Главные вкладки

    Конспект урока по курсу ОРКСЭ "Добро и зло"
    план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

    О нравственных принципах человека

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Конспект урока "Добро и зло"25.59 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок по курсу ОРКСЭ

    Тема: Добро и зло. Понятие греха, покаяния и воздаяния»

    4 класс

     Составила: учитель МБОУНОШ г. Покров

     Левина М.Г.

    1.Организационный момент.

    Приветствие учителя.

    Придумано кем-то просто и мудро

    При встрече здороваться

    Доброе утро!

    Доброе утро  солнцу и птицам

    Доброе утро приветливым лицам.

    2.Самоопределение к деятельности(с сигнальными  карточками)

    Зелёный-готов к разговору,

    Жёлтый-сомневаюсь,

    Красный-не готов.

    3.Постановка цели и задач урока.

    Добро и Зло с далёких пор

    Ведут свой древний,давний спор.

    Кто на яву, а не во сне

    Сильней и крепче на Земле.

    «Сильнее я»,сказало Зло.

    Кто служит мне,тем повезло.

    Я щедро отблагодарю ,

    Земные блага подарю,

    Машины,деньги,мощь и власть

    Пусть насладятся жизнью всласть.

    Добро сказало:»Может быть,

    Но только я могу  любить.

    Хоть за душою ни гроша

    Для всех людей важна душа.

    Я виллы,яхты не дарю

    Зато я душу сохраню.

    Друзей,родных,детей и дом

    И много счастья в доме том,

    Не знаю,что ещё сказать…

    Остаться с кем,самим решать.

    Добро и Зло с далёких пор

    Не оставляют этот спор.

    О чём будем говорить на уроке?

    Какие задачи ставим перед собой?

    4.Постановка проблемы  и выход из неё.

    Что значит добро и зло?(ответы детей)

    Работа по презентации

    Добро-

    Зло-

    Что значит быть добрым?(ответы детей)

    Работа с пословицами (работа в парах)

    5.Закрепление полученных знаний.

    1)Продолжение работы по презентации.(беседа по слайдам)

    2)Беседа по материалу учебника.

    Всегда ли понятия о добре и зле были такими, как сейчас.

    Разные народы и религии по своему объясняли появление добра и зла на Земле.

    Учебник (с.24)

    Во все времена люди разных национальностей должны были вести борьбу со злом,искоренять зло в себе.

    А как в Библии говорится о происхождении добра и зла?

    (выступление ученицы)

    Притча(христианская)

    Притча о добре и зле.

    Однажды, Добро пришло в гости к Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара положило соли. Добро попробовало соленый чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило за угощение. А когда Добро уходило от Зла, оно сказало: «Что-то сахар у вас не очень сладкий был. Вот вам деньги, купите себе конфет к чаю». Зло все перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги.

    Так Добро отплатило Злу за зло – добром.

    Вывод:  Делай добро за добро,делай добро и за зло.

    Притча(мусульманская) Давным-давно жил великий шах. Он приказал построить прекрасный дворец. Там было много чудесного. Среди прочих диковин во дворце был зал, где все стены, потолок, двери и даже пол были зеркальными. Кроме того, стены этой залы были устроены так, чтобы создавать эхо. Спросишь: “Кто ты?” - и услышишь с разных сторон в ответ: “Кто ты? Кто ты? Кто ты?..”

    Однажды в зал забежала собака и в изумлении застыла посередине - целая свора собак окружила её со всех сторон, сверху и снизу. Собака испуганно оскалила зубы - и все отражения ответили ей тем же самым.

    Перепугавшись и ощетинившись, собака зарычала - тысячи собак зарычали на неё. Собака залаяла - эхо не отставало. Собака металась туда и сюда, в попытках укусить злых собак, но… лишь кусала воздух. А её отражения тоже носились вокруг, щёлкая зубами.
    А на следующий день во дворец забежал ребёнок...и со всех сторон его окружили улыбки и радость

    Вывод: Что сделал ребёнок? Почему его окружили улыбки и радость?А от чего умерла собака?

    Окружающий нас мир –как большое зеркало, отражает добро и зло.

    Мир таков  каким мы его делаем.

    Притча

    Буддийская притча.

    Один из учеников спросил Будду

    - Если меня кто-нибудь ударит, то я должен делать?

    - Ели тебя ударит сухая ветка, упавшая с дерева, что ты будешь делать? – спросил в ответ Будда.

    - Что я буду делать? Это же простая случайность, что я оказался под деревом, когда с него упала ветка, - сказал ученик – Ничего.

    Тогда Будда заметил:

    - Так делай то же самое. Кто-то был безумен, разгневан и ударил тебя. Это все равно, что ветка с дерева упала тебе на голову. Пусть это не тревожит тебя, иди своим путем, будто ничего и не случилось.

    Чему   нас учит эта притча?

    Работа с репродукцией картины в учебнике.

    Как считаете: удалось ли художнику передать содержание этого Библейского сюжета?

    (В иудаизме и христианстве говорится о том,что бог создал рай на Земле, в котором было прекрасно, зла не было. Что произошло потом?

    Грустными ушли Адам и Ева из рая. Мир стал меняться, стал страшным и жестоким. На Земле появилось зло, непослушание, печаль и смерть.

    Таблица (слайд)

    Адам и Ева совершили непослушание Богу –это называется ГРЕХОМ,

    Нарушение заповеди –ГРЕХОПАДЕНИЕ.

    Чему учит Библия,если  человек совершил грех?

    ПОКАЯНИЕ –единственный путь к спасению.

    Продолжение работы по материалу учебника с. 26-27

    Дома вы прочитали притчу о блудном сыне.Почему сын ушёл из дома? Что с ним произошло? Почему сын вернулся в отчий дом?Почему отец простил сына?(он покаялся)

    Чтение в учебнике условий спасения в разных религиях.

    Вывод:

    УСЛОВИЯ СПАСЕНИЯ:

    Таблица              (  вопрос: Что является условием спасения?)

    Христианство-

     

     ВЕРА В ХРИСТА

    Иудаизм -

    ИСПОЛНЕНИЕ ЗАПОВЕДЕЙ БОГА

    Ислам –

    ВЕРА В БОГА ,ПОСЛАВШЕГО КОРАН

    Буддизм-

    ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ СТРАДАНИЙ (НИРВАНА )

    Как вы думаете,чего на Земле больше добра или зла?

    Весы «Добро и зло»  (распределить слова на две  группы)

    1 ряд  -добро

    2ряд  -зло

    3ряд  -Какая чаша должна перевесить?Вспомните и напишите на листочке добрый или злой поступок и положите на эту чашу.

    Слова:

    Дружба

    Радость

    Вражда

    Забота

    Мир

    Уничтожение

    Взаимопомощь

    Обман

    Насилие

    Справедливость

    Лживость

    Правдивость

    Честность

    Жадность

    Трусость

    Милосердие

    Жесткость

    Хвастливость

    Мужество

    Трудолюбие

    Обман

    Насилие

    Скромность

    Болтливость

    Тактичность

    Справедливость

    А каких людей называют добрыми,а каких злыми?

    Сценка:

    ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА: Бабушка, Петя, Сережа

    АВТОР:  

    На крыльце сидит старушка,

    Перед ней лежит игрушка.

    За игрушкой внук стоит

    И старушке говорит.

    ПЕТЯ: Дал машину я Сергею,

    А теперь и сам жалею.

    И зачем я только дал?

    Всю машину он сломал.

    И теперь стоит, смеется,

    Да еще не сознается.

    Говорит, была такая,

    Будто я его не знаю.

    Не прощу ему я это.

    Ты мне только посоветуй,

    Что мне делать? Как мне быть?

    Как Сергею отомстить?

    АВТОР: Смотрит бабушка на внука.

    Говорит ему

    БАБУШКА: А ну-ка! Подойди ко мне поближе.

    Я ведь, знаешь, плохо вижу.

    Сядь со мною на крылечко

    Успокой свое сердечко.

    Мы сейчас поговорим,

    Как Сергею отомстим.

    Помнишь, я тебе, мой милый,

    Об Иисусе говорила?

    Как Он по земле ходил,

    Как Он грешников любил.

    Как, горя святой любовью,

    Он больным давал здоровье.

    Как несчастных утешал,

    Как обиды всем прощал.

    И слова его звучали,

    Чтобы мы врагов прощали,

    Чтобы как друзей любили,

    Чтоб добром за зло платили.

    Хочешь ты, как Он любить?

    На Него похожим быть?

    АВТОР: Внук кивает

    ПЕТЯ: Да, конечно.

    АВТОР: Глубоко вздохнул сердечно,

    А потом сказал, робея

    ПЕТЯ: Только как же быть с Сергеем?

    АВТОР: Молвит бабушка тогда

    БАБУШКА: И учил Христос всегда,

    Если враг голоден твой,

    Накорми его, родной.

    Если враг твой хочет пить,

    Постарайся напоить.

    АВТОР:

    Ивот принял он решенье.

    Положил в карман печенье,

    Взял он кружку с молоком

    И во двор бежит бегом.

    Как чудесно солнце греет!

    Увидал Он там Сергея.

    И кричит ему

    ПЕТЯ: Сергей! Подойти ко мне скорей!

    Да не бойся подходить, я тебя не буду бить.

    АВТОР: Подошел Сергей к порогу.

    На Петра глядит с тревогой.

    Тот с приветливым лицом

    Держит кружку с молоком.

    Говорит ему

    ПЕТЯ: Сережа! Хочешь кушать ты, быть может?

    АВТОР: А Сергей ему в ответ прошептал

    СЕРГЕЙ: Да вроде, нет…

    АВТОР: Петя смотри с сожаленьем

    Ах, как жалко!

    И с волненьем говорит

    ПЕТЯ: А может быть, ты Сережа хочешь пить?

    Вот, давай попьем с тобою, знаешь, вкусное какое!

    АВТОР: И Сергею прямо в рот

    Кружку с молоком сует.

    А Сергей стоит невесел,

    Низко голову повесил.

    Прямо под ноги глядит

    И тихонько говорит.

    СЕРГЕЙ: Петя, где твоя машина?

    Мы ее сейчас починим.

    АВТОР: Помолчал, потом сказал

    СЕРГЕЙ: Это я ее сломал

    8.Подведение итогов урока.

    Быть добрым нелегко,нужно этому  учиться. Как стать добрым? (памятка)

    Игра

    «: Доброе дело –это когда..» :

    Дерутся (нет),

    Списывают (нет),

    Выполняют просьбы и указания родителей (да),

    Подают милостыню нищим и больным (да),

    Радуются,когда у товарища происходит несчастье(нет),

    Прощение обидчика(да).

    Так какой путь,дорогу вы выберите?

    ДОРОГУ  ДОБРА   (исп.песни)

    Спроси у жизни строгой

    Какой идти дорогой

    Куда по свету белому

    Отправиться с утра

    Пр. Идти за солнцем следом

    Хоть этот путь неведом

    Иди мой  друг, всегда иди

    Иди дорогою добра

    9.Рефлексия.

    Понравился ли урок?(сигн.карточки)

    Что узнали? Чему научились?

    10.Домашнее задание.

    1вариант-

    2вариант -


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект урока по курсу ОРКСЭ и презентация

    Модуль " Основы буддийской культуры". Конспект урока №13 " Отношение к природе". Презентация к уроку....

    Конспект урока по теме "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния".

    Основные виды деятельности на уроке - беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка твор...

    Конспект урока по теме "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния" (продолжение темы)

    Основные термины и понятия урока - грех, грехопадение, покаяние, добро, зло.  Виды деятельности - беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источ...

    Конспект урока по теме "Дюбро и зло"

    Конспект урока "Основы светской этики" в 4 классе по теме "Добро и зло" с презентацией....

    конспект урока по ОРКСЭ "Добро и зло"

    Данный урок  занимает особое место в курсе «ОРКСЭ» и позволяет расширить представление о понятиях «Добро» и «Зло», воспитывается добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающему миру. Спо...

    Конспект урока по курсу ОРКСЭ "Добро и зло". 4-й класс

    Урок проводится в 4 классе. Цель: формирование основ морали – осознанной необходимости    определенного поведения,             обусловленного в общест...

    Конспект урока по ОРКСЭ "Добро и зло"

    Урок проводится в 4 классе по модулю "Основы православной культуры"...