ОРКСЭ. Конспект урока Справедливость
план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме
ОРКСЭ. Конспект урока Справедливость
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orkse._konspekt_uroka_spravedlivost.docx | 25.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Общая часть | |||||||
Предмет | ОРКСЭ. Основы светской этики | Класс | 4 | ||||
Тема урока | Справедливость. | ||||||
Планируемые образовательные результаты | |||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||
Усвоение понятий «справедливость», «справедливый поступок», «признаки справедливости». | П. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Определение основной и второстепенной информации. Умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. Р. Умение адекватно воспринимать предложения и оценку. Составление плана и последовательности действий. Умение самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия. К. Умение строить монологическое высказывание. Умение слушать и вступать в диалог. Умение определять цель, функции участников, способы взаимодействия. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | Воспитание в детях чувства справедливости. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. Развитие самосознания. | |||||
Цель урока | Сформировать представление учащихся о справедливости, ее роли и значении в жизни человека и общества, показать нравственную ценность справедливых поступков, учить находить выход из сложных жизненных ситуаций | ||||||
Основные понятия, изучаемые на уроке | «Справедливость», « справедливый поступок», «признаки справедливости». | ||||||
Средства ИКТ, используемые на уроке | ПК, проектор. | ||||||
Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке | Мультфильм «Фантазеры», притчи. | ||||||
Организационная структура урока | |||||||
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | |||||||
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД | |||||
3 минут | Проверка готовности к уроку. Проверка домашнего задания. - Как вы понимаете значение слова «справедливость»? Чтение определения в словаре. - Как вы думаете, почему Аристотель считал справедливость наиважнейшей добродетелью именно для совместного проживания людей? | Регулятивные, познавательные | |||||
Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи | |||||||
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД | |||||
8 минут |
- Какие синонимы можно подобрать к слову «справедливый»? - Когда в нашей жизни мы пользуемся этим понятием? Что или кто может быть справедливым или несправедливым? - Послушайте притчу, которая так и называется «Справедливость»: - Нет на свете справедливости!- жалобно пропищала мышь, чудом вырвавшись из когтей ласки. - Справедливость,- продолжала сова,- это высший закон природы, по которому между всеми живущими на земле устанавливается разумное согласие. По этому мудрому закону живут все звери, птицы, рыбы и даже насекомые. Посмотрите, как дружно живет и трудится пчелиный рой. - Почему все эти звери считали жизнь несправедливой? - Как вы думаете, права ли сова? - А вам казалось когда-нибудь, что жизнь с вами несправедлива? | Коммуникативные Познавательные | |||||
Этап 3. Практикум | |||||||
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД | |||||
20 минут | - Какого человека можно назвать справедливым? Как он поступает по отношению к себе, к другим людям? - Что характеризует человека несправедливого? - Бывало ли так, что вы поступали несправедливо? - Были ли в вашей жизни случаи, когда несправедливо поступали по отношению к вам? Справедливый человек умеет поступать так, как велит ему сердце (в согласии с истиной и правдой), даже тогда, когда это ему невыгодно (не в его интересах). Справедливый человек, принимая решение, думает не о себе (о своей пользе), а лишь о том, чтобы было честно и правильно. Он поступает по совести. Несправедливый человек часто не умеет поступать честно и правильно. Когда ему чего-то хочется, он быстро забывает о честности и справедливости, начинает хитрить и делает то, что хочется ему самому, думает только о своей личной выгоде. - Вы все уже читали рассказ Н.Н.Носова «Фантазеры», но давайте теперь посмотрим мультфильм, обращая внимания на честность и справедливость ребят. Н.Н.Носов «Фантазеры» Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали. Только они разговаривали не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу разные небылицы, будто пошли на спор, кто кого переврет. - Сколько тебе лет? -- спрашивает Мишутка. - Девяносто пять. А тебе? - А мне сто сорок. Знаешь, -- говорит Мишутка, - раньше я был большой-большой, как дядя Боря, а потом сделался маленький. - А я, -- говорит Стасик, -- сначала был маленький, а потом вырос большой, а потом снова стал маленький, а теперь опять скоро буду большой. - А я, когда был большой, всю реку мог переплыть, -- говорит Мишутка. -У! А я море мог переплыть! - Подумаешь -- море! Я океан переплывал! - А я раньше летать умел! - А ну, полети! - Сейчас не могу: разучился. - А я один раз купался в море, -- говорит Мишутка, -- и на меня напала акула. Я ее бац кулаком, а она меня цап за голову -- и откусила. - Врешь! - Нет, правда! - Почему же ты не умер? - Зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошел домой. - Без головы? - Конечно, без головы. Зачем мне голова? - Как же ты шел без головы? - Так и шел. Будто без головы ходить нельзя. - Почему же ты теперь с головой? - Другая выросла. "Ловко придумал!" -- позавидовал Стасик. Ему хотелось соврать получше Мишутки. - Ну, это что! -- сказал он. -- Вот я раз был в Африке, и меня там крокодил съел. - Вот так соврал! -- рассмеялся Мишутка. - Вовсе нет. - Почему же ты теперь живой? - Так он же меня потом выплюнул, Мишутка задумался. Ему хотелось переврать Стасика. Он думал, думал, наконец говорит: - Один раз я шел по улице. Кругом трамваи, автомобили, грузовики... - Знаю, знаю! -- закричал Стасик. -- Сейчас расскажешь, как тебя трамвай переехал. Ты уже врал про это. - Ничего подобного. Я не про это. -Ну ладно. Ври дальше. - Вот я иду, никого не трогаю. Вдруг навстречу автобус. Я его не заметил, наступил ногой -- рраз! -- и раздавил в лепешку. - Ха-ха-ха! Вот это враки! - А вот и не враки! - Как же ты мог раздавить автобус? - Так он же совсем маленький был, игрушечный. Его мальчишка на веревочке тащил. - Ну, это не удивительно, -- сказал Стасик. -- А я раз на Луну летал. - Эва, куда махнул! -- засмеялся Мишутка. - Не веришь? Честное слово! - На чем же ты летал? - На ракете. На чем еще на Луну летают? Будто не знаешь сам! - Что же ты там на Луне видел? - Ну, что... -- замялся Стасик. -- Что я там видел? Ничего и не видел. - Ха-ха-ха! -- рассмеялся Мишутка. -- А говорит, на Луну летал! - Конечно, летал. - Почему же ничего не видел? - А темно было. Я ведь ночью летал. Во сне. Сел на ракету и как полечу в космическое пространство. У-у-у! А потом как полечу обратно... Летел, летел, а потом бряк о землю... ну и проснулся... - А-а, -- протянул Мишутка. -- Так бы сразу и говорил. Я ведь не знал, что ты -- во сне. Тут пришел соседский Игорь и сел рядом на скамеечке. Он слушал, слушал Мишутку и Стасика, потом говорит: - Вот врут-то! И вам не стыдно? - А чего стыдно? Мы же никого не обманываем, - сказал Стасик. -- Просто выдумываем, будто сказки рассказываем. - Сказки! -- презрительно фыркнул Игорь. -- Нашли занятие! - А ты думаешь, легко выдумывать! - Чего проще! - Ну выдумай что-нибудь. - Сейчас... -- сказал Игорь. -- Пожалуйста. Мишутка и Стасик обрадовались и приготовились слушать. - Сейчас, -- повторил Игорь. -- Э-э-э... гм... кхм... э-э-э... - Ну, что ты все "э" да "э"! - Сейчас! Дайте подумать. - Ну, думай, думай! - Э-э-э, -- снова сказал Игорь и посмотрел на небо. -- Сейчас, сейчас... э-э-э... - Ну, чего же ты не выдумываешь? Говорил -- чего проще! - Сейчас... Вот! Один раз я дразнил собаку, а она меня цап за ногу и укусила. Вот даже шрам остался. - Ну и что же ты тут выдумал? -- спросил Стасик. - Ничего. Как было, так и рассказал. - А говорил -- выдумывать мастер! - Я мастер, да не такой, как вы. Вот вы все врете, да без толку, а я вчера соврал, мне от этого польза. - Какая польза? -А вот. Вчера вечером мама и папа ушли, а мы с Ирой остались дома. Ира легла спать, а я залез в буфет и съел полбанки варенья. Потом думаю: как бы мне не попало. Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: "Кто варенье съел?" Я говорю: "Ира". Мама посмотрела, а у нее все губы в варенье. Сегодня утром ей от мамы досталось, а мне мама еще варенья дала. Вот и польза. - Значит, из-за тебя другому досталось, а ты и рад! -- сказал Мишутка. - А тебе что? -Мне ничего. А вот ты этот, как это называется... Брехун! Вот! - Сами вы брехуны! - Уходи! Не желаем с тобой на лавочке сидеть. - Я и сам не стану с вами сидеть. Игорь встал и ушел. Мишутка и Стасик тоже пошли домой. По дороге им попалась палатка с мороженым. Они остановились, стали рыться в карманах и считать, сколько у них денег. У обоих набралось только на одну порцию мороженого. - Купим порцию и разделим пополам, -- предложил Игорь. Продавщица дала им мороженое на палочке. - Пойдем домой, -- говорит Мишутка, -- разрежем ножом, чтоб было точно. - Пойдем. На лестнице они встретили Иру. Глаза у нее были заплаканные. - Ты чего ревела? -- спрашивает Мишутка. - Меня мама гулять не пускала. - За что? - За варенье. А я его и не ела. Это Игорь на меня наговорил. Наверное, сам съел, а на меня свалил. - Конечно, Игорь съел. Он сам нам хвастался. Ты не плачь. Пойдем, я тебе свою полпорцию мороженого дам, -- сказал Мишутка. - И я тебе свою полпорцию отдам, вот только попробую разочек и отдам, -- пообещал Стасик. - А вы разве не хотите сами? - Не хотим. Мы уже по десять порций съели сегодня, -- сказал Стасик. - Давайте лучше это мороженое на троих разделим, -- предложила Ира. - Правильно! -- сказал Стасик. -- А то у тебя заболит горло, если ты одна всю порцию съешь. Пошли они домой, разделили мороженое на три части. - Вкусная штука! -- сказал Мишутка. -- Я очень люблю мороженое. Один раз я съел целое ведро мороженого. - Ну, ты выдумываешь все! -- засмеялась Ира. -- Кто тебе поверит, что ты ведро мороженого съел! - Так оно ведь совсем маленькое было, ведрышко! Такое бумажное, не больше стакана... - Как вы думаете, кто честнее Игорь или ребята-фантазеры? - Почему? Ведь Стас и Миша постоянно врут? - Кто пострадал из-за нечестности Игоря? - Правильно ли поступили мальчики с Ирой? | Коммуникативные, регулятивные Познавательные Коммуникативные | |||||
Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция | |||||||
Длительность этапа | Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции | Формируемые УУД | |||||
10 минут | Чтение притчи «Какая бывает справедливость?» Часто старца Паисия спрашивали, что такое справедливость? Как поступать справедливо? Отец Паисий говорил: — Есть справедливость человеческая, а есть Божественная справедливость. — А что такое Божественная справедливость? — спрашивали его. Тогда старец приводил такой пример. — Представь, что человек пришёл в гости к другу, и у них оказалось десять слив. Один из них съел восемь, а другому досталось две. Это справедливо? Нет, — дружно ответили все,- это несправедливо! Отец Паисий продолжал: — Тогда так. У двух друзей было десять слив. Они поделили их поровну, по пять, и съели. Это справедливо? — Да, справедливо! — сказали все. Но это — человеческая справедливость, — заметил отец Паисий. — Есть ещё справедливость Божественная! Представьте, что один из друзей, у которых было десять слив, догадавшись, что другой очень любит сливы, сказал: — Будь другом, съешь эти сливы, я их не очень люблю. И к тому же у меня от них болит живот! А я могу съесть только одну. — Отдай другому то, что он хочет, а не половину, отдай ему хорошее, а себе оставь плохое. В этом и будет Божественная справедливость, — заключил свой рассказ старец. - Согласны ли вы со старцем? - Вы всегда стараетесь поступать справедливо? - В подобной ситуации со сливами как бы вы поступили? | Познавательные, регулятивные Коммуникативные | |||||
Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание | |||||||
Длительность этапа | Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам | Формируемые УУД | |||||
4 минуты | Рефлексия результатов урока. Беседа. - Что такое справедливость? - Легко ли в различных жизненных ситуациях оставаться справедливым человеком? Почему?
| Коммуникативные | |||||
Домашнее задание 1 минута | - Прочитайте дома страницы 70-73, выберете высказывание Мо-цзы, которое вам понравится больше всего, подготовьтесь объяснить почему. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Курс ОРКСЭ Тема урока: Справедливость.
Курс ОРКСЭТема урока: Справедливость....
ОРКСЭ Конспект урока модуль «Основы светской этики» Тема: «Добро и зло»
ОРКСЭ «Основы светской этики» тема: «Добро и зло»...
ОРКСЭ. Конспект урока Мысли и поступки. Слова и речь
ОРКСЭ. Конспект урока Мысли и поступки. Слова и речь...
ОРКСЭ. Конспект урока Нравтсвенные качества
ОРКСЭ. Конспект урока Нравтсвенные качества...
ОРКСЭ.Конспект урока Нравственные законы в современном мире
ОРКСЭ.Конспект урока Нравственные законы в современном мире...
Конспект урока "Справедливость"
Курс ОРКСЭ "Основы светской этики" Тема занятия : "Справедливость"...
Конспект урока "Справедливость"
Данный урок направлен на освоение темы "Справедливость " в рамках ОРКСЭ (модуль «Светская этика») в 4 классе.Цель урока: научить учащихся ра...