Урок «Охранять природу – значит охранять Родину»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Урок по окружающему миру

«Охранять природу – значит охранять Родину»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_ohrane_okr._sredy.docx66.94 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ярцевская средняя школа № 4

имени Героя Советского Союза О.А.Лосика

Урок по окружающему миру

«Охранять природу – значит охранять Родину»

Учитель начальных классов

Зеленковская С. А.

г. Ярцево


Цели:

  • познакомить учащихся со значением воды в жизни человека, с тем, какую роль играет человек в природе.
  • воспитывать гуманного, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному достоянию своей малой Родины.

Планируемые результаты: учащиеся научатся обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой, моделировать их, и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе.

Оборудование:

  • плакаты с лозунгами: «Человек в ответе за жизнь на планете»; «Охрана природы – дело всенародное»; «Охранять природу – значит охранять жизнь».
  • выставка рисунков «Природа глазами детей: зима, весна, лето, осень».
  • выставка поделок: «Дары природы».
  • музыка: «Гляжу в озера синие»; «Лесной марш»; П. И. Чайковский «Времена года».
  • презентация: «Охранять природу – значит охранять Родину».

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний. Звучит песня «Гляжу в озера синие». (Слайд 1-3)

Учитель: Как светла и красива земля русская! Многими красотами дивишь ты: озерами, холмами высокими, полями дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными, городами великими.  Всего ты исполнена, земля русская!

  Под большим шатром голубых небес вижу – даль степей зеленеется.

  И на гранях их, выше темных туч, цепи гор стоят великанами…

  Широко ты, Русь, по лицу земли в красе царственной развернулася!

  И во всех концах света белого про тебя идет слава громкая.

  Уж и есть за что, Русь могучая, полюбить тебя назвать матерью…

Учитель: Природа той древней Руси была богаче нынешней природы: и дубравами частыми, и зверьми различными, и птицами бесчисленными. Сейчас таких дубрав почти не осталось. Птиц стало меньше и зверей тоже.

3.Самоопределение к деятельности.

На Земле воды очень много, вода покрывает большую часть планеты. Но мы говорим, что вода находится в опасности. Почему? (Ответы учеников)

Сегодня на уроке мы будем говорить об охране воды, о бережном и уважительном отношении к среде своего обитания.

  1. Работа по теме урока.

1.Беседа

Воды на Земле одновременно и много, и мало. Её много в морях и океанах, но морская солёная вода непригодна для питья, а также для многих технических производств и сельского хозяйства. Для людей и промышленности нужна пресная чистая вода.

Пресной воды существенно меньше, и треть населения Земли испытывает в ней острый недостаток. Основные запасы пресной воды сосредоточены в полярных льдах. Органические запасы пресной воды ещё больше сокращаются из-за загрязнения.

Одним из главных свойств воды является то, что она – растворитель

Расскажите, пользуясь схемой, как твёрдые вещества попадают в организм человека.

(Схема представлена на доске)

(Ответ. Твёрдое вещество, растворяясь в воде, попадает в растение. Растениями питаются животные. Растительной и животной пищей питается человек)

 - Что произойдет, если в воду попадёт ядовитое вещество? Расскажите, пользуясь схемой.

(Схема представлена на доске)

 - Сделайте вывод. (Нельзя допускать, чтобы вредные вещества попадали в воду.)

В последние столетия, помимо естественного загрязнения природных источников частицами почвы, горными породами, минеральными солями возникла проблема коммунального, промышленного, сельскохозяйственного загрязнения воды.

(Учитель читает сказку).

- Опишите реку, какой она была до того, как встретилась с людьми. Видели вы такую реку?

 - Как речка помогала людям?

 - Как люди относились к реке? Как вы считаете, правильно ли они себя вели или нет? Почему?

 = Что случилось с горожанами, когда река ушла?

 - Представьте, что все реки обиделись бы на людей и ушли?

 - Что случилось бы с нами? Смогли бы мы жить без них?

 - Сравните речку, какой она была до того, как встретилась с людьми, и какой стала после. Какие изменения с ней произошли?

 - Правильно ли поступили люди в конце сказки? Что они ещё могли бы сделать для своей реки?

 - А что вы могли бы сделать для своей реки, озера, которые находятся рядом свами?

 - Как люди вашего города относятся к  рекам – так же. Как и люди из сказки, или по-другому?

 - Сделайте вывод. (Не надо загрязнять водоёмы. От загрязнения воды страдает всё живое)

  1. Физкультминутка.

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре –

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе раз – это брасс,

Одной, другой – это кроль.

Все как один плывём, как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

  1. Закрепление изученного материала

Значит, нам надо беречь природу, и тогда, пусть не сразу, не вдруг, вновь зашумят дубравы, и станут нас радовать летом голосами своими благородные птицы – гуси, лебеди, журавли.

1.  А как ее беречь-то?

2.  А так, как берегли ее наши предки:

     не брать у природы лишнего и тогда…

3.  Зажурчат ручейки. (Слайд 4)

4.  Запоют соловьи. (Слайд 5)

1.  Зашумят березы. (Слайд 6)

2.  Побежит родниковая вода.

3.  Пейте досыта, люди добрые!

4.  Пейте звери и птицы, (Слайд 7)

     что бы мы делали без вас?!

Учитель: Ребята, Константин  Паустовский  сказал: «Человеку  никак  нельзя  жить  без  Родины, как  нельзя  жить  без  сердца». Да,  наша  необъятная  планета  Земля  добра  к  нам.  Ответим  ей  теплом  на  тепло,  любовью  на  любовь.  Многие  писатели  и  поэты  посвящают  свои  произведения  природе.

5. Россия, Родина моя!

Холмы, дубравы и долины,

Грома морей и плеск ручья,

Прими Россия слово сына!

6. Ты стала всем в моей судьбе,

А мне, за жизнь свою, признаться,

Как к матери, в любви к тебе,

Не приходилось объясняться.

7. Россия, родина моя!

Есть на земле края иные,

Где шум лесов и звон ручья,

Почти такие, как в России!

8. Россия, Родина моя! (Слайд 8)

Небесный цвет, цвет ржи, цвет хлеба.

В них слава вечная твоя

Взлетает с новою на гребень.

Учитель: «Во все времена человек любил природу. Природа была и остается для человека мастерской, его домом, его чудесным храмом, его красой. Природа – чудеснейшая сказка, мир великолепия. Когда бы мы не пришли в этот мир – хрустальной зимой или звонкой весной, изумрудным летом или золотой осенью – всегда волшебный мир природы открывается нам по-новому …

Всему на свете свой черед, всему свой мудрый срок. (Слайд 9)

Четыре времени в году и все в правах равны.

На зимний полдень погляди – простор, голубизна.  

У лета осень впереди, а у зимы – весна.

Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года. Март»

(Слайд 10)

1. Весна! Весна! Как воздух чист! Как ясен небосвод.

Своей лазурью живой слепит мне очи он!

2. Весна! Весна! Как высоко на крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам летают облака!

3. Шумят ручьи, блестят ручьи! Взревев река несет

На торжествующем хребте поднятый ею лед!

Под солнце самое взвился и в яркой вышине,

Незримый жаворонок поет заздравный гимн весне.

 (Слайд 11)

4. По тропиночке идет

Золотое лето.

Переходит речку вброд,

Птицей свищет где-то.

5. Ходит-бродит по росе,

По цветному лугу,

Носит радугу в косе,

Заплетенной туго.

6. Встанет, радостно вздохнет –

Ветер встрепенется.

Облакам рукой махнет –

Теплый дождь прольется.

(Видео «Песенка о лете» из мультфильма «Дед Мороз и лето», Слайд 12) 

П.И. Чайковский «Времена года. Ноябрь»

(Слайд 13)

7. Скинуло кафтан зеленый лето,

Отсвистели жаворонки всласть.

Осень в шубу желтую одета,

По лесам с метелкою прошлась.

8. Пустеет воздух, птиц не слышно боле.

Но далеко еще до первых зимних бурь.

И льется чистая лазурь на отдыхающее поле.

П.И. Чайковский «Времена года. Январь».

(Слайд 14)

1. Снежок порхает, кружится,

На улице бело.

И превратились лужицы

В прозрачное стекло

2. Где летом пели зяблики,

Сегодня – посмотри! –

Как розовые яблоки,

На ветках снегири.

3. Снежок изрезан лыжами,

Как мел, скрипуч и сух.

И ловит кошка рыжая

Веселых белых мух

4. Взметнут ростки цветущие побеги,

И закрывать не хочется дверей.

Вот так добро увидев в человеке,

И ты во всем становишься добрей.

5. Придет весна, играя легкой кистью,

Разбудит все, и вдруг увидишь ты,

Как птицы первые, скрываясь в ярких листьях,

Навстречу солнцу раскрывают рты. (Слайд 15)

Учитель: 

О  человек!  Природа  - мать  ни  рек

И  ни  морей  от  глаз  твоих  не  прячет,

Ни  рослых  трав,  ни  голубых  озер…

Цени  ее  доверие,  Природы!

Не  обмани  ее  и в  темный  лес  входи,

Как  в  храм  под  мраморные  своды.

7.Рефлексия

Но  не  все  у  нас,  к  сожалению,  по-настоящему  любят  и  берегут  природные  сокровища  - леса, поля, реки, дары  природы  и  живых  ее  обитателей. 

Земля – единственная избранница солнечной системы, на которой существует жизнь. Но человек загрязняет атмосферу, уничтожает леса, отравляет воды рек, кощунственно использует природу. (Слайд 16)

Итак, людям требуется очень много воды. Загрязнение водоёмов опасно для всего живого. Чтобы уберечь водоёмы от загрязнения, сточные воды пропускают через очистные сооружения.

С каким чувством вы уходите с урока?

8 .Подведение итогов  урока.

Природа – наше  богатство. Сберечь  это  богатство для  последующих поколений – наша  задача  и  наш  долг. (Слайд 17)

Вдумайтесь  в содержание призыва к вам писателя М. Пришвина: «Мы – хозяева природы, а она кладовая солнца со всеми сокровищами жизни. Рыбе нужна вода, птицам нужен воздух, животным – лес, степи, горы, а человеку нужна природа. Охранять ее – наша главная цель».

(Слайд 18)

Земля маленькая, давайте ее беречь и украшать!

Все хором:

Нас  много, ребята,

Везде, где  живем,

Деревья посадим,

Сады  разведем.

Учитель: И все  это  сделаем  от  чистого  сердца и во  имя  нашей  любимой  Родины.

(Слайд 19)

3. Но если светлой радости полна душа,

Справляйте пир с природой рядом.

Отзывчивая, щедрая она,

Ничем вам не испортит вашу радость.

4. Все мы дышим веселой свободой,

Измеряя земные пути.

Благодарнее дружбы с природой

Ничего на земле не найти.

(Слайд 20)

Исполняется песня «Лесной марш»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Охранять природу - значит охранять Родину.

Внеклассное  мероприятие,  посвященное  охране  природы....

Охранять природу - значит охранять родину.

    В  данной  работе  рассказывается  в  стихотворной  форме  о  необходимости  охранять  лесные  насаждения  и  тех ...

Охранять природу-значит охранять Родину!

Материал для проведения досугового мероприятия с учащимися начальных классов во второй половине дня, призванный формировать у детей качества рачительных хозяев, пробуждать добрые, светлые чувства прек...

Внеклассное мероприятие по экологии "Охранять природу-значит охранять Родину!"

Данное мероприятие поможет углубить экологические знания, развить внимание, память, воспитать гуманное отношение к природе, чувство ответсвенногсти за все живое на земле....

Презентация «Охранять природу – значит охранять Родину»

Презентация к уроку по окружающему миру«Охранять природу – значит охранять Родину»...

Занятие внеурочной деятельности "Творчество М.М.Пришвина. Охранять природу - значит охранять Родину"

Познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина, учить формировать идею произведения, познакомить с художественными особенностями произведений, развивать речь учащихся, навык осознанного и правильного чт...

Сценарий экологической игры. "Брейн-ринг" - "Охранять природу - значит охранять родину"

Сценарий экологической игры «Брейн -ринг» - «Охранять природу – значит охранять родину» подойдет для проведения классных часов....