Разработка урока: "Христианская семья"
план-конспект занятия по орксэ (4 класс) на тему

Дзюба Надежда Митрофановна

Разработка направлена на формирование уважительного и бережного отношения к своей семье, умения общаться в кругу семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon khrist.semya_.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Курс «Основы религиозной культуры и светской этики».                                                                 Разработка урока по теме «Христианская семья».

                                   Учитель начальных классов

МОУ КраснознаменскаяСОШ

Дзюба Н.М.

Тема урока «Христианская семья»

Цель урока: дать представление о семье как о базовой ценности общества.

Задачи урока:

  1. Воспитательные: формирование уважительного и бережного отношения к своей семье, умения общаться в кругу семьи;
  2. Образовательные: познакомить с составляющими компонентами (категориями), необходимыми для создания семьи; раскрыть сущность таинства венчания;
  3. Развивающие: развивать коммуникативные способности, кругозор, положительные эмоции и чувства, связанные с темой урока.

Участники: учащиеся 4 класса.

Подготовительная работа: подготовка карточек (элементов «домика» и «солнышка») с напечатанными понятиями; подготовка «ладошек» для символизирующего тепло семьи «солнышка»;  презентация для сопровождения теоретического материала; подготовка учащимися текстов для выразительного чтения.

Оборудование: учебное пособие «Основы православной культуры» 4класс, рабочие тетради, магнитная доска и магниты, карточки с основными понятиями (элементы «домика» и «солнышка»), «ладошки», компьютер, книга с рассказами      К. Д. Ушинского, словарь Ожегова

Ход урока:

- Организационный момент.

- Проверка домашнего задания.

- Сообщение темы и цели урока. 

   Учитель зачитывает определение слова «семья» из словаря Ожегова и предлагает детям догадаться, о чём идёт речь.

  1. … - это группа живущих вместе родственников.
  2. … - группа людей, сплочённых общими интересами.

Дети говорят варианты ответа, после чего учитель сообщает тему и цель урока:

  - Сегодня мы расширим наши представления о понятии «семья», увидим, что оно в себя включает, какие категории входят в понятие «христианская семья». Итак, тема нашего урока «Христианская семья» (тема написана на доске или внесена в слайд 1 презентации по одноимённой теме), и я вам предлагаю построить дом счастливой семьи.

- Активизация имеющихся знаний по теме, работа с учебником.

- Скажите, с чего начинается строительство дома? (ответы детей) Правильно, вот и мы начнём создавать наш счастливый дом с закладывания фундамента! (учитель раздаёт «кирпичики» с разными понятиями человеческих отношений, из которых дети выбирают необходимые для крепкой семьи, например, любовь, совет, лад, терпение, взаимопонимание) Эти же «кирпичики» нам помогут построить  стены дома (дети «закладывают фундамент и строят стены дома из выбранных «кирпичиков»»). А сейчас мы с вами узнаем, с чем сравнивает семью автор учебного пособия. Откройте страницу 86 и прочитайте первое предложение (дети читают). Итак, с чем же сравнивает семью автор учебника? Почему он использует именно это сравнение?

Вывод: Семья – наш дом, наша защита, наша опора; семья убережёт от бед и невзгод. Главная ценность семьи – любовь. И даже в древние времена китайский мудрец Конфуций говорил: «Семья – это маленькое государство, и держится оно на любви» (слайд 2).

- Рассказ учителя и работа с текстом учебного пособия (выборочное чтение).

 - Семью создают два человека, полюбившие друг друга. Издавна на Руси православные люди, решившие создать семью, венчались в церкви. Венчание – одно из важнейших таинств православной церкви. Венчание будущих супругов совершается священником, который благословляет жениха и невесту на счастливую семейную жизнь. Молодые люди обещают любить друг друга, заботиться друг о друге, никогда не оставлять ни в беде, ни в болезни, и никогда не нарушать священного брачного союза. На головы жениху и невесте во время венчания возлагают венцы (слайды 3 -7). На странице 86 учебника найдите ответы на следующие вопросы:

   Каковы значения венца?

   Почему венец имеет форму кольца?

(ответы детей) Ответьте, что из прочитанного материала оказалось для вас новым? Что показалось удивительным? (ответы детей) И вот теперь в нашем доме живут муж и жена (дети «заселяют в дом мужа и жену»).

- Обсуждение смысла русской народной пословицы, беседа с учащимися о семейных традициях.

 - В народе говорили: «Семья без детей, что цветок без запаха». Как вы понимаете смысл этой пословицы? (ответы детей) Чтобы семья была счастливой, а дом – светлым, в семье нужны дети. Почему дети являются очень важной частичкой дружной семьи? (ответы детей) А теперь, чтобы в нашем «доме» поселились радость и тепло, заселим туда детей (дети «заселяют в дом детей»).

Вывод: Рождение ребёнка наполняет жизнь семьи светом, радостью и смыслом.

 - Можно ли жить в таком доме? Почему? (ответы детей) Прочитайте 4 абзац на странице 87 и скажите, что же будет «крышей» нашего дома? Почему? (ответы детей; слайды 8-12 с фотографиями (или рисунками) и рассказами детей о семейных традициях своей семьи).

Вывод: Семейные традиции делают нашу семью дружной, крепкой, защищённой от всех невзгод.

- Чтение и анализ текста К. Д. Ушинского «Дедушка», работа с учебником.

 - Учиться любить надо ещё в родительском доме, иначе любовь не приживётся и в твоей новой взрослой семье. Тот, кто не научился любить в родительском доме, не сможет любить и тогда, когда создаст свою семью. Предлагаю вам послушать поучительный рассказ К. Д. Ушинского «Дедушка» (чтение рассказа учеником; слайд 13). Какие чувства вызвал у вас этот рассказ? Правильно ли поступили сын и его жена с дедушкой? Почему? Что подтолкнуло их к исправлению ошибки? Ребята, что же может стать причиной непонимания и холода в семье? (ответы детей) Значит, жить в семье – это великий труд, ведь надо быть внимательными и тактичными по отношению к родным и уметь нести бремя друг друга. Понятны ли вам слова «тактичность» и «бремя»? (обращение к учебнику, стр. 87 2 и 5 абзац) 

Вывод делают учащиеся, исходя из рассказа и текста учебника (над домом прикрепляем солнышко и заранее приготовленные «ладошки», олицетворяющее тепло, заботу, уют и т.п. в доме). Ребята, а вы хотите узнать, почему мы расположили «ладошки» по кругу? В кругу семьи легче решить проблемы, понять каждого, разговаривать, глядя друг другу в глаза. Без постоянного общения, взаимного прощения и терпения жизнь в семье невозможна.

-Домашнее задание.

Прочитать материал учебника – страницы 86-87 вместе с родителями и ответить на вопросы. Тетрадь: страница 10 номер 2.

- Итог.

 - Какую семью можно назвать христианской? (ответы детей - слайд 14 с опорными словами) Что же помогло нам построить дом счастливой семьи? (ответы детей; рассказ стихотворения, подготовленного одним из учеников – слайды 15-16).

В семейном кругу мы с вами растём,

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты выходишь из этой семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаём,

Основа основ – родительский дом!

 - Пусть в вашем доме всегда живут любовь, забота, терпение, тепло, взаимопонимание и тактичность! Умейте прощать и не помните зла. Общайтесь друг с другом, ведь только сообща, в кругу семьи можно всё преодолеть!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Христианская семья и ее ценности

Тема урока: Христианская семья и ее ценности...

Конспект урока "Христианская семья"

Урок помогает детям и их родителям взглянуть изнутри на семейные ценности, которые передаются в семье.Учащиеся дают определение , что такое семья.Способствует выявлению знаний у детей по изученной ран...

Презентация к уроку "Христианская семья"

Слайды к уроку помогают сопровождать слова учителя. Что такое венцы, венчание. Слайд к рассказу-притче Л.Н. Толстого "Старый дед и внучек". История любви и верности благоверных Петра и Февронии....

конспект урока "Христианская семья"

Конспект с использованием презентации....

Проект урока по ОКСЭ Модуль: Основы православной культуры Тема урока: Христианская семья.

Урок - ознакомление с новым материалом. Урок составлен в соответствии с новым требованием ФГОС НОО....