Методическая разработка урока по окружающему миру "Берегите воду!", 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Шлейникова Екатерина Алексеевна

Цель: формирование знаний учащихся об использовании воды человеком и мерах по охране чистоты воды и ее экономному расходованию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_beregite_vodu.docx24.12 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Берегите воду!».

Класс: 3.

Раздел: «Эта удивительная природа».

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Цель: формирование знаний учащихся об использовании воды человеком и мерах по охране чистоты воды и ее экономному расходованию.

Задачи урока:

1. Образовательные:

- познакомить учащихся с причинами загрязнения водоемов и с мерами охраны от загрязнения;

- научить   моделировать  и использовать модели  для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

2. Развивающие:

- развивать логическое мышление, наблюдательность, воображение, речь;

- развивать умение устанавливать взаимосвязь природы и человека.

3. Воспитательные:

- воспитание нравственного поведения в мире природы и людей;

- воспитание бережного отношения к водным ресурсам.

Планируемые результаты:

Предметные:

- раскрывать значение бережного и экономного отношения к воде;

- раскрывать значимость запасов пресной воды для человека;

- наблюдать опыт, моделирующий причины загрязнение воды;

- характеризовать причины загрязнение воды с опорой на схему в учебнике;

Метапредметные:

- высказывать предположения, зачем нужно беречь воду;

- рассказывать о том, где хранится вода на Земле;

- различать водоёмы с пресной и солёной водой;

- исследовать какие водоемы занимают большую площадь на Земле: соленые или пресные;

- исследовать причины загрязнения воды в ходе практической работы в группах;

Личностные:

- осознавать значение воды для живых организмов и хозяйственной деятельности человека;

- осознавать значение бережного и экономного отношения к водным ресурсам;  

- осознавать значимость запасов пресной воды для человека.

Оборудование: учебник для 3 класса «Окружающий мир» А.А. Плешакова; презентация; лабораторная посуда: стакан, фильтр, ложка, большая стеклянная чаша, кусочки почвы, пищевой краситель, игрушечный грузовик с кусочками бумаги, мелкими камнями, щепками, гвоздиками; карта мира; электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир» 3 класс».

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая. 

План урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

3. Работа по теме урока.

4. Работа «научных» групп. Моделирование.

5. Физкультминутка.

6. Работа с учебником.

7. Беседа о бережном расходовании воды.

8. Итог урока. Рефлексия.

9. Домашнее задание.

Этап урока

Содержание

1. Организационный этап

Цель - настроить учащихся на урок, мотивировать к новым знаниям. На данном этапе урока учитель использует приём «Отгадай-ка!», задаёт учащимся вопросы (загадки), связанные с темой урока.

1. Меня льют, меня пьют, всем нужна я. Кто я такая?

2. В одной сказке король, собираясь выдать дочь замуж, объявил конкурс, на котором были заданы хитроумные вопросы. Один из вопросов был такой: «Что есть везде?»

3. Если посмотреть на глобус, какого цвета на нём больше всего?

4. Чему соответствует этот цвет?

Учитель спрашивает, догадались ли дети о чём пойдёт разговор на уроке окружающего мира?

2. Актуализация знаний

После того, как учащиеся догадались, что урок будет связан с водой, учитель предлагает вспомнить всё, что ребята уже знают о воде, её свойствах и состоянии.

Для этого используются приёмы «Исключение», «На соотнесение», «Дополнение информации»

1. На  слайде обозначены следующие свойства воды: не имеет запаха, сладкая, не имеет форму, разноцветная. Исключением является: сладкая, разноцветная.

2. На слайде изображены три корзины с названием состояний воды: твёрдое, жидкое газообразное. Учащимся необходимо соотнести слова в нужную корзину: туман, снег, роса, лёд, пар, дождь, град, вода в стакане.  

3. Учащимся нужно вспомнить свойства воды и дописать верные слова: при нагревании вода (расширяется), а при охлаждении (сжимается).

3. Работа по теме урока.

Определение проблемы. 

Выдвижение гипотезы.

Элемент неожиданности: Письмо от Муравья Вопросика: «Здравствуйте, ребята! Я узнал, что сегодня на уроке вы будете говорить о воде. А знаете ли вы, что вода занимает три четверти поверхности Земли? Если на Земле так много воды, тогда зачем её нужно беречь? Помогите, пожалуйста, мне с этим разобраться».

Постановка проблемного вопроса «Если на Земле так много воды, тогда зачем её нужно беречь?»

1.Учитель спрашивает, что означает слово «беречь». Вместе с учащимися смотрят лексическое значение слова в толковом словаре С.И. Ожегова.

2.Учитель выдвигает свою гипотезу «Воду можно не экономить, потому что запасы воды на Земле огромны» и предлагает учащимся подтвердить или опровергнуть её.

3.Спрашивает «Где на Земле хранится вода?» и предлагает учащимся выполнить задания на классификацию.

На слайде изображены две корзины «Естественные водоёмы» и «Искусственные водоёмы». Учащимся необходимо соотнести слова в нужную корзину: болото, океан, озеро, река, пруд, родник, море, водохранилище, канал.

4. Учитель спрашивает: «Какая вода содержится в этих водоёмах?» и предлагает выполнить задание на соотнесение. На доске две колонки «Водоёмы с пресной водой» и «Водоёмы с солёной водой», учащиеся по очереди выходят к доске, вытягивают карточку с названием водоёма и соотносят в нужную колонку.

5. После выполнения заданий, учитель предлагает посмотреть на карту Земли и определить, какие водоемы занимают большую площадь на Земле: соленые или пресные.

6. Ребята анализируют выдвинутую гипотезу учителем «Воду можно не экономить, потому что запасы воды на Земле огромны»  и определяют, что она была ошибочной, так как на Земле больше солёной воды, а пресной питьевой мало. Приходят к выводу, что воду надо беречь.  

7. Письмо от Муравья Вопросика: «Ребята, большое спасибо за ответ! Я даже и подумать не мог, что воду из океана и моря нельзя использовать! Вчера я нарисовал очень красивую картину, кисти от красок отмывал в стаканчике с чистой водой, а после вода стала разноцветная, жаль, что её пришлось вылить, ведь больше её нигде нельзя использовать. И тут в моей голове возник вопрос: кто ещё загрязняет воду? И что происходит с водой после загрязнения?»

4. Работа «научных» групп. Моделирование.

1.Чтобы ответить на вопрос, учитель предлагает детям побыть учеными и провести опыты с водой.

2. Для того чтобы поделиться на группы учащиеся по очереди достают из корзины карточки с изображением одного из трёх  состояний воды, например: вода из крана и дождь, лёд и град, туман и пар над кастрюлей. Учащиеся должны найти себе соответствующую пару.

3. На столе учителя модель озера (глубокая тарелка с водой). Учитель раздает каждой группе оборудование, объясняет задание и предлагает каждой группе набрать воды из озера.

1-я группа. (Оборудование: фильтр, кусочки почвы, ложка, стакан). Бросить в воду кусочки почвы, перемешать. Затем очистить воду с помощью фильтра.

2-я группа. (Оборудование: пищевые красители, ложка, стакан) Вы владельцы завода, по изготовлению красок. Вам необходимо бросить в воду красители. Пронаблюдать, что стало с водой.

3-я группа. (Оборудование: стакан, игрушечный грузовик с кусочками бумаги, мелкими камнями, щепками, гвоздиками, ложка.) Вы строите дом. Весь   строительный мусор вы вывезли и сбросили   недалеко от озера.  Мусор попал в воду. Пронаблюдайте, что произойдет.

4. Вместе с учителем разбирают каждый опыт и делают вывод: чистой воды на Земле остаётся все меньше, необходимо бороться с загрязнением воды.

5. Физкультминутка

Приём «Ванька-встанька». Учитель зачитывает несколько утверждений, основываясь на учебном материале. С учащимися заранее обговаривает, что если ученики не согласны с утверждением, то они встают с места и наоборот. Учитель чередует верные и ложные утверждения.

Инструкция:

  • Прослушайте утверждения.
  • Если не можете согласиться с утверждением, встаньте со своего места.
  • Если согласны, то оставайтесь на месте.

1. Вода-это жидкость.

2. Вода имеет запах.

3. Пресную воду можно пить.

4. Запасы пресной воды безграничны.

5. Воду нужно беречь.

6. Человек может прожить без воды.

7. У воды есть три состояния.

8. Воду можно пить из океанов и морей.

9. Вода постоянно совершает круговорот.

10. Растения и животные могут прожить без воды.

 6. Работа с учебником.

1. Учащиеся смотрят видео на электронном приложении к учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир» 3 класс.

2. Учитель задает вопрос «Почему воду нужно беречь?». Предлагает учащимся найти ответ в учебнике на стр. 59.

3. На этой же странице учитель просит детей  найти и назвать источники загрязнения воды.

4. Учащиеся отвечают на вопрос учителя «Как охранять воду от загрязнения?», после чего читают материал на стр. 60 и обсуждают, насколько близки были их ответы. Вместе с учителем анализируют схему на стр.60-61.

7. Беседа о бережном расходовании воды.

1. Письмо от Муравья Вопросика: «Ребята, вы такие молодцы! Столько всего узнали о значимости пресной воды для человека. Со мной недавно произошла неприятная ситуация: после мытья посуды, я отвлекся на телефонный звонок и не закрыл до конца кран, заметил это только через несколько часов. А в конце месяца мне такой счёт пришёл за воду, из-за чего я сильно расстроился. Значит, я потратил воду зря? Ещё и платить пришлось в два раза больше».

Учащиеся отвечают на вопрос учителя «Как можно экономить воду?» и читают статью в учебнике на стр. 62 «Не расходуйте воду напрасно!»

8. Итог урока.

Рефлексия.

1. Учащимся предлагается ответить на вопросы:

  • Что нового ты теперь знаешь о значении воды для людей?
  • От чего загрязняется вода?
  • Как уберечь воду от загрязнения?
  • Как сохранить воду от загрязнения?
  • Как сохранить запасы пресной воды?

2. Учащимся предлагается выполнить задания на электронном приложении к учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир» 3 класс.

  • выбрать фотографию, на которой показан источник загрязнения воды;
  • выбрать источник, из которого можно пить.

3. Учащимся предлагается составить «Синквейн» по теме урока.

Например:

1. Берегите воду!

2. Прозрачная, чистая.

3. Помогает, оживляет, обогащает.

4. Вода - бесценный источник жизни.

5. Спасительница.

9. Домашнее задание.

Учащимся предлагается записать домашнее задание.

1. С. 59-62 прочитать текст, ответить на вопросы.

2. Практическая работа:

  • Утром почистить зубы, не закрывая кран, сняв показания со счетчика до и после чистки (обратиться за помощью к родителям).
  • Записать, сколько воды израсходовано.
  • Вечером почистить зубы, используя советы из учебника на с. 63 из задания домашней работы №1.
  • Записать, сколько воды израсходовано.
  • Сравнить полученные показатели.
  • Сделать вывод.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по окружающему миру 3 класс.

Методическая разработка урока по окружающему миру к учебнику А.А. Плешакова "Мир вокруг нас", 3 класс. Тема урока:"Вода. Свойства воды."...

Методическая разработка урока по окружающему миру 3-класс по теме:Функции пищи.

Формировать понятия о вкусе,органе вкуса.Формировать знания о правилах гигиены....

методическая разработка урока по окружающему миру 4 класс Гармония

Урок -закрепление по окружающему миру для 4 класса по теме "Путешествие по географической карте" УМК "Гармония"...

Методическая разработка урока по окружающему миру 2 класс "Школа XXI века.

Окружающий мир. Хлеб – главное богатство России. 2 класс. «Начальная школа XXI века» Елизавета Михайловна Гоян , Ирина Анатольевна Кривашкина ГБОУ №164  г. Санкт  - Петербург Аннотация к...

Методическая разработка урока по Окружающему миру 3 класс.

Познакомить  учащихся с понятием почва,выяснить основное свойство почвы, в процессе опытов установить состав почвы, показать значение почвы для растений и животных....

Методическая разработка урока по окружающему миру. 1 класс. Тема: «Когда придёт суббота?»

формирование ученической компетентности, воспитание заботливого отношения к природе, расширение знания детей о временном пространстве; закрепление знания о днях недели...