Конспект урока окружающего мира по теме "Водные богатства"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Кулакова Наталья Алексеевна

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 классе по УМК "Школа России" по теме "Водные богатства"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Водные богатства»

Учебный предмет: окружающий мир

Ф.И.О. учителя:  Кулакова Н.А.

Класс: 2 (2022-2023 уч.г.)

УМК: «Школа России» 

Автор программы учебника: А.А. Плешаков, 2022г., стр. 82 - 85.

Место урока в образовательном процессе: данный урок включён в раздел учебника «Путешествия»

Методы: объяснительно-иллюстративный  (изложение материала); практический (отработка навыка), игровой (отгадывание загадок, помощь Муравьишке), проблемно-поисковый.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная парная, групповая.

Оборудование:

1.Учебник: А. А. Плешаков «Мир вокруг нас»,  2 класс, часть 2, М., Просвещение, 2022 г.

2. А. А. Плешаков  Окружающий мир. Рабочая тетрадь,2 класс, часть 2, М., Просвещение, 2022 г.

3. Глобус.

4. Мультимедийный проектор, компьютер, экран.

Технологическая карта урока

Тема

Водные богатства

Тип урока по целеполаганию

Урок открытия новых знаний

Цель урока

Создание условий для формирования первоначальных представлений детей о водоемах страны и республики, частях реки

Задачи урока

Образовательная: познакомить учащихся с новыми понятиями, терминами и определениями; с разнообразием водоёмов  планеты: океанами, морями,  озёрами, реками, каналами, прудами, водохранилищами; с частями реки, красотой водоёмов  родного края. 

Развивающая: развивать мышление, память, внимание, устную речь, способность сопоставлять, анализировать, делать выводы, привитие интереса к предмету.

Воспитывающая: воспитывать любовь к родному краю, чувство бережного отношения к его природным «богатствам».

Основные термины и понятия

исток, русло, устье, притоки

Личностные результаты

Овладение начальными навыками адаптации в изменяющемся и развивающемся мире.

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Предметные результаты

Формировать понятие река и её части, учить различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию.

Формировать понятия значимости водоемов в жизни.

Метапредметные  результаты

Познавательные УУД:

Осуществлять поиск необходимой информации в учебнике.

Сравнивать  и группировать предметы, объекты  по нескольким основаниям; находить закономерности.

Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

Регулятивные УУД:

Осознавать задачу, принимать её; стремление к успешному её решению.

Планировать свои действия.

Контролировать и оценивать свою работу.

Коммуникативные УУД:

Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения познавательных задач.

Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Окружающий мир,  русский язык, музыка, ИЗО

Фронтальная, групповая, парная, индивидуальная

1 этап: Самоопределение к деятельности

Цель этапа: подготовка обучающихся к предстоящей работе на уроке.

Формируемые УУД: позитивное отношение к предстоящей деятельности, включение в учебную деятельность.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Придумано кем-то, просто и мудро,

При встрече здороваться:

«Доброе утро!»

- Доброе утро солнцу и птицам!

- Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

И доброе утро длится до вечера.

-  Я  желаю вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего дня. (СЛАЙД)

- Мы продолжаем изучение большой темы «Путешествия» по нашей планете.

Ученики настраиваются на работу

2 этап: Актуализация знаний. Проверка Д/З.

(беседа на основе имеющихся знаний учащихся по подготовке к постановке цели урока)

Цель этапа: выведение проблемного вопроса на основе имеющихся знаний учащихся.

Формируемые УУД: овладение действием обобщения, построение рассуждений.

- Вспомним, с чем вы знакомились на прошлом уроке и знания свои покажите при ответах на вопросы на карточках.

1. Как называются углубления с крутыми склонами? (овраг)

2. Что такое возвышения на равнинах? (холмы)

3. Что называем горными хребтами? (горы, расположенные рядами)

4. . Чем отличается холм от горы? (гора высота более 200 метров)

5. Назови части холма (горы)

(вершина, склон, подошва или подножие)

Взаимопроверка. Самопроверка по эталону (СЛАЙД 2)

Самостоятельная работа учащихся с последующей взаимопроверкой и проверкой по эталону

3 этап: Постановка учебной задачи

Цель этапа: создание условий для формулирования детьми цели урока.

Формируемые УУД: умение осознавать и формулировать цель с помощью учителя.

- Ребята, Мудрая Черепаха приготовила для нас задание: карточки для работы.  Слова на карточках были разделены на две группы, но Муравьишка–Вопросик их нечаянно  перепутал. Поможем ему исправить эту досадную ошибку? (парная работа)

- Какие у вас есть предположения?

- Почему такие предположения?

- Слова первой группы вам знакомы?

- Объясните, пожалуйста, значение слов второго столбика.

- А кто может сформулировать тему урока?

Помогут нам загадки: (отгадки на СЛАЙДАХ 3-8)

- Что общего в наших отгадках?

- Значит о чем, мы будем говорить сегодня на уроке?

- Но мы сегодня будем говорить не просто о водоёмах, а  о  водных богатствах.

- Какие задачи поставим на урок? Что мы можем узнать о водных богатствах?

  1. Что составляет водные богатства?
  2. Как обозначаются на карте?
  3. Строение реки.
  4. Водные богатства нашего края.

Слова: склон, подошва, вершина, гора, холм, устье, русло, приток, исток.

Выдвигают свои предположения.

ДА. Место, где начинается холм или гора.

Самая высокая часть холма или горы.

Часть от подошвы до вершины горы.

Затруднения. Мы не знаем значения этих слов.

Ручей, река, пруд, озеро, болото, море

Везде говорится о воде.

4 этап: Изучение новой темы (решение учебной задачи)

Цель этапа: создание условий для решения учебной задачи и нахождения путей её решения.

Формируемые УУД: овладение начальными сведениями о деревьях, кустарниках, травах.

- Посмотрите на глобус. Оттенков какого цвета больше всего?

- Почему?

- Можно ли воду на земле назвать богатством? Почему?

РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ С.82 (СЛАЙД 9)

- Как одним словом назвать данные термины? (СЛАЙД 10)

- Можно назвать богатством Земли водоёмы?

- Какие  водоёмы существуют на Земле?

- На какие 2 группы их можно разделить? (СЛАЙД 11-12)

- Какие водоёмы есть в нашем Чернском районе?

 Задание по учебнику с.82 – вставить пропущенное слово. Работа в группах. Вспомните правило работы в группах. Назначаю капитана. Проверка – чтение текста с вставленным словом.

- Вспомните, что вы уже знаете о реках и морях? Откуда и куда текут реки? Почему вода в реке всё время течёт? Сегодня мы и об этом поговорим.

- Предлагаю вам открыть учебник на с. 83, рассмотреть схему и прочитать о частях реки. (СЛАЙД 13)

- Давайте на слайде восстановим названия частей реки и объясним, что она обозначает. (СЛАЙД 14)

синего

синий цвет обозначает водоёмы, вода

занимает 70% поверхности земного шара, а суша — только 30%

на земле мало чистой воды

Да, они содержат запасы воды.

Моря, океаны, реки, озёра…

ответы детей

Читает стихотворение подготовленный ученик.

Текут ручьи из разных мест, объединяются и постепенно сливаются в большую реку.

Самостоятельное чтение текста учебника.

5 этап: Первичное закрепление

Цель этапа: осознание и применение знаний, полученных при решении учебной задачи.

Формируемые УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

Работа по схеме «Части реки». (СЛАЙД 15)

- Что такое исток у реки?

- Что такое устье реки?

- Что такое русло реки?

- Как определить левый и правый берега?

- Что такое притоки?

Выполнение в тетради задания 2 на с.51, взаимопроверка

- Река может быть длинной и короткой, широкой и узкой, глубокой и мелкой. Но, чтобы она не исчезла, в неё всё время должна поступать вода. Откуда может поступать вода?

 - Как вы думаете, почему текут реки?

- Каждая река имеет своё название. Какие реки вы знаете?

- Какая река протекает в нашем посёлке?

- Что вы знаете о происхождении названия реки?

Чтение текста на с.84-85 вслух и рассматривание фотографий.

Выполнение в тетради задания 2 на с.51.

Это ручейки, ручьи, весной вода бежит в реку, когда тает снег, идут дожди.

Поверхность Земли неровная и реки текут из более высокого места в низкое.

Ижма

Ответы детей.

6 этап: Обобщение и закрепление

Цель этапа: обобщение и закрепление полученных знаний.

Формируемые УУД: становление познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, сравнения, обобщения, сравнение собственных выводов с выводами в учебнике.

Чтение вывода, ответы на вопросы  с.85

7 этап: Рефлексия. Итог урока

Цель этапа: проверка достижений собственной цели, оценка эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося.

Формируемые УУД: умение излагать своё мнение, закрепление положительной мотивации на учебную деятельность.

- Мы много говорили о водных богатствах страны, и, говоря о них, нельзя не сказать об экологии, о защите  и сохранении этих богатств. Природа распорядилась так, что все крупнейшие запасы пресной воды  сосредоточены в России. Но пользуемся мы, россияне, своими ресурсами расточительно и неэффективно. Основная задача, стоящая перед Россией – сохранить и приумножить природные богатства, разумно распорядиться этим бесценным даром природы. Свой вклад должен внести каждый. Для этого надо просто бережно относиться к воде, не загрязнять водоёмы и территорию вокруг них, принимать  участие в экологических мероприятиях.

- Что можем для этого делать мы?

- Продолжите фразы. (СЛАЙД 16)

  • Я научился…
  • Мне было интересно…
  • Больше всего понравилось…
  • Мне захотелось…

И закончим наш урок словами французского писателя Экзюпери (налью воду в стакан и к ней буду обращаться): «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты - сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами… Ты самое большое богатство на свете…»  

Оцените свою работу на уроке: приклеивают капельки разного цвета к тучкам.

Не оставлять мусор, не ломать растения, растущие по берегам, не мыть машины в воде и на берегу, экономно использовать воду в быту.

Читает подготовленный ученик.

8 этап: домашнее задание

Учебник: с.82-85,тетрадь: с.51-53, з.3-6



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира по теме "Наши подземные богатства"

Урок окружающего мира по теме "Наши подземные богатства"Цели урока:- вспомнить - свойства полезных ископаемых,- узнать - какие полезные ископаемые добывают в нашем крае,- воспитать - бережное отношени...

Конспект урока окружающего мира, тема "Богатства природы", 1 класс

Образовательная система "Школа 2100". Урок соответствует требованиям ФГОС....

План-конспект урока окружающего мира "Богатства недр"

Тема: Богатства недрЦель урока: учить описывать на основе предложенного плана богатства недр, выделять их основные существенные свойства и применение (на примере горючих и рудных полезных ископаемых)....

Конспект урока окружающего мира в 3 классе на тему "Природные богатства и труд людей – основа экономики"

Тема урока: Природные богатства и труд людей – основа экономики.Цели урока: сформировать представления о трех основных факторах, как основы существования экономики.Планируемые результаты:·...

Конспект урока окружающего мира "Наши подземные богатства" (УМК "Школа России", 4 класс)

Тема: «Наши подземные богатства»Цели деятельности учителя: формирование представлений о подземных богатствах; знакомство с подземными ископаемыми, их применением, свойствами, способами доб...

Конспект урока окружающего мира "Наши подземные богатства" 4 класс. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: Сформировать представления о подземных богатствах; ознакомить с полезными ископаемыми, их применением, свойствами, способами добычи, охраной подземных богатств.Планируемые р...