Методическая разработка на тему «Если ты заблудился в лесу?!»
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)

Дмитриева Ирина Анатольевна

Экскурсия на тему «Если ты заблудился в лесу?!»

Цель: Сформировать представление о правилах поведения в лесу в экстремальных и приближённых к экстремальным условиях.

Задачи:

Знакомство со способами предупреждения экстремальных ситуаций: как не потеряться в лесу, ориентирование на местности, предсказание погоды.

Знакомство с правилами поведения в экстремальных условиях: действия при потере ориентировки, организация бивака и ночлега, добыча огня, воды и пищи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Новобирюсинская средняя общеобразовательная школа

Учитель: Дмитриева Ирина Анатольевна

Методическая разработка

Экскурсия на тему «Если ты заблудился в лесу?!»

Класс: 4

Цель: Сформировать представление о правилах поведения в лесу в экстремальных и приближённых к экстремальным условиях.

Задачи:

Знакомство со способами предупреждения экстремальных ситуаций: как не потеряться в лесу, ориентирование на местности, предсказание погоды.

Знакомство с правилами поведения в экстремальных условиях: действия при потере ориентировки, организация бивака и ночлега, добыча огня, воды и пищи.

Ход занятия

Вступительная беседа по следующим вопросам:

- Приходилось ли вам бывать в лесу?

- Вы были одни или со взрослыми?

- Как далеко вы уходили от поселка?

- Как долго находились в лесу?

- Какая погода стояла в это время?

Многие отправляются в лес за грибами и ягодами, кто-то на прогулку или в поход, чтобы отдохнуть и посмотреть интересные места. Прогулки в лес очень полезны для организма человека, они снимают стресс, успокаивают и укрепляют нервную систему, человек получает возможность дышать чистым воздухом. Но, к сожалению, не все прогулки в лес заканчиваются хорошим настроением и пользой для здоровья. Бывают ситуации, когда люди теряются в лесу, и их ищут по нескольку дней, и находят больными и истощёнными.

О том, как не потеряться в лесу, и как выжить и найти дорогу домой, если такое случилось, и пойдёт наш сегодняшний разговор.

Часто человек обнаруживает, что он оказался на том же самом месте, которое проходил 2-3 часа назад, хотя, по его мнению, он должен уже уйти очень далеко от этого места.

Иногда, причиной потери ориентировки в лесу являются ухудшение видимости из-за резкого изменения погодных условий: туман, дождь, гроза.

Поднимающийся вверх туман в горах является предвестником ухудшения погоды. Быстро поднимающиеся и темнеющие облака являются предвестником дождя и грозы. Туман в низинах в утренние часы говорит о том, что погода будет ясной.

Опасные явления нужно уметь предвидеть по природным признакам, поведению животных и растениям, и если они предсказывают ухудшение погоды, то не стоит уходить далеко в лес, а ещё луче вернуться домой

Если вы заблудились, Что делать?

Не паникуйте, остановитесь и подумайте - откуда пришли, не слышно ли криков, шума машин, лая собак. Выйти к людям помогают различные звуки.

Поднимитесь на возвышенное место. Возможно, вы увидите свой посёлок, и сможете определить в каком направлении, необходимо двигаться.

Встаньте лицом по направлению к посёлку, и заметьте, с какой стороны от вас находиться солнце. В дальнейшем следите, чтобы во время движения, солнце всегда было с этой же стороны. Вскоре, вы можете оказаться в знакомом вам месте и без труда отыскать дорогу домой.

Если вы увидите линию электропередач, участок лесной, шоссейной или железной дороги, то двигайтесь к ним. Они выведут вас к жилью.

Попробуйте связаться по мобильному телефону с родственниками и со службой спасения 112, и сообщить о себе. После этого, отключите телефон! Экономьте заряд батареи.

Если обзору мешают деревья, низкая облачность и туман, а мобильная связь отсутствует, спуститесь с горы. В межгорных низинах часто протекают небольшие ручьи. Мелкие ручьи, сливаясь, образуют реки, которые протекают через населённые пункты.

Если вы не знаете, куда идти, то лучше оставаться на каком-то видном месте: возвышенность, поляна и ждать  помощь. Это сохранит ваши силы.

В этом случае, необходимо подготовиться к ночлегу.

Заготовить сухих веток и хвороста и развести костёр. Огонь и дым могут стать сигналом для спасателей и отпугнуть диких животных. Чтобы избежать пожара, нужно обложить костровище камнями.

Способы получения огня без спичек

Трением: с помощью лука и деревянного сверла, путем растирания марганцовки и сахара, путём трения об дерево стального троса или проволоки.

С помощью батарейки от фотоаппарата, фонарика, или аккумулятора.

Все эти способы требуют определённых навыков и тренировки, не каждому удаётся развести огонь с первого раза, поэтому если вы часто ходите в лес, в кармане рюкзака или курточки, нужно иметь коробку спичек, запаянную в полиэтиленовый пакет.

Для ночлега сделайте шалаш или навес. На землю постелите еловый лапник.

А где взять воду и пищу?

Помните: Водно-пищевой рацион в экстремальных условиях предназначен не для полного утоления жажды и голода, а для поддержания жизни!

Если естественный источник воды (ручей, родник) так и не удалось найти?

В ясную и солнечную погоду добыть воду можно и с помощью обычной травы. Для этого необходимо набить ее в пакет и завязать его узлом, после чего положить на солнце. Спустя некоторое время, благодаря воздействию солнечных лучей, в пакете появится влага, которой можно утолить жажду. Если травы нет, то пакет можно завязать на листьях дерева. В случае ненастья, можно собирать дождевую воду.

Добыча воды из-под земли: В низинах и оврагах грунтовые воды прилегают близко к поверхности. Следует выбирать низину с обилием растительности. Чтобы добыть воду, нужно выкопать яму размером примерно 50 см на 50 см с помощью любого подручного инструмента. По прошествии малого количества времени и при условии правильно выбранного места, яма наполнится грунтовыми водами.

Если, место выбрано не удачно, и яма не заполнилась водой, дно вырытой ямы можно забросать травой, внутрь поставить емкость для сбора жидкости. Над ямой размещается полиэтилен, концы которого закрепляются по ее краям камнями. По центру мешка размещается камешек. Принцип устройства в том, что конденсат, образовавшийся от зелени, под весом камня будет собираться внутри емкости.

Способы обеззараживания воды.

Йод или йодные таблетки: достаточно три или четыре капли на один литр воды. Ещё более эффективным способом, является марганцовый раствор.

Все эти советы помогут вам выжить в экстремальных ситуациях и продержаться до прихода спасателей.

Ознакомить с простейшими  приемами ориентирования. Наиболее простой и надежный  способ - по компасу. При отсутствии компаса нужно  обратиться к астрономическим способам определения сторон  света. Например, ночью по Полярной звезде. Чтобы ее найти, надо через две крайние звезды ковша Большой Медведицы мысленно провести прямую и отложить на ней пятикратное  расстояние между этими звездами. В конце линии и будет  звезда, которая почти неподвижно «висит» круглый год над Северным полюсом и, следовательно, покажет север.

Днем поможет сориентироваться Солнце. Если в местный полдень встать спиной к Солнцу, то тень укажет на север, соответственно юг будет сзади, восток – по правую руку, По часам легко определить направление север – юг днем по Солнцу. Для этого расстояние между цифрой 12 на циферблате и часовой стрелкой, направленной на Солнце, надо разделить пополам. Если через эту точку и центр часов провести условную прямую, то ее конец, направленный в сторону Солнца, будет показывать юг.

При невозможности ориентироваться по Солнцу и звездам, например, из-за сложной облачности, можно  попытаться определить направление по местным приметам. Но нужно знать, что такие «компасы» грешат большой приблизительностью.

Искать «компасные» приметы нужно только на отдельно стоящих растениях и предметах. В густолесье, ущельях,  оврагах, буреломе любые признаки смазаны, выражены нечетко, грешат приблизительностью. Наиболее ценную, с точки зрения аварийного ориентирования, дают деревья, пни, камни, растения и пр., расположенные на открытых, ровных площадках - посреди больших полян, на опушках, лугах, так как они меньше подвержены воздействию местного микроклимата.

Достаточно серьезным средством ориентирования могут служить деревья. У сосны, у комля, ближе к корням, нередко обильно нарастает мох. Мох любит сырость, тень, старается спрятаться от прямых солнечных лучей за стволом и, значит, указывает на север. На хвойных деревьях смола скапливается на южной стороне. Засохшие деревья, пни, упавшие стволы в большей степени гниют с северной стороны.

Чутко реагирует на магнитные поля некоторые животные  и насекомые. К примеру, муравейники с северной стороны, как правило, бывают защищены стволом дерева, кустом, камнем, пнем. Южная сторона муравейника бывает более пологая, чем северная, так как за счет такой конфигурации он получает большее количество тепла и света. Но безоговорочно доверять муравьиному «компасу» не стоит, так как иногда расположение   и внешний вид муравейника зависят от особенностей местного климата и рельефа. Суслики строят норки чаще всего к югу от камня или дерева. Весной стаи перелетных птиц летят на север, осенью – на юг.

Итог урока.

Какие цели мы ставили перед собой в начале занятия? Как мы с ними справились? Где вам может пригодиться изученный материал?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Тема: «Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф» УМК: «Школа России» Класс: 1 класс

Тип урока:  Открытие нового знанияПедагогические технологии:Информационно-коммуникационныеЭлементы здоровьесберегающих Цель урока Познакомить обучащихся с новыми звуками [ф], [ф’], бук...

Методическая разработка. Тема: «Педагогическое просвещение родителей по семейным проблемам с помощью родительского ринга»

Методическая разработка  содержит практические рекомендации по психолого-педагогическому просвещению родителей с помощью нетрадиционных форм проведения родительского собрания....

Методическая разработка. Тема урока: И.А.Крылов «Ворона и Лисица». Характеристика героев на основе их поступков.

Предмет: литературное чтение. Класс: 3. Тема урока: И.А.Крылов «Ворона и Лисица». Характеристика героев на основе их поступков. Тип урока: урок открытия нового знания. Деятельностная цель:  -...

Методическая разработка. Тема: "Дружба"

Воспитательное мероприятие проведено в 1 классе учителем нач.классов ПростяковойТема:ДРУЖБА   ...

Методическая разработка Тема «Адаптация первоклассников к школьному обучению в условиях группы продлённого дня»

У каждого первоклассника адаптация в школе проходит индивидуально. Для первоклассников, посещающих группу продлённого дня адаптация более успешна....

Методическая разработка.. Тема : «Питание — кирпичик крепкого здоровья.

Методическая разработка нацелена на формирование у детей внимательного и бережного отношения к  своему здоровью. Может использоваться на уроках по окружающему миру,литературному чтению,математике...

Методическая разработка.. Тема : «Питание — кирпичик крепкого здоровья.

Методическая разработка предназначена для использования на уроках литературного чтения,математик,окружающего мира и внеурочной деятельности....