Конспект урока по окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Класс: 1 класса

Программа: 21 век

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Тема: «Что такое здоровье. Твои помощники – органы чувств».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока

Предмет:  окружающий мир

Класс: 1 класса

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Тема: «Что такое здоровье. Твои помощники – органы чувств».

Цели деятельности педагога: создать условия для формирования представления об органах чувств, их роли в жизни человека; способствовать развитию чувственного восприятия, произвольного внимания, речи, воображения; воспитывать культуру поведения.

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся проявлять заботу о своём здоровье и хорошем настроении, соблюдать гигиену зубов, ротовой полости, кожи, беречь органы чувств: зрение, слух, обоняние и др.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: планирование и контроль – планировать и контролировать свои действия, соблюдать правила поведения на уроке для того, чтобы получить самому хорошие результаты и не мешать успешной работе товарища.

Познавательные: общеучебные – осуществлять смысловое чтение; знаково-символические – использовать знаково-символические средства для решения учебных задач; предметные – иметь представление об органах чувств, их роли в жизни человека.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество – проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; управление коммуникацией – координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Личностные: самоопределение – осознают ответственность человека за общее благополучие; смыслообразование – понимают чувства других людей и сопереживают им.

Оборудование: аудиозапись звуков, подбор предметов для различения на ощупь.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Самоопределение  к деятельности.

Цель: включение учащихся в учебную деятельность; создать мотивацию к  на личностно значимом уровне;

2 мин.

Слайд 1-2

Прозвенел звонок.  Начинается урок. Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Хочу, чтобы вы поздоровались с ними.

Скажем  «здравствуйте» руками,

Скажем  «здравствуйте» глазами,

Скажем  «здравствуйте» головой,

Станет радостно кругом!

Глубоко вдохните  и выдохните. Я желаю вам хорошего настроения и внимательного  отношения друг к другу.

  Говорить друг другу «здравствуй»- это значит желать здоровья. Поэтому ещё при встрече люди издревле желали друг другу здоровья.

Дети настраиваются  на активную работу на уроке.

Показывают,  как   мы здороваемся.

Личностные УУД.  Эмоционально-положительный настрой на урок.

Регулятивные УУД

Учиться следовать установленным правилам.

 Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.(5-7 мин.)

Цель: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется затруднение;

определить цель и тему урока;

          Получен от природы дар – 

Не мяч и не воздушный шар.

Не глобус это, не арбуз

А очень, братцы,  хрупкий груз.

Чтоб жизнь счастливую прожить

 Его нам  нужно сохранить.

-А о чем же пойдет речь на уроке?
Как вы думаете, о чем  мы сегодня будем говорить?

-Верно, сегодня мы поговорим о  здоровье.

ЗДОРОВЬЕ - это бесценный дар, который преподносит человеку природа. Без него очень трудно сделать жизнь интересной и счастливой. Но как часто мы растрачиваем этот дар попусту, забывая, что потерять здоровье легко, а вот вернуть его очень и очень трудно.

- Что значит быть здоровым? От кого зависит здоровье?
- Здоровье  в большей  степени зависит от нас самих .
-Давайте вместе сформулируем тему нашего урока

-Тема урока «Что такое здоровье. » (  Слайд  3)

-Какую цель поставим для себя?

Сегодня мы должны узнать: что нужно, чтобы быть здоровым, и какие помощники нам могут помочь. Кроме того мы с вами  попытаемся найти  ответы, а нужны  ли нам  эти знания полученные во время урока?  Для чего?

Не зря народная мудрость гласит: «ЗДОРОВЬЕ  ПОТЕРЯЕШЬ – ВСЁ ПОТЕРЯЕШЬ» как вы понимаете смысл этой пословицы?

-Согласны ли вы с этой мудростью?

-А какие ещё пословицы про здоровье вы знаете?

Слайд  4

Игра : «Собери пословицу» (работа в группах)

-Разобьемся на 3 группы. Каждой группе я даю конверт с «рассыпавшейся» пословицей . (Карточка, на которой написана пословица, разрезана на части по зигзагообразным линиям.) Соберите пословицы.

  • Здоровье дороже золота.
  • В здоровом теле – здоровый дух.
  • Здоровья не купишь.

Давайте поразмышляем: что такое здоровье?

-Здоровье – это когда тебе хорошо, когда ничего не болит, когда ты бодр и полон сил, это когда у тебя хорошее настроение, когда человек  вынослив, когда утром просыпаешься бодрым и веселым, это когда ты с радостью выполняешь любую работу, когда ты радуешься жизни!

– Как хорошо быть здоровым! А почему? Не зря народная мудрость гласит «Здоровому всё здорово!».

Слайд 5

Игра «Узнай здорового человека» . Составление кластера (работа в паре)

Выберите  слова, характеризующие здорового.  

стройный             сутулый             сильный        красивый       слабый

бледный              румяный             добрый         грустный         крепкий                        

весёлый               злой                     жадный        ловкий             добрый

ленивый               жизнерадостный    

Молодцы, ребята, какой вывод можем сделать?

Слайд  6 -  Рассмотрите внимательно и сравните рисунки. Как вы думаете, кто из ребят реже болеет? Почему? Докажите.

– Как мы познаём окружающий мир, что помогает нам в этом?

– По каким признакам мы различаем объекты между собой? (По цвету, форме, размеру, вкусу, звуку, который они издают, материалу, из которого сделаны…)

– Для общения с окружающим миром, для его познания у нас с вами есть пять замечательных помощников – пять органов чувств. Кто может их назвать? (Глаза, уши, нос, язык, кожа.) Слайд 7

Есть у меня работники –

Во всём помочь охотники.

Живут не за горой –

                                       Они всегда со мной.

– Давайте  поподробнее поговорим об этих помощниках, вспомним, что про них знаете вы и узнаем что-то новое и важное.


О здоровье

- Жить без болезней, вести нормальную деятельность, быть активным и жизнерадостным.

Определяют тему урока.

« Что такое здоровье »

Можно поиграть с друзьями, помочь родным и увидеть благодарную улыбку родителей, бабушки или дедушки, заняться любимым делом… Да мало ли чего интересного и полезного можно сделать, когда ты здоров!

Ребята работают в парах

Высказывают свое предположен

Картинки открываются по мере отгадывания загадок

Познавательные УУД

Строить небольшое сообщение в устной форме

Планирование и прогнозирование.
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Регулятивные УУД

Выполнение  пробного учебного действия.
Личностные УУД

Самоопределение.

 Совместное открытие знаний.

(7 мин)

Цель: выявить условия сохранения здоровья;

развивать познавательную активность;

Беседа  об органах чувств.

Орган слуха.

– Прослушайте два музыкальных фрагмента. Слайд 8-10

– Что вы можете сказать об этих музыкальных отрывках? Как вы догадались? Какой орган чувств помог вам безошибочно определить, где какой фрагмент? (Ответы детей.) Слайд 11

– Ухо – орган слуха. У каждого человека своя форма ушей. Снаружи ухо напоминает раковину, она так и называется – ушная раковина. С помощью ушей мы слышим звуки, различаем их между собой, можем определить, откуда идёт звук.

Слайд  12 – Рассмотрите иллюстрации и скажите, какие звуки издают эти животные? Какой орган чувств помог вам услышать?

– Как вы думаете, а нужно ли беречь орган слуха? Как? Слайд  13-14

 Что ещё важно?

 -Рассмотрите рисунки . Слайд  15 О чём они? (О влиянии излишнего шума на органы слуха.)

Орган зрения.

– Отгадайте загадку: Слайд 16

Два братца через дорогу живут,

Друг друга не видят.

– О чем идёт речь? (Это глаза.)

Слайд  17– Глаза – это орган зрения, главные помощники, которые помогают нам видеть окружающий мир, узнавать объекты по внешним признакам.

Слайд 18

Проведём речевую разминку «Кто больше» (нужно назвать как можно больше предметов красного цвета, голубого и желтого)

Как вы думаете, есть что-либо важное, что необходимо помнить, говоря об органах зрения?

– Рассмотрите внимательно рисунки. Сформулируйте правила, которые позволят сохранить зрение.

Слайд  19  Не читать лёжа.

Слайд 20  Не смотреть телевизор близко от экрана.

Слайд  21  Читать и писать при хорошем (достаточном) освещении.

Слайд  22  Оберегать глаза от повреждений.

Слайд 23  - В каких их этих случаев мальчик бережёт зрение?

Слайд 24– Проведём небольшую гимнастику для глаз. 

«Бабочка»: сильно зажмурить глаза, потом открыть и быстро-быстро поморгать.

«Сова»: сильно зажмурить глаза, потом широко распахнуть их.

«Муха»:  представьте  себе,  что  на  доске  муха.  Я  буду  вам  называть направление, а вы будете глазами показывать, где должна находиться муха.

Орган вкуса

– Как вы различаете сладкое, солёное, горькое? Какой орган вам помогает в этом? Слайд 25

Слайд 26 – Язык – орган вкуса, который помогает нам узнавать вкусовые признаки предметов. Но только ли в этом заключается важное назначение языка? (Это ещё и главный орган речевого общения людей.)

Орган обоняния. Слайд 27

Он бывает самым разным:

Добрым, вредным, гордым, важным,

Длинным, маленьким, горбатым,

Толстым, тонким, конопатым.

– О чём идет речь в данном четверостишии? Что хотел сказать автор? А вы можете охарактеризовать свой нос?

Слайд 28 – Давайте представим, что мы с вами в саду. Вокруг прекрасные цветы. Аромат витает в воздухе… Аромат каких цветов вы хорошо знаете и можете отличить от других?

– Какой орган вам в этом помогает?

 Слайд 29 Нос – орган обоняния. Он помогает нам чувствовать и различать запахи.

Физкультминутка Слайд 30

Орган осязания.

Слайд 31  – Возьмите друг друга за руки. Что вы чувствуете? Что помогло вам почувствовать тепло рук одноклассника?

Отгадайте загадку: Слайд 32

Мы в неё зимой и летом

С головы до ног одеты,

Даже на ночь снять не можем

Потому что это … (кожа)

Слайд  33– Ещё один орган чувств – кожа, орган осязания. Какую ещё помощь оказывает нам кожа? (Различаем тепло, холод, острые предметы.)

– Кожа – верный защитник. Её нужно беречь, содержать в чистоте.

Слайд  34 - Игра «Что в мешке»

-Ребята, я предлагаю поиграть в игру «Что в мешке».  Нужно на ощупь определить предмет . А теперь усложним игру, не называя предмет, опишите его одноклассникам, которые должны определить по описанию, о чём идёт речь.

Познавательные УУД.

Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные  УУД.

Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.

 Регулятивные УУД

Фиксирование  индивидуального затруднения  в пробном действии.
Личностные УУД

Самоопределение.
Коммуникативные УУД
Выражение своих  мыслей с достаточной  полнотой  и точностью.

Учёт разных мнений.

Коммуникативные:

Сотрудничество

Закрепление изученного материала.

(11 мин)

Цель: учить находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи.

– Сколько органов чувств у человека? Перечислите их.

– Отгадайте загадки. О каких органах чувств идёт речь? Слайд  35 -  Между двух светил

 В середине я один.

                (Нос.)

Слайд  36 - Один говорит,

Двое глядят,

Двое слушают.

                (Язык, глаза, уши.)

Слайд 37 - У зверушки – на макушке,

А у нас – ниже глаз.

                (Уши.)

Слайд 38 Поработайте индивидуально: соедините между собой понятия:

глаза                                орган осязания

уши                                орган вкуса

нос                                орган зрения

кожа                                орган обоняния

язык                                орган слуха

Слайд 39-43–Проверьте теперь себя. Встаньте те, кто сделал все без ошибок, а теперь встаньте те, кто допустил 1 ошибку, а теперь встаньте те, кто 2 ошибки допустил.

Познавательные УУД.

 Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом

Коммуникативные УУД

Умение договариваться, приходить к общему мнению

Регулятивные УУД

Выполнение  пробного учебного действия .
Познавательная инициатива. Попытка анализа своей работы

Личностные УУД

Самоопределение.

Подведение итогов урока.  Рефлексия.

(5мин)

Цель: учить оценивать результаты деятельности.

Итак, подведем итог.

– О чём сегодня говорили на уроке? Что помогает нам узнавать мир? Подумайте, для чего нужны знания, полученные на уроке? (Органы чувств помогают нам лучше узнать тот мир, который нас окружает, правильно вести себя.) Слайд  44

Что вы узнали для себя нового? Какими знаниями хотелось бы поделиться?

- Посмотрите, перед вами лежат личики.  (Детям раздают шаблоны лиц, на которые надо нанести глаза, губы, брови.)

- Изобразите на них своё настроение сейчас.      

Слайд  45 Оцените свою работу на уроке, прицепите свои личики на соответствующую ступеньку.

Кто испытывал(а) трудности.

– Кому:

  • пришлось задуматься
  • интересно, комфортно

img5

Наш урок подошел к концу, я всех благодарю за хорошую  работу! Слайд 46

- Я желаю вам , ребята,                      

  Быть здоровыми всегда,                              

 Но добиться результата                  

 Невозможно без труда!

Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Познавательные УУД

Рефлексия способов и условий действия.

Регулятивные УУД
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Самооценка на основе критерия успешности.

Личностные УУД
Адекватное понимание причин  успеха/неуспеха в учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.

Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"...