Методическая разработка по окружающему миру на тему "Почему звенит звонок" 1 класс
методическая разработка по окружающему миру (1 класс)

Чапурина Елизавета Геннадьевна

Материал предназначен для 1 класса УМК "Школа России" по предмету "Окружающий мир".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока   по теме «Почему звенит звонок» 

Предмет: окружающий мир                 Класс: 1 (доп)                        Тип урока: открытие нового знания УМК: «Школа России»

Тема урока: «Почему звенит звонок»

Цель:  Организация деятельности обучающихся по ознакомлению с возникновением и распространением звука, формирование понятия «звук» и навык беречь уши.

Целеполагание для ученика:

  1. Узнать появление звука
  2. Выяснить, можно ли усилить звук
  3. Выяснить, как распространяется звук
  4. Познакомиться с органом слуха
  5. Выяснить, как беречь уши          
  6. Соблюдать дисциплину на уроке.                        

Целеполагание для учителя (управленческие задачи)

  1. Познакомить учащихся с появлением звука и их распространением
  2. Объяснить значение звука
  3. Познакомить со строением слухового аппарата
  4. Научить как правильно беречь уши
  5. Развивать познавательные интерес к окружающему миру.                              

Планируемый результат:  
знать, что такое звук и как он возникает, уметь называть источники звука, понимать важность слуха для человека, уметь описывать, как возникает звук,   уметь представлять, как распространяется звук, уметь наблюдать и описывать явления окружающего мира.

Личностные: проявлять интерес к изучению окружающего мира; приобретать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Регулятивные: формулировать учебную задачу урока, принимать и сохранять ее на протяжении всего урока; адекватно оценивать результаты своей деятельности.

Познавательные: работать с учебником, ориентироваться в нем с помощью условных обозначений;  

Коммуникативные: строить рассуждения и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы.

Коррекционные: коррекция восприятия и внимания через задания на различение тихих и громких, низких и высоких звуков, коррекция речи и коммуникации через описание звуковых явлений и свои ощущения в устной форме, коррекция мышления и познавательной деятельности через создание причинно-следственных связей между действиями и возникновением звука.

Опорные понятия, термины:  звук, распространение звука, орган слуха, источник звука

Новые понятия, термины: звук, ушное строение, распространение и источник звука, как обезопасить органы слуха.

Образовательные ресурсы:     дидактический материал, (карточки), презентация, учебник, рабочая тетрадь

Этап урока

Содержание материала

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Индивидуализация

1.Самоопределение к деятельности      (1 мин)

Цель: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

-Ребята, покажите, что вы готовы к уроку, на ваших партах должны лежать: пенал, учебник, рабочая тетрадь. Те, у кого все готово, сели ровно, ноги должны касаться пола.

 

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Настроить учащихся на интересную плодотворную работу.

2. Актуализация знаний. Введение в проблему.

(5 мин)

Цель: мотивация учащихся на  осознание  решения выявленной проблемы в процессе деятельности

 

– Послушайте рассказ “Дождь”. На вопросы мальчика

я прошу сначала ответить вас, а потом я зачитаю

ответы мамы

                                       Дождь.

Вася простудился. Он лежал и смотрел на дождь. Ему

было видно только небо, полное дождя. Вася позвал

из кухни маму.

– Мама! Откуда дождь падает?

– Ребята, как вы думаете, что ответила мама?

– Из тучи, ты ведь сам знаешь.

– А куда?

– На землю, Вася, на землю! Все падает на землю! –

сказала мама.

– А откуда тучи? – не унимается Вася.

– Вода испаряется с земли!

– Значит, дождь идет сначала снизу вверх, а потом

сверху вниз?

– Можно сказать и так.

– Мама, мама, отгадай загадку! – не может

остановиться Вася, ведь ему так скучно лежать в

комнате одному.

Без рук, без ног,

А ворота открывает.

– Это ветер! – ответила мама.

Вдруг порыв сильного ветра открыл окно, в комнате

стало холодно. Мама закрыла окно.

– А теперь ты, Васенька, ответь на мой вопрос:

“Почему дует ветер?”

Вася это знал и с радостью рассказал маме.

– Ребята, какое объяснение услышала мама?  (земля в разных местах от солнца нагревается по-разному. От земли нагревается и воздух. Теплый воздух легче, чем холодный. Он поднимается вверх, а холодный воздух устремиться на место теплого. Так движется воздух и получается ветер)

– А сейчас ответьте на вопросы: “Что такое туча?” (темное, густое облако)

– Из чего состоят тучи?  (из капель воды)

– Почему капельки воды падают на землю? (они не могут долго держаться в небе, т.к. тяжелые, поэтому и падают на землю)

– Итак, мы повторили и вспомнили тему “Почему

идет дождь и дует ветер?”

Активизирует     мыслительные операции, внимание, память  обучающихся, стимулирует  к активной  работе, строят осознанные речевые высказывания.

- Активно  включаются в диалог

-Аргументируют  свое мнение.

-Актуализируют знания изученного материала , используют жизненный опыт.

-Формулируют выводы.

3. Постановка учебной задачи

(5мин)

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала (работа в парах)

– Послушайте стихотворение и скажите, почему не

слышна тишина в классе.

                                   В нашем классе.

В нашем классе тишина

Почему-то не слышна:

То линейка упадет,

То резинка пропадет,

То Потапова под партой

Чей-то тапочек найдет.

Кто-то хрюкнет, кто-то гавкнет,

Кто-то скрипнет, кто-то чавкнет.

“Рты закрыли, сели ровно! –

Говорит Мария Львовна. –

Будем слушать тишину”.

Я чего-то как чихну!

Засмеялся Витька сзади.

“Тише, тише!” – шепчет Надя.

Ничего опять не вышло,

Тишины у нас не слышно.

– Так почему же не слышна тишина в классе?

– Скажите одним словом, что это мы слышим в

классе?   (звуки)

- А по какому звуку вы понимаете, что начался урок

или началась перемена?  (по звонку)

- А вы знаете, почему звенит звонок?

-Ребята, какая будет тема нашего сегодняшнего урока?

«Почему звенит звонок?»

-Какую цель мы поставим перед собой на сегодняшний урок?

«Узнать, как возникает и распространяется звук»

План на сегодняшний урок:

  1. Узнать, как возникает и распространяется звук
  2. Выполнить практическую работу
  3. Сделать вывод о проделанной работе

Предлагает сформулировать учащимися тему, цель и план урока.

- Определяют основную задачу деятельности на этапе.  

- Совместное обсуждение проблемы и презентация её решения.

 

4.Физминутка

4. Открытие новых знаний

   (11 мин)

Цель: открыть новые знания

 

– А сейчас давайте сядем тихо и послушаем, какие

звуки мы услышим вокруг себя?

– Какие звуки вы услышали в классе, коридоре, на

улице?

- Какую роль играют звуки в нашей жизни?

– Отгадайте, когда можно услышать этот звук:

– А – а – а   (когда врач просит открыть рот, чтобы осмотреть горло)

– Аа – ааа – ааа  (когда мама укачивает ребенка)

– Ох – ох   (охают больные)

– Пи – пи – пи (пищит мышка)

– Уа – уа (плачет малыш)

– Ау – ау (кричат, когда заблудились в лесу)

– Ха – ха – ха (смеются)

– Цып – цып – цып (подзывают цыплят)

– Но – но – но (подгоняют лошадь)

-А теперь отгадайте загадку: мы слышим его, когда

начинается и заканчивается урок.  (звонок)

– Ребята, а я уже приготовила новый вопрос: “Почему

звенит звонок?” Давайте будем искать ответ и на этот

вопрос.

- Откройте ученики на странице 38. Рассмотрите рисунки. Сейчас попробуем передать голосом звуки, которые издают предметы и живые существа на картинке. А чтобы в классе не было шумно и было всем все понятно, мы поиграем в игру. Я вызову кого – то из вас, скажу вам на ушко, какой рисунок вам

нужно оживить голосом. А все остальные будут отгадывать что это.

- Молодцы ребята!

Учитель показывает колокольчик

– Звучит ли этот предмет сейчас?

– Что надо сделать, чтобы услышать звук? (взять и потрясти)

- Ребята, а это что за предмет? (мел)

–А слышно ли сейчас воздействие на мел?
-Что надо сделать, чтобы от него мы услышали звук?
(нарисовать что-нибудь на доске)

– Почему эти предметы сначала молчали, а потом

издали звук? (мы потрясли колокольчик, порисовали мелом)

– Предметы от наших действий начали мелко

дрожать. Эта дрожь передается воздуху. Так

рождается звук. Дрожание воздуха невидимой волной

доходит до наших ушей. Уши улавливают эту волну, и

мы слышим звук.

– А знаете ли вы, чего боятся уши? (шума, резких, громких звуков)

– Как надо относиться к ушам? (бережно)

– Как мы должны беречь уши? (не слушать громко музыку и тд)

– Уши – это орган слуха. При помощи ушей мы слышим все звуки.

-- Сейчас откроем в учебнике страницу 39 и прочитаем

Сверху хором, как нужно беречь уши.

- Ребята, вот мы с вами оказались в лесу. Отгадайте,

что нас встречает:

Живет без тела,

Говорит без языка;

Никто его не видит,

А всякий слышит.      (эхо)

- Как же образуется эхо?

- Проверим ваши предположения. Сережа, прочитай, пожалуйста, текст на странице 87.

Построить  процесс осознанной речевой деятельности с практической направленностью.

- Работают с упражнением в учебнике

- Наблюдают и анализируют, делают выводы по содержанию упражнения.

- Привлечь    всех детей

  5. Закрепления знаний и способов действий

      (13 мин)

Цель:  обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания

 - Сейчас мы будем работать в парах. Перед этим

давайте вспомним правила работы в парах.

-Откройте рабочие тетради на странице 25, будем

выполнять практическую работу.

- Давайте прочитаем задание, что нужно будет

сделать.

-Резинка начала мелко дрожать. Эта дрожь передается воздуху. Так родился звук. Дрожание воздуха невидимой волной

доходит до наших ушей. Уши улавливают эту волну, и

мы услышали звук.

 Использует словесный метод для  вопросно-ответного  общения, создает условия для высказывания своего мнения

 -  Осмысленно  отвечают на вопросы

-  Аргументируют словесные ответы.

 -Привлечь к ответам как можно больше учащихся

6.Самостоятельная работа  

  (7 мин)

 Цель: выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, создание ситуации успеха

 

 

-Проведем самостоятельную работу в рабочей тетради на странице 26 под номер 2.
-Что вам необходимо сделать? Прочтите задание. Приступайте.

Способствуют формированию находить слова с изученными сочетаниями

 - работают в карточках

Привлечь всех учащихся

7. Рефлексия деятельности.

      (3 мин)

   Цель: самооценка результатов деятельности

 

- Ребята, какая была тема сегодняшнего урока?

- Как появляется звук? (мы воздействуем на предмет, он начинает дрожать, дрожь передается воздуху и приходит к нам в уши)

-А чем мы слышим звуки?

-Нужно ли беречь наши уши? Как?

- Спасибо за урок. Вы отлично потрудились!

Мотивирует обучающихся   к рефлексии., организует обратную связь

-Учащиеся оценивают свою деятельность

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по окружающему миру «Берегите птиц!» в 1 классе

Данное мероприятие предлагается для проведения его в 1 классе с целью привития у школьников интереса к окружающему миру, к бережному отношению к тицам. В данной методической разработке представлен поз...

Методическая разработка урока окружающего мира "Кто такие рыбы" 1 класс

В разработке представлена работа в группах по теме "Кто такие рыбы", используется работа с оценочной линейкой....

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели. Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»

Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»...

Методическая разработка урока окружающего мира "Кто такие насекомые?" 1 класс УМК "Школа России"

Тема: «Кто такие насекомые».       Тип урока: Урок введения новых знанийЦель урока:  научить отличать насекомых от других животных по основному  признаку.Задачи...

Методическая разработка по окружающему миру "Как нам жить?" 4 класс, Школа 2100

Технологическая карта урока, завершающего узучение окружающего мира в начальной школе...

Методическая разработка по окружающему миру : "ВОДИЦА -ВОДИЦА", 1-2 класс.

Вся земная жизнь рождена водой. Что же такое вода?  Вода – природное ископаемое, жидкость. В каком состоянии встречается вода?...