Рабочая программа по предмету: "Окружающий социальный мир"
рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по предмету: "Окружающий социальный мир"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_sotsialnyy_mir_1-4_kl.docx67.06 КБ

Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНО

на заседании МО

учителей начальных классов

Протокол № 1

«30» августа 2023г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора ГБОУ школы- интерната №3

_______Т.Н.Иванченко

«30» августа 2023г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор ГБОУ

школы-интерната №3

________О.П. Степанова

«31» августа 2023г  

        

Рабочая программа

    Окружающий социальный мир        

(название предмета)

Уровень обучения                   1 (доп.), 1 - 4 класс                

Срок реализации              5 лет                        

        

Составитель:

Гречушкина Наталия Сергеевна

учитель начальных классов

Пояснительная записка

Программа составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) ГБОУ школы-интерната №3 г.о. Тольятти.

В соответствии с учебным планом на учебный предмет «Окружающий социальный мир» отводится:

1 (доп.) класс - 66 часов в год (2 часа в неделю, 33 учебные недели);

1 класс  - 68 часа в год (2 часа в неделю, 34 учебные недели);

        2 класс – 68 часа в год (2 часа в неделю, 34 учебные недели);

3 класс - 68 часов в год (2 часа в неделю, 34 учебные недели);

4 класс - 68 часов в год (2 часа в неделю, 34 учебные недели).

Цель:- формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.

Задачи: 

- знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения);

- формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).

Планируемые результаты изучения учебного предмета

«Окружающий социальный мир»

1 (доп.) класс

Личностные результаты

Предметные результаты

- реагировать на имя;  

- проявлять собственные чувства, желания;

- навыки адаптации;

- обращаться за помощью и принимать помощь;

-  участвовать в субъектно-объектных отношениях (совместно с педагогом);

- принимать пассивное участие в коллективных играх;

- проявлять личностные качества: усидчивость, терпение; адекватное поведение;

- проявлять интерес  к играм одноклассников;

- наблюдать за действиями одноклассников, учителя;

- проявлять познавательную активность.

- интерес к объектам, созданным человеком;

- представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.;

- умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах.

- представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель,  водитель и т.д.);

- представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях;

- опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

- умение соблюдать правила поведения на уроках, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками;

- представления о дружбе, товарищах, сверстниках;

- умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности;

- умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов.

- использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности.

1 класс

Личностные результаты

Предметные результаты

- реагировать на имя;  

- проявлять собственные чувства, желания;

- навыки адаптации;

- обращаться за помощью и принимать помощь;

-  участвовать в субъектно-объектных отношениях (совместно с педагогом);

- принимать пассивное участие в коллективных играх;

- проявлять личностные качества: усидчивость, терпение; адекватное поведение;

- проявлять интерес  к играм одноклассников;

- наблюдать за действиями одноклассников, учителя;

- проявлять познавательную активность.

- интерес к объектам, созданным человеком;

- представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.;

- умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах.

- представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель,  водитель и т.д.);

- представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях;

- опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

- умение соблюдать правила поведения на уроках, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками;

- представления о дружбе, товарищах, сверстниках;

- умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности;

- умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов.

- использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности.

2 класс

Личностные результаты

Предметные результаты

- основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;

- социально - эмоциональное участие в процессе общения совместной деятельности;

- формирование уважительного отношения к окружающим;

- формирование этических чувств, доброжелательности, эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

- интерес к объектам, созданным человеком;

- представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах

- умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах.

- представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель,  водитель и т.д.);

- опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками;

- умение соблюдать правила поведения на уроках, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками

- умение строить отношения на основе поддержки и взаимопомощи, умение сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание;

- умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности;

- умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов.

- представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них;

- использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности.

3 класс

Личностные результаты

Предметные результаты

- представление о себе как обучающемся в коллективе одноклассников.

- представление о дружеских взаимоотношениях.

- соблюдение правил учебного поведения.

- соблюдение очередности. Следование правилам игры.

- обращение за разрешением к взрослым, когда ситуация этого требует.

- соблюдение общепринятых норм поведения дома, на улице, в общественных местах.

- соблюдение правил учебного поведения.

- обращение за разрешением к взрослым, когда ситуация этого требует.

- представление о частях дома

- представление об убранстве дома, о предметах мебели

- представление о предметах посуды, предназначенных для сервировки стола и для приготовления пищи

- представление об электроприборах - ориентация во дворе.

- представления о профессиях людей, работающих в школе.

- представления о школьных принадлежностях  

- представление о часах.

- представление об электронных устройствах

- представление о территории двора - представление о благоустройстве квартиры - умение вести себя в случаях чрезвычайной ситуации

4 класс

 

Личностные результаты

Предметные результаты

- представление о себе как обучающемся в коллективе одноклассников.

- представление о дружеских взаимоотношениях.

- соблюдение правил учебного поведения.

- соблюдение очередности. Следование правилам игры.

- обращение за разрешением к взрослым, когда ситуация этого требует.

- соблюдение общепринятых норм поведения дома, на улице, в общественных местах.

- умение ориентироваться в классе, в помещениях школы.

- соблюдение правил учебного поведения.

- обращение за разрешением к взрослым, когда ситуация этого требует.

- представление о частях дома

- представление об убранстве дома, о предметах мебели

- представление о предметах посуды, предназначенных для сервировки стола

- представление об электроприборах

- ориентация во дворе.

- представления о профессиях людей, работающих в школе.

- представления о школьных принадлежностях

- представление о часах.

- представление об электронных устройствах

- представление о территории двора

- представление о благоустройстве квартиры

- умение вести себя в случаях чрезвычайной ситуации

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Программа представлена следующими разделами: «Квартира, дом, двор», «Продукты питания», «Предметы быта», «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Город», «Транспорт», «Страна», «Традиции и обычаи».

В процессе обучения у обучающегося формируются представления о родном городе, в котором он проживает, о России, её культуре, истории, современной жизни. Знакомясь с рукотворными объектами и социальными явлениями окружающей действительности, ребенок учится выделять их характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Получая представления о социальной жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения. Ребенок учится ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, в частности, учится быть внимательным и осторожным на улице, дома, в образовательной организации.

Жизнь в обществе предполагает следование определенным правилам. Для формирования умения соблюдать нормы поведения в обществе необходима совместная целенаправленная последовательная работа специалистов и родителей (законных представителей). Важно сформировать у обучающегося типовые модели поведения в различных ситуациях: поездки в общественном транспорте, покупки в магазине, поведение в опасной ситуации.

Содержание материала по программе «Окружающий социальный мир» является основой формирования представлений, умений и навыков по предметам «Изобразительная деятельность», «Домоводство», «Труд». Так знания, полученные ребенком в ходе работы по разделу «Посуда», расширяются и дополняются на занятиях по домоводству, где ребенок учится готовить, сервировать стол.

Специфика работы по программе «Окружающий социальный мир» заключается в том, что занятия проводятся не только в классе, но и в местах общего пользования (парк, магазин, кафе, вокзал). Ребенок выходит в город (поселок), знакомится с различными организациями, предоставляющими услуги населению, наблюдает за деятельностью окружающих людей, учится вести себя согласно общепринятым нормам поведения.

1 (доп.) класс

    Школа.

Узнавание (различение) помещений школы. Знание назначения помещений школы. Знание профессий людей, работающих  в  школе. Узнавание (различение) зон класса. Знание назначения зон класса. Узнавание (различение) школьных принадлежностей: тетрадь, карандаш. Знание назначения школьных принадлежностей.

      Квартира, дом, двор.

Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол).  Узнавание (различение)  помещений  квартиры  (комната, кухня).  Узнавание (различение) частей территории двора (место для отдыха, игровая площадка). Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во дворе. Узнавание (различение) предметов посуды: тарелка, чашка, ложка.     Предметы быта.

Узнавание  (различение)  электробытовых  приборов  (телевизор,  утюг,

микроволновая  печь, электрический чайник). Знание назначения электроприборов. Знание правил техники безопасности при пользовании электробытовым прибором. Узнавание (различение) предметов мебели (стол, стул, шкаф). Знание назначения предметов  мебели. Узнавание  (различение)  предметов  посуды (тарелка, чашка, ложка).   Знание   назначение   предметов   посуды.  

     Город.

Узнавание  (различение)  профессий  (врач,  продавец,  шофер). Знание особенностей деятельности людей разных профессий. Знание (соблюдение)  правил  поведения  в  общественных  местах.    Узнавание (различение) частей территории улицы (проезжая часть, тротуар). Знание (соблюдение) правил поведения на улице. Узнавание (различение) достопримечательностей своего города.

     Транспорт.

Узнавание (различение) общественного транспорта. Знание (соблюдение) правил поведения в общественном транспорте. Узнавание (различение) специального транспорта (пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина). Знание профессий людей, работающих на специальном транспорте. Знание места посадки и высадки из автобуса.

1 класс

    Школа.

Узнавание (различение) помещений школы. Знание назначения помещений школы. Знание профессий людей, работающих  в  школе. Узнавание (различение) зон класса. Знание назначения зон класса. Узнавание (различение) школьных принадлежностей: тетрадь, карандаш, портфель. Знание назначения школьных принадлежностей.

      Квартира, дом, двор.

Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол).  Узнавание (различение)  помещений  квартиры  (комната, кухня).  Узнавание (различение) частей территории двора (место для отдыха, игровая площадка). Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во дворе. Узнавание (различение) предметов посуды: тарелка, чашка, ложка.     Предметы быта.

Узнавание  (различение)  электробытовых  приборов  (холодильник, электрическая плита). Знание назначения электроприборов. Знание правил техники безопасности при пользовании электробытовым прибором. Узнавание (различение) предметов мебели (стол, стул, шкаф). Знание назначения предметов  мебели. Узнавание  (различение)  предметов  посуды (тарелка, чашка, ложка).   Знание   назначение   предметов   посуды.  

     Город.

Узнавание  (различение)  профессий  (врач,  продавец,  шофер). Знание особенностей деятельности людей разных профессий. Знание (соблюдение)  правил  поведения  в  общественных  местах.    Узнавание (различение) частей территории улицы (проезжая часть, тротуар). Знание (соблюдение) правил поведения на улице. Узнавание (различение) достопримечательностей своего города.

     Транспорт.

Узнавание (различение) общественного транспорта. Знание (соблюдение) правил поведения в общественном транспорте. Узнавание (различение) специального транспорта (пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина). Знание профессий людей, работающих на специальном транспорте. Знание места посадки и высадки из автобуса.

Предметы и материалы, изготовленные человеком.

Узнавание  свойств  бумаги  (рвется,  мнется,  намокает).  Узнавание (различение) видов бумаги по плотности (альбомный лист, картон и др.).

     Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с бумагой (ножницы).

2 класс

Школа.

Ориентация в классе, его зонах и в местах расположения учебных принадлежностей. Ориентация в помещениях школы, в школьной территории; в распорядке школьного дня. Соблюдение правил учебного поведения.

Квартира, дом, двор.

Представление о частях дома. Ориентация в помещениях своего дома. Представление о типах домов. Представление о местах общего пользования в доме. Представление о помещениях квартиры. Представление о предметах мебели.

Предметы быта.

Узнавание (различение) электробытовых приборов (телевизор, утюг, микроволновая печь, электрический чайник, фен,). Знание назначения электроприборов. Знание правил техники безопасности при пользовании электробытовым прибором. Узнавание (различение) предметов мебели (диван, кресло, кровать). Знание назначения предметов мебели. Узнавание (различение) предметов посуды (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож). Знание назначение предметов посуды.

Город.

Узнавание (различение),назначение зданий: кафе, вокзал, службы помощи (банк, больница), магазин (одежда, продукты), театр (кукольный, драматический и др.), Узнавание (различение) профессий (врач, продавец, повар). Знание особенностей деятельности людей разных профессий. Знание (соблюдение)правил поведения в общественных местах.

Продукты питания.

Узнавание (различение) напитков (вода, чай, какао, лимонад, компот, сок) по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с напитком. Узнавание (различение) кондитерских изделий (торт, печенье, конфета).

Транспорт.

Узнавание (различение) наземного транспорта. Знание назначения наземного транспорта. Узнавание (различение) воздушного транспорта.

Узнавание (различение) водного транспорта.  Знание места посадки и высадки из автобуса. Пользование общественным транспортом (посадка в автобус, покупка билета и др.).

3 класс

    Школа.

Узнавание (различение) помещений школы. Знание назначения помещений школы. Нахождение помещений школы. Знание профессий людей, работающих  в  школе.  Соотнесение  работника  школы  с  его  профессией. Узнавание (различение) участков школьной территории. Знание назначения участков школьной территории. Знание (соблюдение) правил поведения на территории школы. Узнавание (различение) зон класса. Знание назначения зон класса. Знание положительных качеств человека. Знание способов проявления дружеских отношений (чувств). Умение выражать свой интерес к другому человеку.

Квартира, дом, двор.

Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно). Узнавание  (различение)  типов  домов  (одноэтажный  (многоэтажный). Узнавание (различение)  помещений  квартиры (комната, кухня, ванная комната, балкон). Знание функционального назначения помещений квартиры. Сообщение своего домашнего адреса. Узнавание (различение) частей территории двора (место для отдыха, игровая площадка). Узнавание (различение) предметов посуды: тарелка, стакан, ложка.   Узнавание   (различение)   часов (наручные,  настенные).

Предметы быта.

Узнавание  (различение)  электробытовых  приборов  (телевизор,  утюг, лампа,  микроволновая  печь, электрический чайник, фен, кондиционер). Знание назначения электроприборов. Знание правил техники безопасности при пользовании электробытовым прибором. Узнавание (различение) предметов мебели (стол, стул, шкаф). Знание назначения предметов   мебели. Узнавание  (различение)  предметов  посуды (тарелка, стакан, ложка). Узнавание  (различение)  часов  (наручные,  настенные,  механические, электронные        часы).  

     Предметы и материалы, изготовленные человеком.

Узнавание  свойств  бумаги  (рвется,  мнется,  намокает).  Узнавание

(различение) видов бумаги по плотности (альбомный лист, папиросная бумага, картон и др.).

     Город.

Узнавание  (различение)  профессий  (врач,  продавец,  шофер). Знание особенностей деятельности людей разных профессий. Знание (соблюдение)  правил  поведения  в  общественных  местах.    Узнавание (различение) частей территории улицы (проезжая часть, тротуар). Знание (соблюдение) правил перехода улицы. Знание (соблюдение) правил поведения на улице. Узнавание (различение) достопримечательностей своего города.

Транспорт.

Различение видов транспорта, составных частей транспортного средства.   Узнавание (различение) общественного транспорта. Знание (соблюдение) правил поведения в общественном транспорте. Узнавание (различение) специального транспорта (пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина). Знание назначения специального транспорта. Знание профессий людей, работающих на специальном транспорте. Соотнесение деятельности с профессией. Знание места посадки и высадки из автобуса. Пользование общественным транспортом (посадка в автобус, покупка билета и др.)

    Традиции, обычаи.

Знание традиций и атрибутов праздников (Новый Год, День Победы, 8 марта, Масленица, 23 февраля, Пасха). Знание школьных традиций.

     Страна.

Знание названия государства, в котором мы живем. Знание (узнавание) государственной символики (герб, флаг, гимн). Узнавание президента РФ (на фото, видео). Знание государственных праздников. Знание названия столицы России.

4 класс

    Школа.

            Узнавание (различение) помещений школы. Знание назначения помещений школы. Нахождение помещений школы. Знание профессий людей, работающих  в  школе.  Соотнесение  работника  школы  с  его  профессией. Узнавание (различение) участков школьной территории. Знание назначения участков школьной территории. Знание (соблюдение) правил поведения на территории школы. Узнавание (различение) зон класса. Знание назначения зон класса. Знание (соблюдение) распорядка школьного дня. Узнавание (различение) школьных принадлежностей: школьная доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, пластилин, альбом для рисования. Знание назначения школьных принадлежностей. Представление о себе как члене коллектива класса. Знание положительных качеств человека. Знание способов проявления дружеских отношений (чувств). Умение выражать свой интерес к другому человеку.

      Квартира, дом, двор.

Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол).  Узнавание  (различение)  типов  домов  (одноэтажный  (многоэтажный), каменный        (деревянный),  городской  (сельский,  дачный)  дом.  Узнавание (различение)  мест  общего  пользования  в  доме  (чердак,  подвал,  подъезд, лестничная площадка, лифт). Соблюдение правил при пользовании лифтом: ждать закрытия и открытия дверей, нажимать кнопку с номером нужного этажа, стоять во время движения лифта и др. Соблюдение правил безопасности, поведения в местах общего пользования в доме: не заходить в лифт с незнакомым человеком, не залезать на чердак, не трогать провода и др. Соблюдение правил пользования мусоропроводом (домофоном, почтовым ящиком, кодовым замком).   Узнавание (различение)  помещений  квартиры  (комната  (спальная,  детская,  гостиная), прихожая, кухня, ванная комната, санузел, балкон). Знание функционального назначения помещений квартиры. Сообщение своего домашнего адреса (город, улица, номер дома, номер квартиры). Узнавание своего домашнего адреса. Узнавание (различение) частей территории двора (место для отдыха, игровая площадка, спортивная площадка, место для парковки автомобилей, место для сушки белья, место для выбивания ковров, место для контейнеров с мусором, газон). Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во дворе. Знакомство с коммунальными удобствами в квартире: отопление (батарея, вентиль, вода), канализация (вода, унитаз, сливной бачок, трубы), водоснабжение (вода, кран, трубы  (водопровод),  вентиль,  раковина),  электроснабжение  (розетка,  свет, электричество). Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во время аварийной ситуации в доме.    Узнавание (различение) вредных насекомых (муравьи, тараканы, клопы, вши), грызунов (крысы, мыши), живущих в доме. Представление        о вреде,  который  приносят  вредные  насекомые.  Знание (соблюдение)   правил   поведения   в   чрезвычайной   ситуации.   Узнавание (различение) предметов посуды: тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля,   сковорода,   чайник,   половник.   Узнавание   (различение)   часов (механические  (наручные,  настенные),  электронные  (наручные,  настенные). Знание строения часов (циферблат, стрелки (часовая, минутная)). Узнавание (различение)  аудио,  видеотехники  и  средствах  связи  (телефон,  компьютер, планшет, магнитофон, плеер, видеоплеер). Знание назначения технического устройства (сотовый телефон, планшет, видеоплеер и др.). Соблюдение последовательности действий при пользовании телефоном (плеером, планшетом  и  др.):  включение,  пользование  функцией  (связь,  игра  и  т.п.), выключение).

     Предметы быта.

Узнавание  (различение)  электробытовых  приборов  (телевизор,  утюг,

лампа,  вентилятор,  обогреватель,  микроволновая  печь,  тостер,  блендер,

электрический чайник, фен, кондиционер). Знание назначения электроприборов. Знание правил техники безопасности при пользовании электробытовым прибором. Узнавание (различение) предметов мебели (стол,

Знание назначения        предметов   мебели.   Различение   видов   мебели   (кухонная, спальная,  кабинетная  и  др.).  Узнавание  (различение)  предметов  посуды (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник,   нож).   Знание   назначение   предметов   посуды.   Узнавание (различение) кухонного инвентаря (терка, овощечистка, разделочная доска, дуршлаг, половник, открывалка). Знание назначение кухонного инвентаря. Узнавание  (различении)  предметов  интерьера  (светильник,  зеркало, штора, скатерть, ваза, статуэтки, свечи). Знание назначения предметов интерьера. Узнавание (различение) светильников (люстра, бра, настольная лампа). Узнавание  (различение)  часов  (наручные,  настенные,  механические,

электронные        часы).   Узнавание   (различение)   частей   часов:   стрелки,

циферблат. Знание назначения часов (частей часов).

     Предметы и материалы, изготовленные человеком.

Узнавание  свойств  бумаги  (рвется,  мнется,  намокает).  Узнавание (различение) видов бумаги по плотности (альбомный лист, папиросная бумага, картон и др.), по фактуре (глянцевая, бархатная и др.). Узнавание предметов, изготовленных из бумаги (салфетка, коробка, газета, книга и др.).

Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с бумагой (ножницы, шило для бумаги, фигурный дырокол). Знание свойств дерева (прочность, твёрдость, плавает в воде, дает тепло, когда горит). Узнавание предметов, изготовленных из дерева (стол, полка, деревянные игрушки, двери и др.). Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых обрабатывают дерево (молоток, пила, топор). Знание свойств стекла

(прозрачность, хрупкость). Узнавание предметов, изготовленных из стекла

(ваза, стакан, оконное стекло, очки и др.). Соблюдение  правил  безопасности  при  обращении  с  предметами, изготовленными        из   стекла.   Знание   свойств   резины   (эластичность, непрозрачность,      водонепроницаемость).      Узнавание      предметов, изготовленных  из  резины  (резиновые  перчатки,  сапоги,  игрушки  и  др.). Знание  свойств  металла  (прочность,  твёрдость  –  трудно  сломать,  тонет  в воде). Узнавание предметов, изготовленных из металла (ведро, игла, кастрюля и др.). Знание свойств ткани (мягкая, мнется, намокает, рвётся). Узнавание  предметов,  изготовленных  из  ткани  (одежда,  скатерть, штора,  покрывала,  постельное  бельё,  обивка  мебели  и  др.).  Узнавание (различение)  инструментов,  с  помощью  которых  работают  с  тканью (ножницы,   игла).   Знание   свойств   пластмассы   (лёгкость,   хрупкость). Узнавание  предметов,  изготовленных  из  пластмассы  (бытовые  приборы, предметы посуды, игрушки, фломастеры, контейнеры и т.д.).

     Город.

Узнавание (различение) элементов городской инфраструктуры (районы

(Автозаводский, Центральный, Комсомольский),  улицы  (проспекты,  переулки),  площадь Свободы,  здания,  парки.  Узнавание  (различение), назначение  зданий  (кафе  (ресторан),  вокзал  ( железнодорожный, автовокзал,   морской),   службы   помощи   (банк,   сберкасса,   больница, поликлиника, парикмахерская, почта), магазин (супермаркет, одежда, посуда,

мебель,  цветы,  продукты),  театр  (кукольный,  драматический  и  др.),  цирк, жилой  дом.  Узнавание  (различение)  профессий  (врач,  продавец,  шофер). Знание особенностей деятельности людей разных профессий. Знание

(соблюдение)  правил  поведения  в  общественных  местах.    Узнавание (различение) частей территории улицы (проезжая часть, тротуар). Узнавание

(различение)   технических   средств   организации   дорожного   движения

(дорожный  знак  («Пешеходный  переход»),  разметка  («зебра»),  светофор).

Знание (соблюдение) правил перехода улицы. Знание (соблюдение) правил поведения на улице. Узнавание (различение) достопримечательностей своего города.

     Транспорт.

Различение видов транспорта, составных частей транспортного средства.   Узнавание (различение) общественного транспорта. Знание (соблюдение) правил поведения в общественном транспорте. Узнавание (различение) специального транспорта (пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина). Знание назначения специального транспорта. Знание профессий людей, работающих на специальном транспорте. Соотнесение деятельности с профессией. Знание места посадки и высадки из автобуса. Пользование общественным транспортом (посадка в автобус, покупка билета и др.)

    Традиции, обычаи.

Знание традиций и атрибутов праздников (Новый Год, День Победы, 8

марта, Масленица, 23 февраля, Пасха). Знание школьных традиций.

     Страна.

Знание названия государства, в котором мы живем. Знание (узнавание)

государственной символики (герб, флаг, гимн). Узнавание президента РФ (на фото, видео). Знание государственных праздников. Знание названия столицы России.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 (доп.) класс

Тема

Кол-во часов

1-2

Здравствуй, школа!  Я - ученик.

2

3-4

Школа. Правила поведения в школе (на уроке, на перемене).

2

5-6

 Мой класс. Моя парта.

2

7-8

Школьные принадлежности (действия с ними). Тетрадь, карандаш.

2

9

Игрушки. Мяч. Кукла (мягкие - твердые).

1

10-11

Семья. Члены семьи.

2

12-13

Сюжетно - ролевые игры «Дочки - матери».

2

14

Дом, в котором я живу (квартира). 

1

15-16

17-18

Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол).  

Узнавание (различение)  помещений  квартиры  (комната, кухня).  

2

2

19-20

Узнавание (различение) частей территории двора(место для отдыха, игровая площадка).

2

21-22

 Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во дворе.

2

23-24

Мебель (стол, стул,  шкаф).

2

25-26

Посуда (тарелка, чашка, ложка).

2

27-29

Помощники в доме (бытовые приборы: телевизор,  утюг).

3

30-31

Правил техники безопасности при пользовании электробытовым прибором.

2

32-34

Игровые действия: «Чаепитие», «Стирка».

3

35-36

Улица. Двор (игровая площадка).

2

37-39

Улица. Уличное движение.

3

40-42

Транспорт. Автобус.

3

43-45

Профессия. Водитель (шофер).

3

46-48

Водитель - пассажир (игра).

3

49-50

Профессия. Врач.

2

51-53

Доктор-пациент (игра Больница»).

3

54-55

Профессия. Продавец.

2

56-58

Продавец - покупатель (игра «Магазин»).

3

59-60

Профессия. Повар.

2

61-63

Игра «Что пригодится повару?».

3

64-65

Сюжетно-ролевая игра «Я готовлю обед».

2

66

Что такое «хорошо» и что такое «плохо?».

1

1 класс

Тема

Кол-во часов

1-2

Здравствуй, школа! Мой класс.

2

3-4

Я - ученик. Моя парта.

2

5-6

 Девочки и мальчики.

2

7-9

Узнавание помещений школы (столовая, медицинский кабинет, спортивный зал).

3

10-11

Школьные принадлежности (действия с ними). Тетрадь, карандаш, портфель.

3

12-13

Бумага. Свойства бумаги.

2

14-15

16-17

18-20

21-23

22-24

Инструменты, с помощью которых работают с бумагой (ножницы)

Игрушки (мяч, кукла, машинка, кубики).  

Дидактическая игра «Угадай игрушку».  

Сюжетно - ролевая игра «Уложим куклу спать».

Мой дом (квартира).

2

2

3

3

2

25-26

Части дома.

2

27-28

Комнаты. Назначение комнат.

2

29-30

Помощники в доме (бытовые приборы:  пылесос, чайник).

2

31-32

Мебель (стол, стул, кровать).

2

33-34

Посуда (ложка, тарелка, стакан).

2

35-37

Сюжетно - ролевая игра «Уложим куклу спать».

3

38-40

Профессии (врач,  продавец,  шофер).

3

41-43

Сюжетно-ролевая игра «Больница».

3

44-45

Правил  поведения  в  общественных  местах.    

2

46-48

Узнавание (различение) частей территории улицы (проезжая часть, тротуар).

2

49-50

Правил поведения на улице.

2

51-52

Наземный транспорт. Части наземного транспорта.

2

53-54

Транспорт. Автобус.  Машина. (узнавание, назначение).

2

55-56

Знание места посадки и высадки из автобуса.

2

57-58

Правил поведения в общественном транспорте.

2

59-60

Сюжетно-ролевая игра «Водитель-пассажир».

2

61-62

Аппликация «Машина».

2

63-64

Магазин.

2

65-66

Правила поведения в магазине.

2

67-68

Я - покупатель (игровые действия).

2

2 класс

Тема

Кол-во часов

1

Здравствуй, школа!

1

2-3

Школьные принадлежности. Игра «Собери портфель».

2

4-5

Как вести себя в школе.

2

6-7

Режим дня школьника.

2

8-9

Сюжетно-ролевая игра «Школа».

2

10-11

Представления о виде и функциях помещений квартиры: спальня, детская, гостиная, кухня.

2

12-13

Представления о виде и функциях помещений квартиры: ванная комната, санузел, балкон.

2

14-15

Представления о мебели в квартире: диван, кровать, кресло, стул. Ориентация в помещениях своего дома.

2

16-17

Узнавание (различение) электробытовых приборов (холодильник, электрическая плита).

2

18-19

Знание правил техники безопасности при пользовании электробытовым прибором.

2

20-21

Посуда (кастрюля, сковорода, чайник).

2

22-23

Знание назначение предметов посуды.

2

24-25

Узнавание (различение) назначение зданий: школа.

2

26-27

Узнавание (различение) назначение зданий: службы помощи (больница).

2

28-29

 Узнавание (различение) назначение зданий: магазин (одежда, продукты).

2

30-31

Знание (соблюдение) правил поведения в общественных местах.

2

32-33

Профессия «Продавец».

2

34-35

Профессия «Врач».

2

36-37

Профессия «Парикмахер».

2

38-39

Профессия «Шофер».

2

40-41

Профессия «Повар».

2

42-43

Сюжетно-ролевая игра «Больница».

2

44-45

Различение напитков (какао, чай, вода).

2

46-47

Различение напитков (сок, компот, лимонад).

2

48-49

Различение кондитерских изделий (торт, печенье, конфета).

2

50-51

Сюжетно - ролевая игра «Магазин».

2

52-53

Сюжетно - ролевая игра «Чаепитие куклы Маши»

2

54-55

Узнавание (различение) наземного транспорта (Автобус, машина)

2

56-57

Знание места посадки и высадки из автобуса.

2

58-59

Правил поведения в общественном транспорте.

2

60-61

Сюжетно-ролевая игра «Водитель-пассажир».

2

62-63

Аппликация «Машина».

2

64-65

Узнавание (различение) воздушного транспорта (самолет, вертолет).

2

66-67

Узнавание (различение) водного транспорта (корабль, лодка)

2

68

Повторение пройденного материала за год.

1

3 класс

Тема

Кол-во часов

1

Знание назначений помещений школы.

1

2

Соблюдение правил поведения на территории школы.

1

3

Знание назначений зон класса.

1

4

Соблюдение распорядка школьного дня.

1

5

Знание имен детей в классе.

1

6

Знание имен педагогов школы.

1

7

Способ проявления дружеских чувств.

1

8

9

Выражение интереса к другому человеку.

Знание назначения школьных принадлежностей.

1

1

10

Части дома: стена, крыша, окно. Типы домов.

1

11

Помещения квартиры: детская, прихожая, комната, кухня, ванная комната, туалет, балкон.

1

12-13

Домашний адрес.

2

14

Представления о собственной квартире как о месте жительства.

1

15-16

Представления о видах действий, совершаемых дома (уборка, отдых, приготовление пищи и др.).

2

17-18

Правила поведения во дворе.

2

19-20

Правила безопасного поведения дома и во дворе.

2

21-22

Электроприборы: телевизор, утюг, чайник.

2

23-24

Предметы мебели: стол, стул, шкаф.

2

25-26

Предметы посуды: ложка, стакан, тарелка.

2

27-28

Предметы интерьера: зеркало, ваза.

2

29-30

Различение видов часов: наручные, настенные.

2

31-32

Навыки безопасного поведения на дороге.

2

33-34

Правила поведения в общественных местах.

2

35

Город, в котором мы живем.

1

36

Праздник Нового года.

1

37-38

Профессии: врач, продавец, шофер.

2

39-40

Экскурсия в школьный медицинский кабинет.

2

41

Виды бумаги - картон, альбомный лист.

1

42

Предметы из бумаги - салфетка, тетрадь.

1

43

Различение инструментов, с помощью которых работают с бумагой (ножницы).

1

44

Предметы из стекла - окно, стакан.

1

45

Предметы из резины - сапоги, игрушки.

1

46

Предметы из дерева - стол, деревянные игрушки.

1

47

Инструменты при работе с деревом - пила, молоток.

1

48

Предметы из металла - игла, кастрюля.

1

49

Предметы из ткани - одежда, постельное бельё.

1

50

Праздник 23 февраля.

1

51

Праздник Масленицы.

1

52

Праздник 8 марта.

1

53

Виды транспортных средств - машина, автобус.

1

54

Профессии водителя, кондуктора.

1

55

Составные части транспортных средств.

1

56

Общественный транспорт.

1

57

Правила поведения в общественном транспорте.

1

58

Специальный транспорт - пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина.

1

59

Профессии людей, работающих на специальном транспорте

1

60

61

День рождения (традиции празднования)

Праздник Пасхи

1

1

62

63

Государство, в котором мы живем

Москва - столица нашей Родины

1

1

64-65

Герб РФ

2

66-67

Флаг РФ

2

68

Повторение пройденного за год

1

4 класс

тема

Кол-во часов

1

Знание назначений помещений школы

1

2

Соблюдение правил поведения на территории школы

1

3

Знание назначений зон класса

1

4

Соблюдение распорядка школьного дня

1

5

Знание имен детей в классе

1

6

Знание имен педагогов школы

1

7

Способ проявления дружеских чувств

1

8

Выражение интереса к другому человеку

1

9

Знание назначения школьных принадлежностей

1

10

Части дома: стена, крыша, окно

1

11

Типы домов

1

12

Помещения квартиры: детская, прихожая, комната, кухня, ванная комната, туалет, балкон

1

13-14

Домашний адрес

2

15

Представления о собственной квартире как о месте жительства

1

16-17

Представления о видах действий, совершаемых дома (уборка, отдых, приготовление пищи и др.)

2

18-19

Ориентирование во дворе: детская площадка, газон, место для контейнеров с мусором и др.)

2

20

Правила поведения во дворе

1

21

Правила безопасного поведения дома и во дворе

1

22-23

Знание назначения технического устройства: сотовый телефон, планшет и др.

2

24-25

Соблюдение последовательности действий при пользовании телефоном - включение, использование, выключение

2

26

Электроприборы: телевизор, утюг, чайник

1

27

Предметы мебели: стол, стул, диван, кровать

1

28

Предметы посуды: ложка, вилка, тарелка, нож

1

29

Предметы интерьера: светильник, штора, зеркало, ваза

1

30

Различение видов светильников: люстра, бра, настольная лампа

1

31

 Часы; части часов - стрелки, циферблат

1

32

Различение видов часов: наручные, настенные, механические, электронные

1

33

Навыки безопасного поведения на дороге

1

34

Правила поведения в общественных местах

1

35

Город, в котором мы живем

1

36

Праздник Нового года

1

37

Профессии: врач, продавец, шофер

1

38

Экскурсия в школьный медицинский кабинет

1

39

Назначение зданий

1

40

Виды бумаги - картон, альбомный лист

1

41

Предметы из бумаги - салфетка, тетрадь

1

42

Различение инструментов, с помощью которых работают с бумагой (ножницы)

1

43

Предметы из стекла - окно, стакан

1

44

Предметы из резины - сапоги, игрушки

1

45

Предметы из дерева - стол, деревянные игрушки

1

46

Инструменты при работе с деревом - пила, молоток

1

47

Предметы из металла - игла, кастрюля

1

48

Предметы из ткани - одежда, постельное бельё

1

49

Праздник 23 февраля

1

50

Праздник Масленицы

1

51

Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с тканью (ножницы, игла)

1

52

Праздник 8 марта

1

53

Виды транспортных средств - машина, автобус

1

54

Профессии водителя, кондуктора

1

55

Составные части транспортных средств

1

56

Общественный транспорт

1

57

Правила поведения в общественном транспорте

1

58

Специальный транспорт - пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина

1

59

Профессии людей, работающих на специальном транспорте

1

60

День рождения (традиции празднования)

1

61

Праздник Пасхи

1

62

Государство, в котором мы живем

1

63

Москва - столица нашей Родины

1

64

Герб РФ

1

65

Флаг РФ

1

66

Гимн РФ

1

67

Президент РФ

1

68

Повторение пройденного за год

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по предмету «Окружающий социальный мир»

Цель предмета: формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения. Задачи предмета: знакомство с явлениями социальной...

Рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир" 1 класс (для детей с ТМНР)

Рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир" 1 класс ФГОС (вариант 2)...

Рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир" 1 класс

Программа предназначена для обучающихся 1 (дополнительного) класса со сложной структурой дефекта...

Адаптированная рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир" для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (вариант 8.4) по СИПР для ученика 1 класса (обучение на дому)

Данная программа разработана  в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающегося с расстройствами аутистического спе...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий социальный мир» для обучающихся с ОВЗ 2 класса

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по предмету «Окружающий социальный мир» для обучающихся с ОВЗ   2  класса...

Рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир"2019

Рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир"2019...

Рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир"

Важным аспектом обучения глухих детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью является расширение представлений об окружающем их природном мире.Обучение детей с тяжёлыми нарушениями развития в об...