ОРКСЭ. Конспект урока Мысли и поступки. Слова и речь
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Цапина Елена Владиславовна

ОРКСЭ. Конспект урока Мысли и поступки. Слова и речь

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse._konspekt_uroka_mysli_i_postupki._slova_i_rech.docx20.41 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Общая часть

Предмет

ОРКСЭ. Основы светской этики

Класс

4

Тема урока

Мысли и поступки. Слова и речь  

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Понимание возможности выбирать, морального выбора как результата сознательной деятельности человека.

П. Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Умение строить сообщения в устной и письменной форме.

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Р. Сличение способа  действия  и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий.

Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей.

К. Умение формулировать собственное мнение и позицию.

Выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов.

Определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

Умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество.

Формирование понимания значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества.

Умение доказывать, что человек всегда находится в ситуации морального выбора.

Доказательство взаимосвязи человеческих поступков и их последствий.

Цель урока

Показать значимость для человека свободы мысли и возможности выбирать

Основные понятия, изучаемые на уроке

Красноречие, многословие, пустословие

Средства ИКТ, используемые на уроке

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок.

Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке

Стихотворение «Ёжик» О.Высотской, притча, афоризмы и высказывания великих людей.

Организационная структура урока

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

5 минут

Проверка готовности учащихся к уроку.  Проверка домашнего задания.

- Речь позволяет людям общаться и выражать свои мысли. Она отражает внутренний мир человека, его намерения, желания, чувства. Если внимательно прислушаться к речи, то можно очень многое узнать о человеке.

- Как вы понимаете, что значит высказывание Сократа: «Заговори, чтобы я тебя увидел»?

Регулятивные, коммуникативные

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

10  минут

- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, в пути встретим людей, живущих в разные времена и по разным законам, послушаем, что они говорят о связи мыслей  и поступков. И первые, кого мы с вами встречаем – индейцы, жившие в далеком прошлом. Послушайте притчу:

Притча «Про волков»  

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину:

- В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков.

Один волк представляет зло - зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь.

Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает? Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

- Как вы думаете, что значат слова старого индейца?

- А в вас тоже живут два волка?

- Есть ли люди, в которых сразу жил только один волк?

- Как же надо кормить волка, чтобы он победил?

Следующие, кого мы с вами встречаем – буддисты. Давайте откроем страницу 112 и прочитаем, что в их религии говорится о силе мысли и поступков.

Познавательные

Коммуникативные, регулятивные

Познавательные

Этап 3. Практикум

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

10  минут

- Еще один интересный человек, которого мы встречаем – мальчик-ежик. Давайте послушаем, почему же он ежик?

«Ёжик» О.Высотская

Сережа очень нелюдим,

Ох, как бы подружиться с ним?

А, может быть, напрасный труд?

Его не зря Ежом зовут.

Девчонки просят: «Ежик! »

Дай перочинный ножик.

А Коля крикнет всех смеша.

— Не уколитесь об Ежа!

Но Еж как будто глух и нем,

Сидит, не говорит ни с кем!

— Сережа, взять билет в кино?

А он сердито буркнет: «Нет!

— А на коньках пойдешь кататься?

— Нет, мама будет волноваться!

А вот уже под Новый год

Узнали об Еже, что Ежик с матерью живет

В подвальном этаже.

Что нет отца, а мать больна,

Давно уж не встает она.

И Ежик ходит за обедом,

И топит печь вдвоем с соседом.

И должен в комнате прибрать,

А иногда и постирать.

Конечно, трудно одному

Приходится Сереже.

Решил Алеша: мы ему

Все вместе – ка поможем.

Друзья стучатся у дверей

— Открой, Сережа, поскорей!

Мы в нашем переулке

Тебе купили булки.

И сахар взяли заодно

А здесь в пакетиках – пшено!

Давай готовить ужин.

Сережа был сконфужен.

Уж не казался он Ежом,

Он стал совсем не колкий.

Скорей за чайником пошел,

Достал посуду с полки.

Теперь хотел бы он дружить

Пожалуй, с целым светом.

Когда кому-то трудно жить —

Должны вы знать об этом!

- Скажите, подходящее ли прозвище дали Сереже?

- Была ли у него причина быть похожим на ежика?

- Почему он обманывал друзей?

- А как бы могла закончиться эта история, если бы не поступок Алеши?

Познавательные

Коммуникативные

Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

Длительность этапа

Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции

Формируемые УУД

13 минут

- Откройте страницу 113, давайте прочитаем рассказ «Мальчик и Колокольчики Ландышей».

- Как вы думаете, почему мальчик так и не сорвал ландыши?

- Как защищались цветы? Какой единственной фразой они заставили мальчика передумать?

- Объясните, как вы понимаете смысл слов Л.Н.Толстого: «Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки»?

Хочешь счастья? Создавай !

Будь, мой друг, счастливым

Всем врагам назло :

Будь умом красивым

И твори добро.

Постарайся, милый,

Светом тьму затмить,

Сколько в тебе силы,

Дай, чтоб в мире жить.

Без корысти, друг мой,

Людям помогай.

По дороге трудной

С гордостью шагай.

Лёгкий путь обманчив,

Соблазнителен,

Горе - вот, что значит!

Будь же бдителен.

Разбирайся в людях-

Зло бытует в маске.

Лучшее орудье -

Сердца есть подсказки.

По речам слащавым,

По пожатью рук,

По делам лукавым

Различай, мой друг.

Хочешь быть счастливым?

Верь и постарайся !

Приложи все силы,

После не зазнайся !

Познавательные

Коммуникативные, регулятивные

Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание

Длительность

этапа

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам

Формируемые УУД

5  минут

Индивидуальная и групповая рефлексия по пунктам:

  1. Сегодня я узнал (а).
  2. Я понял (а)…
  3. Я почувствовал (а)…
  4. Было интересно…
  5. Меня удивило…
  6. Мне захотелось…
  7. Урок дал моей жизни…

Коммуникативные

Домашнее задание

2 минуты

Прочитать в учебнике стихотворение В.А.Солоухина «Слово о словах».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по русскому языку "Слова, которые выражают различные чувства и их роль в речи" (2 класс)

План-конспект по системе "Школа-2100". К нему прилагется презентация и раздаточный материал....

Презентация "Мысли и поступки. Слова и речь", ОРКСЭ, урок № 24, к учебнику Шемшуриной А.(Дрофа), 4 класс

Презентация содержит вопросы для проверки домашних заданий, видеоряд к новой теме. Включает задание для осуществления целеполагания учащимися, самостоятельную работу учащихся с высказываниями представ...

Конспект урока по русскому языку "Слово как часть речи"

Конспект урока по русскому языку для 4 класса "Слово как часть речи" по программе "Перспектива"...

Конспект урока русского языка. Тема: "Слово как часть речи" 4 класс (УМК Перспектива)

Конспект урока русского языкаТема:  СЛОВО КАК ЧАСТЬ РЕЧИ Цели деятельности учителя: формировать навык каллиграфически правильного письма букв....

Конспект урока «Мысли и поступки. Слова и речь»

Формирование у учащихся понятия того, что наши поступки зависят от мыслей и слов, и того, что слова и речь является важным показателем воспитанности человека....

План-конспект урока на тему "Соотношение слов – названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи"

План-конспект урока на тему "Соотношение слов – названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи", УМК Школа России...

Конспект урока "Диктант по теме - Слово в языке и речи"

Конспект урока "Диктант по теме - Слово в языке и речи"....