Конспект урока по окружающему миру «Какие бывают животные»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Савинова Валерия Евгеньевна

Цель: создание условий для формирования знаний учащихся о группах животных, их отличительных признаков.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx115.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру «Какие бывают животные»

Цель: создание условий для формирования знаний учащихся о группах животных, их отличительных признаков.

Задачи:

Образовательные - познакомить с основными группами животных; выявить важнейшие характерные признаки этих групп; учить детей определять по признакам принадлежность конкретных животных к указанным группам

Развивающие - расширит кругозор детей о природе, животных; развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы; развивать умение самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы

Воспитательные - воспитать интерес к учению, культуре поведения на уроке, взаимопомощь, взаимоуважение; прививать детям интерес к предмету; воспитывать любовь и бережное отношение к природе

Методы: объяснительно-иллюстративный, наглядные методы (демонстрация)

Приёмы: природоведческий диктант, «верите ли вы»

Ход урока

Мотивация к учебной деятельности

Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас. Мы сегодня отправимся в небольшое путешествие. Куда поедем, скажите сами.

Присаживайтесь на свои места и закройте глаза. Представьте, что вы сидите в удобных креслах автобуса. Он едет по ровной дороге.

Окружающий нас мир        

Интересно познавать!

Его тайны и загадки

Вы готовы разгадать?

Вот мы и приехали, дверь тихонько открывается и что мы слышим? (включается аудиозапись – звуки леса). Открывайте глаза. Где мы с вами оказались?

Актуализация знаний

Повторение прошлой темы

Постановка учебной задачи

Послушайте необычный рассказ про объекты живой природы: «Их очень много на нашей планете. Они обитают всюду и даже там, где человек жить не может. Они все очень разные. Одни большие, другие - маленькие. Одни очень быстрые, другие – медленные. Есть высокие, а есть низенькие. Есть длинные, а есть короткие. Одни гладкие, другие – нет.

- Догадались, о ком идет речь?

Сегодня на уроке мы будем говорить о животных. А о чём именно, прочитайте на стр.68 (Узнаем, на какие группы можно разделить животных, научимся выделять и сравнивать признаки этих групп, будем учиться находить новую информацию в рассказах о животных)

Решение учебной задачи

Чтобы рассмотреть отличительные черты каждой группы животных, мы попробуем себя в роли исследователей. Вы знаете, ребята, кто такие исследователи? В толковом словаре исследователь – это люди, занимающиеся научными исследованиям.

Я предлагаю вам поиграть в игру «Верите ли вы?» На каждой парте лежит   листочек, на котором в табличке записаны номера с 1 по 7. Я буду читать вопросы, начинающиеся со слов «Верите ли вы, что…». Если вам необходимо, то вы можете обсудить с соседом ответы и поставить знак «+», если вы верите, или «-», если не верите.  

 Вопросы:

1. Животных можно условно разделить на 4 группы.

2. Насекомые - это животные, у которых 6 ног.

3. У рыб тело покрыто чешуёй.

4. Птицы – это животные, тело которых, покрыто перьями.

5. Звери выкармливают своих детёнышей молоком.

6. У зверей тело покрыто шерстью.

7. Существуют животные, которым хорошо как   в воде, так и на суше.

8. Существуют животные, которые обходятся без ног.

 - Отложите ваши листочки. Мы вернемся к ним после изучения нового материала и проверим, правильно ли вы думали.

- Сейчас мы с вами выполним задания в группах. Для начала давайте вспомним правила работы в группе.

В группе должен быть ответственный.

Работать должен каждый на общий результат.

Один говорит, другие слушают.

Своё несогласие высказывай вежливо.

Если не понял, переспроси.

- Возьмите конверт - в нем ваше задание.

(В конвертах подготовлены рисунки животных).

1-я группа- окунь, ерш, кузнечик, карась.

2-я группа- муха, божья коровка, медведь, жук.

3-я группа- тигр, лиса, гусь, волк.

4-я группа- ласточка, клест, щука, синица.

5-я группа – щука, лещ, гусеница, горбуша

6-я группа – оса, паук, заяц, комар

7-я группа – лев, рысь, хомяк, голубь

8 группа – чайка, ворона, попугай, пчела

- Рассмотрите картинки с изображением животных и найдите лишнее животное.

- Как одним словом назвать всех животных каждой группы? (насекомые, рыбы, звери, птицы)

У каждого из вас есть незаполненная таблица

Используя учебник на странице 68 вместе её заполним.

Первая группа – насекомые

Рассказываю о группе животных – насекомые. (Возникли эти животные более 200 млн. лет назад. Это самый многочисленный класс – более 1 миллиона видов. Трудно отыскать такое место на Земле, где нельзя было бы встретить насекомых. Они населяют и безжизненные пустыни, и глубокие пещеры, и за Полярным кругом, где, казалось бы, нет ничего, можно встретить представителей этой группы животных.)

Рассматривают изображение в учебнике, отвечают на вопросы. (Под какой цифрой изображены животные группы насекомых? (3) Что это за животные? Назовите их. (жук, бабочка) Рассмотрите их внимательно.)

- Какое количество ног у насекомых? (6 ног)

- Чем покрыто тело (покровы)? (панцирь)

На доске появляется запись:

1. Название группы: Насекомые    

2. Количество ног: 6 ног    

3. Чем покрыто тело?  Панцирь  

(Картинка: муравей)

- Посмотрите на группу насекомых у себя в работах. Сколько ножек у насекомых?

Главным признаком насекомых является наличие 3 пар ног.

Рассматривают изображение рыбы отвечают на вопросы. (Следующим пунктом нашего плана будет группа рыб. Рассмотрим эту группу животных в учебнике на с.60.  Под какой цифрой изображены животные группы насекомых? (1) Что это за животные? Назовите их. (карась, щука) Рассмотрите их внимательно.)

- Где живут эти животные? Чем отличаются от других?

После обсуждения приходим к выводу, что у рыб вместо конечностей есть плавники и тело покрыто чешуёй. На доске появляется запись:

1. Название группы.                     Рыбы

2. Количество конечностей.          нет

3. Чем покрыто тело?                    чешуя

- Главный признак – наличие чешуи, которой покрыто их тело. (Еще один признак рыб – жабры. С их помощью они дышат. Чешуя у разных рыб разная по размеру и по цвету. Рыбья чешуя растёт всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба растёт быстро и колечко на чешуе широкое, а зимой почти не растёт и колечко получается узкое. По колечкам широким и узким можно сосчитать, сколько рыбе зим и лет.)

Рассматривают изображение птиц и отвечают на вопросы. Посмотрите на стр.60. Под какой цифрой изображены животные группы птиц? (2) Что это за животные? Назовите их. (попугай, утка) Рассмотрите их внимательно.

- Проанализируйте сколько конечностей (ног) у птиц?

- А все ли представители этой группы могут летать?

- Действительно! Птицы, которые не умеют летать, воспринимаются странно. Зачем в таком случае нужны крылья этим существам, если они не могут поднять их в воздух? Тем не менее, на нашей планете существуют целые отряды таких созданий. Это страусы, пингвины, киви, попугай Какапо. Они летать не могут.

- Значит, это не может быть отличительной особенностью птиц.

- Ни у кого больше перьев нет, только у птиц. Не будь у них перьев, они не смогли бы летать. Перья спасают от холода и жары, от ушибов и царапин. Перья хвоста помогают птицам держать равновесие, делать повороты и остановки.

Рассматривают изображения зверей, отвечают на вопросы, заполняют таблицу. (Посмотрите на стр.60. Под какой цифрой изображены животные группы звери? (4) Что это за животные? Назовите их. (лиса, крот) Рассмотрите их внимательно.)

- Проанализируйте, что общего между ними? Чем покрыто их тело, что помогает им выжить в суровую зиму? (Шерсть)

- Рассмотрите, сколько конечностей у зверей? (4)

- Звери и только звери выкармливают своих детёнышей молоком, поэтому иначе эту группу называют млекопитающие. К зверям относятся разные внешне существа: крылатые летучие мыши и похожие на рыб дельфины, изящные жирафы и тучные слоны.

Демонстрируется лягушка и змея.

Посмотрите внимательно на этих животных. Подумайте и дайте ответ, к какой группе мы их отнесем.

- Мы не можем отнести ни к одной группе. Так как у них нет признаков, знакомых нам групп.

Да, вы правы, это другие группы животных. Лягушка относится к земноводным.

Рассказываю про земноводных (Найдите корень в слове «земноводные» (если дети не определят сами, то помогает учитель - «зем» и «вод»)- Эти два корня указывают на то, что животное обитает и на земле, и в воде. Это удивительные существа! Они могут жить в воде и на суше, могут спать полгода и при этом ничего не есть и не пить. Произошли земноводные от рыб. Когда-то, очень давно, их предки выползли на берег.)

Давайте определим особенности земноводных.

Уникальна у земноводных кожа. Она у них тонкая и влажная. Для этой цели земноводные выделяют специальную жидкость, которая распространяется по поверхности кожи, тем самым удерживая на ней влажность. С помощью кожи земноводные могут дышать и даже пить.

Змея относится к пресмыкающимся

Пресмыкающиеся – это такой вид животных, тело которых покрыто щитками, роговыми чешуйками или пластинами. По-другому пресмыкающихся называют рептилиями. У большинства рептилий тело продолговатое и опирается на четыре короткие ноги. Внешне кажется, что эти животные ползут по земле –

Кожа рептилий всегда сухая. Это необходимо для того, чтобы удерживать влагу внутри организма и не давать ей испаряться. Для животных, которые обитают в жарких районах это особенно важно. В теплое время года рептилии становятся активными, а в холодное время – как бы замирают. Еще одна интересная особенность пресмыкающихся – это медленное дыхание. Благодаря этому они могут долгое время обходиться без свежего воздуха. Растут и развиваются пресмыкающиеся медленно, поэтому и продолжительность их жизни очень большая. Пресмыкающиеся могут жить на земле, под землей или в воде. Рептилии несут яйца, как птицы, но не высиживают их и не выкармливают детёнышей.

Итак, мы теперь знаем на какие группы можно разделить животных и их особенности.

Наша таблица готова

Закрепление

А сейчас вернемся к листочкам «Верю не верю». Давайте снова ответим на эти вопросы. Были ли ошибочные ответы?

Итак, наш урок подходит к концу.

- Какую цель мы ставили на урок?

- Достигли ли мы ее?

- Что мы сегодня узнали?  (Мы познакомились с разными группами животных)

- На какие группы их можно разделить?

- По каким основным признакам можно отличить насекомых от птиц, рыб от млекопитающих?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру "Какие бывают растения" 2 класс ФГОС УМК Школа России

Конспект составлен в соответствии с ФГОС. Тема урока "Какие бывают растения", изучается на примере растений школьного двора.Оборудование:  гербарий растений с электронным приложением, лупы у...

Конспект урока по окружающему миру: "Какие бывают животные?"

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Какие бывают животные?" 1 класс. Перспектива....

Урок по окружающему миру"Какие бывают животные"

В данной методической разработке представлена технологическая карта у уроку пр окружающему миру во 2 классе на тему "Какие бывают животные"....

Конспект урока по окружающему миру "Какие бывают животные" 2 класс

Данный материал можно использовать на уроках окружающего мира по программе "Школа России" и "Перспектива" во 2 классе....

Конспект урока по окружающему миру "Какие бывают животные?"

Конспект урока во 2 классе по окружающему миру на тему "Какие бывают животные?"...

Паспорт и технологическая карта урока по окружающему миру "Какие бывают животные" 2 класс

Паспотр и технологическая карта урока по окружающему миру во 2 каассе в соответствии с ФГОС НОО...