"Храм"
план-конспект урока (орксэ) по теме

Ковлягина Наталья Ивановна

Разработка урока По основам религиозной культуры и светской этики.

Модуль: Основы православной культуры.

Тема урока: Храм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл khod_uroka.docx488.59 КБ

Предварительный просмотр:

              Муниципальное образовательное учреждение

              Шатковская общеобразовательная школа №1

  Разработка урока

По основам религиозной культуры

             и светской этики.

Модуль: Основы православной культуры.

Тема урока: Храм.

Номер урока: 14.

Тип урока: Открытие новых знаний  через

               заочную экскурсию в храм.

                               Выполнила: учитель начальных классов

                                                     Ковлягина Наталья Ивановна

                          Р.п. Шатки, 2012 учебный год

Тема урока: Урок №14. Храм.

Цель:

  • Дать представление о назначении православного храма и его устройстве.

Задачи:

  • Познакомить с понятием «православный храм» и его назначением, устройством православного храма;
  • Формировать представление о его ценности как святыни для православных людей;
  • Активизировать историко-культурный словарь учащихся;
  • Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому, культурному наследию;
  • Развивать способности коммуникативного общения, положительные эмоции, связанные с темой урока.

Оборудование:

 

  • Учебник;
  • Презентация;
  • Музыкальное сопровождение;
  • Раздаточный материал:
  1. Карточки для дифференцированной работы;
  2. Бумажные листочки для выполнения задания.

Тип урока:

   

   Открытие новых знаний  через заочную экскурсию в храм.

                                    План урока

1. Орг. момент (1 минута)

2. Проверка домашнего задания (5 минут)

3. Актуализация знаний (2 минуты)

4. Сообщение темы урока и целеполагание (2 минуты)

5. Изучение нового материала (15 минут)

6. Первичное восприятие нового материала (5 минут)

7. Физкультминутка (1 мин)

8. Закрепление изученного (10 минут)

9. Домашнее задание (2 минуты)

10. Рефлексия (2 минуты)

                                             

                                       Ход урока

1. Орг. момент

             Итак, друзья, внимание-

             Ведь прозвенел звонок.

             Садитесь поудобнее,

             Начнем сейчас урок!

2. Проверка домашнего задания.

Учитель:

- Ребята, назовите золотое правило этики?

(ответы учащихся: Не делай другим того, чего ты не хотел бы для себя)

- Как вы поняли это правило? Приведите примеры.

(ответы учащихся)

- Как уберечься от осуждения других?

(ответы учащихся)

- Молодцы, хорошо поняли тему прошлого урока и придерживаетесь этого правила в жизни.

3. Актуализация знаний.

 Звучит колокольный звон (Слайд №2)

- Какие чувства вызывает у вас колокольный звон?

(ответы учащихся)

- Как вы думаете, зачем нужны колокола?

(Ответы учащихся: Раньше, услышав звон колокола, народ  шел на собрание; колокол звонил вовремя пожаров; звал людей на битву с недругом)

- Верно.

- А где можно в наше время  услышать колокольный звон?

(ответы учащихся)

Учитель:

Отгадайте загадку.

                  На горе стоит свеча,

                  В ней молитва горяча!

- Что это такое?

(церковь, храм)

- Правильно.

- Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке.

 Сформулируйте тему нашего урока.

( «Храм», «Православный храм»).

4. Сообщение темы урока.

Учитель:

Сегодня, ребята, мы совершим заочную экскурсию в православный храм.

(Слайд №3)

- Чтобы вы хотели узнать о храме?

(ответы учащихся)

- Зачем знать о храмах и их внутреннем устройстве?

(Это наша история, наша жизнь, которую должен знать каждый православный человек).

- Вам уже приходилось бывать в церкви или православном храме?

  С кем вы ходили в храм?

5. Изучение нового материала.

Учитель:

- Запишите тему урока в тетрадь.

1) Записывают тему  в рабочую  тетрадь.

2) Работа в группах с последующей проверкой, одинаковые  слова  не должны повторяться.

- Обсудите и запишите по три слова, с которым  ассоциируется слово «храм».

Храм (запись слова на доске):

 церковь, свечи, иконы, крест, Бог, молитва, священник, душа, ангел…

- Так что же такое по – вашему храм? (Слайд №4)

(храм- это священное сооружение, в котором собираются люди для совместных молитв)

3) Вступительное слово учителя

У каждого человека есть дом, в котором он живет вместе со своими родственниками. Это общий дом для всех членов одной семьи. Есть общий дом и для верующих в Бога людей.

Этот дом называется ХРАМОМ. Это специальное место для молитв, для проведения обрядов и богослужений. Верующие во Христа любят свой дом, потому что в храме душа верующего находит спокойствие и защиту.

Священные сооружения есть и в других культурах:

Мечеть – у мусульман

Синагога – у евреев

Буддийские монастыри – дацаны.

Древнерусские зодчие стремились выделять храмы, церкви среди остальных городских зданий. Для строительства выделялось самое высокое место, чтобы храм было видно издалека.

Учитель:

- Ребята, послушайте как появилась церковь у нас в Шатках.

 (рассказ учитель)  (слайд №5)

Первые церкви на Шатковской земле появились после победоносного похода Ивана Грозного 1552года.

О Шатках, как населенном пункте, упомянуто в 1583 году, в Шатках уже существовала церковь, служитель её дьячок Трешка Борисов.

1621-1623году- в центре Шатков деревянная церковь в честь Успения Причистой Богородицы с пределом Николы Чудотворца.У церкви было два колокола.

 К началу 17 века на нашей земле уже было 22храма, возводились церкви на средства помещиков и прихожан, но до нашего времени не сохранились, так как были деревянные, некоторые разрушились по – ветхости, другие сгорели и в Шатках тоже.

В 1780 году вновь строится деревянная церковь Казанской Божьей Матери, а 1788 году первая каменная церковь Пресвятой Живоначальной Троицы, действующая до 1933 года, но была ликвидирована и переоборудована под клуб, а в 1969 году перестроена Казанская церковь под филиал механического приборостроительного завода. Но по ходатайству жителей Шатков владыке Ноколаю митрополиту Нижегородскому и Арзамасскому о передаче церкви Пресвятой Живоначальной Троицы и создание в ней прихода. И в 1998 году церковь восстановлена и действует поныне. В 2006 году на пожертвование прихожан в церкви был позолочен иконостас.

 

Церкви и Храмы строились по особым правилам- КАНОНАМ.

Храмы строились в виде креста - символа Христа (Слайд №6,7)

Либо в виде круга – символа вечности (Слайд №8)

Либо в виде корабля, плывущему по житейскому морю, где люди спасаются от жизненных бурь (Слайд№9)

В храме нет ничего неосмысленного, случайного.

Войдем вовнутрь храма и посмотрим на его устройство, убранство.

3) Самостоятельная работа с текстом учебника страница 48- 51 .

(По ходу прочтения текста учащиеся записывают в тетрадь  незнакомые и непонятные для них слова, делая пометы на полях)

6. Первичное восприятие нового материала.

1) После текстовая коллективная работа.

Учитель:

- Какие новые слова- понятия для вас открыл текст учебника?

(учащиеся зачитывают записанные ими непонятные слова:

кадило, икона, иконостас, алтарь, канун, благословение).

2) Словарная работа (объяснение новых слов).

- Давайте еще раз посмотрим на храмы (Слайд №10 Нижегородской области)

Учитель:

Храмов много, все они очень похожи и все разные, как и люди – в чем-то одинаковы: руки, ноги, туловище, голова , душа и в тоже время разные ( цвет глаз, волос, форма лица), у каждого свой характер, своя жизнь.

Человек рождается, и храм рождается, человек получает имя и у храма есть имя – он освящается в честь святого человека или святого праздника, или святой иконы.

Каждая деталь храма имеет глубокий смысл и значение.

- Ребята, чем же они все похожи?

 (у всех есть купол, крест) (Слайд №11)

- На что похож купол?

(на пламя свечи - округлый или продолговатый как луковица, есть крест на верху)

- Как вы думаете, что символизирует крест?

( Крест – главный знак христианства, Христос умер на Кресте, и крест –знамя Его победы над смертью).

Учитель:

Православный храм разделен на 3 части (Слайд №12):

1.Притвор – место, где раньше стояли люди, которые готовились к крещению.

2.Вторая самая большая часть – место прихожан, собиравшихся на церковную службу.

Везде висят иконы, горят свечи, лампадки.

3.Центральная стена – иконостас. За ним алтарь.

- Ребята, как вы поняли, что такое иконостас? (Слайд №13,14)

(ответы учащихся).

В иконостасе 3 двери, ведущие в алтарь.

- Как называется центральная дверь? (слайд №15)

(Царские врата, через них могут ходить только священнослужители. Через две другие: северные и южные – помощники священнослужителя)

- Какие иконы в иконостасе присущи всегда?

( Слева – от Царских врат икона Спасителя, справа – икона Богоматери).

- Какое самое главное место в храме?(Слайд №16)

(Алтарь)

Учитель:

Там находится святой престол (четырехугольный стол, покрытый священными одеждами, он находится по средине алтаря на нем лежат: крест, Евангелие, шелковый плат с изображением Иисуса Христа в гроб).

- А как вы поняли, что такое икона? (Слайд № 17)

(ответы учащихся)

- Почему так много икон с изображением Пресвятой Богородицы?

(это говорит о всенародном почитании Божьей Матери).

- Ребята, как называется место в храм , где молятся о людях уже ушедших из земной жизни.

 (канунник, ответы детей) (Слайд №18)

Учитель:

3) Индивидуальная работа.

Возьми листочки бумаги и напиши две записочки.

Первую - о здравии своих родных и друзей.

Вторую записочку напиши об упокоении своих близких.

Помни: в церковных записочках всегда пишутся полные имена в родительном падеже.

7. Физкультминутка

8. Закрепление изученного.

 

а) Игра «Рыбалка». Коллективная работа ( Слайд №19 )

    (выловите слова, которые относятся к теме «Храм»)

(Природа, звонарь, радость, свеча, дом, отец, канун, икона, Родина, алтарь, картина, замок, крест, колыбельная, кадило, стихи, Царские врата, молитва).

б) Дифференцированная работа (Слайд №20)

1группа допишите незаконченное предложение:

Икона –это..

Иконостас – это…

Царские врата – это..

Канун – это…

Кадить в храме, значит …

Панихидный столик нужен для того, чтобы…

Благословение – это …

2 группа – сделайте подпись к картинкам

Икона_Спасителя_1

Канун_1

Кадило_1

Свеча_1

111

Канун_1

Иконостас_1

Священник_2

Царские врата_1

Алтарь_1

Слова – подсказки: Царские врата, канун, икона, алтарь, свеча, иконостас, кадило, икона, священник.

3 группа – подберите слова – прилагательные, характеризующие наш храм в Шатках.

(Храм: красивый, легкий, воздушный, любящий, добрый, искренний, нежный).

Учитель:

Во всех общественных местах существуют определенные правила поведения, и в храме мы должны знать как вести себя правильно, соблюдая церковный этикет.

- Давайте, все вместе составим свод правил поведения в храме.

Коллективная работа (Слайд №21)

(Вести себя тихо;

 Не разговаривать;

 Отключить сотовый телефон;

 Не вертеться и не смотреть по сторонам;

 Внимательно слушать священника).

Учитель:

А я еще хочу дополнить несколько правил для мальчиков и девочек.

Для мальчиков                                                  Для девочек

Прежде чем войти в собор,

Головной сними убор,

Злые мысли отгони:

Не нужны тебе они.

Скромную одень одежду,

В брюках в храм идет невежда,

Голову платком покрой

И тихонько в храме стой.

9. Домашнее задание (Слайд №22)

Прочитайте текст и ответьте на вопросы учебника стр.48-51.

1и 2 группа –  рисунки храма

3 группа – вылепить храм из пластилина (совместная работа с родителями).

10.Рефлексия (Слайд №23)

Учитель:

- Вы замечательно сегодня поработали .

А сейчас давайте  поделимся своими впечатлениями, которые получили на уроке, методом незаконченного предложения:

Я узнал (а), что ________________________ .

Мне понравилось, что __________________ .

Для меня храм – это ____________________ .

                           Литература

  1. Учебник А.В. Кураев «Основы православной культуры».
  2. Диск по УМК к учебнику А.В. Кураев «Основы православной культуры».
  3. Полная энциклопедия «Православие», Санкт-Петербург, «Весь», 2008.
  4. Символика и устройство православного храма, Москва «Лепта Книга»,-2008;
  5. Закон Божий, «Оранта», - 2008;
  6. Инжутов А. А. Шатковский край в XVI-XVII вв. Страницы истории и географии. – Арзамас: Арз. тип., 2009.
  7. Материалы для истории церквей Нижегородской епархии. Арзамасской десятины жилыя данныя церкви и пустовыя церковныя земли 7136 (1628)-1746 гг. Выпуск 1. – М.,1902.
  8. Яйцев Ю. Из истории Шатковской Троицкой церкви. Новый путь, 5 января 2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по курсу ОРКСЭ "Православный храм"

Курс  ОРКСЭ. Модуль "Основы православной культуры". Урок №14. 4 класс....

Православный храм

Урок по ОПК (4 класс)...

« Православный храм и его устройство. Внутреннее убранство храма.»

Экскурсия к храму Покрова Пресвятой Богородицы при Санкт-Петербургском Государственном политехническом университете....

«Православный храм» (правила поведения в храме)

Издавна, где бы не селился русский народ, на том месте сразу же возводился православный храм. Человек всегда стремится к прекрасному, надеется на лучшее и его душа находит покой  только в Боге, п...

Тихвинский храм Божьей Матери - открытие храма и урок-экскурсия

Тихвинский храм Божьей Матери - открытие храма и урок-экскурсияПрезентация открытия храма по ссылке:https://disk.yandex.ru/i/g_6RzBbLgIVLPgУрок-экскурсия в Тихвинский храм Божьей Матери....

Презентация "Православные Храмы. Храм села Дивноморское"

Презентация использовалалась на уроке Кубановедения и ОПК"...

Урок по ОПК "Знакомство с православным Храмом. Храмы Сергиева Посада"

Виртуальная экскурсия рекомендована при изучении модуля "Основы православной культуры и светскойэтики, а также при изучении храмов Сергиева Посада....