Проект по ОРКСЭ на тему "Родина"
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

Проект урока по ОРКСЭ на тему "Россия - Родина наша"

На уроке используются методы развития критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект по ОРКСЭ40.03 КБ

Предварительный просмотр:

ГАУ  ДПОС «Смоленский областной институт развития образования»

Проект

урока по «Основам религиозных культур и светской этике»

(модуль «Основы православной культуры)

4 класс

Назаровой Татьяны Витальевны

                                                                  (учителя начальных классов

                                                МБОУ «Средняя                

                                                         общеобразовательная

                                                                       школа №2  им. Е.В.Камышева

                                                  города Гагарина)

Смоленск

2013

Тема урока: «Россия – наша Родина»

Тип. Комбинированный урок.

Цели: обобщить и актуализировать знания о Родине;

           формировать представление о России  как многонациональном    

           государстве;

           познакомить с понятиями духовный и материальный мир, культурные

           традиции;

           создать условия для формирования гражданской позиции младшего  

           школьника, стремления познать историческое прошлое и культурное

           наследие своей страны;

           развивать коммуникативные навыки; способствовать сплочению  

           коллектива;

           воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма.

Оборудование: учебник Основы православной культуры; презентация мультимедиа; иллюстрация картины А.М.Васнецова «Родина»; видеоролик

 
youtube.com/watch?v=Q2ZLnNx-QDY

 « С чего начинается Родина;  толковый словарь; карта России.

Ход урока.

Оргмомент. 

- Здравствуйте, ребята.

- Какое у вас настроение?

- Я сегодня чувствую небольшое волнение и радость, а как вы думаете,

   почему?

 - Потому что сегодня мы начинаем изучение нового предмета, а встреча с  

  неизвестным, это всегда волнительно.

- Рассмотрите обложку учебника.

- Почему здесь нарисован российский флаг, Кремль, улыбающиеся дети?

- Как называется этот предмет?

- Посмотрите  в содержании учебника, какие темы мы будем изучать.

Слайд №1

- Перед вами  репродукция картины русского художника Апполинария  Михайловича Васнецова (1856-1933) Русский художник, мастер исторической живописи, искусствовед.

- Что изображено на этой картине? Как бы вы ее назвали?

- А.М.Васнецов написал ее в 1886 году. Она называется «Родина». Такой он себе представлял родину, такая она и была в те времена.

Словесное рисование.

- А что ты представляешь. Когда слышишь слово Родина?

- Запишите ассоциации в тетрадь.

Определение  темы  урока.

-Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

-Сегодня  мы поговорим  о Родине.

 Тему урока записываем на доске.

-Определите цель урока.

Актуализация опорных знаний.

Слайды №2-3

Или видеоролик» С чего начинается Родина» 
youtube.com/watch?v=Q2ZLnNx-QDY

             РОДИНА

Что такое Родина наша?
Солнце, лес, дыхание пашен,
Сад в цвету, где не молкнут пчёлы,
И твой дом, и огни твоей школы.

Наша Родина - труд и праздник,
Сто дорог для тебя самых разных,
И любовь твоя к папе и маме,
И ты сам - не один, а с друзьями.    (
А. Костецкий)

-Подберите синонимы к слову Родина.

 (Родина, Отчизна, Россия).

Групповая работа. Прием  «Терминатор»

1группа: определить значение слова Родина самостоятельно, затем в словаре, сравнить, информационный вопрос записать на полях, подобрать однокоренные слова.

2 группа: выполняет ту же работу со словом Отчизна.

3группа выполняет ту же работу со словом: Россия.

Ответ 1 группы.

Ответы детей. (Родиной мы зовём её потому, что в ней родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное).

Словарь. Ро́дина (происходит от слав. род; укр. роди́на — «семья», болг. роди́на — «родина, место рождения»), место, где родился человек, а также страна, в которой он родился и к судьбе которой ощущает свою духовную сопричастность и место, откуда произошли предки, корни человека.

-Сравните, какие слова мы не записали, определяя слово родина.

На доске появляется непонятное словосочетание, к которому мы вернемся позже (духовная сопричастность)

Однокоренные слова. Родина, род, сородичи, родичи, родственники, родной, народ, родители, родня, родословная.       

 

  Ответ 2 группы. 

Ответы детей. В стародавние времена Россию называли Русью. Русских называют ещё россами, а страну, где они живут, - Россией.

Словарь. Росси́я  (от греч. Ρωσία — Русь); официально Росси́йская Федера́ция или Росси́я, на практике используется также сокращение РФ — государство в Восточной Европе и Северной Азии.

-Покажите на карте.

Однокоренные слова. Русь, русские, россияне.

Ответ 3 группы.        

Ответы детей. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней испокон веков жили отцы и деды наши. Защищали нашу землю от врагов, здесь работали и учились.

Словарь. Отечество, отчизна — родная страна. Понятие «отечество» обозначает страну предков (отцов) человека, а также часто имеет эмоциональный подтекст, подразумевающий, что некоторые испытывают к отечеству особое, чувство, которое сочетает любовь и чувство долга (патриотизм)

Понятие Отечества входит в число важнейших национальных ценностей России.

На доске появляется непонятное словосочетание, к которому мы вернемся позже (национальные ценности)

«Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации» Конституция РФ, Статья 59

Однокоренные слова. Отечество, отчизна,  отец,  отчество, отчий. 

-В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина.

-Расскажите, где вы родились?

Игры на релаксацию. Приложение 1.

Слайд №4

Работа в группах.

1группа готовит блиц – опрос о городе Гагарин.

  1. Кто основал город Гжатск.
  2. Что изображено на гербе нашего города?
  3. Чье имя носит наш город сейчас?
  4. Сколько лет нашему городу?

Слайд №5

2группа готовит блиц-опрос о России.

1.Назови столицу Российской Федерации. Покажи на карте.

2.Назови основные символы нашего государства.

3.Назови главу нашего государства.

4. Как называется основной закон России?

 Изучение нового.

Сообщение учителя.

-Наша родина Россия - самое большое государство мира. Её население составляет 143 030 106 человек. В России проживают представители более 180 национальностей, которые говорят более чем на 100 языках.

- Какие народы проживают на территории России? (ответы учащихся).

-Все народы вместе составляют одну семью.

Слайд №6 

 Россия – многонациональное государство. Каждый из народов России отличается по языку, укладу жизни, обычаям, культуре, историческим традициям, а так же по трудовым навыкам. Неважно, какой национальности  человек. Важно, что каждый внёс вклад в развитие страны, в которой живёт.

Слайды №7-8-9

Стихотворение  о Родине.

Живут в России разные  народы с давних пор.                      

Одним – тайга по нраву, другим – степной простор.

У каждого народа язык свой и наряд.

Один – черкеску носит, другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья, другой  - оленевод.

Один кумыс готовит, другой готовит мёд.

Одним – милее осень, другим – милей весна.

А Родина Россия у нас у всех - одна.

Физминутка.  Игры на сплочение. Приложение 2.

-Вернемся к тем понятиям, которые нам не понятны.

Прием мозговая атака.

-Что такое духовная сопричастность?

-Сопричастность - это совместно с другими причастный к какому- то делу.

Работа с учебником. Прием чтение с остановками.

-Что такое материальный мир?

-Что такое духовный мир человека?

Слайд №10

-Объясни еще раз, опираясь на схему слайда, что такое духовный мир.

Мозговой штурм.

-Что такое культурные традиции?

Работа с учебником. Чтение с остановками.

Традиции – это то, что имеет большое значение для человека, но не создано им самим, а получено от предшественников и в последующем будет передано младшим поколениям.

Слайды  №11-12-13

-Приведите примеры традиций.

Мозговой штурм.

-Вечные ценности, что это такое?

Слайды №14-15

-Назовите ценности.

Закрепление изученного.

Задание 1.

-Выберите лишнее слово из ряда слов.

1 группа: знания, книги, дружба.

2 группа: воспоминания, вещи, предметы.

Задание 2.

-Подбери концовку к пословице.

Главное в жизни – служить отчизне.

Если народ един, он непобедим.

Если дружба велика, будет Родина крепка.

Кто за Родину горой, тот истинный герой.

Родина - мать, умей за нее постоять.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Человек без Родины – что соловей без песни.

Нет на свете ничего краше, чем Родина наша.

Одна у человека мать, одна у него и Родина.

Слайд №16

Задание3.

-Восстанови пословицы о ценностях.

Слайд №17

Задание 4.

- Найди продолжение пословицам об обычаях.

Эти задания могут выполняться по группам.

Задание 5.

Групповая работа.

Интеллект-карта на тему «Россия»

- Вернемся еще раз к определению слова Родина.

- Ребята, а вам близки эти духовные ценности и культурные традиции, о которых мы говорили на уроке?

-Значит, вы чувствуете свою духовную сопричастность к жизни своей страны?

- Что ты сделал для своей родины?

Обобщение.

-Что ты расскажешь дома членам семьи о нашей Родине после сегодняшнего урока?  

Рефлексия.  Синквейн. К слову Родина.

Рефлексия.

-Создадим дерево успеха. Если материал урока был для вас интересным, и вы хотите узнать еще больше, то наклейте на дерево успеха зеленые листочки. Если вам было трудно и непонятно, то желтые листочки. Так по мере изучения предмета наше дерево будет становиться то желтым, то зеленым. Но к концу изучения курса в идеале все листочки должны быть зелеными.

Домашнее задание.  

1.Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько традиций, принятых в вашей семье.

2.По желанию оформить книгу «Традиции нашей семьи»

3.Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи.

4.Сообщение о каком – то одном народе России.

5.Задание традиции семьи выполнить в форме интеллект – карты.

Итог урока.

Приложение 1.

 Игры на релаксацию.

1.Игры на основе нервно – мышечной релаксации.

«Поймай бабочку»

Цель: нервно – мышечная релаксация через чередование сильного напряжения и быстрого расслабления.

Представьте, что вы попали на цветущий луг, кругом бабочки. Попробуем поймать бабочку. Выполняем хватательные движения одной рукой,  другой рукой,  обеими руками, подпрыгиваем, напрягая все мышцы. Затем медленно разжимаем кулаки, смотрим, поймали ли мы бабочку? Затем соединяем ладошки, представляя, что мы держим ее.

2.Игры на релаксацию путем чередования ритмичного дыхания и дыхания с задержкой.

«Согреем бабочку»

Цель: достичь релаксации через дыхательные техники.

Ведущий показывает воображаемую бабочку, рассказывает, что она замерзла и не может взлететь. Предлагаем согреть ее своим дыханием. Дети дышат на ладошки. Бабочка согрелась и ее надо сдуть с ладошки. Делаем несколько глубоких вдохов через нос и выдохов через рот. На выдохе вытягиваем губы трубочкой, подставляем под струю холодного  воздуха ладошки.

Приложение 2.

 Игры на сплочение.

1) «Прорвись в круг»

Члены группы берутся за руки и образуют замкнутый круг. Предварительно ведущий по итогам прошедших занятий определяет для себя, кто из членов группы чувствует себя менее всего включенным в группу, и предлагает ему первым начать упражнение, то есть прорвать круг и проникнуть в него. То же самое может проделать каждый участник.

2) «Печатная машинка»

Участникам загадывается слово или фраза. Буквы, составляющие текст, распределяются между членами группы. Затем фраза должна быть сказана как можно быстрее, причем каждый называет свою букву, а в промежутках между словами все хлопают в ладоши.

3) «Посылка»

Участники сидят в кругу, близко друг к другу. Руки держат на коленях соседей. Один из участников «отправляет посылку», легко хлопнув по ноге одного из соседей. Сигнал должен быть передан как можно скорее и должен вернуться по кругу к своему автору. Возможны варианты сигналов (разное количество или виды движений).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1. Сказка о ледяном чуде города Новосибирска. 2. Проект "Курс ОРКСЭ как условие духовно-нравственного здоровья младших школьников". 3. Портфолио.

Для занятий по внеурочной деятельности была придумана сказка о ледяных фигурах, которые на Набережной города Новосибирска мастерят ежегодно к Новому Году.  Проект "Курс ОРКСЭ как условие ста...

Проект урока ОРКСЭ по теме "Добро и зло"

Урок по теме "Добро и зло" относится к модулю светской этики...

Итоговый проект по ОРКСЭ "Мои сестренки"

Зачетная работа учащейся 4кл. по ОРКСЭ, модуль Светская этика....

Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов МБОУ Лицей № 113 Проект по ОРКСЭ "Добро и зло"

Проект направлен на духовно-нравственное развитие учащихся; на развитие каждого как личности через осознанное принятие традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жи...

Проект по ОРКСЭ

Тема проекта: Серафимо-Дивеевская обитель - корабль православия...

Проект урока ОРКСЭ "Добро и зло" 4 класс

Урок ОРКСЭ на тему "Добро и зло"...

Проект урока ОРКСЭ (модуль ОПК) в 4 классе "Золотое правило этики" , СО "Школа России"

Проект урока ОРКСЭ  4 класс по модулю "Основы православной культуры", автор учебника  А.В.Кураев...