Технологическая карта по ОРКЭС
план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме
Технологическая карта по ОРКСЭ на тему "Православные храмы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 785.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенно общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 73»
Миасского городского округа
Технологическая карта по курсу ОРКСЭ
(модуль «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»)
под редакцией Т.А.Костюкова, О.В. Воскресенского
Выполнила: учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Филиппова Ольга Васильевна
Миасс 2014
Тема:Православный храм.
Цель: Дать представление о назначении православного храма и его устройстве.
Задачи:
-Познакомить с понятием «Православный храм»и его назначением, формировать представление о его цен - ности, как святыни для православных людей.
- Развивать интерес к знаниям о храмах, обогащать историко-культурный словарь учащихся.
- Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.
Обеспечение: Основы религиозных культур народов России: учебное пособие для 4 класса общеобразовательных учреждений учебник Т.А.Костюкова, О.В. Воскресенского, «Дрофа» 2012; презентация для иллюстрации и поддержки материала.
Тема | Тема и главная мысль текста |
Педагогические цели | Создать условия для развития умения определять тему и главную мысльурока, развития речи; способствовать ознакомлению с церковью, храмом, собором |
Тип урока | Решение учебной задачи |
Планируемые | Проявляют позитивное отношение к общей культуры и гражданской позиции человека |
Личностные | Демонстрируют целостный социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий |
Универсальные | Регулятивные: оценивают уровень владения тем или иным учебным действием, отвечают на вопрос: Познавательные: общеучебные – умеют работать в материальной и информационной среде начального Коммуникативные: активно используют речевые средства и средства для решения коммуникативных |
Основное содержание | Божий Храм, часовня, шедевр, канон |
Образовательные | Схема «Строение храма» |
Сценарий урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы контроля | |
осуществляемые действия | формируемые умения | ||||
Мотивирование к учебной | Фронтальный Словесный. Слово учителя | Приветствие учащихся. – Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Все ль готовы слушать? Начинаем наш урок. – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | |
Проверка | Фронтальная. Словесный. Беседа | Слушает, дополняет ответы (при надобности) | – Рассказ о колоколах Свято – Данилова монастыря, - Рассказ о царь - колоколе | – Слушают, дополняют ответы одноклассников | Беседа по вопросам |
Актуализация знаний. | Фронтальная. Словесный. Беседа | Учитель читает стихотворение Храм Божий на горе мелькнул | Отвечают на вопросы | Развитие эмоционально- нравственной отзывчивости, доброжелательности. | Беседа по вопросам |
Постановка учебной задачи (учебник, с.26) | Фронтальная. Словесный. Сообщение | – Прочитайте тему, которая вызвал интерес у Почемучки. – Цель нашего урока состоит | – Что такое тема? Слушают учителя | Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем | |
Усвоение 1.Работа по учебнику с.26 Групповая работа 2. Работа по тетради | Фронтальная. Словесный, Чтение, беседа, Фронтальная. Словесный. Сообщение письмо | Предлагает вопросы по теме
Давайте совершим экскурсию по храму. Православные храмы строятся алтарем на восток в сторону света, где восходит солнце. Каждый храм посвящен какому-либо святому или знаменательному событию в истории нашей страны. Так мемориальными или храмами памятниками являются:
Самыми большими храмами нашей страны являются:
Может быть, кто-то назовёт, из каких частей состоит храм? Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью.
Православный храм делится на три части:
В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении. Вот мы в самом храме. Вторая самая большая часть - место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой праздника. Здесь и у других икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных. С левой же стороны стоит панихидный столик, здесь обычно ставятся свечи за упокой, служатся панихиды, т. е. заупокойные богослужения. В самом храме мы видим: иконы, свечи, к своду подвешено паникадило (большая люстра) Главнейшая часть храма — это алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю. Алтарь отделяется от храма иконостасом - перегородкой, на которой в несколько рядов располагаются иконы, обращенные ликами к молящимся верующим. Первой иконой справа от иконы Спасителя (не считая южной двери) должна быть всегда храмовая икона, т.е. изображение того праздника или того святого, в честь которого освящен храм. В иконостасе есть 3 двери, главные из которых средние (Царские врата). Через них невидимо выходит Сам Христос — Царь Славы в Святых Дарах. Когда Царские врата открыты, то вы можете увидеть, что находится внутри алтаря. Самое важное место в алтаре — престол - особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней - белою из полотна и верхней - из парчи. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники. Давайте снова поработаем в рабочих листах. (рабочий лист в приложении) Запишите определение «Что такое храм, церковь» | Выполняют задания Ответы на вопросы учителя: Читают текст с.26-27 Отвечают на вопросы, слушают учителя, просматривают иллюстрации в учебнике и на экране. - выслушиваем предположения детей Записывают в тетрадь | Осмысленно читают текст, определяют Устанавливают причинно-следственные связи. Письменно | Работа в группах |
5. Словарно-орфографическая работа. Шедевр, архитектура, канон (словарь с.175) | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, | – Прочитайте слова, что они означают? | Читают слово, отвечают на вопрос, записывают. Запоминают | Усваивают написание непроверяемого слова, объясняют значение слова | Беседа по вопросам, |
VII. Закрепление знаний | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, Чтение, беседа, рассказ | Рассказ о храме «Крестовоздвижения» в нашем селе Сыростан | Дополняют, показывают фотографии и картинки храма, просматривают презентацию | Беседа по вопросам, | |
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Фронтальная. Словесный. Беседа | Какие чувства возникают у вас прослушивании стихотворения? Прихожане в Божий храм - выслушиваем детей. Часто ли вы бываете в храме? Знаете ли вы, что в храме существуют особые правила поведения, называющиеся церковный этикет? Сейчас вы услышите стихотворения, которые помогут вывести правила для мальчиков и девочек, посещающих храм: Памятка мальчику: Прежде чем зайти в собор, Головной сними убор, Злые мысли отгони: Не нужны тебе они... Памятка девочке: Скромную надень одежду, В брюках в храм идёт невежда, Голову платком покрой И тихонько в храме стой. Мальчику и девочке: Никого не осуждай, Помощь нищему подай, Поставь свечку и потом Осени себя крестом. Богомыслие храни, Лень подальше прогони, Душой с Богом примирись, И со всеми ты молись. Богомольцев не толкай, К чину в храме привыкай. Не гляди по сторонам — Неполезно это нам... Хоть старушка, хоть девица Не посматривай на лица, Глазки в землю опусти, О грехах своих грусти. Учитель: И скажу я от души: Выйти с храма не спеши, Стой на службе до конца, Слушай проповедь отца. Приложись потом к кресту, Обещание дай Христу, Что исправиться намерен, Слову своему будь верен. Даром время не губи, Службу Божию полюби. Воскресенья подожди, На молитву приходи. О чём необходимо помнить мальчику, заходя в храм? Как должны выглядеть девочки, приходящие на службу в церковь? Как мы заходим в храм? Как мы стоим во время богослужения? Как оканчивается божественная литургия? Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам? Как называется храм, находящийся в нашем селе? Любите , дети, старину С ее былинными веками, С ее старинными церквами, К величию ведшие страну… Любите. Дети, старину!.. (С.С.Бехтеев) | Отвечают на вопросы учителя Ответы детей (Учащиеся читают стихотворение по ролям) Ответы детей | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | Беседа по вопросам. Саморе- |
IX. Домашнее задание. | Фронтальная. Словесный. Объяснение | Общее: - рассказать родителям о том, что запомнил на уроке Индивидуальное: - нарисовать или изготовить макет храма вашей мечты - подобрать и выучить стихотворение о храме. - самостоятельно или с помощью родителей приготовить презентацию об одном из известных храмов нашей страны или области. | Принимают учебное |
Приложение
Рабочий лист к уроку по теме «Православный храм»
Задание №1 Дайте определение понятиям:
Храм________________________________________________________________
Церковь_____________________________________________________________
Задание № 2 Под рисунками подпишите отличительные признаки храма от других зданий.
Задание № 3 Укажите архитектурные формы православного храма.
____________ ______________ __________________ _______________
Задание № 4 Внимательно посмотрите на рисунки и укажите черты сходства и различия храмов?
Сходство
Различие ______________ Различие
_____________________ ______________________
Задание № 5 Какой обряд, совершаемый в храме, изображен на рисунке?
_____________________________________________
Задание № 6 Соедините стрелками название и рисунок храмов памятников.
Храм Христа Спасителя – Москва. Построен в память о победе русского народа в Отечественной Войне 1812 года. | ||
Знаменско-Петропавловский храм в селе Амосовка на месте Курской битвы | ||
Петропавловская церковь-памятник в Прохоровке (Белгородская область) | ||
Церковь Всех Святых на Мамаевом кургане(Волгоград) |
Задание № 7 Запишите правила поведения в храме.
В храме разрешается В храме воспрещается
_______________________ ____________________________
____________________ ________________________
____________________ ________________________
____________________ ________________________
.___________________ ________________________
____________________ ________________________
Спасибо за работу!
Список литературы
- Учебник «Основы православной культуры» 4 класс Т.А.Костюкова, О. В. Воскресенский, К.В.Савченко, Т.Д.Шапошников 4 класс, М.;»ДРОФА» 2012
- Библия
- В.С.Колесников «Русь православная. Праздники и обряды» М., 2005
- А.Н.Сахаров, К.А.Кочегаров «Основы религиозных культур народов России» М., 2012
- Детский молитвослов. Екатеринбург 2004
Интернет- ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...
Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".
Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/25/picture-228398-1364237658.jpg)
Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс
по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/28/picture-990460-1514450333.jpg)
Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».
Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но от учителя зависит,Какими д...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/17/picture-1305517-1610873445.jpg)
Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия на тему: Правописание буквосочетания жи-ши в 1 классе Технологическая карта занятия
1.Познакомить с правилами правописания жи-ши,закрепить умение использовать правило жи-ши при письме;2.Развивать память,логическое мышление,орфографическую зоркость;3.Воспитывать трудолюбие,аккуратност...
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/04/picture-1487944-1696423269.jpg)
Технологическая карта урока. Конструктор урока: инструмент проектирования технологической карты урока деятельностной направленности»
конструкор урока представен в программе Microsoft Word...