ОРКСЭ. Модуль «Светская этика». Урок №14 «Дружба»
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

Старикова Лариса Павловна

Предварительный просмотр:

Курс ОРКСЭ

Модуль: «Светская этика».

4 класс.

Учитель начальных классов – Старикова Л.П.

Урок 14.

Тема: «Дружба»

Цель урока:

создать условия для формирования у учащихся представлений о дружбе, нравственных качеств  (понимание, взаимоуважение, взаимовыручка и др.)

Задачи:

  • Создать ситуацию для дискуссии о дружбе;
  • Проанализировать имеющийся субъективный опыт представлений обучающихся о дружбе;
  • Активизировать познавательную деятельность в КТД;
  • Использовать толковый словарь, учебник, дополнительную литературу.

Оборудование и учебно- методическое обеспечение: компьютер, экран, проектор, иллюстративный материал, рабочие листы, карточки, презентация к уроку, учебник «Основы светской этики», толковые словари Ожегова С.И., Даля В.И., буклет «Уроки дружбы»

Тип урока: урок «открытия нового знания»

Виды деятельности на уроке:

  • Беседа;
  • Самостоятельная работа со словарем;
  • Творческая работа в группах;
  • Работа в парах;
  • Мозговой штурм;
  • Визуальное восприятие;
  • Устные высказывания на тему;
  • Подготовка к творческим заданиям

Основные термины и понятия: дружба, друг, избирательность, взаимоуважение, понимание, бескорыстие.

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационные

Формы

1.Организация деятельности учащихся. Самоопределение к деятельности.

- Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза.

- Давайте посмотрим  друг на друга, улыбнёмся, подарим  друг другу частичку своего тепла,   пожелаем удачи на сегодняшнем уроке.

 - Что нам пригодится для успешной работы на уроке?

- Активность, внимание, умение высказывать свои предположения, трудолюбие, не отчаиваться при неудачах, умение слушать и слышать…

Слайд 1 (солнышко)

2. Актуализация знаний.

- Ребята, сегодня у нас очень интересная и серьёзная тема урока. - А о чём мы будем говорить, вы узнаете, когда разгадаете кроссворд.

Вопросы кроссворда:

  1. Слово, обозначающее отзывчивость, благожелательность, стремление помогать людям. (Доброта)
  2. Так называют человека высоконравственного, самоотверженного, честного и открытого. (Благородный)
  3. Как называют умение разумно решать разные сложные вопросы, давать нужные советы. (Мудрость)
  4. Это свойство души можно увидеть во взгляде любящего человека, услышать в его голосе. (Нежность)
  5. Так называют экономного человека. (Бережливый)
  6. Этим словом называют   человека исполнительного, соблюдающего  порядок, выполняющего всё старательно точно. (Аккуратный)

По горизонтали – слово «дружба»

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

Учащиеся отвечают на вопросы, отгадывая слова. Когда все слова отгаданы, читается ключевое слово ДРУЖБА.

Дети формулируют тему урока, определяют цели и задачи урока.

Предположения детей

Слайд 2 (кроссворд)

3. Определение темы и целей урока.

- Определите тему нашего сегодняшнего урока . Запишите тему в  рабочий лист.

- Как вы понимаете слово

 «дружба»?

- О дружбе говорили во все времена, ей посвятили свои произведения поэты и писатели, учёные и философы, художники и скульпторы. Отношения дружбы отражены и в произведениях устного народного творчества.

- Великий древнегреческий философ Платон писал:

«Дружба» – это размышление о стремлении людей к счастью, к братству, к красоте тихой, таинственной, сказочной. Дружба необходима нам как солнце, как воздух, как радость. Ею мы объединяемся, молимся, побеждаем. Дружба делает нас чище, светлее, добрее: «От красивых образов мы идем к красивым мыслям, от красивых мыслей – к красивой жизни».

- Как вы понимаете это высказывание великого философа?

- Поставьте перед собой цели урока. Что вы сегодня должны узнать?

- Запишите цели в рабочий лист.

«Дружба».

Все версии фиксируются на доске в виде дерева предсказаний

Высказывания детей

  • Какие отношения существуют между людьми,                          
  • что такое дружба,
  • чем дружеские отношения отличаются от других отношений
  • кто такой друг

Рабочий лист.

Дерево предсказаний.

Что такое дружба?

Слайд 3 (портрет Платона с высказыванием)

Слайд 4 (цели урока)

Рабочий лист

4. Изучение нового материала.

1. Беседа о разных отношениях между людьми.

2. Беседа о понятии

«дружба» и дружеских отношениях.

Работа с учебником.

3. Отличительные черты дружбы от других отношений.

- Человек находится в разных отношениях с людьми, живя в обществе.

- Какие отношения бывают между людьми?

- Может быть, вам поможет ответить на вопрос этот слайд.

- Какими должны быть эти отношения?

- С моральной точки зрения все эти отношения должны быть добродетельными, строиться на основе взаимопомощи и взаимоуважения. Так, например, хорошие отношения между соседями называют добрососедскими, т.е. отношения между добрыми соседями, стремящимися делать друг другу добро и избегающими ссор, скандалов, причинения друг другу вреда.

- Но даже, если отношения оказываются именно такими, человек может быть одинок, если у него нет друзей.

- Какое прекрасное слово « дружба». Произносишь его и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть, читать новую книгу или секретничать. Произносишь слово «дружба» и сразу вспоминаешь веселых героев мультфильмов, мир кино, мир книги, наш мир, в котором мы живем, который дарит нам прекрасное общение с другом.

- Давайте в группах выполним задания, которые лучше помогут понять значение слова «дружба».

  1. группа: Используя толковые словари Ожегова С.И. и Даля В.И., объясните значение этого слова.
  2. группа: Подберите однокоренные слова к слову «дружба».
  3. группа: Подберите к слову «дружба» эпитеты, получите словосочетания.
  4. группа: «Соберите» пословицы о дружбе.

- А как в учебной статье даётся определение понятию «дружба» на стр. 32?

- Запишите определение понятия « дружба» в  рабочем листе.

- Сделайте вывод: что такое дружба.

- Чем дружба отличается от других отношений?

- Найдем в учебной статье отличительные черты дружбы.

- Запишем их в рабочий лист.

Высказывания детей

Семейные, служебные,  отношения между учителями и учениками, между одноклассниками, соседские.

Высказывания детей

Учащиеся работают в группах,

после обсуждения задания знакомят с результатами работы.

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов

Учащиеся находят отличительные черты дружбы, записывают их в рабочий лист:

избирательность, бескорыстность, общность интересов и взаимная симпатия.

Слайд 5.

Работа в группах.

Слайд 6.

Карточки с заданиями.

Рабочий лист,

задание 1

Слайд 7.

Слайд 8.

Рабочий лист,

задание 2.

Физкультминутка.

5. Применение нового знания. 4.Беседа о понятии «друг».

5.Составление правил дружбы.

- Вы сказали, что однокоренным словом « дружбы» является слово « друг». Как вы понимаете его значение?

- Давайте узнаем, какое определение   дает толковый словарь.

- Внимательно послушайте стихотворение А.С.Пушкина, которое он посвятил поэту Ивану Пущину, близкому другу с детских лет.

«Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил!»

- С какими словами обращался  автор к своему другу?

- В декабре 1825 года И.Пущин посетил ссыльного А.Пушкина в селе Михайловском.

Через год сам И.Пущин был заключен в крепость за участие в организации восстания декабристов, и А.С.Пушкин, чтобы поддержать друга, отправляет это стихотворение.

- Можно ли, судя по этому стихотворению, сказать, что А. Пушкин умел дружить?

- Кто считает, что у вас тоже есть настоящий друг? Почему вы считаете его настоящим?

- Поработайте в парах на карточках и выберите те качества, которыми должен обладать настоящий друг.

- Какие качества вы выбрали? Почему?

- Умению дружить и общаться с людьми, надо учиться с детства.

Дружба не совместима с эгоизмом и предательством. Нет оправдания другу, который в трудную минуту не помог в беде.

Но и сами мы должны относиться чутко к своим друзьям, стараться быть  внимательными, тактичными, учиться сочувствовать, сопереживать.

- К сожалению, друзья иногда ссорятся, и в жизни важно уметь делать шаги к примирению.

- Прочитайте и выполните задание 3 в рабочем листе. Поделитесь своими мыслями.

- Для того чтобы ваша дружба была крепче, чтобы не терять друзей, составим «Правила дружбы».

- Выберите только те правила, которые укрепят вашу дружбу.

- Прочитаем наши правила, запомним и будем их соблюдать.

- Итак,  в каждом классе, в каждой школе, в каждом городе и каждой стране люди уважают чувство дружбы.

- Вот, например, в Москве на Всесоюзной выставке установлен фонтан «Дружбы народов».

 В нём воплощены идеалы дружбы и мира между народами.

- Монументы дружбы установлены в Уфе и Ижевске.

- Дружбе посвящены и полотна знаменитых художников.

Картина литовского художника Чюрлёниса называется «Дружба».

Девушка держит светящийся шар или солнце. Лучезарный свет его торжествует, озаряя космическую темноту. Солнце -  символ добра, теплоты, дружбы… Девушка, словно,  хочет сказать: «Самое дорогое, что есть у меня, я дарю вам: добро, тепло, дружбу».

Высказывания детей.

ДРУГ - человек, который связан с кем-нибудь дружбой, сторонник, защитник кого-нибудь.

Ответы детей.

Высказывания детей.

- А.С. Пушкин умел дружить. У него были настоящие друзья.

Ответы детей.

Учащиеся работают с карточкой.

Ответы детей.

Учащиеся выполняют задания.

Ответы детей.

Учащиеся выбирают предложенные правила и вывешивают на доску.

Слайд 9.

Слайд 10.

Историческая справка.

Работа в парах.

Карточки.

Рабочий лист,

задание 3.

Карточки с правилами дружбы.

Во время работы звучит песня «Мой друг» муз.И.Крутого, сл. М. Танича

Слайд 11.

Слайд 12.

Слайд 13, 14, 15, 16.

6.Итог урока.

- Вспомните, какие цели вы ставили в начале урока. Кто считает, что он достиг поставленных целей?

- Закончите урок предложением:

  • Сегодня я узнал …
  •  Я понял, что …
  • У меня получилось …
  • Теперь я могу …
  • Урок дал мне для жизни

- Составьте синквейн со словом «дружба».

Заслушиваются высказывания детей.

Рабочий лист

Слайд 17

Рабочий лист,

задание 4.

7.Домашнее задание.

Напишите сочинение – миниатюру «Мой друг».



Предварительный просмотр:

УРОК 2

Тема:_______________________________________________

Моя цель на уроке:__________________________________

____________________________________________________

Задание 1. Словарная работа

Этика _______________________________________________________

Мораль_______________________________________________________

Нравственность______________________________________________

Светская  ____________________________________________________

Задание 2. Закончи предложения:

Светская этика изучает … ____________________________________________________________________________

Слова «мораль» и «нравственность» - это синонимы, которые обозначают … ____________________________________________________________________________

Светская этика помогает разобраться …  ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Светская этика помогает ответить на вопросы …

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Как ты понимаешь пословицу:

Посей поступок – пожнёшь привычку;

Посей привычку – пожнёшь характер;

Посей характер – пожнёшь судьбу.

                                                             

Задание 4. Как я сегодня поработал?

Обведи или раскрась тот смайлик, который соответствует твоим достижениям на уроке.

Домашнее задание.

  1. Расскажи родителям, что ты сегодня узнал на уроке.
  2. Ответь на вопрос: «Что помогает понять светская этика?»
  3. Подберите и запишите пословицы, которые содержат мораль.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Помогай другу в беде.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Умей с другом разделить радость.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Не ссорься с другом.

Не обманывай друга.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Не смейся над недостатками друга.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Не жадничай.

Уступай другу.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Не бойся просить прощения, если обидел друга.

Будь вежлив с другом.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Не злись на друга.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Не предавай друга.

Тебе не безразлично, какой твой друг.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Умей признать свои ошибки, помириться с другом.

Относись к другу так, как ты бы хотел, чтобы он относился к тебе.

В дружбе люби себя.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Хитри и обманывай друга.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Завидуй другу.

В дружбе доказывай свое мнение кулаками.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Часто меняй друзей.



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Задание для работы в 1 группе.

Используя «Толковые словари» Ожегова С.И. и Даля В.И., найдите определение слова «дружба».

Задание для работы во 2 группе.

Подберите однокоренные слова к слову «дружба».

Дружба

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание для работы в 3 группе.

Подберите к слову «дружба» эпитеты, запишите словосочетания:

дружба (какая?) ____________________________________________________

дружба (какая?) ____________________________________________________

дружба (какая?) ____________________________________________________

дружба (какая?) ____________________________________________________

дружба (какая?) ____________________________________________________

дружба (какая?) ____________________________________________________

Задание для работы в 4 группе.

Соберите пословицы о дружбе. Объясните пословицу, которая особенно понравилась.

Старый друг

в беде.

На вкус и цвет

лучше новых двух.

Не имей сто рублей,

товарища нет.

Друзья познаются

что дерево без корней.

Сам погибай,

а имей сто друзей.

Человек без друзей

а товарища выручай.

Выберите те качества, которыми должен обладать настоящий друг (подчеркните их):

скромный, доброжелательный, настойчивый, надежный, общительный, смелый, отзыв-чивый, завистливый, эгоистичный, равнодуш-ный, хвастливый, злобный, готовый прийти на

помощь, трусливый.

Выберите те качества, которыми должен обладать настоящий друг (подчеркните их):

скромный, доброжелательный, настойчивый, надежный, общительный, смелый, отзыв-чивый, завистливый, эгоистичный, равнодуш-ный, хвастливый, злобный, готовый прийти на

помощь, трусливый.



Предварительный просмотр:

Урок 14http://cs5601.vkontakte.ru/u27243716/147270247/x_6cfa3586.jpg

Тема урока:_____________________________________

Моя цель на уроке:

______________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

Задание 1. Словарная работа.

Дружба – это_________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Запиши отличительные черты дружбы.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Расскажи, как ты миришься со своим другом. Выбери слова, подходящие для вашего примирения.

Рисунок11

я дорожу нашей дружбой

давай мириться

Извини, пожалуйста

я сожалею о сделанном

Больше не будем ссориться

прошу прощения

мне очень стыдно

Задание 4. Составь синквейн со словом «дружба».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАОУ «Гимназия №1» г. Сыктывкара Основы светской этики Урок 14 «Дружба» Выполнила учитель начальных классов Старикова Л.П. 2015 год

Слайд 2

Доброе утро!

Слайд 3

Разгадай кроссворд д а б ы й м т ь н т ь б ы й а ы й о б р о т л а г о р о д н у д р о с е ж н о с е р е ж л и в к к у р а т н

Слайд 4

«Дружба – это размышление о стремлении людей к счастью, к братству. Дружба необходима нам, как солнце, как воздух, как радость. Дружба делает нас чище, светлее, добрее.» (древнегреческий философ Платон)

Слайд 5

Цели урока: 1. Узнать, какие отношения существуют между людьми; 2. Что такое дружба; 3. Чем дружеские отношения отличаются от других отношений.

Слайд 6

Отношения между людьми

Слайд 7

Работа в группах 1 группа : используя толковые словари, объясните значение слова «дружба». 2 группа : подберите однокоренные слова к слову «дружба». 3 группа : подберите к слову «дружба» эпитеты, образуйте словосочетания. 4 группа : « соберите» пословицы о дружбе.

Слайд 8

Словарная работа Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Слайд 9

Отличительные черты дружбы Избирательность Бескорыстность Общность интересов и взаимная симпатия

Слайд 10

Друг – человек, который связан с кем-нибудь дружбой, сторонник, защитник кого-нибудь.

Слайд 11

«Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил!»

Слайд 12

Памятники дружбы Фонтан Дружбы в Москве – воплощение идеалов дружбы между народами

Слайд 13

Монумент Дружбы в г.Уфе Монумент Дружбы в г.Ижевске

Слайд 14

Художники о дружбе Микало́юс Чюрлёнис Па́бло Пика́ссо

Слайд 15

Орден Дружбы (Россия) Орденом награждаются граждане за особые заслуги в укреплении мира, дружбы, сотрудничества и взаимопонимания между народами. Учреждён 2 марта 1994 года

Слайд 16

27 апреля 2011 года Генеральная Ассамблея ООН объявила 30 июля Международным днём дружбы , предложив международным, государственным и региональным организациям отмечать этот день в соответствии с культурными традициями

Слайд 17

Рефлексия Сегодня я узнал … Я понял, что … У меня получилось … Теперь я могу … Урок дал мне для жизни …

Слайд 18

Спасибо за внимание!

Слайд 19

В презентации использованы Интернет – ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ОРКСЭ, модуль "Светская этика" по теме "ДРУЖБА".

Конспект урока по ОРКСЭ, модуль "Светская этика" по теме "ДРУЖБА"....

Урок по курсу ОРКСЭ. Модуль «Светская этика». Тема: "Дружба".

Урок по курсу ОРКСЭ. Модуль "Светская этика". Тема: "Дружба"....

Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Светская этика") по теме "Дружба", 4 класс, + презентация к уроку

Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Светская этика") по теме "Дружба", 4 класс, + презентация к уроку...

ОРКСЭ Модуль "Светская этика", урок на тему "Справедливость" (4 класс)

Технологическая карта урока по ОРКСЭ, модуль "Светская этика" на  тему "Справедливость". Целью урока является создание условий для формирования нравственных качеств личности младших школьников че...

ОРКСЭ. Модуль светская этика. Урок 12 "Справедливость"

Урок  12        СправедливостьЦель: формирование нравственных качеств младшего школьника через  развитие понятия справедливости.Задачи: Формирование чувств...

ОРКСЭ модуль "Светская этика" урок "Добро и зло"

Представлены методическая разработка урока курса ОРКСЭ модуль "Светская этика"  "Добро и зло" и презентация к данному уроку...

ОРКСЭ. Модуль «Светская этика». Урок №2 «Знакомство с учебником «Основы светской этики»

ОРКСЭ. Модуль «Светская этика». Урок №2 «Знакомство с учебником «Основы светской этики»...