конспект урока по Окружающему мир "Что такое экология?" 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
конспект урока по Окружающему мир "Что такое экология?" 3 класс
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.9 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Подойниковская СОШ имени Героя Советского Союза М.И.Рогачёва»
Филиал Высокогривская оош
Конспект урока для 3 класса по «Окружающему миру»
Тема урока ««Что такое экология»»
Составитель: Пенчинских А.В.
Учитель начальных классов
Предмет:окружающий мир
Тема:«Что такое экология»
Цель:формированиепредставления:обэкологиикакнауке,окружающейсреде,овзаимосвязяхживой инеживой природы.
Планируемыерезультаты:
Предметные: знать понятия «экология», «эколог», «экологическая безопасность; знатьпутипоступлениязагрязняющихвеществворганизм;знатьспособызащитыотзагрязняющихвеществ;уметьпользоватьсяочищающимфильтром.
Личностные:осознаватьличнуюиобщественнуюзначимостьприродоохраннойдеятельностичеловекасцельюобеспеченияэкологическойбезопасности;развиватьнавыкивестидиалог,излагатьсвоёмнение,аргументироватьсвоюточкузрения;воспитывать интереск предмету.
ФормируемыеУУД
Коммуникативные:настраиватьсянаурок,выражатьсвоимыслисдостаточнойполнотой и точностью, аргументировать свое мнение включаться в диалог и коллективноеобсуждениепроблеми вопросовсучителемисверстниками;
-формулироватьответы навопросы;
-слушатьпартнёрапообщениюидеятельности,неперебивать,необрыватьнаполуслове,вникать всмыслтого, о чёмговорит собеседник;
-договариватьсяиприходитькобщемурешениювсовместнойдеятельности;
-высказыватьмотивированное,аргументированноесуждениепотемеурока;
-проявлятьстремлениеладитьссобеседниками,ориентироватьсянапозициюпартнёравобщении;
Познавательные:
-понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученнуюинформациюввидесхем, рисунков,фотографий, таблиц;
-анализироватьобъектыокружающегомира,таблицы,схемы,диаграммы,рисункисвыделениемотличительныхпризнаков;
-классифицироватьобъектыпозаданным(главным)критериям;
-сравниватьобъектыпоразличнымпризнакам;
сохранятьучебнуюзадачуурока(самостоятельновоспроизводитьеёвходевыполненияработынаразличныхэтапахурока);
-выделятьизтемыурокаизвестныеинеизвестныезнанияи умения;
-планироватьсвоёвысказывание(выстраиватьпоследовательностьпредложенийдляраскрытиятемы, приводитьпримеры);
Регулятивные:
-планироватьсвоидействиявтечениеурока;
-фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой науроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относитьсяксвоимуспехам/неуспехам;
-оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки»икритерии,заданные учителем
взаимосвязи в природе, между живой и неживой природой, природой и человеком.Формы организации: фронтальная работа, работа вгруппах, индивидуальная работа.Система приёмов учебной работы: использование наглядности, использованиемыслительных операций: анализа, синтеза,сравнения.
Типурока:урокизученияипервичногозакреплениязнаний.
Ходурока:
Орг. момент.
Ребята, урок бы мне хотелось начать с загадки. Я загадаю загадку, а отгадку вы подарите друг другу.
Есть у радости подруга
В виде полукруга.
На лице она живет:
То куда-то вдруг уйдет,
То внезапно возвратится.
Грусть-тоска ее боится.
Улыбнитесь друг другу. Покажите свои ровныеспинки.Сядьтеудобно.Дыханиеровноеиспокойное. Я желаю вам сегодня продуктивно поработать.
- Актуализациязнаний.
Сегодня мы на уроке отправимся в путешествие за новыми знаниями. Отправляясь в экспедицию, в путешествие, что может пригодиться нам в пути? Компас, карта, фотографии и, кончено же, экологические знания и умения наблюдать и заботиться о природе – и всё это можно складывать в рюкзачок, который является неотъемлемой частью научных экспедиций, снаряжением туристов, экологов. Учитель: Посмотрите на доску. Известна ли тема урока? Не хватает двух слов, вам нужно найти в классе буквы, из них составить слова. Буквы зелёного цвета собирают; Аня Лукашова, Соня, Варя, Илья и Богдан Волошин. Буквы розового цвета собирают: Захар, Аня Сигулина, Максим, Саша и Алина. Какое слово получилось у первой группы, второй? Учитель: -Какая тема урока?(Что такое экология) |
Исходя из темы урока, сформулируйте цели, которые перед собой поставим. А помогут вам в этом слова помощники, которые записаны на доске.
-Узнаем…что такое экология. Скажите, а какое слово ассоциируется со словом экология?Каким бы словом заменили(Природа).
А научиться чему должны сегодня на уроке?
-Научимся правильно вести себя в природе, беречь природу, научимся находить взаимосвязи между человеком и природой.
Сегодня на уроке мы попробуем посмотреть на окружающий мир глазами ученого-экологаиподумаемнадтем,наскольковажнокаждомуизнаспопытатьсястатьэкологом.
Кто такие экологи? -Экологи оберегают всё, что растёт и всех, кто живёт на нашей земле от исчезновения. В группах определитесь с поручениями и прикрепите себе их.
Работа по теме урока.
1. Наука, которой занимаются экологи, называется экология. Если мы заглянемвэтимологическийсловарь,чтобыобъяснитьзначениеслова
«экология». Это слово образовалось от двух греческих слов: «экос» – дом и «логос» –наука.Что получилось?
(Наукао доме.)
- Окакомжедомеидетречь? Какназываетсядом,вкотороммыживемвсе вместе?
- Правильно, речь идет о нашей планете Земля, о законах, по которым мы должны жить внашемогромном общемдоме.
(Надоскепоявляетсяизображениевсеготого,очемговорит учитель далее.)
Все мы – люди, звери, птицы, растения, микроорганизмы – живем на планете Земля. Этонаш общий дом. Всем нам надо получать тепло и свет, дышать, есть, пить, где-то жить,заботиться о потомстве. За многие миллионы лет все виды животных и растенийприспособились друг к другу и к окружающей их неживой природе. Возникли прочныесвязи.Эти экологические связи как раз и изучает экология.
(На доске появляются схемы природных связей: между неживой и живой природой,между растениями и животными, между различными животными, между природой ичеловеком.)
- В наше время это равновесие очень трудно сохранить. Как вы думаете, почему? Чтоможетпривестик разрушениюэтого равновесия?
(Учитель при необходимости задает наводящие вопросы, ответы на которые приводятучащихсяк выводу.)
Вывод: Равновесие сохраняется до тех пор, пока не нарушаются экологические законы.Поэтому то, что человек делает в природе, должно быть хорошо продумано. Если людине задумываются заранее о результатах своих поступков в природе, они могут нанестиейочень большой вред.
- Предлагаюпроверитьправильностьэтоговыводанаследующемпримере.
(Учитель по ходу рассказа демонстрирует на доске изображения коровы, клевера, шмелейиихгнезд, мышей и кошек.)
- Водномхозяйствепочему-топлохосталидоитьсякоровы:маломолокаонисталидавать. Да и молоко так себе, почти без сливок. Как вы думаете, почему? Что нужнокорове,чтобы онадаваламного жирного молока?
(Нужномногоклевера,самогополезного,сытногокормадляскота,аего,видимо,недостаточно.)
- Клевером в этом хозяйстве засеяли огромное поле, почему же он не уродился? Кто из вассможетобъяснить?
(Чтобыклеверуродился,егоцветкидолжныопылятьшмели,ашмелипропалисполя.)
- Почемуисчезлишмели?
(Своигнёздашмелиустраиваютвземле,амыширасплодилисьвбольшомколичествеиразорилишмелиныегнезда.)
- Вчеммыещеразубедилисьнапримереэтойситуации?
(В природе все взаимосвязано. Если разорвать хотя бы одно звено цепочки, разрушитсявсяцепь.)
- Какиесвязивприродебыли нарушены?
- Выслушаввсесказанное,попробуйтевсвоейгруппезаполнитьсхему,изображающуюданныесвязи.
- Предлагаювамобсудитьмерыпоисправлениюэтойситуации.
- Каковыжебудут вашипредложения в группах?
(Представитель одной из групп озвучивает меры, предложенные его командой. Далее идетобсуждениеидополнениесказанногопредставителямидругих групп. Наосновеэтого
делаетсяобщийвывод.)
Вывод. Надо звать на помощь кошек или сов. Они переловят мышей. Шмели в своихгнездах выведут потомство: будет кому опылять клевер. Опылится клевер – появятсяего семена. На следующий год клевер уродится – его накосят и накормят им коров. Ибудетулюдей вдоволь вкусного, жирногомолока.
- Какиесвязивыустановили?
(Связьмеждурастениямииживотными,связьживотныхдругсдругом.)
Работапоучебнику.
- Прочитать текстнастр.24-25.
- Почемунаостровепоявилосьмного крыс?(потому что исчезли кошки)
- Какиесвязивприродебыли нарушены?(
- Очемдолженбылподуматьчеловек,уничтожаякомаров?
- Ктоизваспопробуетпривестисвоипримерынарушениясвязейвприроде?
- Выходит,чтолюбоеживоесуществомножествомневидимыхнитейсвязаносовсемтем,чтоего окружает. Согласны со мной?
- Давайте дадим определение слову экология и окружающая среда.
- Проверьтеправильностьэтоговывода. Прочитайтетекстучебниканастр.26-27.
- Чтотакоеокружающаясреда?
- Чтотакоеэкологическиесвязи?
- Чтотакоеэкология?
- Почемудлячеловекаоченьважностатьхотябынемногоэкологом
Физкультминутка
Игра: «Правильно и неправильно»
Учитель:Я бросаю мяч и называю действие человека по отношению к природе. Если действие полезное, вы ловите мяч, если нет-мяч не ловите.
(Посадка деревьев, вырубка лесов, охота на редких животных, сбор первоцветов, разведение костров в лесу, выброс дыма заводами, создание заповедников, выброс газов автомобилями, строительство очистных сооружений, использование солнечной энергии, сбор макулатуры).
Молодцы, вы знаете как правильно относиться к природе, чтобы не навредить ей.
Закреплениеизученногоматериала.
Игра«Экологическая ромашка»
Каждой группе раздаются своеобразные ромашки – на лепестках одни и те же ситуации, касающиеся экологичного поведения.
Ваша задача– найти экологические ошибки в этих ситуациях и пояснить.
Примеры ситуаций:
1 ситуация: Ребята пришли в лес, выбрали красивую полянку. Включили громкую музыку.
(Ошибка в экологичном поведении: громкая музыка распугивает зверей и птиц).
2 ситуация: Ребята пришли в лес на пикник. Нарубили веток для костра.
(Ошибка: для костра собирают сухие ветки. В жаркую и сухую погоду костры разводить нельзя.).
3 ситуация: После перекуса устроили соревнования – кто дальше бросит пустые банки
(Ошибка: мусор следует распределить по пакетам в зависимости от характера отходов и правильно утилизировать в специально отведённых местах).
4 ситуация: Ребята в кустах нашли птичье гнездо с яйцами. Немного потрогав, рассмотрев поближе, ребята, положили яйца обратно в гнездо.
(Ошибка: трогать яйца птиц нельзя).
5 ситуация: Ребята нашли муравейник. Палкой убрали небольшую часть муравейника, чтобы посмотреть, как он устроен.
(Ошибка: не следует разорять муравейник).
6 ситуация: Ребята весело провели время в лесу. Радостные с охапками цветов вернулись домой. (Ошибка: не следует рвать цветы).
Учитель: На нашей планете раздаются тревожные сигналы, которые адресованы вам,будущим хозяевам Земли. Каждой группе пришло письмо от жителей планеты Земля. Вы должны разработать и предложить меры, как помочь тому кто просит у вас о помощи.
1 группа – ПомогитеНаша река грязная. Рыбы.
2 группа -На нашем лугу совсем нет цветов.Бабочки.
Итогурока.
Вернемся к теме урока. Удалось ли нам ответить на вопрос, что такое экология?
Чему научились на уроке?
-А, чтобы наш мир стал добрее, все мы должны научиться любить друг друга, заботиться о братьях наших меньших, радоваться солнцу, дождю, научиться видеть красоту, которая нас окружает.
Любите родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою,
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней,
Так будем же, люди, все вместе,
Мы к ней относиться добрей.
8.Рефлексия.
Ребята, перед вами находятся ладошки зеленого, оранжевого и красного цвета. С их помощью оценим свою работу на уроке. Если тема вам понятна, вы справлялись с заданиями, отвечали на вопросы, были активны возьмите зелёную ладошку. Если у вас возникали небольшие проблемы сзаданиями или было что-то непонятно оранжевую ладошку. Если испытывали большие трудности, тема сложная, непонятная то красную ладошку.
9.Домашнеезадание:разноуровневое
- изучить текст настр.24–28;
- дополнительноезадание:найтивразличныхисточникахинформациюонарушенииэкологическихсвязей вприродеиподготовитькраткоесообщение;
- творческоезадание:задание2настр.27.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе по программе А.А. Плешакова на тему:«Кто такие рыбы?»
На уроке формируются представления о подводном мире, ребята узнают об отличиях рыб от других представителей животного мира....

План - конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Что такое Родина?»
План-конспект урока по окружающему миру в 1 классе "Что такое Родина?", УМК "Школа России", Плешаков А.А....

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по УМК «Школа России» Тема: что такое экономика
Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по УМК «Школа России»Тема: что такое экономикаУрок №25 стр.104-107 (уч.)Цель урока: Формирование знаний об экономике, как части жизни человека, о значени...
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе "Что такое кровь"
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе "Что такое кровь"...

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе "Кто такие звери?"
На данном уроке будем учиться определять принадлежность животного к своей группе. Так же познакомимся с разнообразием зверей, их внешним строением. И раскроем связь между стр...

Конспект урока по окружающему миру во втором классе "Что такое экономика"
Планируемые образовательные результаты:1. ПредметныеНазывать отрасли экономики.Иметь представление о взаимосвязи отраслей экономики при производстве определённых продуктов.Иметь представле...
