Конспект урока по курсу ОРКСЭ "Добро и зло"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

О нравственных принципах человека

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока "Добро и зло"25.59 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по курсу ОРКСЭ

Тема: Добро и зло. Понятие греха, покаяния и воздаяния»

4 класс

 Составила: учитель МБОУНОШ г. Покров

 Левина М.Г.

1.Организационный момент.

Приветствие учителя.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться

Доброе утро!

Доброе утро  солнцу и птицам

Доброе утро приветливым лицам.

2.Самоопределение к деятельности(с сигнальными  карточками)

Зелёный-готов к разговору,

Жёлтый-сомневаюсь,

Красный-не готов.

3.Постановка цели и задач урока.

Добро и Зло с далёких пор

Ведут свой древний,давний спор.

Кто на яву, а не во сне

Сильней и крепче на Земле.

«Сильнее я»,сказало Зло.

Кто служит мне,тем повезло.

Я щедро отблагодарю ,

Земные блага подарю,

Машины,деньги,мощь и власть

Пусть насладятся жизнью всласть.

Добро сказало:»Может быть,

Но только я могу  любить.

Хоть за душою ни гроша

Для всех людей важна душа.

Я виллы,яхты не дарю

Зато я душу сохраню.

Друзей,родных,детей и дом

И много счастья в доме том,

Не знаю,что ещё сказать…

Остаться с кем,самим решать.

Добро и Зло с далёких пор

Не оставляют этот спор.

О чём будем говорить на уроке?

Какие задачи ставим перед собой?

4.Постановка проблемы  и выход из неё.

Что значит добро и зло?(ответы детей)

Работа по презентации

Добро-

Зло-

Что значит быть добрым?(ответы детей)

Работа с пословицами (работа в парах)

5.Закрепление полученных знаний.

1)Продолжение работы по презентации.(беседа по слайдам)

2)Беседа по материалу учебника.

Всегда ли понятия о добре и зле были такими, как сейчас.

Разные народы и религии по своему объясняли появление добра и зла на Земле.

Учебник (с.24)

Во все времена люди разных национальностей должны были вести борьбу со злом,искоренять зло в себе.

А как в Библии говорится о происхождении добра и зла?

(выступление ученицы)

Притча(христианская)

Притча о добре и зле.

Однажды, Добро пришло в гости к Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара положило соли. Добро попробовало соленый чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило за угощение. А когда Добро уходило от Зла, оно сказало: «Что-то сахар у вас не очень сладкий был. Вот вам деньги, купите себе конфет к чаю». Зло все перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги.

Так Добро отплатило Злу за зло – добром.

Вывод:  Делай добро за добро,делай добро и за зло.

Притча(мусульманская) Давным-давно жил великий шах. Он приказал построить прекрасный дворец. Там было много чудесного. Среди прочих диковин во дворце был зал, где все стены, потолок, двери и даже пол были зеркальными. Кроме того, стены этой залы были устроены так, чтобы создавать эхо. Спросишь: “Кто ты?” - и услышишь с разных сторон в ответ: “Кто ты? Кто ты? Кто ты?..”

Однажды в зал забежала собака и в изумлении застыла посередине - целая свора собак окружила её со всех сторон, сверху и снизу. Собака испуганно оскалила зубы - и все отражения ответили ей тем же самым.

Перепугавшись и ощетинившись, собака зарычала - тысячи собак зарычали на неё. Собака залаяла - эхо не отставало. Собака металась туда и сюда, в попытках укусить злых собак, но… лишь кусала воздух. А её отражения тоже носились вокруг, щёлкая зубами.
А на следующий день во дворец забежал ребёнок...и со всех сторон его окружили улыбки и радость

Вывод: Что сделал ребёнок? Почему его окружили улыбки и радость?А от чего умерла собака?

Окружающий нас мир –как большое зеркало, отражает добро и зло.

Мир таков  каким мы его делаем.

Притча

Буддийская притча.

Один из учеников спросил Будду

- Если меня кто-нибудь ударит, то я должен делать?

- Ели тебя ударит сухая ветка, упавшая с дерева, что ты будешь делать? – спросил в ответ Будда.

- Что я буду делать? Это же простая случайность, что я оказался под деревом, когда с него упала ветка, - сказал ученик – Ничего.

Тогда Будда заметил:

- Так делай то же самое. Кто-то был безумен, разгневан и ударил тебя. Это все равно, что ветка с дерева упала тебе на голову. Пусть это не тревожит тебя, иди своим путем, будто ничего и не случилось.

Чему   нас учит эта притча?

Работа с репродукцией картины в учебнике.

Как считаете: удалось ли художнику передать содержание этого Библейского сюжета?

(В иудаизме и христианстве говорится о том,что бог создал рай на Земле, в котором было прекрасно, зла не было. Что произошло потом?

Грустными ушли Адам и Ева из рая. Мир стал меняться, стал страшным и жестоким. На Земле появилось зло, непослушание, печаль и смерть.

Таблица (слайд)

Адам и Ева совершили непослушание Богу –это называется ГРЕХОМ,

Нарушение заповеди –ГРЕХОПАДЕНИЕ.

Чему учит Библия,если  человек совершил грех?

ПОКАЯНИЕ –единственный путь к спасению.

Продолжение работы по материалу учебника с. 26-27

Дома вы прочитали притчу о блудном сыне.Почему сын ушёл из дома? Что с ним произошло? Почему сын вернулся в отчий дом?Почему отец простил сына?(он покаялся)

Чтение в учебнике условий спасения в разных религиях.

Вывод:

УСЛОВИЯ СПАСЕНИЯ:

Таблица              (  вопрос: Что является условием спасения?)

Христианство-

 

 ВЕРА В ХРИСТА

Иудаизм -

ИСПОЛНЕНИЕ ЗАПОВЕДЕЙ БОГА

Ислам –

ВЕРА В БОГА ,ПОСЛАВШЕГО КОРАН

Буддизм-

ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ СТРАДАНИЙ (НИРВАНА )

Как вы думаете,чего на Земле больше добра или зла?

Весы «Добро и зло»  (распределить слова на две  группы)

1 ряд  -добро

2ряд  -зло

3ряд  -Какая чаша должна перевесить?Вспомните и напишите на листочке добрый или злой поступок и положите на эту чашу.

Слова:

Дружба

Радость

Вражда

Забота

Мир

Уничтожение

Взаимопомощь

Обман

Насилие

Справедливость

Лживость

Правдивость

Честность

Жадность

Трусость

Милосердие

Жесткость

Хвастливость

Мужество

Трудолюбие

Обман

Насилие

Скромность

Болтливость

Тактичность

Справедливость

А каких людей называют добрыми,а каких злыми?

Сценка:

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА: Бабушка, Петя, Сережа

АВТОР:  

На крыльце сидит старушка,

Перед ней лежит игрушка.

За игрушкой внук стоит

И старушке говорит.

ПЕТЯ: Дал машину я Сергею,

А теперь и сам жалею.

И зачем я только дал?

Всю машину он сломал.

И теперь стоит, смеется,

Да еще не сознается.

Говорит, была такая,

Будто я его не знаю.

Не прощу ему я это.

Ты мне только посоветуй,

Что мне делать? Как мне быть?

Как Сергею отомстить?

АВТОР: Смотрит бабушка на внука.

Говорит ему

БАБУШКА: А ну-ка! Подойди ко мне поближе.

Я ведь, знаешь, плохо вижу.

Сядь со мною на крылечко

Успокой свое сердечко.

Мы сейчас поговорим,

Как Сергею отомстим.

Помнишь, я тебе, мой милый,

Об Иисусе говорила?

Как Он по земле ходил,

Как Он грешников любил.

Как, горя святой любовью,

Он больным давал здоровье.

Как несчастных утешал,

Как обиды всем прощал.

И слова его звучали,

Чтобы мы врагов прощали,

Чтобы как друзей любили,

Чтоб добром за зло платили.

Хочешь ты, как Он любить?

На Него похожим быть?

АВТОР: Внук кивает

ПЕТЯ: Да, конечно.

АВТОР: Глубоко вздохнул сердечно,

А потом сказал, робея

ПЕТЯ: Только как же быть с Сергеем?

АВТОР: Молвит бабушка тогда

БАБУШКА: И учил Христос всегда,

Если враг голоден твой,

Накорми его, родной.

Если враг твой хочет пить,

Постарайся напоить.

АВТОР:

Ивот принял он решенье.

Положил в карман печенье,

Взял он кружку с молоком

И во двор бежит бегом.

Как чудесно солнце греет!

Увидал Он там Сергея.

И кричит ему

ПЕТЯ: Сергей! Подойти ко мне скорей!

Да не бойся подходить, я тебя не буду бить.

АВТОР: Подошел Сергей к порогу.

На Петра глядит с тревогой.

Тот с приветливым лицом

Держит кружку с молоком.

Говорит ему

ПЕТЯ: Сережа! Хочешь кушать ты, быть может?

АВТОР: А Сергей ему в ответ прошептал

СЕРГЕЙ: Да вроде, нет…

АВТОР: Петя смотри с сожаленьем

Ах, как жалко!

И с волненьем говорит

ПЕТЯ: А может быть, ты Сережа хочешь пить?

Вот, давай попьем с тобою, знаешь, вкусное какое!

АВТОР: И Сергею прямо в рот

Кружку с молоком сует.

А Сергей стоит невесел,

Низко голову повесил.

Прямо под ноги глядит

И тихонько говорит.

СЕРГЕЙ: Петя, где твоя машина?

Мы ее сейчас починим.

АВТОР: Помолчал, потом сказал

СЕРГЕЙ: Это я ее сломал

8.Подведение итогов урока.

Быть добрым нелегко,нужно этому  учиться. Как стать добрым? (памятка)

Игра

«: Доброе дело –это когда..» :

Дерутся (нет),

Списывают (нет),

Выполняют просьбы и указания родителей (да),

Подают милостыню нищим и больным (да),

Радуются,когда у товарища происходит несчастье(нет),

Прощение обидчика(да).

Так какой путь,дорогу вы выберите?

ДОРОГУ  ДОБРА   (исп.песни)

Спроси у жизни строгой

Какой идти дорогой

Куда по свету белому

Отправиться с утра

Пр. Идти за солнцем следом

Хоть этот путь неведом

Иди мой  друг, всегда иди

Иди дорогою добра

9.Рефлексия.

Понравился ли урок?(сигн.карточки)

Что узнали? Чему научились?

10.Домашнее задание.

1вариант-

2вариант -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по курсу ОРКСЭ и презентация

Модуль " Основы буддийской культуры". Конспект урока №13 " Отношение к природе". Презентация к уроку....

Конспект урока по курсу" Окружающий мир". Программа А.А. Плешаков. 3 класс.

Данный урок проводится в 3 классе. Работа состоит из презентации и разработки урока. разработка составлена с использованием учебника"Окружающий мир" 3 класс. Автор А.А. Плешаков. Цель данного урока на...

Конспект урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур") на тему "Семья" (4 класс)

Конспект урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур") на тему "Семья" (4 класс)...

Конспекты уроков по курсу "Технология"

В материале представлены конспекты уроков по технологии (1 класс)....

Конспект урока по курсу "Окружающий мир" -"Компас. Ориентирование"

Урок с использованием видеофрагментов, интерактивной доски, работы в группах. Окружающий мир....

Конспект урока по курсу ОРКСЭ "Дружба". Модуль "Светская этика"

Разработка урока поможет развить представление у учащихся о дружбе, друге, добродетельности, понимания их значения в жизни общества....

Конспект урока по курсу ОРКСЭ Тема урока: «Семья»

Показать значение семьи в жизни каждого гражданина. Раскрыть понятие «семья», «члены семьи». Выявить  особенности семьи, обратить  внимание на характерные особенности этого института ...