышек поставлю (да)
  5. Если разведу костер и тушите не стану (нет)
  6. Если сильно насорю и убрать забуду (нет)
  7. Если мусор уберу и его закопаю (да)
  8. Я люблю свою природу, я ей помогаю (да)

Вывод: что мы можем сделать, чтобы наша планета Земля не грустила?

Чтение стихотворения Е.Смирновой «Давайте вместе Землю украшать»

 

Давайте вместе Землю украшать.

Сажать сады, цветы сажать повсюду

Давайте вместе Землю уважать

И относиться к ней как к чуду.

Мы забываем, что она у нас

      Одна – неповторимая, ранимая, живая.

     Прекрасная: хоть лето, хоть зима.

Она у нас одна, одна такая.

 

Прослушивание песни в исполнении С.Парамонова «Раненая птица»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Охранять природу - значит охранять Родину.

Внеклассное  мероприятие,  посвященное  охране  природы....

Охранять природу - значит охранять родину.

    В  данной  работе  рассказывается  в  стихотворной  форме  о  необходимости  охранять  лесные  насаждения  и  тех ...

Охранять природу-значит охранять Родину!

Материал для проведения досугового мероприятия с учащимися начальных классов во второй половине дня, призванный формировать у детей качества рачительных хозяев, пробуждать добрые, светлые чувства прек...

Внеклассное мероприятие по экологии "Охранять природу-значит охранять Родину!"

Данное мероприятие поможет углубить экологические знания, развить внимание, память, воспитать гуманное отношение к природе, чувство ответсвенногсти за все живое на земле....

Урок «Охранять природу – значит охранять Родину»

Урок по окружающему миру«Охранять природу – значит охранять Родину»...

Презентация «Охранять природу – значит охранять Родину»

Презентация к уроку по окружающему миру«Охранять природу – значит охранять Родину»...

Занятие внеурочной деятельности "Творчество М.М.Пришвина. Охранять природу - значит охранять Родину"

Познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина, учить формировать идею произведения, познакомить с художественными особенностями произведений, развивать речь учащихся, навык осознанного и правильного чт...