ОРКСЭ. Модуль «Светская этика». Урок №14 «Дружба»
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

Старикова Лариса Павловна

Предварительный просмотр:

Курс ОРКСЭ

Модуль: «Светская этика».

4 класс.

Учитель начальных классов – Старикова Л.П.

Урок 14.

Тема: «Дружба»

Цель урока:

создать условия для формирования у учащихся представлений о дружбе, нравственных качеств  (понимание, взаимоуважение, взаимовыручка и др.)

Задачи:

  • Создать ситуацию для дискуссии о дружбе;
  • Проанализировать имеющийся субъективный опыт представлений обучающихся о дружбе;
  • Активизировать познавательную деятельность в КТД;
  • Использовать толковый словарь, учебник, дополнительную литературу.

Оборудование и учебно- методическое обеспечение: компьютер, экран, проектор, иллюстративный материал, рабочие листы, карточки, презентация к уроку, учебник «Основы светской этики», толковые словари Ожегова С.И., Даля В.И., буклет «Уроки дружбы»

Тип урока: урок «открытия нового знания»

Виды деятельности на уроке:

  • Беседа;
  • Самостоятельная работа со словарем;
  • Творческая работа в группах;
  • Работа в парах;
  • Мозговой штурм;
  • Визуальное восприятие;
  • Устные высказывания на тему;
  • Подготовка к творческим заданиям

Основные термины и понятия: дружба, друг, избирательность, взаимоуважение, понимание, бескорыстие.

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационные

Формы

1.Организация деятельности учащихся. Самоопределение к деятельности.

- Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза.

- Давайте посмотрим  друг на друга, улыбнёмся, подарим  друг другу частичку своего тепла,   пожелаем удачи на сегодняшнем уроке.

 - Что нам пригодится для успешной работы на уроке?

- Активность, внимание, умение высказывать свои предположения, трудолюбие, не отчаиваться при неудачах, умение слушать и слышать…

Слайд 1 (солнышко)

2. Актуализация знаний.

- Ребята, сегодня у нас очень интересная и серьёзная тема урока. - А о чём мы будем говорить, вы узнаете, когда разгадаете кроссворд.

Вопросы кроссворда:

  1. Слово, обозначающее отзывчивость, благожелательность, стремление помогать людям. (Доброта)
  2. Так называют человека высоконравственного, самоотверженного, честного и открытого. (Благородный)
  3. Как называют умение разумно решать разные сложные вопросы, давать нужные советы. (Мудрость)
  4. Это свойство души можно увидеть во взгляде любящего человека, услышать в его голосе. (Нежность)
  5. Так называют экономного человека. (Бережливый)
  6. Этим словом называют   человека исполнительного, соблюдающего  порядок, выполняющего всё старательно точно. (Аккуратный)

По горизонтали – слово «дружба»

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

Учащиеся отвечают на вопросы, отгадывая слова. Когда все слова отгаданы, читается ключевое слово ДРУЖБА.

Дети формулируют тему урока, определяют цели и задачи урока.

Предположения детей

Слайд 2 (кроссворд)

3. Определение темы и целей урока.

- Определите тему нашего сегодняшнего урока . Запишите тему в  рабочий лист.

- Как вы понимаете слово

 «дружба»?

- О дружбе говорили во все времена, ей посвятили свои произведения поэты и писатели, учёные и философы, художники и скульпторы. Отношения дружбы отражены и в произведениях устного народного творчества.

- Великий древнегреческий философ Платон писал:

«Дружба» – это размышление о стремлении людей к счастью, к братству, к красоте тихой, таинственной, сказочной. Дружба необходима нам как солнце, как воздух, как радость. Ею мы объединяемся, молимся, побеждаем. Дружба делает нас чище, светлее, добрее: «От красивых образов мы идем к красивым мыслям, от красивых мыслей – к красивой жизни».

- Как вы понимаете это высказывание великого философа?

- Поставьте перед собой цели урока. Что вы сегодня должны узнать?

- Запишите цели в рабочий лист.

«Дружба».

Все версии фиксируются на доске в виде дерева предсказаний

Высказывания детей

  • Какие отношения существуют между людьми,                          
  • что такое дружба,
  • чем дружеские отношения отличаются от других отношений
  • кто такой друг

Рабочий лист.

Дерево предсказаний.

Что такое дружба?

Слайд 3 (портрет Платона с высказыванием)

Слайд 4 (цели урока)

Рабочий лист

4. Изучение нового материала.

1. Беседа о разных отношениях между людьми.

2. Беседа о понятии

«дружба» и дружеских отношениях.

Работа с учебником.

3. Отличительные черты дружбы от других отношений.

- Человек находится в разных отношениях с людьми, живя в обществе.

- Какие отношения бывают между людьми?

- Может быть, вам поможет ответить на вопрос этот слайд.

- Какими должны быть эти отношения?

- С моральной точки зрения все эти отношения должны быть добродетельными, строиться на основе взаимопомощи и взаимоуважения. Так, например, хорошие отношения между соседями называют добрососедскими, т.е. отношения между добрыми соседями, стремящимися делать друг другу добро и избегающими ссор, скандалов, причинения друг другу вреда.

- Но даже, если отношения оказываются именно такими, человек может быть одинок, если у него нет друзей.

- Какое прекрасное слово « дружба». Произносишь его и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть, читать новую книгу или секретничать. Произносишь слово «дружба» и сразу вспоминаешь веселых героев мультфильмов, мир кино, мир книги, наш мир, в котором мы живем, который дарит нам прекрасное общение с другом.

- Давайте в группах выполним задания, которые лучше помогут понять значение слова «дружба».

  1. группа: Используя толковые словари Ожегова С.И. и Даля В.И., объясните значение этого слова.
  2. группа: Подберите однокоренные слова к слову «дружба».
  3. группа: Подберите к слову «дружба» эпитеты, получите словосочетания.
  4. группа: «Соберите» пословицы о дружбе.

- А как в учебной статье даётся определение понятию «дружба» на стр. 32?

- Запишите определение понятия « дружба» в  рабочем листе.

- Сделайте вывод: что такое дружба.

- Чем дружба отличается от других отношений?

- Найдем в учебной статье отличительные черты дружбы.

- Запишем их в рабочий лист.

Высказывания детей

Семейные, служебные,  отношения между учителями и учениками, между одноклассниками, соседские.

Высказывания детей

Учащиеся работают в группах,

после обсуждения задания знакомят с результатами работы.

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов

Учащиеся находят отличительные черты дружбы, записывают их в рабочий лист:

избирательность, бескорыстность, общность интересов и взаимная симпатия.

Слайд 5.

Работа в группах.

Слайд 6.

Карточки с заданиями.

Рабочий лист,

задание 1

Слайд 7.

Слайд 8.

Рабочий лист,

задание 2.

Физкультминутка.

5. Применение нового знания. 4.Беседа о понятии «друг».

5.Составление правил дружбы.

- Вы сказали, что однокоренным словом « дружбы» является слово « друг». Как вы понимаете его значение?

- Давайте узнаем, какое определение   дает толковый словарь.

- Внимательно послушайте стихотворение А.С.Пушкина, которое он посвятил поэту Ивану Пущину, близкому другу с детских лет.

«Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил!»

- С какими словами обращался  автор к своему другу?

- В декабре 1825 года И.Пущин посетил ссыльного А.Пушкина в селе Михайловском.

Через год сам И.Пущин был заключен в крепость за участие в организации восстания декабристов, и А.С.Пушкин, чтобы поддержать друга, отправляет это стихотворение.

- Можно ли, судя по этому стихотворению, сказать, что А. Пушкин умел дружить?

- Кто считает, что у вас тоже есть настоящий друг? Почему вы считаете его настоящим?

- Поработайте в парах на карточках и выберите те качества, которыми должен обладать настоящий друг.

- Какие качества вы выбрали? Почему?

- Умению дружить и общаться с людьми, надо учиться с детства.

Дружба не совместима с эгоизмом и предательством. Нет оправдания другу, который в трудную минуту не помог в беде.

Но и сами мы должны относиться чутко к своим друзьям, стараться быть  внимательными, тактичными, учиться сочувствовать, сопереживать.

- К сожалению, друзья иногда ссорятся, и в жизни важно уметь делать шаги к примирению.

- Прочитайте и выполните задание 3 в рабочем листе. Поделитесь своими мыслями.

- Для того чтобы ваша дружба была крепче, чтобы не терять друзей, составим «Правила дружбы».

- Выберите только те правила, которые укрепят вашу дружбу.

- Прочитаем наши правила, запомним и будем их соблюдать.

- Итак,  в каждом классе, в каждой школе, в каждом городе и каждой стране люди уважают чувство дружбы.

- Вот, например, в Москве на Всесоюзной выставке установлен фонтан «Дружбы народов».

 В нём воплощены идеалы дружбы и мира между народами.

- Монументы дружбы установлены в Уфе и Ижевске.

- Дружбе посвящены и полотна знаменитых художников.

Картина литовского художника Чюрлёниса называется «Дружба».

Девушка держит светящийся шар или солнце. Лучезарный свет его торжествует, озаряя космическую темноту. Солнце -  символ добра, теплоты, дружбы… Девушка, словно,  хочет сказать: «Самое дорогое, что есть у меня, я дарю вам: добро, тепло, дружбу».

Высказывания детей.

ДРУГ - человек, который связан с кем-нибудь дружбой, сторонник, защитник кого-нибудь.

Ответы детей.

Высказывания детей.

- А.С. Пушкин умел дружить. У него были настоящие друзья.

Ответы детей.

Учащиеся работают с карточкой.

Ответы детей.

Учащиеся выполняют задания.

Ответы детей.

Учащиеся выбирают предложенные правила и вывешивают на доску.

Слайд 9.

Слайд 10.

Историческая справка.

Работа в парах.

Карточки.

Рабочий лист,

задание 3.

Карточки с правилами дружбы.

Во время работы звучит песня «Мой друг» муз.И.Крутого, сл. М. Танича

Слайд 11.

Слайд 12.

Слайд 13, 14, 15, 16.

6.Итог урока.

- Вспомните, какие цели вы ставили в начале урока. Кто считает, что он достиг поставленных целей?

- Закончите урок предложением:

  • Сегодня я узнал …
  •  Я понял, что …
  • У меня получилось …
  • Теперь я могу …
  • Урок дал мне для жизни

- Составьте синквейн со словом «дружба».

Заслушиваются высказывания детей.

Рабочий лист

Слайд 17

Рабочий лист,

задание 4.

7.Домашнее задание.

Напишите сочинение – миниатюру «Мой друг».



Предварительный просмотр:

УРОК 2

Тема:_______________________________________________

Моя цель на уроке:__________________________________

____________________________________________________

Задание 1. Словарная работа

Этика _______________________________________________________

Мораль_______________________________________________________

Нравственность______________________________________________

Светская  ____________________________________________________

Задание 2. Закончи предложения:

Светская этика изучает … ____________________________________________________________________________

Слова «мораль» и «нравственность» - это синонимы, которые обозначают … ____________________________________________________________________________

Светская этика помогает разобраться …  ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Светская этика помогает ответить на вопросы …

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Как ты понимаешь пословицу:

Посей поступок – пожнёшь привычку;

Посей привычку – пожнёшь характер;

Посей характер – пожнёшь судьбу.

                                                             

Задание 4. Как я сегодня поработал?

Обведи или раскрась тот смайлик, который соответствует твоим достижениям на уроке.

Домашнее задание.

  1. Расскажи родителям, что ты сегодня узнал на уроке.
  2. Ответь на вопрос: «Что помогает понять светская этика?»
  3. Подберите и запишите пословицы, которые содержат мораль.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Помогай другу в беде.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Умей с другом разделить радость.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Не ссорься с другом.

Не обманывай друга.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Не смейся над недостатками друга.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Не жадничай.

Уступай другу.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Не бойся просить прощения, если обидел друга.

Будь вежлив с другом.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Не злись на друга.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Не предавай друга.

Тебе не безразлично, какой твой друг.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Умей признать свои ошибки, помириться с другом.

Относись к другу так, как ты бы хотел, чтобы он относился к тебе.

В дружбе люби себя.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Хитри и обманывай друга.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Завидуй другу.

В дружбе доказывай свое мнение кулаками.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Часто меняй друзей.



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Задание для работы в 1 группе.

Используя «Толковые словари» Ожегова С.И. и Даля В.И., найдите определение слова «дружба».

Задание для работы во 2 группе.

Подберите однокоренные слова к слову «дружба».

Дружба

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание для работы в 3 группе.

Подберите к слову «дружба» эпитеты, запишите словосочетания:

дружба (какая?) ____________________________________________________

дружба (какая?) ____________________________________________________

дружба (какая?) ____________________________________________________

дружба (какая?) ____________________________________________________

дружба (какая?) ____________________________________________________

дружба (какая?) ____________________________________________________

Задание для работы в 4 группе.

Соберите пословицы о дружбе. Объясните пословицу, которая особенно понравилась.

Старый друг

в беде.

На вкус и цвет

лучше новых двух.

Не имей сто рублей,

товарища нет.

Друзья познаются

что дерево без корней.

Сам погибай,

а имей сто друзей.

Человек без друзей

а товарища выручай.

Выберите те качества, которыми должен обладать настоящий друг (подчеркните их):

скромный, доброжелательный, настойчивый, надежный, общительный, смелый, отзыв-чивый, завистливый, эгоистичный, равнодуш-ный, хвастливый, злобный, готовый прийти на

помощь, трусливый.

Выберите те качества, которыми должен обладать настоящий друг (подчеркните их):

скромный, доброжелательный, настойчивый, надежный, общительный, смелый, отзыв-чивый, завистливый, эгоистичный, равнодуш-ный, хвастливый, злобный, готовый прийти на

помощь, трусливый.



Предварительный просмотр:

Урок 14http://cs5601.vkontakte.ru/u27243716/147270247/x_6cfa3586.jpg

Тема урока:_____________________________________

Моя цель на уроке:

______________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

Задание 1. Словарная работа.

Дружба – это_________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Запиши отличительные черты дружбы.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Расскажи, как ты миришься со своим другом. Выбери слова, подходящие для вашего примирения.

Рисунок11

я дорожу нашей дружбой

давай мириться

Извини, пожалуйста

я сожалею о сделанном

Больше не будем ссориться

прошу прощения

мне очень стыдно

Задание 4. Составь синквейн со словом «дружба».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАОУ «Гимназия №1» г. Сыктывкара Основы светской этики Урок 14 «Дружба» Выполнила учитель начальных классов Старикова Л.П. 2015 год

Слайд 2

Доброе утро!

Слайд 3

Разгадай кроссворд д а б ы й м т ь н т ь б ы й а ы й о б р о т л а г о р о д н у д р о с е ж н о с е р е ж л и в к к у р а т н

Слайд 4

«Дружба – это размышление о стремлении людей к счастью, к братству. Дружба необходима нам, как солнце, как воздух, как радость. Дружба делает нас чище, светлее, добрее.» (древнегреческий философ Платон)

Слайд 5

Цели урока: 1. Узнать, какие отношения существуют между людьми; 2. Что такое дружба; 3. Чем дружеские отношения отличаются от других отношений.

Слайд 6

Отношения между людьми

Слайд 7

Работа в группах 1 группа : используя толковые словари, объясните значение слова «дружба». 2 группа : подберите однокоренные слова к слову «дружба». 3 группа : подберите к слову «дружба» эпитеты, образуйте словосочетания. 4 группа : « соберите» пословицы о дружбе.

Слайд 8

Словарная работа Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Слайд 9

Отличительные черты дружбы Избирательность Бескорыстность Общность интересов и взаимная симпатия

Слайд 10

Друг – человек, который связан с кем-нибудь дружбой, сторонник, защитник кого-нибудь.

Слайд 11

«Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил!»

Слайд 12

Памятники дружбы Фонтан Дружбы в Москве – воплощение идеалов дружбы между народами

Слайд 13

Монумент Дружбы в г.Уфе Монумент Дружбы в г.Ижевске

Слайд 14

Художники о дружбе Микало́юс Чюрлёнис Па́бло Пика́ссо

Слайд 15

Орден Дружбы (Россия) Орденом награждаются граждане за особые заслуги в укреплении мира, дружбы, сотрудничества и взаимопонимания между народами. Учреждён 2 марта 1994 года

Слайд 16

27 апреля 2011 года Генеральная Ассамблея ООН объявила 30 июля Международным днём дружбы , предложив международным, государственным и региональным организациям отмечать этот день в соответствии с культурными традициями

Слайд 17

Рефлексия Сегодня я узнал … Я понял, что … У меня получилось … Теперь я могу … Урок дал мне для жизни …

Слайд 18

Спасибо за внимание!

Слайд 19

В презентации использованы Интернет – ресурсы.