ОРКСЭ. Конспект урока Справедливость
план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме

Цапина Елена Владиславовна

ОРКСЭ. Конспект урока Справедливость

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse._konspekt_uroka_spravedlivost.docx25.62 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Общая часть

Предмет

ОРКСЭ. Основы светской этики

Класс

4

Тема урока

Справедливость.

Планируемые образовательные результаты 

Предметные

Метапредметные

Личностные

Усвоение понятий «справедливость»,

«справедливый поступок», «признаки справедливости».

П. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Определение основной и второстепенной информации.

Умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.

Р. Умение адекватно воспринимать предложения и оценку.

Составление плана и последовательности  действий.

Умение самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

К. Умение строить монологическое высказывание.

Умение слушать и вступать в диалог.

Умение определять цель, функции участников, способы взаимодействия.

Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Воспитание в детях чувства справедливости.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Развитие самосознания.

Цель урока

Сформировать представление учащихся о справедливости, ее роли и значении в жизни человека и общества, показать нравственную ценность справедливых поступков, учить находить выход из сложных жизненных ситуаций

Основные понятия, изучаемые на уроке

«Справедливость», « справедливый поступок», «признаки справедливости».

Средства ИКТ, используемые на уроке

ПК, проектор.

Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке

Мультфильм «Фантазеры», притчи.

Организационная структура урока

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

3 минут

Проверка готовности к уроку.

Проверка домашнего задания.

- Как вы понимаете значение слова «справедливость»?

Чтение определения в словаре.

- Как вы думаете, почему Аристотель считал справедливость наиважнейшей добродетелью именно для совместного проживания людей?

Регулятивные, познавательные

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

8 минут

 

- Какие синонимы можно подобрать к слову «справедливый»?

- Когда в нашей жизни мы пользуемся этим понятием? Что или кто может быть справедливым или несправедливым?

- Послушайте притчу, которая так и называется «Справедливость»:

-   Нет на свете справедливости!- жалобно пропищала мышь, чудом вырвавшись из когтей ласки. 
   - Доколе же неправду терпеть!- возмущенно крикнула ласка, едва успев спрятаться в узкое дупло от кошки. 
   - Житья нет от произвола!- промяукала кошка, прыгнув на высокий забор и с опаской поглядывая на брешущего внизу дворового пса. 
   - Успокойтесь, друзья!- сказала мудрая сова, сидевшая в клетке на крестьянском дворе.- В ваших сетованиях на жизнь есть доля истины. Но разве справедливость принадлежит по праву кому-то одному из вас? 
   При этих словах мышь выглянула из норы, ласка высунула носик из дупла, кошка поудобнее устроилась на заборе, а пес присел на задние лапы.

   - Справедливость,- продолжала сова,- это высший закон природы, по которому между всеми живущими на земле устанавливается разумное согласие. По этому мудрому закону живут все звери, птицы, рыбы и даже насекомые. Посмотрите, как дружно живет и трудится пчелиный рой. 
   Сова действительно была права. Кому хоть раз приводилось видеть улей, тот знает, что там безраздельно властвует пчелиная матка, распоряжаясь всем и всеми с величайшим умом и справедливо распределяя обязанности между членами многочисленной пчелиной семьи. У одних пчел основная забота - сбор нектара с цветов, у других - работа в сотах; одни охраняют улей, отгоняя назойливых ос и шмелей, другие заботятся о поддержании чистоты. Есть пчелы, коим надлежит ухаживать за маткой, не отходя от нее ни на шаг. Когда повелительница состарится, самые сильные пчелы бережно носят ее на себе, а наиболее опытные и знающие врачуют всякими снадобьями. И если хоть одна пчела нарушит свой долг, ее ждет неминуемая кара. 
 В природе все мудро и продумано, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости -  высшая справедливость жизни.

- Почему все эти звери считали жизнь несправедливой?

- Как вы думаете, права ли сова?

- А вам казалось когда-нибудь, что жизнь с вами несправедлива?

Коммуникативные

Познавательные

Этап 3. Практикум

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

20 минут

- Какого человека можно назвать справедливым? Как он поступает по отношению к себе, к другим людям?

- Что характеризует человека несправедливого?

- Бывало ли так, что вы поступали несправедливо?

- Были ли в вашей жизни случаи, когда несправедливо поступали по отношению к вам?

     Справедливый человек умеет поступать так, как велит ему сердце (в согласии с истиной и правдой), даже тогда, когда это ему невыгодно (не в его интересах). Справедливый человек, принимая решение, думает не о себе (о своей пользе), а лишь о том, чтобы было честно и правильно. Он поступает по совести.

     Несправедливый человек часто не умеет поступать честно и правильно. Когда ему чего-то хочется, он быстро забывает о честности и справедливости, начинает хитрить и делает то, что хочется ему самому, думает только о своей личной выгоде.

- Вы все уже читали рассказ Н.Н.Носова «Фантазеры», но давайте теперь посмотрим мультфильм, обращая внимания на честность и справедливость ребят.

Н.Н.Носов «Фантазеры»

Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали. Только они разговаривали не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу разные небылицы, будто пошли на спор, кто кого переврет.

- Сколько тебе лет? -- спрашивает Мишутка.

- Девяносто пять. А тебе?

- А мне сто сорок. Знаешь, -- говорит Мишутка, - раньше я был большой-большой, как дядя Боря, а потом сделался маленький.

- А я, -- говорит Стасик, -- сначала был маленький, а потом вырос большой, а потом снова стал маленький, а теперь опять скоро буду большой.

- А я, когда был большой, всю реку мог переплыть, -- говорит Мишутка.

 -У! А я море мог переплыть!

- Подумаешь -- море! Я океан переплывал!

- А я раньше летать умел!

- А ну, полети!

- Сейчас не могу: разучился.

- А я один раз купался в море, -- говорит Мишутка, -- и на меня напала акула. Я ее бац кулаком, а она меня цап за голову -- и откусила.

- Врешь!

- Нет, правда!

- Почему же ты не умер?

- Зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошел домой.

- Без головы?

- Конечно, без головы. Зачем мне голова?

- Как же ты шел без головы?

- Так и шел. Будто без головы ходить нельзя.

- Почему же ты теперь с головой?

- Другая выросла.

"Ловко придумал!" -- позавидовал Стасик. Ему хотелось соврать получше Мишутки.

- Ну, это что! -- сказал он. -- Вот я раз был в Африке, и меня там крокодил съел.

- Вот так соврал! -- рассмеялся Мишутка.

- Вовсе нет.

- Почему же ты теперь живой?

- Так он же меня потом выплюнул,

Мишутка задумался. Ему хотелось переврать Стасика. Он думал, думал, наконец говорит:

- Один раз я шел по улице. Кругом трамваи, автомобили, грузовики...

- Знаю, знаю! -- закричал Стасик. -- Сейчас расскажешь, как тебя трамвай переехал. Ты уже врал про это.

- Ничего подобного. Я не про это.

-Ну ладно. Ври дальше.

- Вот я иду, никого не трогаю. Вдруг навстречу автобус. Я его не заметил, наступил ногой -- рраз! -- и раздавил в лепешку.

- Ха-ха-ха! Вот это враки!

- А вот и не враки!

- Как же ты мог раздавить автобус?

- Так он же совсем маленький был, игрушечный. Его мальчишка на веревочке тащил.

- Ну, это не удивительно, -- сказал Стасик. -- А я раз на Луну летал.

- Эва, куда махнул! -- засмеялся Мишутка.

- Не веришь? Честное слово!

- На чем же ты летал?

- На ракете. На чем еще на Луну летают? Будто не знаешь сам!

- Что же ты там на Луне видел?

- Ну, что... -- замялся Стасик. -- Что я там видел? Ничего и не видел.

- Ха-ха-ха! -- рассмеялся Мишутка. -- А говорит, на Луну летал!

- Конечно, летал.

- Почему же ничего не видел?

- А темно было. Я ведь ночью летал. Во сне. Сел на ракету и как полечу в космическое пространство. У-у-у! А потом как полечу обратно... Летел, летел, а потом бряк о землю... ну и проснулся...

 - А-а, -- протянул Мишутка. -- Так бы сразу и говорил. Я ведь не знал, что ты -- во сне.

Тут пришел соседский Игорь и сел рядом на скамеечке. Он слушал, слушал Мишутку и Стасика, потом говорит:

- Вот врут-то! И вам не стыдно?

- А чего стыдно? Мы же никого не обманываем, - сказал Стасик. -- Просто выдумываем, будто сказки рассказываем.

- Сказки! -- презрительно фыркнул Игорь. -- Нашли занятие!

- А ты думаешь, легко выдумывать!

- Чего проще!

- Ну выдумай что-нибудь.

- Сейчас... -- сказал Игорь. -- Пожалуйста.

Мишутка и Стасик обрадовались и приготовились слушать.

- Сейчас, -- повторил Игорь. -- Э-э-э... гм... кхм... э-э-э...

- Ну, что ты все "э" да "э"!

- Сейчас! Дайте подумать.

- Ну, думай, думай!

- Э-э-э, -- снова сказал Игорь и посмотрел на небо. -- Сейчас, сейчас... э-э-э...

- Ну, чего же ты не выдумываешь? Говорил -- чего проще!

- Сейчас... Вот! Один раз я дразнил собаку, а она меня цап за ногу и укусила. Вот даже шрам остался.

- Ну и что же ты тут выдумал? -- спросил Стасик.

- Ничего. Как было, так и рассказал.

- А говорил -- выдумывать мастер!

- Я мастер, да не такой, как вы. Вот вы все врете, да без толку, а я вчера соврал, мне от этого польза.

- Какая польза?

-А вот. Вчера вечером мама и папа ушли, а мы с Ирой остались дома. Ира легла спать, а я залез в буфет и съел полбанки варенья. Потом думаю: как бы мне не попало. Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: "Кто варенье съел?" Я говорю:

"Ира". Мама посмотрела, а у нее все губы в варенье. Сегодня утром ей от мамы досталось, а мне мама еще варенья дала. Вот и польза.

- Значит, из-за тебя другому досталось, а ты и рад! -- сказал Мишутка.

- А тебе что?

-Мне ничего. А вот ты этот, как это называется... Брехун! Вот!

- Сами вы брехуны!

- Уходи! Не желаем с тобой на лавочке сидеть.

- Я и сам не стану с вами сидеть.

Игорь встал и ушел. Мишутка и Стасик тоже пошли домой. По дороге им попалась палатка с мороженым. Они остановились, стали рыться в карманах и считать, сколько у них денег. У обоих набралось только на одну порцию мороженого.

- Купим порцию и разделим пополам, -- предложил Игорь.

Продавщица дала им мороженое на палочке.

- Пойдем домой, -- говорит Мишутка, -- разрежем ножом, чтоб было точно.

- Пойдем.

На лестнице они встретили Иру. Глаза у нее были заплаканные.

- Ты чего ревела? -- спрашивает Мишутка.

- Меня мама гулять не пускала.

- За что?

- За варенье. А я его и не ела. Это Игорь на меня наговорил. Наверное, сам съел, а на меня свалил.

- Конечно, Игорь съел. Он сам нам хвастался. Ты не плачь. Пойдем, я тебе свою полпорцию мороженого дам, -- сказал Мишутка.

- И я тебе свою полпорцию отдам, вот только попробую разочек и отдам, -- пообещал Стасик.

- А вы разве не хотите сами?

- Не хотим. Мы уже по десять порций съели сегодня, -- сказал Стасик.

- Давайте лучше это мороженое на троих разделим, -- предложила Ира.

- Правильно! -- сказал Стасик. -- А то у тебя заболит горло, если ты одна всю порцию съешь.

Пошли они домой, разделили мороженое на три части.

- Вкусная штука! -- сказал Мишутка. -- Я очень люблю мороженое. Один раз я съел целое ведро мороженого.

- Ну, ты выдумываешь все! -- засмеялась Ира. -- Кто тебе поверит, что ты ведро мороженого съел!

- Так оно ведь совсем маленькое было, ведрышко! Такое бумажное, не больше стакана...

- Как вы думаете, кто честнее Игорь или ребята-фантазеры?

- Почему? Ведь Стас и Миша постоянно врут?

- Кто пострадал из-за нечестности Игоря?

- Правильно ли поступили мальчики с Ирой?

Коммуникативные, регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

Длительность этапа

Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции

Формируемые УУД

10 минут

Чтение притчи «Какая бывает справедливость?»

Часто старца Паисия спрашивали, что такое справедливость? Как поступать справедливо? Отец Паисий говорил:

— Есть справедливость человеческая, а есть Божественная справедливость.

— А что такое Божественная справедливость? — спрашивали его.

Тогда старец приводил такой пример.

— Представь, что человек пришёл в гости к другу, и у них оказалось десять слив. Один из них съел восемь, а другому досталось две. Это справедливо?

Нет, — дружно ответили все,- это несправедливо!

Отец Паисий продолжал:

— Тогда так. У двух друзей было десять слив. Они поделили их поровну, по пять, и съели. Это справедливо?

— Да, справедливо! — сказали все.

Но это — человеческая справедливость, — заметил отец Паисий. — Есть ещё справедливость Божественная! Представьте, что один из друзей, у которых было десять слив, догадавшись, что другой очень любит сливы, сказал:

— Будь другом, съешь эти сливы, я их не очень люблю. И к тому же у меня от них болит живот! А я могу съесть только одну.

— Отдай другому то, что он хочет, а не половину, отдай ему хорошее, а себе оставь плохое. В этом и будет Божественная справедливость, — заключил свой рассказ старец.

- Согласны ли вы со старцем?

- Вы всегда стараетесь поступать справедливо?

- В подобной ситуации со сливами как бы вы поступили?

Познавательные,

регулятивные

Коммуникативные

Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание

Длительность

этапа

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам

Формируемые УУД

4 минуты

Рефлексия результатов урока. Беседа.

- Что такое справедливость?

- Легко ли  в различных жизненных ситуациях оставаться справедливым человеком? Почему?

  1. Сегодня я узнал (а).
  2. Я понял (а)…
  3. Я почувствовал (а)…
  4. Было интересно…
  5. Мне захотелось…
  6. Урок дал моей жизни…

Коммуникативные

Домашнее задание

1 минута

- Прочитайте дома страницы 70-73, выберете высказывание Мо-цзы, которое вам понравится больше всего, подготовьтесь объяснить почему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курс ОРКСЭ Тема урока: Справедливость.

Курс ОРКСЭТема урока: Справедливость....

ОРКСЭ Конспект урока модуль «Основы светской этики» Тема: «Добро и зло»

ОРКСЭ «Основы светской этики»    тема: «Добро и зло»...

ОРКСЭ. Конспект урока Мысли и поступки. Слова и речь

ОРКСЭ. Конспект урока Мысли и поступки. Слова и речь...

ОРКСЭ. Конспект урока Нравтсвенные качества

ОРКСЭ. Конспект урока Нравтсвенные качества...

ОРКСЭ.Конспект урока Нравственные законы в современном мире

ОРКСЭ.Конспект урока Нравственные законы в современном мире...

Конспект урока "Справедливость"

Курс ОРКСЭ "Основы светской этики" Тема занятия : "Справедливость"...

Конспект урока "Справедливость"

    Данный   урок направлен на освоение темы "Справедливость " в рамках ОРКСЭ (модуль «Светская этика») в 4 классе.Цель урока: научить учащихся ра...