Добро и зло
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

Гусева Любовь Алексеевна

Конспект урока по курсу "Основы православной культуры и светской этики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ СОШ № 3 г. Богородицка

Разработка урока

по модулю  «Основы светской этики»

« Добро и зло»

(урок 1 )

                                                            Учитель начальных классов

                                                   Гусева Любовь Алексеевна

Цели:

         формирование представлений у школьников о многогранности и сложности бытия, о существующих в жизни добре и зле и нравственной ответственности человека за содеянное.

Задачи:

  1. формирование этических форм поведения в обществе и общения друг с другом;
  2. развитие умения анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями;
  3. повышение уровня сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий в коллективе.

Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

 В жизни по-разному можно жить –  

Можно в беде, а можно в радости.

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно так:

На рассвете встать –

И, помышляя о чуде,

Рукой обожженною солнце достать

И подарить его людям.

  1. Сообщение темы и целей урока.

      - Прочитайте эпиграфы на доске и попробуйте определить тему урока.

(слайд 2)

Эпиграфы:

«Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло».

В.О.Ключевский.

«Я не знаю, что такое добро. То, что люди ценят во мне, и есть мои достоинства. Я не знаю, что такое зло. То, что люди не любят во мне,- вот это и есть мои пороки».

Древнекитайское изречение.

- На какие вопросы мы должны найти ответы?

  1. Подготовка к изучению нового материала.

                        Добро и зло! Это особые слова. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.

Добро со злом неразделимы.

Борьба идет под плач и смех,

Но жаждет каждый видеть зримо,

Когда добро одержит верх.

Заслужит только тот награды,

Кто испытание пройдет.

Кувшинчик с кладом он откроет,

И в мир добра он с ним войдет.

        Уже в древние времена считалось, что отступление от нравственности, неумение различать добро и зло ведут к разрушению человеческой личности.

Как существует добро, так  есть и зло, которое всегда желает помешать добру, уничтожить его. Тема добра и зла звучит даже в  сказках.  И в сказках всегда добро побеждает зло. Мне бы хотелось, чтобы на сегодняшнем уроке каждый для себя выработал уникальный критерий для добра и зла.

  1. Изучение нового материала.
  • Работа в группах. (слайд 3)

Как вы понимаете понятие «Добро»?

Подберите однокоренные слова к слову добро. (Доброта,  добрый)

Что значит добрый человек? Как относятся к нему люди?

К доброму человеку тянутся, ему радуются, с ним хотят дружить, его любят.

Работая в группах, вам необходимо найти определения добра и зла.

Группа 1. Работа с Толковым словарём.

С.И.Ожегов: «Добро – всё положительное,  хорошее,  то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду».

С.И.Ожегов:  «Зло -  нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду».

Группа 2.  Работа с учебником. Что такое добро?

Группа 3. Работа с учебником. Что такое зло?

Группа 4. Какая бывает доброта? Что такое зло? Работа с текстом.

Доброта бывает разная. Существует три понятия доброты.

  1. Самая маленькая доброта – пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия  легкоранимого. Но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро.
  2. Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды?
  3. И наконец, доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина – человека с чувством обострённого достоинства, который защитит Слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом.

Почему же добро всегда побеждает над злом?

Зло – это несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло старается показать себя сильным, запугать, потому что само должно обороняться от света, от добра. У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром, и конечном результате всегда побеждает добро.

  • Проверка самостоятельной работы. (слайд 4 - 5)
  • Притча. (слайд 6)

              Вот что об этом рассказывает старинная китайская притча.

О, мудрейший, возьми меня к себе в ученики, я хочу познать истину.

— Умеешь ли ты лгать? — спросил мудрец. 
— Конечно, нет! — ответил юноша. 
— А воровать? 
— Нет. 
— А убивать? 
— Нет... 
— Так иди, — воскликнул учитель, — и познай все это. А познав, не делай!
 

  • Что хотел сказать мудрец своим странным советом?
  • Как вы думаете, должен был юноша научиться лицемерить, ловчить, убивать? Ответы детей.
  • Конечно, мысль мудреца была такой: кто не узнал и не пережил зла, тот не может быть по-настоящему, деятельно добр. Как вы думаете, добро и зло связаны между собой? Ответы детей.

  1.   Закрепление понятий.  

Через сказки воспитывается душа человека, пробуждаются самые лучшие чувства. Когда мы читаем сказки, смотрим, слушаем, то мы всегда переживаем за наших героев, радуемся за них, когда у них все получается, все исполняется.

В сказках все просто: этот герой – добрый, а этот злой. А в жизни все не так. Многих ли твоих знакомых можно назвать однозначно: добрый, злой…? А что ты скажешь про себя? Ответы детей.

  1. Обобщение и рефлексия.
  • Сейчас я вам прочитаю стихотворение о доброте, которое написала Л.Курочкина из Улан-Удэ.

Доброта последнюю рубашку

Снимет с плеч своих и нищему отдаст.

Разведет сады, похожие на сказку,

И в несчастье друга не предаст.

Не обидит добрую старушку,

Приласкает малое дитя

И отдаст последнюю краюшку,

Не оставив корки для себя.

Доброта как солнце, теплый ветер,

На неё ты не предъявишь счет.

Доброта нам достаётся даром,

Ценится дороже всех щедрот.

Доброта в глазах лучистым светом

Отражает путь своей души.

В добром деле и решенье смелом

Все её поступки хороши.

Будем жить в согласии и вере,

Говорить лишь правду и не лгать!

Будем доброту повсюду сеять,

Чтобы зло потом не пожинать!

  • Что хотела передать автор в этих строках?
  • К чему она нас призывает?

  • Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми. Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми (работа в парах).

ПРАВИЛА ДОБРОТЫ (слайд 7)

Помогай людям!

Будь добрым к людям!

Защищай слабого!

Учись добру у добрых!

Прощай  ошибки другим!

Не завидуй!

Делись последним с другом!

Не  причиняя зла, добрей становишься!

Не  бойся предлагать свою помощь тем, кто в ней нуждается, помогай в первую очередь людям, попавшим в беду, слабым, больным.

Старайся видеть в людях,

прежде всего, хорошее и доброе! От этого все окружающие становятся добрее и симпатичнее.

  1. ПОМНИ:   Попробуй не наступить, а уступить.
    Не захватить, а отдать.
    Не кулак показать, а протянуть ладонь.
    Не спрятать, а поделиться.
    Не кричать, а выслушать.
    Не разорвать, а склеить.

 

  1. ПОПРОБУЙ – И ТЫ УВИДИШЬ, КАКИМИ ТЁПЛЫМИ, РАДОСТНЫМИ, СПОКОЙНЫМИ СТАНУТ ТВОИ ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ, КАКОЕ УДИВИТЕЛЬНОЕ ЧУВСТВО СОГРЕВАЕТ СЕРДЦЕ, СТАРАЙСЯ РАДИ СЕБЯ САМОГО НЕ ПРИЧИНЯТЬ ВРЕДА ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ.
  • Практикум «Добрый ли человек…» (слайд 8 - 10).

  1. Итог урока.

- С какими понятиями вы  познакомились на уроке? Дайте определения этим понятиям.

 - Как ты объяснишь членам семьи и друзьям суть понятий добро и зло?

  1. Домашнее задание (по выбору). (слайд 11)

а) Подбери пословицы и поговорки о добре и зле.

б) Приготовь сообщение о знаменитых добродетельных людях.

  1. Заключение.

Закончить наш разговор мне хотелось бы песней «ДОБРОТА»
(Слова Н. Тулуповой,  музыка  И. Лученка).

Предлагаю спеть её всем вместе. (слайд 12)

Список используемой литературы:

  1. Основы светской этики. 4 – 5 классы : учебник для общеобразовательных учреждений. – М. : Просвещение, 2011. – 63 с.
  2. Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1988.
  3. Крылатая мудрость / сост. А.П. Куцко/ - Ростовское книжное издательство, 1978.
  4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – Москва: «ОНИКС 21 век», 2004.

                         


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Добрые дела, добрые поступки в произведениях В.А. Осеевой

Цели урока:продолжить знакомить с творчеством В.А.Осеевой;развивать умение анализировать текст и делать выводы;развивать навыки правильного и осознанного чтения; образного мышления;развивать реч...

Классный час на тему "Делай добро и жди добра"

Доброта. Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна. Споры идут, а люди страдают оттого, что доброты в их жизни не хватает. Оглян...

урок благотворительности "За добро добром!"

Урок" За добро – добром!"Цель:продолжать формировать представления о доброте, учить делать правильный моральный выбор, уважать людей, которые творят добро, воспитывать у детей желание быть милосердным...

В.Осеева "Добрые дела, добрые поступки" часть 2

Презентация к уроку литературного чтения по теме: "Добрые дела, добрые поступки" в рассказах В. Осеевой...

Презентация "Дорогою добра" к классному часу "Дорогою добра"

Презентация "Дорогою добра" к классному часу "Дорогою добра" в начальной школе...

Методическая разработка "Интеграция духовно-нравственного образования и воспитания учащихся начальной школы через реализацию проекта "Добро - это ты! Добро - это я! Добро это общая наша земля!""

Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны понима...