Методическая разработка урока по окружающему миру "Берегите воду!", 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Цель: формирование знаний учащихся об использовании воды человеком и мерах по охране чистоты воды и ее экономному расходованию.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Берегите воду!».
Класс: 3.
Раздел: «Эта удивительная природа».
Тип урока: урок изучения новых знаний.
Цель: формирование знаний учащихся об использовании воды человеком и мерах по охране чистоты воды и ее экономному расходованию.
Задачи урока:
1. Образовательные:
- познакомить учащихся с причинами загрязнения водоемов и с мерами охраны от загрязнения;
- научить моделировать и использовать модели для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
2. Развивающие:
- развивать логическое мышление, наблюдательность, воображение, речь;
- развивать умение устанавливать взаимосвязь природы и человека.
3. Воспитательные:
- воспитание нравственного поведения в мире природы и людей;
- воспитание бережного отношения к водным ресурсам.
Планируемые результаты:
Предметные:
- раскрывать значение бережного и экономного отношения к воде;
- раскрывать значимость запасов пресной воды для человека;
- наблюдать опыт, моделирующий причины загрязнение воды;
- характеризовать причины загрязнение воды с опорой на схему в учебнике;
Метапредметные:
- высказывать предположения, зачем нужно беречь воду;
- рассказывать о том, где хранится вода на Земле;
- различать водоёмы с пресной и солёной водой;
- исследовать какие водоемы занимают большую площадь на Земле: соленые или пресные;
- исследовать причины загрязнения воды в ходе практической работы в группах;
Личностные:
- осознавать значение воды для живых организмов и хозяйственной деятельности человека;
- осознавать значение бережного и экономного отношения к водным ресурсам;
- осознавать значимость запасов пресной воды для человека.
Оборудование: учебник для 3 класса «Окружающий мир» А.А. Плешакова; презентация; лабораторная посуда: стакан, фильтр, ложка, большая стеклянная чаша, кусочки почвы, пищевой краситель, игрушечный грузовик с кусочками бумаги, мелкими камнями, щепками, гвоздиками; карта мира; электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир» 3 класс».
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
3. Работа по теме урока.
4. Работа «научных» групп. Моделирование.
5. Физкультминутка.
6. Работа с учебником.
7. Беседа о бережном расходовании воды.
8. Итог урока. Рефлексия.
9. Домашнее задание.
Этап урока | Содержание |
1. Организационный этап | Цель - настроить учащихся на урок, мотивировать к новым знаниям. На данном этапе урока учитель использует приём «Отгадай-ка!», задаёт учащимся вопросы (загадки), связанные с темой урока. 1. Меня льют, меня пьют, всем нужна я. Кто я такая? 2. В одной сказке король, собираясь выдать дочь замуж, объявил конкурс, на котором были заданы хитроумные вопросы. Один из вопросов был такой: «Что есть везде?» 3. Если посмотреть на глобус, какого цвета на нём больше всего? 4. Чему соответствует этот цвет? Учитель спрашивает, догадались ли дети о чём пойдёт разговор на уроке окружающего мира? |
2. Актуализация знаний | После того, как учащиеся догадались, что урок будет связан с водой, учитель предлагает вспомнить всё, что ребята уже знают о воде, её свойствах и состоянии. Для этого используются приёмы «Исключение», «На соотнесение», «Дополнение информации» 1. На слайде обозначены следующие свойства воды: не имеет запаха, сладкая, не имеет форму, разноцветная. Исключением является: сладкая, разноцветная. 2. На слайде изображены три корзины с названием состояний воды: твёрдое, жидкое газообразное. Учащимся необходимо соотнести слова в нужную корзину: туман, снег, роса, лёд, пар, дождь, град, вода в стакане. 3. Учащимся нужно вспомнить свойства воды и дописать верные слова: при нагревании вода (расширяется), а при охлаждении (сжимается). |
3. Работа по теме урока. Определение проблемы. Выдвижение гипотезы. | Элемент неожиданности: Письмо от Муравья Вопросика: «Здравствуйте, ребята! Я узнал, что сегодня на уроке вы будете говорить о воде. А знаете ли вы, что вода занимает три четверти поверхности Земли? Если на Земле так много воды, тогда зачем её нужно беречь? Помогите, пожалуйста, мне с этим разобраться». Постановка проблемного вопроса «Если на Земле так много воды, тогда зачем её нужно беречь?» 1.Учитель спрашивает, что означает слово «беречь». Вместе с учащимися смотрят лексическое значение слова в толковом словаре С.И. Ожегова. 2.Учитель выдвигает свою гипотезу «Воду можно не экономить, потому что запасы воды на Земле огромны» и предлагает учащимся подтвердить или опровергнуть её. 3.Спрашивает «Где на Земле хранится вода?» и предлагает учащимся выполнить задания на классификацию. На слайде изображены две корзины «Естественные водоёмы» и «Искусственные водоёмы». Учащимся необходимо соотнести слова в нужную корзину: болото, океан, озеро, река, пруд, родник, море, водохранилище, канал. 4. Учитель спрашивает: «Какая вода содержится в этих водоёмах?» и предлагает выполнить задание на соотнесение. На доске две колонки «Водоёмы с пресной водой» и «Водоёмы с солёной водой», учащиеся по очереди выходят к доске, вытягивают карточку с названием водоёма и соотносят в нужную колонку. 5. После выполнения заданий, учитель предлагает посмотреть на карту Земли и определить, какие водоемы занимают большую площадь на Земле: соленые или пресные. 6. Ребята анализируют выдвинутую гипотезу учителем «Воду можно не экономить, потому что запасы воды на Земле огромны» и определяют, что она была ошибочной, так как на Земле больше солёной воды, а пресной питьевой мало. Приходят к выводу, что воду надо беречь. 7. Письмо от Муравья Вопросика: «Ребята, большое спасибо за ответ! Я даже и подумать не мог, что воду из океана и моря нельзя использовать! Вчера я нарисовал очень красивую картину, кисти от красок отмывал в стаканчике с чистой водой, а после вода стала разноцветная, жаль, что её пришлось вылить, ведь больше её нигде нельзя использовать. И тут в моей голове возник вопрос: кто ещё загрязняет воду? И что происходит с водой после загрязнения?» |
4. Работа «научных» групп. Моделирование. | 1.Чтобы ответить на вопрос, учитель предлагает детям побыть учеными и провести опыты с водой. 2. Для того чтобы поделиться на группы учащиеся по очереди достают из корзины карточки с изображением одного из трёх состояний воды, например: вода из крана и дождь, лёд и град, туман и пар над кастрюлей. Учащиеся должны найти себе соответствующую пару. 3. На столе учителя модель озера (глубокая тарелка с водой). Учитель раздает каждой группе оборудование, объясняет задание и предлагает каждой группе набрать воды из озера. 1-я группа. (Оборудование: фильтр, кусочки почвы, ложка, стакан). Бросить в воду кусочки почвы, перемешать. Затем очистить воду с помощью фильтра. 2-я группа. (Оборудование: пищевые красители, ложка, стакан) Вы владельцы завода, по изготовлению красок. Вам необходимо бросить в воду красители. Пронаблюдать, что стало с водой. 3-я группа. (Оборудование: стакан, игрушечный грузовик с кусочками бумаги, мелкими камнями, щепками, гвоздиками, ложка.) Вы строите дом. Весь строительный мусор вы вывезли и сбросили недалеко от озера. Мусор попал в воду. Пронаблюдайте, что произойдет. 4. Вместе с учителем разбирают каждый опыт и делают вывод: чистой воды на Земле остаётся все меньше, необходимо бороться с загрязнением воды. |
5. Физкультминутка | Приём «Ванька-встанька». Учитель зачитывает несколько утверждений, основываясь на учебном материале. С учащимися заранее обговаривает, что если ученики не согласны с утверждением, то они встают с места и наоборот. Учитель чередует верные и ложные утверждения. Инструкция:
1. Вода-это жидкость. 2. Вода имеет запах. 3. Пресную воду можно пить. 4. Запасы пресной воды безграничны. 5. Воду нужно беречь. 6. Человек может прожить без воды. 7. У воды есть три состояния. 8. Воду можно пить из океанов и морей. 9. Вода постоянно совершает круговорот. 10. Растения и животные могут прожить без воды. |
6. Работа с учебником. | 1. Учащиеся смотрят видео на электронном приложении к учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир» 3 класс. 2. Учитель задает вопрос «Почему воду нужно беречь?». Предлагает учащимся найти ответ в учебнике на стр. 59. 3. На этой же странице учитель просит детей найти и назвать источники загрязнения воды. 4. Учащиеся отвечают на вопрос учителя «Как охранять воду от загрязнения?», после чего читают материал на стр. 60 и обсуждают, насколько близки были их ответы. Вместе с учителем анализируют схему на стр.60-61. |
7. Беседа о бережном расходовании воды. | 1. Письмо от Муравья Вопросика: «Ребята, вы такие молодцы! Столько всего узнали о значимости пресной воды для человека. Со мной недавно произошла неприятная ситуация: после мытья посуды, я отвлекся на телефонный звонок и не закрыл до конца кран, заметил это только через несколько часов. А в конце месяца мне такой счёт пришёл за воду, из-за чего я сильно расстроился. Значит, я потратил воду зря? Ещё и платить пришлось в два раза больше». Учащиеся отвечают на вопрос учителя «Как можно экономить воду?» и читают статью в учебнике на стр. 62 «Не расходуйте воду напрасно!» |
8. Итог урока. Рефлексия. | 1. Учащимся предлагается ответить на вопросы:
2. Учащимся предлагается выполнить задания на электронном приложении к учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир» 3 класс.
3. Учащимся предлагается составить «Синквейн» по теме урока. Например: 1. Берегите воду! 2. Прозрачная, чистая. 3. Помогает, оживляет, обогащает. 4. Вода - бесценный источник жизни. 5. Спасительница. |
9. Домашнее задание. | Учащимся предлагается записать домашнее задание. 1. С. 59-62 прочитать текст, ответить на вопросы. 2. Практическая работа:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по окружающему миру 3 класс.
Методическая разработка урока по окружающему миру к учебнику А.А. Плешакова "Мир вокруг нас", 3 класс. Тема урока:"Вода. Свойства воды."...
Методическая разработка урока по окружающему миру "Вода и ее свойства"
Урок-презентация....
Методическая разработка урока по окружающему миру 3-класс по теме:Функции пищи.
Формировать понятия о вкусе,органе вкуса.Формировать знания о правилах гигиены....
методическая разработка урока по окружающему миру 4 класс Гармония
Урок -закрепление по окружающему миру для 4 класса по теме "Путешествие по географической карте" УМК "Гармония"...

Методическая разработка урока по окружающему миру 2 класс "Школа XXI века.
Окружающий мир. Хлеб – главное богатство России. 2 класс. «Начальная школа XXI века» Елизавета Михайловна Гоян , Ирина Анатольевна Кривашкина ГБОУ №164 г. Санкт - Петербург Аннотация к...

Методическая разработка урока по Окружающему миру 3 класс.
Познакомить учащихся с понятием почва,выяснить основное свойство почвы, в процессе опытов установить состав почвы, показать значение почвы для растений и животных....
Методическая разработка урока по окружающему миру. 1 класс. Тема: «Когда придёт суббота?»
формирование ученической компетентности, воспитание заботливого отношения к природе, расширение знания детей о временном пространстве; закрепление знания о днях недели...
