Проект по ОРКСЭ
проект по орксэ (4 класс) на тему

Кутырева Валентина Андреевна

Тема проекта: Серафимо-Дивеевская обитель - корабль православия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Паломнические поездки43 КБ

Предварительный просмотр:

Безимени-1

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

Департамент образования

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 69

ул.Черняховского, 8А  г.Нижний Новгород, 603035 тел/факс (831) 276-33-05E-mail: Shcola69@yandex.ru

Проект по ОРКСЭ

Тема: Серафимо-Дивеевская обитель-корабль православия

                                                                                          Выполнила ученица

                                                                                           4-а класса

                                                                                           Столярова Екатерина

                                                                                           Проверил учитель

                                                                                           Кутырева В.А.

Нижний Новгород 2014

Содержание

Введение

1. Серафимо-Дивеевский женский монастырь

а) Преподобный Серафим

б) Святая Канавка

2. Паломническая поездка в Серафимо-Дивеевскую обитель

Заключение

Приложение

Литература

Введение

     Все более очевидным становится тот факт, что основная причина негативных явлений в обществе – это духовно-нравственный кризис самого человека, деградация и извращение его базовых основ: мышления, воли, чувств, веры, болезненное состояние души, при котором он утрачивает смысл жизни, радость бытия и заполняет духовную пустоту порочными удовольствиями. Поэтому в обществе появляется отчетливое понимание того, что единственно реальный путь выхода из сложившейся ситуации – это обращение к богатому духовно-нравственному потенциалу нашей страны, носителем которого и является Православие и её обители. Для становления личности  человека, необходимо наполнить содержание образования элементами, несущими повышенную мировоззренческую установку, основанную на духовном отечественном наследии, чем и является наша Нижегородская Серафимо-Дивеевская обитель. 

Актуальность проблемы. Изучение отечественного наследия и поломнические поездки способствует установлению духовной, творческой атмосферы в коллективе, развитию совести, воспитанию благоразумных стремлений к добру.

        Исходя из этих рассуждений,  в своей работе мы ставим цель: показать необходимость и пользу паломнических поездок по святым местам.

Задачи:

1. Проанализировать литературу о  Серафимо-Дивеевская обители.  

2. Совершить паломническую поездку в Серафимо-Дивеевскую обитель. 

3. Изучить мнение паломников от посещения данной обители

В работе использовала следующие методы: изучение   литературы по проблеме исследования; наблюдение за деятельностью паломников;  интервью  и обработка информации.

Ожидаемые результаты приобщить всех школьников  к духовным ценностям, воспитать в них высокую нравственность, ориентировать их на социально значимую деятельность.

Мы составили рабочий план проекта.

Подготовительный этап: Изучение литературы о Серафимо-Дивеевском монастыре

Основной этап: Паломническая поездка в Дивеево.

Итоговый  этап: Написание проекта

  1. Серафимо-Дивеевский женский монастырь

Серафимо-Дивеевский женский монастырь занимает особое место среди российских обителей. Основан около 1780 года монахиней Александрой, в миру Агафией Семеновной Мельгуновой, на месте, указанном ей Пресвятой Богородицей. «Это четвертый жребий Мой во Вселенной. И как звезды небесные, и как песок морской, умножу Я тут служащих Господу Богу и Меня...», - такие слова были сказаны Божией Материю о Дивеевской земле.

На средства, полученные от продажи всего своего имущества, матушка Александра построила два больших храма: в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» и в честь Успения Пресвятой Богородицы.  Перед смертью основательница обители была пострижена в великую схиму. По просьбе схимонахини Александры саровские старцы указали сестрам духовника, тогда еще молодого иеродиакона Саровского монастыря о. Серафима, великого светильника Русской земли. После кончины в 1789 г. основательница монастыря была похоронена у стен Казанского храма. Преподобный Серафим благословлял своих духовных чад ходить к ней на могилку, где часто совершались чудеса и исцеления, продолжающиеся и поныне.

По велению Божией Матери, явившейся преподобному Серафиму в ноябре 1825 г., им была основана еще одна обитель в селе Дивеево, куда принимали только девушек, тогда как в прежнюю общину поступали и женщины-вдовы.  Пресвятая Богородица поведала преподобному Серафиму, что Она Сама станет Игуменией этой обители. Тогда же, по благословению Царицы Небесной, здесь забил источник чистой воды, получивший позже наименование источника батюшки Серафима.  Земля, предоставленная сестрам для ведения хозяйства помещицей В. А. Посниковой, была, по благословению преподобного Серафима, огорожена Канавкой. Великий Саровский подвижник говорил: «Кто Канавку с молитвой пройдет, да полтораста «Богородиц» прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев».

В 1927 г. Серафимо-Дивеевская обитель была закрыта властями. Были снесены купола некоторых церквей, разрушена каменная ограда монастыря, уничтожено кладбище, окруженное Канавкой, а также Преображенский кладбищенский храм.

В июле 1991 г. Дивеевский монастырь был вновь открыт. Сегодня в обители подвизается около 140 сестер. Действуют храмы: собор Пресвятой Троицы (в Троицком соборе находилась чудотворная икона Божией Матери «Умиление», пред которой всегда молился и коленопреклоненно скончался батюшка Серафим), храм в честь Рождества Христова, во имя Рождества Богородицы.   В Троицком соборе почивают мощи преподобного Серафима Саровского. Бережно хранятся его ряса, лапотки, вериги, котелок. Преображенский собор, батюшка Серафим заповедал построить  его в конце Канавки на одной линии с Троицким. В монастыре несколько источников, известных своей целительной силой.

а) Преподобный Серафим

Преподобный Серафим Саровский, чудотворец, до пострига носящий имя Прохор, появился на свет 19 июля 1759 года, в благочестивой купеческой семье из города Курска. Уже с детства его жизнь была отмечена знамениями милости Божией. Еще в детстве он по неосторожности упал с колокольни храма, но остался невредим. Затем, будучи отроком, он тяжело заболел, однако Богородица в видении обещала его матери, что он будет исцелен и когда его приложили к Курской иконе Божией Матери Знамения он быстро поправился.

В семнадцать лет юноша окончательно решил оставить мир, и мать благословила его простым медным крестом, с которым он не расставался до конца жизни. Два года он подвизался в Саровской Успенской пустыни, известной строгостью выполнения иноческого устава и затем, 18 августа 1786 года принял постриг с именем Серафим, что значит, «пламенный». Почти сразу он был возведен в сан иеродиакона, а затем и иеромонаха.

После этого преподобный взял на себя подвиг пустынножительства, срубив себе келью на реке Саровке. Испытывая искушения от диавола, святой Серафим усугубил свой подвиг и тысячу дней и ночей с воздетыми руками молился на камне: «Боже, милостив буди мне, грешному». Тогда диавол, бессильный духовно низложить подвижника, надоумил разбойников напасть на него и нанести ему топором смертельные раны. Но и после этого он был исцелен Божией Матерью, а пойманных разбойников беззлобно простил.

    По выздоровлении преподобный взял на себя подвиг безмолвия на три года. За свои подвиги преподобный сподобился даров прозорливости и чудотворения, и после длительного затвора стал принимать всех приходящих к нему за советом и утешением. Свои наставления преподобный сопровождал исцелениями, пророчествами и чудесами. Главный же дар, который он получил за свою безграничную любовь к Богу — это всеобъемлющая любовь к ближним. «Христос воскресе, радость моя!» — с этими словами богоносный старец встречал каждого, кто к нему приходил.

  В 1833 году преподобный Серафим Саровский с миром отошел ко Господу и был найден уже бездыханным в коленопреклоненной молитве перед иконой Богоматери «Умиление», перед которой молился всю свою жизнь. Но и после смерти на могилке преподобного совершалось множество чудес, которые были заботливо собраны их свидетелями, и в 1903 году преподобный был причислен к лику святых.

О святых мощах Преподобного Серафима
Если вы едете в Дивеево на выходные, скорее всего, к мощам Преподобного будет стоять длинная очередь. Вставайте в хвост и не бегайте по церковным лавкам. 
Заняв очередь к мощам Батюшки Серафима, НЕ БОЛТАЙТЕ в очереди, а читайте лучше молитвослов, а еще лучше - Акафист Серафиму. (Акафист можно купить в любой местной лавке.) 
Помните, что своими праздными разговорами Вы будете мешать молиться другим, да и сами не сможете настроиться на должный лад. 
Найдите время подумать, как Вам лучше себя вести у мощей: просить ли чего, или просто благодарить (что лучше, но используется, увы, реже). 
И в том, в другом случае сосредоточьте свою мысль – там, у гроба, вам будет дано не более 1 минуты!
Можете приложить к гробу Преподобного Серафима что-либо особенно для Вас дорогое: считается, что Серафим благословляет все, что Вы к нему прикладываете.

б) Святая Канавка

Среди многих святынь Дивеева особое место занимает Святая Канавка. Прп. Серафим говорил, что Царица Небесная Сама Своим пояском измерила и ежедневно проходит по Канавке, обходя Свой Удел и благословляя всех. Именно поэтому в Дивееве обязательно нужно пробыть сутки, обязательно переночевать, чтобы сподобиться этого благословения Божией Матери, Которая ночью проходит по Канавке. Священномученик Серафим, епископ Дмитровский (Звездинский), живший одно время в Дивеевской обители, сподобился 2 февраля 1927 года видения Божией Матери, идущей по Канавке. Его келейница Анна свидетельствует, что Владыка после вечерней службы был в келье и вдруг кинулся к окну с непрестанными молитвенными восклицаниями, потом к другому окну: «Пречистая Богородица идет по Канавке! Не могу зрети пречудной Ее красоты!». – сказал Владыка Серафим со слезами. Святая Канавка была устроена по повелению Самой Царицы Небесной, как и все в Дивееве. Канавка с валом должна была окружать Мельничную общину и должна была быть вырыта руками самих сестер. Канавка должна была быть вырыта три аршина глубины и три аршина ширины, землю надо было бросать внутрь обители, чтобы образовался вал высотою также в три аршина. Для укрепления вала Преподобный велел насадить крыжовник. Прежде же, Преподобный приказал, чтобы все сестры обошли землю и после скушали мед с мягким хлебом. Сестры медлили начинать копать из-за непомерно тяжелой работы. И вот, однажды как-то раз очередная сестра ночью вышла из кельи и видит, что Батюшка Серафим в белом балахончике сам начал копать Канавку. В испуге и радости, вбегает она в келью и всем сестрам это сказывает. Все выбежали на это место, и, увидав Батюшку, поклонились ему в ноги, но, поднявшись, не нашли уже его. Только лопата и мотыжка лежали на земле. С аршин уже была выкопана Канавка. Другая сестра была накануне у Батюшки в Саров и ночевала в его пустыньке. А утром он ее посылает: «Гряди, матушка, скажи девушкам, пусть сегодня начинают канавку рыть, я там был и сам начал ее». Шла она и недоумевала, как это Батюшка ходил в Дивеево? Приходит она в монастырь, а там сестры ей наперебой рассказывают, как видели Батюшку. А она им свое рассказала. Сестры, пораженные таким чудом, не откладывая, начали работу. Рыли три года и закончили к празднику Рождества Христова, а вскоре, 2(15) января преподобный Серафим отошел ко Господу.

      Говорят, что, идя по Канавке, каждый должен прочитать молитву «Богородица Дева, радуйся!» 150 раз. Самое трудное здесь - читать молитву без спешки, вдумчиво, не торопясь попасть куда-то еще. Перед тем, как взойти на Канавку, приобретите длинные четки (они продаются в местных лавках) – так Вам будет легче вести счет молитвам. Только прежде не забудьте получить у священнослужителя разрешение на приобретение четок! 
   Земля с Канавки – целебная. Поэтому будет хорошо, если и Вы прихватите горсть целебной земли домой. Сделайте все это интеллигентно: заранее запаситесь целлофановым пакетом и набирайте землю в конце Канавки, в специально отведенном для этого месте, которое Вы обязательно там увидите. Не подкапывайте Канавку в других местах, это запрещено.

  1. Паломническая поездка в Серафимо-Дивеевскую обитель

      Большую роль в формировании духовности и в культурном развитии русского народа играли монастыри, а особенно пустынные монастыри. Религиозные обители – это красота, но не только в камне, но главное в душах людей. Монастыри всегда были оплотом духовности русского народа, его силой.

     Есть на свете места, от которых словно исходит сияние,  куда столетиями  стремятся люди в надежде получить покой и радость, обрести веру или укрепиться в ней. Одной из таких мест - Серафимо-Дивеевская обитель, которая находится на благословенной Нижегородской земле.

 Первым нашим шагом  в области духовно-нравственного просвещения и стало паломничество в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, Мы паломники, а значит наша цель – поклонение святыням, а это непосредственно связано с молитвами и богослужениями. К поездке мы готовились серьезно: прочитали и просмотрели несколько фильмов об истории возникновения монастыря, о батюшке Серафиме Саровском, о православных реликвиях, которые находятся на территории обители.

В обители мы приложились  к величайшей святыне христианского мира — мощам преподобного Серафима Саровского. Именно по его велению в монастыре была создана Канавка, проходя по которой  мы читали  молитву Богородице. Это особое духовное место, незабвенная тропа, сама Пресвятая Владычица измерила ее своим пояском. После службы окунулись в водах святых источников, и пришло к нам такое ощущение, что мы словно после болезни вышли на улицу и вдохнули полной грудью свежего воздуха. Словом, почувствовали какое-то умиротворение, как Благодать снизошла свыше. Дети наши после купальни ходили  смиренные и счастливые с тихой улыбкой на лице.

     А ещё нам было интересно узнать, что чувствуют другие люди при посещении этой славной обители. С этой целью мы провели опрос. Попросили ответить наших соседей, что для них Дивеевская обитель? И вот, что мы услышали.

Мария Васильевна:

«Это другой мир. Здесь другие люди, другие законы жизни. Проведешь здесь два-три дня, а, кажется, будто прошло две- три недели. Здесь совершенно иначе идет время».

Лиля Ермолаева:

«Эта обитель - необыкновенное место. Особенно незабываема прогулка по Канавке, после этого на все смотришь иначе».

Александр Мазунов:

«Дивеевская обитель – это четвертый удел Царицы Небесной, это звон души, это святой Серафим Саровский».

Вера Петровна:

«Это другой мир. Здесь будто грань, соединяющая наш мир и мир горний. Здесь я получила наглядный урок, как работает молитва».

          Таким образом, благодаря данной поездке, мы убедились, насколько сильна духом православная обитель, где богомольцы обретают благодатную помощь по молитвам старцев и надеются получить исцеление в этих святых местах.

Заключение

     В заключении хочется сказать, что  побывав в Дивееве, я поняла простую до гениальности вещь: в один приезд ВСЕ здесь охватить невозможно. Да, наверное, и не нужно.  Нужно сделать поездку радостью для Вашей души. Для этого я искренне желаю Вам:

- не суетиться в пути

- не осуждать ближнего

- не пускаться в праздные разговоры

-не распыляться на все и сразу

- не забывать о главной цели вашей поездки

И да поможет вам Бог исполнить то, что Вы хотите сделать в Дивееве!

     В итоге мы планируем:  приобщить всех школьников, которые посещают занятия по основам православной культуры, к духовным ценностям, воспитать в них высокую нравственность, ориентировать их на социально значимую деятельность, ну, и конечно, побывать в святых местах, прикоснуться к реликвиям, искупаться в святых источниках, чтобы почувствовать святость этих мест и духовно окрепнуть, а также набраться

истинных  духовных и культурных ценностей России.

Исходя из этих рассуждений,  мы видим насколько актуальным является формирование гуманных отношений между людьми, воспитание у них действенных нравственных чувств.   Все это взятое вместе способствует   развитию совести, воспитанию благоразумных стремлений к добру. 

Литература

1. Духовно-нравственная культура. Материалы фестиваля. М. 2006.

2. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях. М. 2003.

3. Портал "Дивное Дивеево"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1. Сказка о ледяном чуде города Новосибирска. 2. Проект "Курс ОРКСЭ как условие духовно-нравственного здоровья младших школьников". 3. Портфолио.

Для занятий по внеурочной деятельности была придумана сказка о ледяных фигурах, которые на Набережной города Новосибирска мастерят ежегодно к Новому Году.  Проект "Курс ОРКСЭ как условие ста...

Проект урока ОРКСЭ по теме "Добро и зло"

Урок по теме "Добро и зло" относится к модулю светской этики...

Итоговый проект по ОРКСЭ "Мои сестренки"

Зачетная работа учащейся 4кл. по ОРКСЭ, модуль Светская этика....

Проект по ОРКСЭ на тему "Родина"

Проект урока по ОРКСЭ на тему "Россия - Родина наша"На уроке используются методы развития критического мышления....

Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов МБОУ Лицей № 113 Проект по ОРКСЭ "Добро и зло"

Проект направлен на духовно-нравственное развитие учащихся; на развитие каждого как личности через осознанное принятие традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жи...

Проект урока ОРКСЭ "Добро и зло" 4 класс

Урок ОРКСЭ на тему "Добро и зло"...

Проект урока ОРКСЭ (модуль ОПК) в 4 классе "Золотое правило этики" , СО "Школа России"

Проект урока ОРКСЭ  4 класс по модулю "Основы православной культуры", автор учебника  А.В.Кураев...