Урок окружающего мира во 2 классе по теме "Какие бывают животные"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Кустова Надежда Николаевна

Тип урока: урок «открытие» нового знания.

Цель урока: формирование знаний у обучающихся о группах животных, их отличительных признаках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_kakie_byvayut_zhivotnye.docx40.31 КБ
Файл kakie_byvayut_zhivotnye.pptx1.5 МБ

Предварительный просмотр:

                                             Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                                                         средняя общеобразовательная школа №4 г.Усмани

                                         Усманского района Липецкой области  имени академика Н.Г.Басова 

                                                       Номинация:  «Лучший сценарий урока, занятия»

                                                       Направление «Естественнонаучное образование»

                                                                                                                                              Разработала

                                                                                                                                              Кустова Н.Н.

                                                                                                                                     учитель начальных  классов

 КЛАСС: 2 класс.

ТЕМА: Какие бывают животные?

ТИП УРОКА: урок открытия нового знания.

ЦЕЛЬ: обобщить знания детей о животных, на этой основе разделить животных на группы: насекомые, птицы, звери, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся; познакомить с отличительными особенностями групп животных; способствовать экологическому воспитанию.

ЗАДАЧИ УРОКА:

• Формировать у детей мотивации к обучению, к саморазвитию.

• Формировать интеллектуальные учебные действия, умение мыслить и работать с информацией.

• Развивать творческое, критическое мышление, расширять кругозор учащихся.

• Воспитывать целеустремленность, самостоятельность, инициативность, чувство любви к животным.

ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ  УРОКА:

Предметные: - формировать понимание того, что животные делятся на группы

-усвоить характерные признаки, уметь их  сравнивать,  находить общие различия, объединять в группы.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу, понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

- высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике);

- работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты);

- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;

- делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;

- добывать новые знания: находить необходимую информацию  в учебнике,

- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;

Коммуникативные УУД:

- использовать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками, воспринимать другое мнение и позицию;

Личностные УУД:

- создать условия для проявления интереса к новому материалу, формирования представления об основных моральных нормах поведения;

ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный проектор, презентация,  учебник для 2 класса «Окружающий мир» А.А. Плешакова, раздаточный материал: на  столах карточки с заданиями, таблица для заполнения.

                                                          ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА  УРОКА.

Этапы урока

Задача этапа урока

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность учащихся

УУД, формируемые на каждом этапе

I.

Организационный момент. 

создать эмоциональный настрой на урок, мотивировать учащихся на работу.

Приветствует учащихся и проверяет их готовность к уроку, читает четверостишие

-Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Слушать, думать, отвечать.

Приветствуют учителя

Самоконтроль готовности к уроку и самоорганизация внимания;

формирование умения слушать и понимать речь учителя.

II. Актуализация опорных знаний.

получить представление о качестве усвоения ранее изученного материала.

Предлагает детям вспомнить ранее изученный материал, формулирует задание.

Организует беседу по вопросам

Дом со всех сторон открыт, 
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нём.

- О чём эта загадка? (лес)

Вспомним, из скольких ярусов состоит лес?

А теперь вспомним, как они называются. Я буду читать описание видов растений, а вы должны определить их.

1.Эти растения имеют мягкие, сочные стебли.

2.Эти растения имею несколько довольно тонких одревесневших стволов.

3.Эти растения имеют один толстый ствол.

- Приведите примеры деревьев, кустарников, трав? (6-8 ответов)

Какие быват деревья и кустарники?

Чем  отличаются лиственные и хвойные деревья?

Вступают в диалог с учителем.

Дети дают ответы.

 Выражение своих мыслей, аргументация своего мнения;

умение адекватно оценивать достижения своих одноклассников

III. Самоопределение к деятельности.

Поставновка темы и цели урока

Организовать формулирование проблемы и постановки темы и цели урока

Организует беседу.

Предлагает разгадать кроссворд

– Природа нас одарила умом для того, чтобы мы всю жизнь разгадывали её тайны. (Леонид Сухоруков)

Как вы понимаете эти слова?

Разгадайте кроссворд и определите тему урока

- Предположите, о чём мы будем говорить на уроке. (О животных.)

Ребята, а кто скажет, все животные одинаковые?

- Откройте учебник на стр. 60, прочитайте тему урока. (Какие бывают животные.)

- Как вы думаете, какие цели поставим перед собой?

Вступают в диалог с учителем.

Дети дают ответы.

Строят предположения о том, какова тема урока.

Ставят цели урока.

развивать умение слушать и понимать других;

выдвигать предположения

определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя.

IV. . Работа по теме урока.

учить формулировать учебные задачи; искать и выделять необходимую информацию; обеспечить восприятия и

осмысление первичного запоминания знаний и способов действий.

Организует работу учащихся по поиску путей решения проблемы.

Организует работу учащихся с использованием информации из учебника.

Организует беседу по вопросам

Подводит детей к формулированию вывода

 Сегодня нам  на уроке необходимо  ответить на вопрос: «Какие бывают животные», а также выделить отличительные признаки каждой группы животных.

Предлагаю поиграть.

Игра «Найди лишнее!»

У вас на столах карточки, на каждой - четыре группы животных, но в каждой группе есть одно лишнее, найдите и зачеркните его.

Воробей, ласточка, крокодил, синица.

Бабочка, муравей, черепаха, кузнечик.

Окунь, карась, лягушка, щука,

Волк, медведь, змея, белка.

Давайте посмотрим, что у вас получилось.

Какое животное зачеркнули в каждом ряду? Объясните, почему  оно лишнее.

Как одним словом назвать всех животных первой  группы? (это птицы).

Как одним словом назвать всех животных второй  группы? (насекомые)

Как одним словом назвать всех животных третьей  группы? (рыбы)

Как одним словом назвать всех животных четвёртой  группы? ( звери)

На доске названия групп животных: насекомые, рыбы, птицы, звери.

- Мы вспомнили с вами, какие бывают группы животных. 

Работа с учебником.

- Теперь вам предстоит ответить на вопрос, что отличает животных каждой группы?

Ответ на этот вопрос найдём в учебнике на странице 60. Для ответов используйте подсказку: сколько ног, чем покрыто тело.

Ученики читают текст на с.60.

– Что узнали о животных данной группы?

– Отличительный признак данной группы?

 (В ходе работы на доске   появляется таблица)

Название группы

Кол-во ног

Покровы

Птицы

2 ноги

перья

Насекомые

6 ног

Рыбы

плавники

чешуя

Звери

4ноги

шерсть

Ребята, а я хочу проверить вашу внимательность, никто ничего не заметил на доске  необычного? Кто увидел поднимите руку.

Сейчас мы говорили о 4 группах, а можно ли этих животных (крокодил, черепаха, лягушка, змея) отнести к какой либо группе?  Конечно нет…. Ни к птицам, ни к зверям, ни к насекомым, ни к рыбам их отнести нельзя.

Значит, есть ещё группы, о которых мы не знаем и это так.

Существуют ещё 2 группы животных.

В учебнике на с.61 вверху дан абзац. Прочитайте.

Как называются они?

К какой группе животных относятся лягушки, жабы? (Земноводные)

 Как вы думаете, за что они получили такое название?

 (показываю фотографии лягушки)

Сколько у неё ножек?

 Есть ли покровы в виде чешуек, перьев, шерсти? (нет, есть только тонкая кожа)

Сделайте вывод.

(Земноводные-это животные с 4 ногами и тело покрыто тонкой голой кожей.)

Ребята приготовили дополнительный материал об этих животных. Давайте послушаем.

Сообщение о земноводных:

Земноводные - это удивительные существа!

Они могут жить и в воде, и на суше, могут спать полгода и при этом ничего не есть и не пить. Произошли земноводные от рыб. Когда-то очень давно их предки выползли на берег. Из плавников у них развились ноги, а из воздушного пузыря — лёгкие. Но совсем воду они не покинули. В раннем возрасте большинство земноводных живут в воде и дышат жабрами, как рыбы. Вырастая, они теряют жабры и начинают дышать лёгкими, как все наземные животные. Земноводные ловко плавают, ныряют, мечут икру в воде. Но так же уверенно они прыгают, ползают по земле, охотясь за червяками, мухами и личинками.

Уникальна у земноводных кожа. Она у них тонкая и влажная. Для этой цели земноводные выделяют специальную жидкость, которая распространяется по поверхности кожи, тем самым удерживая на ней влажность. С помощью кожи земноводные могут дышать и даже пить.

Вот почему земноводным так важно находиться рядом с водоемом. К примеру, если лягушку забрать подальше от воды – она начнет худеть, станет вялой и вскоре погибнет. Или наоборот, если измученную лягушку (которая давно не была в воде) посадить на мокрую тряпку, то она начнет прижиматься тельцем к влажной ткани и быстро поправится.

Какой отличительный признак этой группы? А что ещё запомнилось вам?

Земноводные

4 ноги

голая кожа

К какой группе  эти относятся?

(Найдено название – пресмыкающиеся)

Кто  относится к этой группе? (змеи, черепахи, ящерицы)

Какой общий отличительный признак этой группы животных?

Пресмыкающиеся

4 ноги

роговые чешуйки

Пресмыкающиеся – это такой вид животных, тело которых покрыто щитками, роговыми чешуйками или пластинами. По-другому пресмыкающихся называют рептилиями.

Послушаем сообщение об этих животных.

Все они пресмыкаются, то есть ползают. За это и получили свое название. Пресмыкающиеся могут жить на земле, под землей, в воде. Рептилии несут яйца, как птицы, но не высиживают и не выкармливают своих детенышей. Кожа у пресмыкающихся покрыта роговыми чешуйками и сухая на ощупь.

Ну а теперь давайте посчитаем, сколько же групп животных мы узнали сегодня? Верно 6, давайте их ещё раз назовём.

Работают с карточкой читают названия

животных,

сравнивают,

анализируют, делают вывод.

Дети называют лишнее в группе животное, дают объяснение и озвучивают вывод.

Картинка с изображением лишнего животного вывешивается на доске

(крокодил, черепаха, лягушка, змея)

Дети читают информацию из учебника.

 

Дети читают информацию из учебника.

Высказывают предположения.

Слушают заранее подготовленные сообщения учеников.

Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать

необходимость нового знания; добывать новые знания:

находить ответы на вопросы, используя свой жизненный

опыт; представлять

информацию в сжатом виде, оформлять свои мысли в

устной форме

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, осущесвлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;  

принимать и сохранять учебную цель и задачу
;

строить диалог с одноклассниками

развивать умение слушать и понимать других;

V.Физкультминутка.

Снятие умственного и физического напряжения

Предлагает отдохнуть, читает стих и показывает образец движений

 Скачет лягушонок,

(Хлопаем в ладоши.)
Ква-ква-ква!

 (Прыжки на месте.)
Плавает утенок,
Кря-кря-кря!

 (Руки к груди — в стороны.)
Прыгает козленок,
Ме-ме-ме!

(Руки на поясе, наклон вперед, повороты головы влево-вправо.)
А за ним ягненок,
Бе-бе-бе!

 (Приседаем.)
Вот мы на зарядке,

(Хлопаем в ладоши.)
Раз-два-три!

(Прыжки на месте.)
Утром на площадке,

(Хлопаем в ладоши.)
Раз-два-три!

(Ходьба на месте.)
Все вокруг стараются,

(Хлопаем в ладоши.)
Спортом занимаются!

(Прыжки на месте.)

Выполняют упражнения, ориентируясь на текст и движения учителя.

Осуществлять пошаговый контроль своих действий ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивать правильность выполнения действий.

 VI. Закрепление учебного

материала.

Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний

Осуществляет контроль, организует проверку первичных знаний

Назовите перечисленных животных на физкультминутке.  Определите группы.

1.Работа по учебника.

Учебник с. 61. Рассмотрите рисунок.

Скажите, существует ли такое животное?

Части каких животных перепутаны?

Кому принадлежит голова, спина? ( белке)

К какой группе относится белка?

Туловище и нижняя часть хвоста? (рыбе)

Верхняя часть хвоста? ( петуху)

К какой группе относится петух? (птицы)

Кому принадлежит крыло? (птице)

Ноги? (кузнечику)

К какой группе относится кузнечик?

 Молодцы, хорошо справились с заданием. 

3.Самостоятельная работа с использованием полученных знаний.

Подчеркните  названия животных в соответствии с цветом группы животного.

Укажи стрелками,  к какой группе относится животное.

Проверка.

Мы рассмотрели разные группы животных, а как мы должны себя вести  по отношению к ним? 

Группа детей подготовили стихи - обращение к людям. 

1. Птицы, рыбы, звери в души людям смотрят!

Вы нас жалейте люди, не убивайте зря!

Ведь небо без птиц - не небо!

А море без рыб - не море!

А земля без зверей - не земля!

 

2. Люди- исполины, люди- великаны,

Есть у вас винтовки, сети и капканы

Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно

И должно быть сердце, сердце человечье.

Учащиеся перечисляют животных и определяют группу, к которой относятся животные.

Учащиеся работают по учебнику.

Сравнивают и анализируют рисунок.

Проверка по слайду.

Ответы детей.

Дети читают стихи.

Выражать  свои мысли  с полнотой и точностью; оформлять свои мысли в

письменной и устной формах; слушать и понимать речь других, находить в учебнике необходимую информацию и работать с ней.

формулировать и аргументировать  своё мнение; учитывать мнение  других;

находить и исправлять ошибки

самостоятельно;

определять степень

успешности выполнения своей

работы

 VII. Итог урока.

Самооценка

деятельности учащихся.

мобилизация обучающихся на усвоение принципов саморегуляции.

Организует самооценкуучебной деятельности

- А теперь вернёмся к цели урока.

- Какую цель урока поставили в начале урока. Удалось ли нам её достичь?

На какие группы делятся животные?

Ребята, а как вы думаете, должен ли человек заботиться о животных

- А сейчас, ребята, мы подведем  итоги вашей совместной и индивидуальной деятельности.

У вас на столах у каждого есть таблица, которую вы видите на экране.

Заполните её.

Утверждение

Да

Нет

Затрудняюсь

ответить

Я знаю группы животных

Я могу назвать отличительные признаки групп животных

Я могу приводить примеры животных разных групп

- Ребята, спасибо вам за отличную работу на уроке. На этом наш урок окончен

Ученики оценивают личный вклад в результаты работы.

Оценивают свою работу на уроке.

контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к уроку «Какие бывают животные»

Слайд 2

1 2 3 4 5 6 Ответ ж а б а в о л к к о т к р о т с л о н е т но Назови все существа одним словом. и ы

Слайд 3

Название группы Количество ног Покровы плавники чешуя К какой группе можно отнести этих животных? Клик мышкой на вопрос Рыбы

Слайд 4

Название группы Количество ног Покровы 2 крыла 2 ноги перья К какой группе можно отнести этих животных? Клик мышкой на вопрос Птицы

Слайд 5

Название группы Количество ног Покровы 6 - К какой группе можно отнести этих животных? Клик мышкой на вопрос Насекомые

Слайд 6

Название группы Количество ног Покровы 4 шерсть Животных можно группировать по числу ног и по покрову тела . К какой группе можно отнести этих животных? Клик мышкой на вопрос Звери

Слайд 7

Название группы Количество ног Покровы 4 голая кожа К какой группе животных относятся эти животные? Клик мышкой на вопрос Земноводные лягушка жаба

Слайд 8

Название группы Количество ног Покровы 4 роговые чешуйки К какой группе животных относятся эти животные? Клик мышкой на вопрос Пресмыкающиеся черепаха крокодил змея

Слайд 11

.

Слайд 12

Утверждение Да Нет Затрудняюсь ответить Я знаю группы животных Я могу назвать отличительные признаки групп животных Я могу приводить примеры животных разных групп


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира по теме: "Какие бывают животные?" 2 класс.

Урок окружающего мира "Какие бывают животные?". Урок изучения нового материала. УМК "Школа России", 2 класс. На уроке использовались групповые и парные формы работы. Для повышения познавательной актив...

Учебный предмет: Окружающий мир 2 класс Тема: «Какие бывают животные»

Учебный предмет:  Окружающий мир   2 класс УМК  «Школа России» Тема: «Какие бывают животные» Цель:   Сформировать знания детей о видах животных. Задачи: Расширять кру...

Презентация к уроку окружающий мир по теме "Какие бывают животные?" во 2 классе

Подборка красочных иллюстраций к уроку. Загадки к названию  каждого животного. Выводы по группам животных. Игры "Убери лишнее." Классификация животныхпо группам....

Урок по окружающему миру по теме "Какие бывают животные"

Урок подробно знакомит с разными видами животных. В урок включена диффренцированная работа, дидактические игры "Третий лишний", "Распредели на группы", "Веселая переменка"....

Урок окружающего мира по теме : "Какие бывают животные?"

Урок знакомства с новым материалом.На уроке используется системно-деятельностный подход,проблемное изложение материала...

Презентация к уроку окружающего мира по теме:"Какие бывают животные". 1 класс.

Презентация к уроку окружающего мира по теме:"Какие бывают животные". 1 класс....