Конспект урока "Диктант по теме - Слово в языке и речи"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Конспект урока "Диктант по теме - Слово в языке и речи".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока31.21 КБ
Файл Презентация к уроку536.04 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Контрольный диктант по теме: «Слово в языке и речи»

Цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.

Планируемые результаты

Предметные:

- обобщение знаний по разделу «Слово в языке и речи»

-формировать навыки грамотного письма;

-закрепить ранее изученные правила: правописание безударных гласных в слове, правописание предлогов со словами, правописание парных согласных, правописание словарных слов;

-расширять словарный запас учащихся;

-проверить умение применять на практике изученные орфограммы;

Личностные:

- проявлять интерес к учебной деятельности;

- понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.

Тип урока: урок развивающего контроля.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность

Учителя и учащихся

I. Этап мотивации

Прозвенел звонок для нас!
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.

Мы тихонечко вздохнём

Русский язык сейчас начнём.

II. Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Формулировка цели урока.

Ребята, а сейчас отгадайте загадки.

Опустел колхозный сад,

Паутинки вдаль летят.

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к нам пришел? (сентябрь)

Всё мрачней лицо природы:

Оголяются леса,

Молкнут птичьи голоса,

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился? (октябрь)

Падает то дождь, то снег.

А ещё похолодало-

Льдом сковало воды рек.

Мерзнет в поле озимь ржи.

Что за месяц, подскажи! (ноябрь)

- Ребята, а сентябрь, октябрь, ноябрь- это месяца какого времени года?

- Верно, осени. А как с приходом осени изменяется природа? (Дни становятся короче, а ночи длиннее. Листопад начинается, и деревья и кустарники начинают сбрасывать листву. Листья окрашиваются в яркие краски, а затем медленно опадают на землю. Травы и цветы тоже увядает, готовясь к зиме. Многие птицы покидают свои летние гнезда и улетают на юг.)

- Ребята, а в каком месяце мы прощаемся с осенью?

(в ноябре)

- Сегодня на уроке мы с вами напишем диктант «Прощание с осенью».

- А что значит написать диктант? (Запись текста под диктовку, на слух.)

- Почему мы именно сегодня пишем диктант? (Мы вчера закончили раздел по русскому языку)

- Как называется изученный нами раздел? (Слово в языке и речи)

- Какую поставим цель нашей работы? (Проверить навыки грамотного письма, проверить наши знания об изученном разделе)

III. Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений.

Презентация (мэш)

- Ребята, а какие орфограммы нам могут встретиться в диктанте?

(безударная гласная, парная согласная, правописание мягкого знака, правописание жи-ши.).

- Ребята, а теперь давайте повторим эти правила. Выполним задание.

#1050;ак проверить безударную гласную в слове? (надо подобрать такое родственное слово, чтобы эта гласная стояла под ударением).

2. Как проверить парную согласную в слове? ( надо подобрать такое родственное слово, чтобы после согласной стояла гласная).

#1050;ак пишутся предлоги со словами? (предлоги со словами пишутся раздельно).

#1050;ак пишется сочетание жи-ши? (Жи-ши пишем с буквой «и»).

5. В каких случаях у нас пишется разделительный мягкий знак? ( После мягких согласных, перед гласными е,ё, ю, я, и).

6. Как начинаем, писать первое слово в предложении? (начало предложения пишем с большой буквы)

7. Что ставим в конце предложения? (в конце предложения ставим точку).

IV. Первичное восприятие текста.

- Теперь, ребята, открываем тетради.

- Записываем сегодняшнее число - Пятнадцатое ноября,

- На следующей строчке - Диктант,

- На следующей строчке название нашего диктанта -

Прощание с осенью

- Ребята, сейчас я вам прочитаю диктант, а вы слушайте внимательно.

Прощание с осенью

В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья.

Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Всё вокруг стало нарядным. Две вороны сели на берёзу. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмёрзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома.

V. Написание текста диктанта

- О чём текст?

- Ребята, в тексте встретилось слово «подмёрзла». Подмёрзнуть – это значит немного замёрзнуть, покрыться тонким слоем льда.

- И сложные для написания слова – перестал, стало.

- Теперь записываем текст диктанта в тетради.

- Внимание! Сначала я читаю предложение, вы внимательно слушаете, а затем я диктую еще раз, и вы записываете.

Физкультминутка

Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
На ветках мы сидим.
Дунул ветер — полетели.
(Руки в стороны.)
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
(Присели.)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
(Плавное покачивание руками вверху над головой.)
Закружились, полетели
И на землю снова сели.
(Присели.)

VI. Самопроверка

Когда весь текст записан, учитель читает текст целиком. Учащиеся выполняют самопроверку.

VII. Грамматические задания:

Грамматическое задание:

#1042; первом предложении подчеркнуть подлежащее и сказуемое, определите части речи.

#1042;ыпишите из текста два однокоренных слова, выделите в них корень.

#1042;ыпишите из текста слово, в котором букв больше, чем звуков.

4. Подберите синонимы словам: сырая, перестал.

Подберите антонимы словам: стоит, светло.

VIII. Этап подведения итогов

- Что сегодня делали на уроке?

- С какой целью мы написали диктант?

IX. Этап рефлексии

«Линеечка успеха»

1. Я со всем справился. Я молодец!

2. У меня не всё получилось, были затруднения, но я старался!

3. Во время диктанта мне было трудно!

Диктанту нашему конец,
Кто не ошибся – молодец!

ПРИЛОЖЕНИЕ

Пятнадцатое ноября

Диктант

Прощание с осенью

В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья.

Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Всё вокруг стало нарядным. Две вороны сели на берёзу. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмёрзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома.

Грамматическое задание:

#1042; первом предложении подчеркнуть подлежащее и сказуемое, определите части речи.

#1042;ыпишите из текста два однокоренных слова, выделите в них корень.

#1042;ыпишите из текста слово, в котором букв больше, чем звуков.

4. Подберите синонимы словам: сырая, перестал.

Подберите антонимы словам: стоит, светло.

перестал

стало

подмёрзла

«Слово в языке и речи»

Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
На ветках мы сидим.
Дунул ветер — полетели.
(Руки в стороны.)
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
(Присели.)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
(Плавное покачивание руками вверху над головой.)
Закружились, полетели
И на землю снова сели.
(Присели.)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вспомним орфограммы!

Слайд 2

п…руса з… лёный - п а рус - з е лень а е

Слайд 3

огоро … тро … ка - огоро д ы - тро п а … д п

Слайд 4

ж… лище ш … пучий жи лище ши пучий

Слайд 5

руж …ё сем…я руж ь ё сем ь я

Слайд 6

вноябре наосину в ноябре на осину

Слайд 7

на улице было сыро Н а улице было сыро .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа по теме "Слово в языке и речи". Русский язык 3 класс, "Школа России".

Проверочная работа по теме  "Слово в языке и речи". Два варианта заданий. Работа содержат оценочный лист. Легко выполнить диагностику усвоения материала....

Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи»

Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи»...

Спецификация диктанта по русскому языку для обучающихся 4 классов по теме «Слово в языке и речи»

Назначение работы -  оценка уровня усвоения учащимися 4 класса темы «Слово в языке и речи», установить соответствие подготовки  обучающихся  4-х  классов по русскому...

Русский язык 3 класс Исследование текста по теме «Слово в языке и речи»

Учащиеся исследуют художественный текст с грамматической точки зрения....

Урок русского языка в 4 классе по теме "Слово в языке и речи (обобщение)".

Данный материал помогает систематизировать представления учащихся о понятиях корень, приставка, суффикс, окончание, основа, однокоренные слова.                ...

Урок по русскому языку "Обобщение знаний по теме «Слово в языке и речи».

Обобщение знаний по теме «Слово в языке и речи»....