Урок с презентацией "Притча о самарянине"
план-конспект занятия (3, 4 класс)

Голутвина Людмила Степановна

Конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_._pritcha_o_samaryanine.doc56.5 КБ
Файл pritcha_o_samaryanine.pptx2.58 МБ

Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЕ 5

Притча о милосердном самарянине

Методическая разработка занятия

Тема: «Притча о милосердном самарянине»

Цель: способствовать приобщению учащихся к христианским ценностям

Задачи занятия:

Образовательные:

  • научить учащихся читать Священное Писание, ориентироваться в его содержании;
  • формировать у школьников представление о жизни людей во времена Иисуса Христа;
  • раскрыть детям содержание таких понятий как сочувствие и сострадание, любовь и милосердие;
  • раскрыть школьникам смысл понятия «мой ближний».

Развивающие:

  • развивать самостоятельное мышление, умение формулировать свои мысли и чувства;
  • способствовать осознанному выбору системы нравственных ценностей;
  • развивать желание учиться, познавать окружающий мир.

Воспитательные:

  • воспитывать у детей желание быть милосердным, умение оказать милость;
  • воспитывать у школьников желание и умение поделиться с ближним тем, что принадлежит тебе.

Оснащение (оборудование) занятия

  • Библия. Изд. Московской Патриархии, 1956 (у каждого ученика);
  • Презентация репродукций картин на тему урока — Леандро Бассано, Юлиуса  Шнорра, Гюстава Доре, С. Н. Рериха, Винсента Ван Гога;
  • Рабочая тетрадь по предмету у каждого ученика. Фломастеры, карандаши;
  • Музыкальная кассета с духовной музыкой;
  • Большой фланелеграф с движущимися фигурками священника, левита, самарянина, иудея, ослика, хозяина гостиницы.

Тип занятия: открытие нового знания

Ведущие технологии: разные виды работы с текстом (чтение, слушание, выполнение творческих заданий), работа в группах, рассказ учителя, интерактивная коллективная беседа, рассказы – монологи учащихся.


ХОД ЗАНЯТИЯ

«Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд»

(Лк. 6:3)

«Возлюби ближнего твоего, как самого себя»

(Мф. 22:39)

Учитель: «Русскому философу Николаю Бердяеву принадлежат слова: «Христианство – не только вера в Бога, но и вера в человека, в возможность раскрытия божественного в человеке». Священное Писание говорит, что мы созданы по образу и подобию Божию: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему» (Быт. 1:26).

Чтобы стать прекрасным воплощением жизни, мы должны пойти по пути приобретения качеств Создателя. И одно из этих качеств – милосердие.

Какого человека можно назвать милосердным?

Ответы детей: «Человека доброго, с милым сердцем, готового помочь».

Учитель: Правильно, милосердный человек готов помочь ближнему. А кто для вас «ближний?»

Ученики: «Ближние» - это мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, в общем, семья.

Учитель: Вот такой же вопрос: «А кто мой ближний?», - задал Спасителю один человек. Иисус Христос ответил на этот вопрос притчей.

Иисус Христос, когда учил людей, часто использовал притчи. А начал он Своё служение в возрасте 30 лет (Слайд 1, 2, 3).

Что такое притча в библейском понимании? Притча – это особая манера разговора Иисуса Христа с народом. Он раскрывал людям тайны духовного учения о Царствии Божием через притчи. Спаситель говорил о событиях и явлениях обыденной жизни и через них вводил людей в мир духовный. Он делал короткие, яркие, меткие сравнения. И такой прием помогал людям понять, о чём говорил их великий Учитель.

Притча – это земная история с небесным смыслом. Она надолго запоминалась и побуждала тех, кто заинтересован поиском духовных истин, к ещё более глубокому поиску. Мы даже можем сказать, что притчи Спасителя — это послание в вечность. Проходят века, а притчи, по-прежнему, производят на нас сильнейшее впечатление, воспитывают нравственно и духовно.

Рассказывая притчу о самарянине, Иисус Христос уводит слушателей на одинокую дорогу, ведущую из Иерусалима в Иерихон (Слайд 4, карта Израиля; Виды Иерусалима и Иерихона Слайды 5, 6).

Иерусалим – город трёх мировых религий - Христианство, иудаизм, ислам. Люди, исповедующие эти религии, по-разному поклоняются Богу. У них разные Священные сооружения, различные Священные книги. Но во всех Священных книгах звучит призыв Бога быть милосердными.

Иерихон – прекрасный зелёный город. Пальмы, благоухающие плантации роз…

Но вернемся на дорогу, соединяющую Иерусалим и Иерихон. Эта дорога имела дурную славу, т. к. была опасной. Она извивалась между скалами, проходила мимо ущелий и спускалась в Иорданскую долину. Это было просто идеальное место для грабителей и разбойников.

Не зря еще в пятом веке эту дорогу называли «красной, или кровавой». Даже в нашем веке, в 30-х годах туристов предупреждали: возвращаться домой по этой дороге надо до заката солнца. В своей притче Иисус Христос описывает действительное положение дел на дороге.

Устанавливаю большой фланелеграф, на котором изображена вьющаяся в горах пустынная дорога. На дороге лежит израненный иудей. Далее все события притчи иллюстрируются движущимися фигурами действующих лиц: священника, левита, самарянина с осликом, хозяина гостиницы.

Учитель: Сегодня библейский текст читаю Я, а не вы (Лк. 10:30-37).

«На это сказал Иисус: некоторый человек шёл из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставивши его едва живым».

Учитель: Что вы можете сказать о состоянии пострадавшего?

Ученик: Ему было больно, и он хотел пить.

Ученица: Я была в Израиле, там очень жарко. Жгучее солнце могло убить раненого человека.

Учитель продолжает читать Евангелие «По случаю один священник шёл тою дорогою и, увидев его ...».

Делаю паузу: Кто знает, кто такой священник?

Ученики: Он служит в храме.

Учитель: Правильно, он проводит богослужения в храме. Слово «священник» (евр. «коген») означает священнодействующий. Он совершает священное служение.

Учитель: А чему он учит?

Ученик: Доброте и милосердию.

Учитель: Как вы думаете, что сделает священник, увидев этого несчастного?

Дети хором: Он ему поможет, даст воды, перетащит его в прохладное место.

Учитель читает дальше: «прошёл мимо».

В классе тишина, на лицах – недоумение.

Учитель: Возможно, священник подумал, что этот несчастный мёртв. Иудейский священник, конечно, помнил, что по иудейскому закону «всякий, прикоснувшийся к мёртвому человеку, будет нечист семь дней» (Числ. 19:11).

Прикоснувшись к мёртвому, он мог лишиться своей очереди служить в храме. Можем ли мы сказать, что у священника «милое сердце»?

Дети: Нет, у него каменное сердце.

Учитель: Как вы думаете, угоден ли Богу его поступок?

Дети: Дружное: «Нет»! Конечно, нет. Обряд для него важнее милосердия.

Ученик: Но ведь он любит Бога и хочет служить Ему в храме, потому и прошёл мимо.

Учитель: Игорь, представь себе, что утром я бегу на уроки в школу и обнаруживаю тебя лежащим на снегу. Ты не можешь пошевелить ногой, острая боль – подвернул ногу.  Ты смотришь на меня и надеешься, что я помогу тебе.

Игорь, улыбаясь: Конечно, поможете.

Учитель: А я говорю тебе: «Прости, спешу на урок, мне надо учить детей добру. Не обессудь, но я побегу дальше».

В классе смех.

Учитель: Игорь, ты говоришь, что священник любил Бога. В Библии написано: «Возлюбленные! Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рождён от Бога и знает Бога; Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1Ин. 4:7-8). А была ли в сердце иудейского священника любовь к избитому до полусмерти человеку? Очевидно – нет. Значит, и любви к Богу у него в сердце не было.

О таких людях Спаситель наш Иисус Христос говорит: «Приближаются ко Мне люди эти устами своими, и чтут Меня языком; сердце же их отстоит далеко от Меня» (Мф. 15:8).

Сочувствие и сострадание, любовь и милосердие, если они истинны, должны проявляться в делах. Милосердие — это любовь в действии.

Учитель продолжает чтение: «Также и левит, быв на том месте, подошёл, посмотрел и …».

Делаю паузу: Левиты – помощники священника [иподиаконы]. Они не проводили богослужения. Они смотрели за одеждой, сосудами, светильниками, носили дрова и воду. Они же приготовляли животных для жертвы. Левиты не были связаны запретом на прикосновение к телу мёртвого человека. Как поступит тот левит?

Ученики: Поможет!

Дочитываю стих Евангелия: «… прошёл мимо».

Обсуждаем, почему и этот человек ушёл, не оказав помощь.

Возможно, собственная безопасность для него – прежде всего. Бандиты на этой дороге применяли различного рода западни. Один притворялся раненым, другие набрасывались на склонившегося для оказания помощи человека. Левит, по-видимому, не захотел рисковать собой. Можно ли его назвать милосердным? Конечно, нет. А какое у него сердце?

Дети: Трусливое.

Учитель: Да, трусливое.

Уже много часов лежал человек на дороге. Он совсем изнемог от боли, жажды и жары. Он потерял всякую надежду на помощь. Но вдруг на дороге появился ещё один человек. Он ехал на ослике, и это был самарянин, чужестранец в этой местности.

У евреев – а пострадавший был евреем – были враждебные отношения с самарянами. Евреи считали самарян язычниками, и поэтому презирали их, говорили им обидные слова.

Читаем Евангелие далее: «Самарянин же некто, проезжая, нашёл на него и, увидев его, …». Пауза.

Учитель: Что сделает самарянин?

Дети: Позлорадствует, скажет так тебе и надо.

Учитель: Давайте прочитаем, что же случилось на самом деле: «… и, увидев его, сжалился, И, подошед, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и посадив его на своего осла, привёз его в гостиницу и позаботился о нём; А на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нём; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе».

Милосердие состоит не только в вещественной помощи, но и в духовной поддержке.  А как вы думаете, как проявлялась духовная помощь самарянина пострадавшему?

Ученики: Самарянин, наверное, всю ночь поддерживал раненого, утешал его, подбадривал, клал ему мокрое полотенце на лоб....

Учитель: «Да, он отдавал себя пострадавшему — своё внимание, силы, время.

Мать Тереза, известная своим милосердием, говорила: «Когда я обмываю раны прокаженного, я чувствую, что помогаю самому Господу». Разве это не прекрасное ощущение?» (Слайд 7).

Священник и левит видели своими глазами беспомощного человека и всё-таки не помогли ему. Их сердце осталось холодным и равнодушным, они отвернулись от него.

Есть люди, которые, участвуя во всех религиозных ритуалах, остаются далекими от истинной духовной жизни. Они привыкли считать религию чем-то, имеющим отношение лишь к молитвам и службам в церкви, а не жизненным путём, которого надо придерживаться в любое время и в любом месте.

Самарянин тоже видел, но видел сердцем - сердцем, в котором жила любовь к Богу. Положение потерпевшего тронуло его сердце, а сердце, исполненное божественной любви, повелевало его рукам.

Когда самарянин подъехал к лежащему человеку, он не задумывался над тем, кто лежит перед ним – еврей или самарянин. Он просто слез с осла, напоил несчастного, промыл и перевязал ему раны. Затем очень осторожно, чтобы не причинить боли, посадил бедного еврея на осла и повёз его в город в гостиницу.

Далее Иисус Христос задаёт вопрос, который я переадресовываю вам: «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?»

Дети отвечают: «Самарянин».

Учитель: Правильно. А знаете, какими словами Иисус Христос заканчивает притчу?

Читаю: «И ты поступай так же». Это Он говорит для нас. А я опять спрашиваю: «Так кто же ближний для вас?»

Дети отвечают, что ближний – это тот, кто в тебе сейчас нуждается, кому нужна помощь. Ближним может быть незнакомый человек.

Учитель: Исполнили ли священник и левит заповедь Бога: «Возлюби ближнего своего, как самого себя»?

Дети хором: «Нет, они не помогли беспомощному человеку, остались равнодушными к нему».

Учитель: Вы поняли духовный смысл притчи. Надо научиться увидеть ближнего, который нуждается в моей любви и помощи. Чтобы хорошо видеть, нужно внимание и чуткое сердце. Это и есть милосердие.

Всегда можно найти много причин и отговорок, чтобы оставить человека лежать на обочине и пройти мимо. В таких случаях, чтобы оправдать себя, люди говорят: «Ведь всё равно всем не поможешь». Будем внимательны к людям на обочине.

Ученик: Моя бабушка нашла стихотворение о самарянине в интернете и попросила передать его Вам.

Учитель: Так, прочти его вслух.

Ученик: стихотворение называется: «Сегодня можем мы бежать»:

Сегодня можем мы бежать

И силы есть, и крепки ноги

А завтра, может быть, лежать

Мы тоже будем у дороги...

Кто пожалеет нас тогда?

В чьём сердце жалость шевельнётся?

Нам повезёт, коль в трудный час

Самарянин для нас найдется

Тогда не спросим, кто твой Бог

Неважно будет, кто наставил,

Лишь будет важно, что помог,

И что в беде нас не оставил

Поэтому спеши, мой друг,

Освоить доброты науку

Не дознавайся: «Кто твой Бог»?

А протяни страдальцу руку.

Учитель: Поблагодари от нашего имени свою мудрую бабушку.

А сейчас, давайте, поиграем в экскурсоводов. Перед вами репродукции картин на тему притчи (Слайды 8 — 12).

Ученики комментируют репродукции. Слушаем «Аве Мария».

Домашнее задание для тех, кто захочет его выполнить: присмотрись, кто нуждается в твоей помощи. Подумай. На следующем уроке мы продолжим обсуждение начатой сегодня темы о милосердии.

Спасибо, ребята, вы порадовали меня

сегодняшней работой на занятии, до встречи!

Стр.  из


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Притча о милосердном самарянине Видеоряд к занятию

Слайд 2

Александр Иванов «Явление Христа народу»

Слайд 3

Художник И.К. Макаров

Слайд 5

Карта Святой Земли

Слайд 6

Старый Иерусалим

Слайд 8

Мать Т ереза

Слайд 9

Быть милосердным – значит видеть Бога в каждом человеке. Когда я обмываю раны прокаженного, я чувствую. что помогаю Самому Господу. Разве это не прекрасное ощущение? Только милосердие может искренне восхищаться каждым живым существом только потому, что оно - дело рук Создателя. Мать Тереза говорит:

Слайд 11

Юлиус Шнорр . Притча о милосердном самарянине

Слайд 12

Святослав Николаевич Рерих. Притча о милосердном самарянине

Слайд 13

Винсент Ван Гог. Добрый самарянин

Слайд 14

Гюстав Доре. Добрый самарянин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока и презентация к уроку и презентация к уроку

Разработка урока по родной (башкирской) литературе в 5 классе "Әсикмәк" и презентация к уроку...

Организация работы с притчей "Добрый самарянин" при изучении курса "ОРКСЭ"

Конспект  разработан для курса ОРКСЭ для урока по теме "Добро и зло" в разных модулях. Материал также можно использовать на классных часах, диспутах, внеклассных мероприятиях....

Открытый урок и презентация к уроку «Три музыкальные основы» 2 класс 1 четверть итоговый урок.

Открытый урок и презентация «Три основы в музыке»  К уроку по музыке 2 класс 1 четверть ( итоговый урок) (к  программе «Музыка (для четырёхлетней начальной школы)» авторов Л.В.Школяр и...

Конспект урока по ОРКСЭ "Притчи"

Цели: - знакомство с понятием притчи; узнать об особенностях притчи; познакомиться с текстом притчи; учиться понимать смысл притчи; развивать связную речь; обогащать словарный запас; расширить знания ...

Презентация "Притчи Иисуса Христа"

Презентация "Притчи Иисуса Христа"...