Урок Справедливость
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

ОРКСЭ-  Урок  " Справедливость"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spravedlivostno.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Бабаян В.С., учитель начальных классов  СП « Остафьево» ГБОУ Школа 2083 г. Москвы

Цель и задачи

Личностные

Воспитывать в детях чувство справедливости.

Развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.

Метапредметных

Развивать кругозор учащихся, обогащать словарный запас.

Развивать умение работать с информацией в процессе чтения: умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать.

прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, делать выводы и обобщения.

Предметных

Раскрыть сущность понятия “справедливость”.

Сформулировать моральные правила справедливого поступка.

Ожидаемые результаты:

  • умение поступать по справедливости,
  • соблюдать моральные правила,
  • умение оценивать свои поступки.

Виды деятельности: беседа, работа с иллюстративным материалом, творческая работа учащихся, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка рассказа.

Основные термины и понятия: 

Оборудование: карта РФ, выставка книг о России, портреты  героев России, великих людей, репродукции картин, на которых изображены русские пейзажи, города.

Ход урока

1. Организация деятельности учащихся.

2. Демонстрация эпизода из сказки «Золушка».

    Как относились мачеха и её дочери к Золушке? (Плохо, несправедливо…)

3. Запись в тетрадь темы урока «Справедливость». Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока? Что такое «справедливость»? (ответы учащихся)

Учитель: Трудно перечислить всё то, что стоит за этим ёмким словом.

Справедливость — это моральное правило, регулирующее отношения между людьми при распределении благ, наград и наказаний, доходов и т. п. Аристотель называл справедливость совершенной добродетелью.

Учитель: 

Какие произведения в русской литературе вам известны, где герои поступают несправедливо?

 (Ответы учащихся: “Лиса и журавль”, “Стрекоза и муравей”, Драгунский “Он живой и светится”.)

Учитель: Могут ли “похожие ситуации” произойти в отношениях между людьми?

(Ответы учащихся: Да.)

 Учитель: Какие моральные правила нужно соблюдать, чтобы быть справедливым?

Ученики: затрудняются ответить.

Учитель: Давайте обратимся к учебнику. Какая страница нам поможет найти ответ? Работа по учебнику. (Дети предлагают прочитать ответ с. 29 читаем  2-7 абзац).

Учитель: Назовите антоним слову «справедливый»

Ученики: несправедливый.

Учитель: Что значит быть «несправедливым»?

(Ответы учащихся.)

Учитель: Давайте узнаем, правы мы или нет? Поищем ответ в учебнике.

Ученики: Читают  учебник с. 29 последний абзац.

Учитель: Какой вывод можно сделать из прочитанного абзаца?  Ученики: Совершая несправедливые поступки, человек теряет

способность правильно оценивать себя. Тем самым он оказывается неспособным увидеть свои нравственные недостатки и не может их исправить и стать лучше, самосовершенствоваться.

Учитель: Послушайте, что говорил французский философ Ж.-Ж. Руссо о несправедливости:

Видеть несправедливость и молчать — это значит самому участвовать в ней.

Согласны ли вы с этим высказыванием сегодня?

(Ответы детей.)

Учитель: Всегда ли люди считали справедливым одно и то же?

Сообщения учащихся (представления о справедливости у разных народов)

Известны разные представления о спра-

ведливости. Например, в XIX в. дворяне

занимали высокое положение в обществе. Их

почитали прежде всего за благородное проис-

хождение и за богатство, а не за заслуги или

выдающиеся способности. И это считалось

морально оправданным и справедливым.

У некоторых народов раньше справедли-

вым считалось правило «Око за око, зуб за

зуб». И сегодня кое-где существует обычай

кровной мести. Однако в современном об-

ществе большинство людей считают это не-

справедливым и принимают меры для иско-

ренения этого дикого обычая.

Сообщение об истории

Учитель: 

– Какие русские военачальники, писатели, композиторы, художники вам известны?

– Можно ли сказать, что эти люди являются гордостью России? Почему?

Работа с портретами:

– Назовите известных вам героев России.

– Что вам известно о защитниках нашей родины?

Учитель: Наш разговор подошёл к концу. Мне очень хочется верить, что он не прошёл впустую. Попробуйте ответить на следующие вопросы.

– Как называется наша страна?

– Как называются люди, живущие в нашей стране?

– Какой город является столицей России?

– Какие символы государства вы знаете?

– Когда исполняется гимн России?

– Почему мы называем Россию нашим Отечеством?

– Почему мы зовём Россию матушкой?

– Кто является Президентом Российской Федерации?

Молодцы! Хочется закончить наш разговор на поэтической ноте.

Ученица (читает стихотворение А. Прокофьева):

Нет на свете родины милее,

Где других лазурней небеса,

Солнце ярче, звёзды всех светлее,

Где отрадны рощи и леса;

Где в реках стремительные воды

Голубеют, словно бирюза,

Где, когда настанет непогода,

Весь народ выходит, как гроза!

Нет на свете Родины дороже.

Надо всем нам делать для неё,

Чтобы день, который нами прожит,

Каждым часом радовал её.

Всюду все в её раздольях – наше.

Отдадим ей думы и дела

И кругом садами опояшем,

Чтобы вечно Родина цвела!

Подведение итогов беседы.

4. Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся.

5. Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся.

6. Самостоятельная творческая работа учащихся. Задание: составьте и запишите в тетрадь предложения со словами Россия, отечество, патриот, президент и др.

7. Обсуждение результатов самостоятельной работы.

8. Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями. Вопросы к учащимся:

– Что ты расскажешь членам своей семьи о нашей Родине после сегодняшнего урока?

– Как ты объяснишь слова патриот, Отечество, Родина.

– О ком из известных людей ты хотел бы рассказать членам своей семьи и друзьям? Почему?

9. Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий.

Задание на дом: Расскажи членам семьи и друзьям об известных тебе людях России. Проведи интервью с членами семьи по вопросам: Каких героев России они знают, в чем их заслуги перед отечеством? Каких русских писателей, художников, композиторов они знают, чем они знамениты? Какие книги о нашей родине России они посоветовали бы тебе прочитать? Есть ли среди ваших родственников те, кто много сделал для родины? Кто это, в чем их заслуги?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Справедливость" Модуль "Основы светской этики"

Воспитать в детях чувство справедливости....

Курс ОРКСЭ Тема урока: Справедливость.

Курс ОРКСЭТема урока: Справедливость....

Урок. "Справедливость"

Предлагаю урок по курсу ОРКСЭ в 4 классе. Тема: "Справдливость".   Задачи урока:v Обсуждение с учащимися моральных правил справедливого человека.v Воспитание в детях чувства справедливо...

Презентация к уроку "Справедливость"

16 слайдов к уроку  "Справедливость"....

технологическая карта к уроку "Справедливость" и конспект

Урок окружающего мира в 4 классе , 1 полугодие...

ОРКСЭ. Конспект урока Справедливость

ОРКСЭ. Конспект урока Справедливость...

Конспект урока "Справедливость"

Курс ОРКСЭ "Основы светской этики" Тема занятия : "Справедливость"...