конспект урока по Окружающему мир "Что такое экология?" 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Пенчинских Анастасия Викторовна

конспект урока по Окружающему мир "Что такое экология?" 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_chto_takoe_ekologiya.docx30.9 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Подойниковская СОШ имени Героя Советского Союза М.И.Рогачёва»

Филиал Высокогривская оош

Конспект урока для 3 класса по «Окружающему миру»

Тема урока ««Что такое экология»»

                                                                        Составитель: Пенчинских А.В.

                                                                   Учитель начальных классов

Предмет:окружающий мир

Тема:«Что такое экология»

Цель:формированиепредставления:обэкологиикакнауке,окружающейсреде,овзаимосвязяхживой инеживой природы.

Планируемыерезультаты:

Предметные: знать понятия «экология», «эколог», «экологическая безопасность; знатьпутипоступлениязагрязняющихвеществворганизм;знатьспособызащитыотзагрязняющихвеществ;уметьпользоватьсяочищающимфильтром.

Личностные:осознаватьличнуюиобщественнуюзначимостьприродоохраннойдеятельностичеловекасцельюобеспеченияэкологическойбезопасности;развиватьнавыкивестидиалог,излагатьсвоёмнение,аргументироватьсвоюточкузрения;воспитывать интереск предмету.

ФормируемыеУУД

Коммуникативные:настраиватьсянаурок,выражатьсвоимыслисдостаточнойполнотой и точностью, аргументировать свое мнение включаться в диалог и коллективноеобсуждениепроблеми вопросовсучителемисверстниками;

-формулироватьответы навопросы;

-слушатьпартнёрапообщениюидеятельности,неперебивать,необрыватьнаполуслове,вникать всмыслтого, о чёмговорит собеседник;

-договариватьсяиприходитькобщемурешениювсовместнойдеятельности;

-высказыватьмотивированное,аргументированноесуждениепотемеурока;

-проявлятьстремлениеладитьссобеседниками,ориентироватьсянапозициюпартнёравобщении;

Познавательные:

-понимать        содержание        текста,        интерпретировать        смысл,        фиксировать        полученнуюинформациюввидесхем, рисунков,фотографий, таблиц;

-анализироватьобъектыокружающегомира,таблицы,схемы,диаграммы,рисункисвыделениемотличительныхпризнаков;

-классифицироватьобъектыпозаданным(главным)критериям;

-сравниватьобъектыпоразличнымпризнакам;

сохранятьучебнуюзадачуурока(самостоятельновоспроизводитьеёвходевыполненияработынаразличныхэтапахурока);

-выделятьизтемыурокаизвестныеинеизвестныезнанияи умения;

-планироватьсвоёвысказывание(выстраиватьпоследовательностьпредложенийдляраскрытиятемы, приводитьпримеры);

Регулятивные:

-планироватьсвоидействиявтечениеурока;

-фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой науроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относитьсяксвоимуспехам/неуспехам;

-оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки»икритерии,заданные учителем

взаимосвязи в природе, между живой и неживой природой, природой и человеком.Формы организации: фронтальная работа, работа вгруппах, индивидуальная работа.Система приёмов учебной работы: использование наглядности, использованиемыслительных операций: анализа, синтеза,сравнения.

Типурока:урокизученияипервичногозакреплениязнаний.

Ходурока:

  1. Орг. момент.

Ребята, урок бы мне хотелось начать с загадки. Я загадаю загадку, а отгадку вы подарите друг другу.

Есть у радости подруга

В виде полукруга.

На лице она живет:

То куда-то вдруг уйдет,

То внезапно возвратится.

Грусть-тоска ее боится.

Улыбнитесь друг другу. Покажите свои ровныеспинки.Сядьтеудобно.Дыханиеровноеиспокойное. Я желаю вам сегодня продуктивно поработать.

  1. Актуализациязнаний.

Сегодня мы на уроке отправимся в путешествие за новыми  знаниями. Отправляясь в экспедицию, в путешествие, что может пригодиться нам в пути? Компас, карта, фотографии и, кончено же, экологические знания и умения наблюдать и заботиться о природе – и всё это можно складывать в рюкзачок, который является неотъемлемой частью научных экспедиций, снаряжением туристов, экологов.

Учитель: Посмотрите на доску. Известна ли тема урока? Не хватает двух слов, вам нужно найти в классе буквы, из них составить слова. Буквы зелёного цвета собирают; Аня Лукашова, Соня, Варя, Илья и Богдан Волошин. Буквы  розового цвета собирают: Захар, Аня Сигулина, Максим, Саша и Алина. Какое слово получилось у первой группы, второй?

Учитель: -Какая тема урока?(Что такое экология)

Исходя из темы урока, сформулируйте цели, которые перед собой поставим. А помогут вам в этом слова помощники, которые записаны на доске.

-Узнаем…что такое экология. Скажите, а какое слово ассоциируется со словом экология?Каким бы словом заменили(Природа).

А научиться чему должны сегодня на уроке?

-Научимся правильно вести себя в природе, беречь природу, научимся находить взаимосвязи между человеком и природой.

Сегодня на уроке мы попробуем посмотреть на окружающий мир глазами ученого-экологаиподумаемнадтем,наскольковажнокаждомуизнаспопытатьсястатьэкологом.

Кто такие экологи? -Экологи оберегают всё, что растёт и всех, кто живёт на нашей земле от исчезновения.  В группах определитесь с поручениями и прикрепите себе их.

  1. Работа по теме урока.

1. Наука, которой занимаются экологи, называется экология. Если мы заглянемвэтимологическийсловарь,чтобыобъяснитьзначениеслова

«экология». Это слово образовалось от двух греческих слов: «экос» – дом и «логос» –наука.Что получилось?

(Наукао доме.)

  • Окакомжедомеидетречь? Какназываетсядом,вкотороммыживемвсе вместе?
  • Правильно, речь идет о нашей планете Земля, о законах, по которым мы должны жить внашемогромном общемдоме.

(Надоскепоявляетсяизображениевсеготого,очемговорит учитель далее.)

Все мы – люди, звери, птицы, растения, микроорганизмы – живем на планете Земля. Этонаш общий дом. Всем нам надо получать тепло и свет, дышать, есть, пить, где-то жить,заботиться о потомстве. За многие миллионы лет все виды животных и растенийприспособились друг к другу и к окружающей их неживой природе. Возникли прочныесвязи.Эти экологические связи как раз и изучает экология.

(На доске появляются схемы природных связей: между неживой и живой природой,между растениями и животными, между различными животными, между природой ичеловеком.)

  • В наше время это равновесие очень трудно сохранить. Как вы думаете, почему? Чтоможетпривестик разрушениюэтого равновесия?

(Учитель при необходимости задает наводящие вопросы, ответы на которые приводятучащихсяк выводу.)

Вывод: Равновесие сохраняется до тех пор, пока не нарушаются экологические законы.Поэтому то, что человек делает в природе, должно быть хорошо продумано. Если людине задумываются заранее о результатах своих поступков в природе, они могут нанестиейочень большой вред.

  • Предлагаюпроверитьправильностьэтоговыводанаследующемпримере.

(Учитель по ходу рассказа демонстрирует на доске изображения коровы, клевера, шмелейиихгнезд, мышей и кошек.)

  • Водномхозяйствепочему-топлохосталидоитьсякоровы:маломолокаонисталидавать. Да и молоко так себе, почти без сливок. Как вы думаете, почему? Что нужнокорове,чтобы онадаваламного жирного молока?

(Нужномногоклевера,самогополезного,сытногокормадляскота,аего,видимо,недостаточно.)

  • Клевером в этом хозяйстве засеяли огромное поле, почему же он не уродился? Кто из вассможетобъяснить?

(Чтобыклеверуродился,егоцветкидолжныопылятьшмели,ашмелипропалисполя.)

  • Почемуисчезлишмели?

(Своигнёздашмелиустраиваютвземле,амыширасплодилисьвбольшомколичествеиразорилишмелиныегнезда.)

  • Вчеммыещеразубедилисьнапримереэтойситуации?

(В природе все взаимосвязано. Если разорвать хотя бы одно звено цепочки, разрушитсявсяцепь.)

  • Какиесвязивприродебыли нарушены?
  • Выслушаввсесказанное,попробуйтевсвоейгруппезаполнитьсхему,изображающуюданныесвязи.
  • Предлагаювамобсудитьмерыпоисправлениюэтойситуации.
  • Каковыжебудут вашипредложения в группах?

(Представитель одной из групп озвучивает меры, предложенные его командой. Далее идетобсуждениеидополнениесказанногопредставителямидругих групп. Наосновеэтого

делаетсяобщийвывод.)

Вывод. Надо звать на помощь кошек или сов. Они переловят мышей. Шмели в своихгнездах выведут потомство: будет кому опылять клевер. Опылится клевер – появятсяего семена. На следующий год клевер уродится – его накосят и накормят им коров. Ибудетулюдей вдоволь вкусного, жирногомолока.

  • Какиесвязивыустановили?

(Связьмеждурастениямииживотными,связьживотныхдругсдругом.)

  1. Работапоучебнику.

  • Прочитать текстнастр.24-25.
  • Почемунаостровепоявилосьмного крыс?(потому что исчезли кошки)
  • Какиесвязивприродебыли нарушены?(
  • Очемдолженбылподуматьчеловек,уничтожаякомаров?
  • Ктоизваспопробуетпривестисвоипримерынарушениясвязейвприроде?
  • Выходит,чтолюбоеживоесуществомножествомневидимыхнитейсвязаносовсемтем,чтоего окружает. Согласны со мной?
  • Давайте дадим определение слову экология и окружающая среда.
  • Проверьтеправильностьэтоговывода. Прочитайтетекстучебниканастр.26-27.
  • Чтотакоеокружающаясреда?
  • Чтотакоеэкологическиесвязи?
  • Чтотакоеэкология?
  • Почемудлячеловекаоченьважностатьхотябынемногоэкологом

  1. Физкультминутка

Игра: «Правильно и неправильно»

 Учитель:Я бросаю мяч и называю действие человека по отношению к природе. Если действие полезное, вы ловите мяч, если нет-мяч не ловите.

(Посадка деревьев, вырубка лесов, охота на редких животных, сбор первоцветов, разведение костров в лесу, выброс дыма заводами, создание заповедников, выброс газов автомобилями, строительство очистных сооружений, использование солнечной энергии, сбор макулатуры).

Молодцы, вы знаете как правильно относиться к природе, чтобы не навредить ей.

  1. Закреплениеизученногоматериала.

Игра«Экологическая ромашка»

Каждой группе раздаются своеобразные ромашки – на лепестках одни и те же ситуации, касающиеся экологичного поведения.

Ваша задача– найти экологические ошибки в этих ситуациях и пояснить.

 Примеры ситуаций:

1 ситуация: Ребята пришли в лес, выбрали красивую полянку. Включили громкую музыку.

(Ошибка в экологичном поведении: громкая музыка распугивает зверей и птиц).

2 ситуация: Ребята пришли в лес на пикник. Нарубили веток для костра.

 (Ошибка: для костра собирают сухие ветки. В жаркую и сухую погоду костры разводить нельзя.).

3 ситуация: После перекуса устроили соревнования – кто дальше бросит пустые банки

 (Ошибка: мусор следует распределить по пакетам в зависимости от характера отходов и правильно утилизировать в специально отведённых местах).

4 ситуация: Ребята в кустах нашли птичье гнездо с яйцами. Немного потрогав, рассмотрев поближе, ребята, положили яйца обратно в гнездо.

(Ошибка: трогать яйца птиц нельзя).

5 ситуация: Ребята нашли муравейник. Палкой убрали небольшую часть муравейника, чтобы посмотреть, как он устроен.

(Ошибка: не следует разорять муравейник).

6 ситуация: Ребята весело провели время в лесу. Радостные с охапками цветов вернулись домой. (Ошибка: не следует рвать цветы).

Учитель: На нашей планете раздаются тревожные сигналы, которые адресованы вам,будущим хозяевам Земли. Каждой группе пришло письмо от жителей планеты Земля. Вы должны разработать и предложить меры, как помочь тому кто просит у вас о помощи.

1 группа – ПомогитеНаша река грязная. Рыбы.

2 группа -На нашем лугу совсем нет цветов.Бабочки.

  1. Итогурока.

Вернемся к теме урока. Удалось ли нам ответить на вопрос, что такое экология?

Чему научились на уроке?

-А, чтобы наш мир стал добрее, все мы должны научиться любить друг друга, заботиться о братьях наших меньших, радоваться солнцу, дождю, научиться видеть красоту, которая нас окружает.

Любите родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою,
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней,
Так будем же, люди, все вместе,
Мы к ней относиться добрей.

8.Рефлексия.

Ребята, перед вами находятся ладошки зеленого, оранжевого и красного цвета. С их помощью оценим свою работу на уроке. Если тема вам понятна, вы справлялись с заданиями, отвечали на вопросы, были активны возьмите зелёную ладошку. Если у вас возникали небольшие проблемы сзаданиями или было что-то непонятно оранжевую ладошку. Если испытывали большие трудности, тема сложная, непонятная то красную ладошку.

9.Домашнеезадание:разноуровневое

  1. изучить текст настр.24–28;
  2. дополнительноезадание:найтивразличныхисточникахинформациюонарушенииэкологическихсвязей вприродеиподготовитькраткоесообщение;
  3. творческоезадание:задание2настр.27.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе по программе А.А. Плешакова на тему:«Кто такие рыбы?»

На уроке формируются представления о подводном мире, ребята узнают об отличиях рыб от других представителей животного мира....

План - конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Что такое Родина?»

План-конспект урока по окружающему миру в 1 классе "Что такое Родина?", УМК "Школа России", Плешаков А.А....

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по УМК «Школа России» Тема: что такое экономика

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по УМК «Школа России»Тема: что такое экономикаУрок №25 стр.104-107 (уч.)Цель урока: Формирование знаний об экономике, как части жизни человека, о значени...

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе "Что такое кровь"

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе "Что такое кровь"...

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе "Кто такие звери?"

На данном уроке будем учиться определять принадлежность животного к своей группе. Так же познакомимся с разнообразием  зверей, их внешним строением. И раскроем связь между стр...

Конспект урока по окружающему миру во втором классе "Что такое экономика"

Планируемые образовательные результаты:1.   ПредметныеНазывать отрасли экономики.Иметь представление о взаимосвязи отраслей экономики при производстве определённых продуктов.Иметь представле...