ОРКСЭ. Модуль светская этика. Урок 12 "Справедливость"
презентация к уроку по орксэ (4 класс) на тему

Фокина Татьяна Юрьевна

Урок  12        Справедливость

Цель: формирование нравственных качеств младшего школьника через  развитие понятия справедливости.

Задачи: Формирование чувства справедливости;

Развитие отзывчивости, понимания и сопереживания к чувствам других людей.

- метопредметных :

Развивать умение  адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, коммуникативные навыки.

    -предметных:

     Раскрыть сущность  понятия «справедливость»

     Подвести учащихся к пониманию : кто такой справедливый человек?

 

Ход урока:

1.     Орг. момент.

С добрым утром. Начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и читать.

. Проверка д/з

   - Какие вы знаете пословицы о моральном долге?  (1 слайд)

    - О каком моральном долге идет речь? (1-8 слайд)

            Быть добрым очень легко, быть справедливым – вот что  трудно. (Гюго) (9 слайд)

2.     Постановка проблемы(актуализация знаний)

Что такое справедливость? это моральное правило, регулирующее отношения между людьми при распределении благ, наград и наказаний (10 слайд)

3.     Тема урока: справедливость (11 слайд)

Какого человека можно назвать справедливым?

Справедливый–человек, действующий в соответствии с истиной.  (12 слайд)

Притча о Мурке и Шарике (13 слайд)

Надумала кошка Мурка Шарика из конуры выжить.

И зачем бы, казалось, ей это: сама в большом доме живет, а Шарик в крошечной будке.

Но все дело было в том, что дом не ее, а конура - Шарикова!

И стала она хозяевам намурлыкивать, что мол, Шарик совсем стар да ленив стал, а еще добр не в меру, из-за чего чужие люди их двор проходным сделали!

Кончилось все это тем, что выгнали Шарика из будки. А на цепь вместо него Мурку посадили. Умные были хозяева. Поняли, что такая злая кошка лучше доброй собаки дом охранять будет. А Шарика, так уж и быть, в сени пустили - век доживать!

Вопросы для обсуждения: (14 слайд)

- Справедливо ли поступила Мурка? Почему?

- А хозяева правильное ли приняли решение?

В чем может проявляться справедливость?

А что значит быть справедливым?

Признаки справедливости: соразмерность – оценка по заслугам,

                                                   уравнивание – «равное за равное»  (15 слайд)

Богиню правосудия - Фемиду -  иногда изображают с повязкой на глазах, как символ беспристрастия, с мечом и весами в руках.

Весы — древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро

и зло, поступки, совершённые смертными при жизни. Посмертная судьба людей зависела от того, какая чаша перевесит. Меч в руках Фемиды — символ возмездия. Он обоюдоострый, поскольку закон не только карает, но и предупреждает. (16 слайд)

 

4.     Физминутка

 

5.     Закрепление (17 слайд)

   Работа в группах. Обсуждаем сказку «Три товарища»

 

   Три товарища (курдская сказка)

Трёх товарищей застала ночь, и решили они завернуть в ближайшую деревню.

Постучали в первый попавший дом. Хозяин встретил их радушно, да никак не

поймет, кто же из них за старшего. Спросил одного:

- Скажи на милость, кем вы приходитесь друг другу и кто из вас старший?

- Эти двое ослы, - ответил гость, - им со мной рядом сидеть не положено.

Через некоторое время хозяин спросил второго гостя:

- Будь добр, скажи, кто из вас старший, чтобы я мог по достоинству одарить его.

- След моей ноги дороже их голов, - ответил гость. - Они - собаки.

Наконец хозяин вызвал третьего:

- Дорогой, не скажешь ли, кто у вас за старшего, я желал бы побеседовать.

- Оба они умнее меня и оба для меня старшие. Ты можешь побеседовать с любым из них.

Хозяину понравился этот ответ:

- Дорогой мой гость, прости, что я тебя задержал, а теперь прошу за стол.

И велел хозяин своим слугам:

- Накройте три стола. На один стол положите сена, на другой - костей, а на третий - всё, что полагается для дорогого гостя.

Удивились гости. А хозяин говорит:

- Ешьте, дорогие гости, не стесняйтесь. Кем вы сами представились, то вам и подано...

Вопросы для обсуждения: (18 слайд)

-Кто из товарищей вам понравился? ?

-Почему  так поступил хозяин? По- вашему он прав?

Вывод:  Главное право каждого человека при всех обстоятельствах оставаться человеком.

Моральные правила: (19 слайд)

•      соблюдение прав других людей;

•      непричинение в своих действиях зла (унижения, обмана, насилия);

•      борьба с пороками и недостатками, а не с людьми, у которых они есть;

•      признание правоты других людей;

•      стремление найти решение, которое могло бы устроить всех

 

Какими качествами должен обладать справедливый человек?  (20 слайд)

Добрый,  мудрый,  честный, умный, щедрый, смелый, терпеливый.

Как вы думаете, быть справедливым очень сложно?

Единственное, чем всякий честный человек должен руководствоваться

в своих поступках, - это справедливо или несправедливо то, что он делает, и есть ли это деяние доброго или злого человека.  Сократ (21 слайд)

Будь справедлив, и будешь счастлив.    Ж. Руссо  (22 слайд)

 Домашнее задание (23-24 слайд)

Расскажите случаи из жизни, когда с вами или с вашими знакомыми поступили справедливо или несправедливо

Вспомните русские народные сказки и зарубежные. Расскажите о каких несправедливых отношениях одних героев к другим рассказывается в сказках?

6.      Рефлексия

Оцени свои знания по теме. Игра «Мимика»: «Улыбка»- материал усвоен, «Равнодушие»- есть над чем поработать, «Грусть»- я что-то не понял. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 12_uro.pptx2.78 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

С добрым утром. Начат день, Первым делом гоним лень. На уроке не зевать, А работать, размышлять.

Слайд 2

Проверка домашнего задания Какие пословицы вы подобрали, в которых говорилось бы о моральном долге человека?

Слайд 3

О каком моральном долге идёт речь?

Слайд 10

Быть добрым очень легко, быть справедливым – вот что трудно.

Слайд 11

Что такое справедливость? это моральное правило, регулирующее отношения между людьми при распределении благ, наград и наказаний

Слайд 12

Тема урока: справедливость

Слайд 13

Какого человека можно назвать справедливым ? Справедливый–человек , действующий в соответствии с истиной.

Слайд 14

Кончилось все это тем, что выгнали Шарика из будки. А на цепь вместо него Мурку посадили. Умные были хозяева. Поняли, что такая злая кошка лучше доброй собаки дом охранять будет. А Шарика, так уж и быть , в сени пустили – век доживать! Надумала кошка Мурка Шарика из конуры выжить. И зачем бы, казалось, ей это: сама в большом доме живет, а Шарик в крошечной будке. Но все дело было в том, что дом не ее, а конура - Шарикова ! И стала она хозяевам намурлыкивать , что мол, Шарик совсем стар да ленив стал, а еще добр не в меру, из-за чего чужие люди их двор проходным сделали!

Слайд 15

Что значит быть справедливым ? Вопросы для обсуждения: - Справедливо ли поступила Мурка? - А хозяева правильное ли приняли решение? В чем может проявляться справедливость?

Слайд 16

уравнивание Признаки справедливости соразмерность оценка по заслугам «равное за равное»

Слайд 17

Богиню правосудия - Фемиду - иногда изображают с повязкой на глазах, как символ беспристрастия, с мечом и весами в руках. Фемида - богиня правосудия Весы — древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, поступки, совершённые смертными при жизни. Посмертная судьба людей зависела от того, какая чаша перевесит. Меч в руках Фемиды — символ возмездия. Он обоюдоострый, поскольку закон не только карает, но и предупреждает.

Слайд 18

Трёх товарищей застала ночь, и решили они завернуть в ближайшую деревню. постучали в первый попавший дом. Хозяин встретил их радушно, да никак не поймет, кто же из них за старшего. Спросил одного: - Скажи на милость, кем вы приходитесь друг другу и кто из вас старший? - Эти двое ослы, - ответил гость, - им со мной рядом сидеть не положено. Через некоторое время хозяин спросил второго гостя: - Будь добр, скажи, кто из вас старший, чтобы я мог по достоинству одарить его. - След моей ноги дороже их голов, - ответил гость. - Они - собаки. Наконец хозяин вызвал третьего: - Дорогой, не скажешь ли, кто у вас за старшего, я желал бы побеседовать. Оба они умнее меня и оба для меня старшие. Ты можешь побеседовать с любым из них. Хозяину понравился этот ответ: - Дорогой мой гость, прости, что я тебя задержал, а теперь прошу за стол. И велел хозяин своим слугам: - Накройте три стола. На один стол положите сена, на другой - костей, а на третий - всё, что полагается для дорогого гостя. Удивились гости. А хозяин говорит: - Ешьте, дорогие гости, не стесняйтесь. Кем вы сами представились, то вам и подано... Три товарища (курдская сказка)

Слайд 19

Почему так поступил хозяин? По - вашему он прав? Вопросы для обсуждения: Кто из товарищей вам понравился ? Почему? Главное право каждого человека при всех обстоятельствах оставаться человеком

Слайд 20

соблюдение прав других людей; непричинение в своих действиях зла (унижения, обмана, насилия); борьба с пороками и недостатками, а не с людьми, у которых они есть; признание правоты других людей; стремление найти решение, которое могло бы устроить всех Моральные правила:

Слайд 21

Какими качествами должен обладать справедливый человек? добрый мудрый щедрый честный умный смелый терпеливый Как вы думаете, быть справедливым очень сложно?

Слайд 22

Единственное, чем всякий честный человек должен руководствоваться в своих поступках, - это справедливо или несправедливо то, что он делает, и есть ли это деяние доброго или злого человека. Сократ

Слайд 23

Будь справедлив, и будешь счастлив. Ж. Руссо

Слайд 24

Домашнее задание Расскажите случаи из жизни, когда с вами или с вашими знакомыми поступили справедливо или несправедливо

Слайд 25

Расскажите о каких несправедливых отношениях одних героев к другим рассказывается в сказках?

Слайд 26

Фокина Татьяна Юрьевна Учитель высшей категории МОУ СОШ №1 г. Фрязино


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Светская этика") по теме "Дружба", 4 класс, + презентация к уроку

Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Светская этика") по теме "Дружба", 4 класс, + презентация к уроку...

ОРКСЭ Модуль "Светская этика", урок на тему "Справедливость" (4 класс)

Технологическая карта урока по ОРКСЭ, модуль "Светская этика" на  тему "Справедливость". Целью урока является создание условий для формирования нравственных качеств личности младших школьников че...

ОРКСЭ модуль "Светская этика" урок "Добро и зло"

Представлены методическая разработка урока курса ОРКСЭ модуль "Светская этика"  "Добро и зло" и презентация к данному уроку...

Урок в 4 классах по ОРКСЭ модуль "Светская этика". Тема "Фестиваль проектов. История развития этики".

На уроке использовалась проектная деятельность, технология интегрированного обучения.В разработку урока входят;- план урока- приложение (карточки группам)- технологическая карта урока- презентация к у...

ОРКСЭ. Модуль «Светская этика». Урок №2 «Знакомство с учебником «Основы светской этики»

ОРКСЭ. Модуль «Светская этика». Урок №2 «Знакомство с учебником «Основы светской этики»...

ОРКСЭ. Модуль «Светская этика». Урок №14 «Дружба»

ОРКСЭ. Модуль «Светская этика». Урок №14 «Дружба»....