Русский язык 3 класс Исследование текста по теме «Слово в языке и речи»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Учащиеся исследуют художественный текст с грамматической точки зрения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kamenevat.arusskiy_yazyk_3_klass.docx22.79 КБ

Предварительный просмотр:

  Технологическая карта урока       Русский язык

Тема

 Исследование текста по теме «Слово в языке и речи»

Предметные умения

УУД

Оборудование

Обобщить знания учащихся по теме «Слово в языке и в речи»

Личностные УУД:  формировать  внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к предмету и к школе; развивать учебные  мотивы познавательных интересов.

Познавательные УУД:   строить сообщения в устной форме;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; делать предварительный отбор источников информации , добывать   знания, находить ответы на вопросы, используя   информацию, полученную на уроке.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу;  осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; уметь  контролировать свою деятельность, адекватно понимать оценку взрослого и сверстников.

Коммуникативные УУД:    слушать и понимать речь других , уметь  предвидеть разные возможные мнения других людей, обосновывать и доказывать собственное мнение.

Карточки, листья

Мотивация

 

1.Приветствие учеников

Пожелайте на уроке друг другу всего доброго и необходимого в учебной деятельности

 Введение

в тему урока, постановка учебной задачи  

  1. В ведение в тему урока

 - Ребята, что необычного вы видите в классе?

Учащиеся поочерёдно снимают листья осенние с доски, стен и зачитывая слова, определяют названия слов и часть речи. Пары слов записывают в тетради.

Ключ в двери   – скрипичный ключ   (омонимы – сущ.)

идти – шагать   (синонимы – глаголы)

радостный – грустный   (антонимы – прил.)

как свои пять пальцев   (фразеологизм – мест. и числит.)

листок с берёзы – листок блокнота (многозн. слова)

Учитель прикрепляет слова – определения на доску.

3. Определение темы урока и формулирование целей урока

Тема: слово в языке и речи (прикрепляется на доску)

Цели: учиться… (выбирают опорные слова на доске: формулировать, записывать, различать, применять, использовать, сравнивать и т.д.)

5.Актуализация ранее изученного (4 – 5 вопросов на тему «Слово в языке и речи»)

Учитель заранее отбирает 5 – 6 вопросов из домашнего задания учащихся и приклеивает вопрос к листикам. Вопрос зачитывается всему классу. Как только верно ответили на вопрос, учитель прикрепляет листик на доску с обратной стороны со словом успех. И так далее с вопросами и словами, которые являются пожеланиями на урок. (трудолюбие, интерес, аккуратность, дружелюбие)

Пожелания данных качеств необходимо для работы на уроке с текстом, который мы будем исследовать: находить вышеназванные слова, части речи и словосочетания.

 

 Открытие нового знания, способа действия

  1. 1. Знакомство учащихся с текстом самостоятельно

                                Осень                                     И. Соколов – Микитов

         Давно улетели на юг щебетуньи-ласточки, а ещё раньше, как по команде, исчезли быстрые стрижи. В осенние дни, прощаясь с милой родиной, курлыкали в небе журавли, как будто уносили с собой лето. Тихо переговариваясь, пролетели на край земли на теплый юг гуси.

          Готовятся и звери к зиме. Проворная белка накопила в дупле орехов, насушила отборных грибов. Маленькие мыши-полёвки натаскали в норки зёрен, наготовили душистого сена. Поздней осенью строит зимнее логово трудолюбивый ёж. Целый ворох сухих листьев натаскал он под старый пень. Всю зиму спокойно будет спать под тёплым одеялом.

        Всё реже, всё скупее греет осеннее солнышко. Не за горами и первые морозы. До самой весны застынет земля-матушка.  Все от неё взяли всё, что она могла дать.

2. Беседа по первичному восприятию      

 - Что нового узнали?

3. Работа над содержанием текста    

 -  Какие птицы улетели самыми первыми?

 - О каких птицах ещё говорится в тексте?

 - Как готовится белка?

 - Что заготовили мыши-полёвки?

 - Как готовится к зиме ёж?

 - Почему автор называет его трудолюбивым?

 - Как автор называет землю и почему?

4. . Работа над определением типа текста

 - повествование

 - описание

 - рассуждение

Включение нового  

в активное использование

в сочетании

с ранее изученным

1. Словарная работа  

 - Исследуя текст, найдите словарные слова.

1 ряд – родина

2 ряд – орех

3 ряд - мороз

 - Запишите слово, допишите еще несколько слов на ту же тему. По 1 человеку пишут у доски, остальные самостоятельно в тетради.

Проверка записанных слов

  1. Коллективная работа над предложением. Нахождение предложения по схеме.

 - Найдите и запишите предложение из 2 части текста по схеме (на доске)

Поздней осенью строит своё зимнее логово трудолюбивый ёж.

 - Подчеркните основу и второстепенные члены предложения. Выпишите словосочетания. Обозначьте главное слово словосочетания

 - ёж (какой?) трудолюбивый

 - строит (что?) логово

 -  логово (какое?) зимнее

 - строит (когда?) осенью

 - осенью (какой?) поздней

3. Самостоятельная работа

 - Найдите слово по его лексическому значению. Запишите в тетрадь.

 - Птица, которая поёт, не переставая (шебетунья)

 - Звуки, которые издают журавли (курлыкали)

 - Лучшие по качеству (отборные)

 - Место долговременного отдыха или спячки на поверхности земли у некоторых млекопитающих (логово)

 - Куча зёрен, листьев, собранных вместе (ворох)

Для чего писатель использует именно эти слова в тексте (для более точного описания предмета, события)

4. Работа по группам

Группы: синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, многозначные слова, части речи

Синонимы: выпишите из текста слова – синонимы к следующим:

резвая – (проворная)

неторопливо – (спокойно)

Антонимы: выпишите из текста слова – антонимы к следующим: громко – (тихо)    

ранней – (поздней)

Омонимы: выписать из текста слово, которое является омонимом. Дополните словосочетанием с омонимом

По команде – по приказу                Команда – группа людей

В норки – жилье зверей                 Норки – небольшие зверьки

Фразеологизмы: выписать из текста фразеологизмы, объяснить значение

Как по команде – быстро

На край земли – очень далеко

Не за горами – близко, скоро

Многозначные слова: найдите в 1 и 3 части текста многозначное слово. Дайте пояснение. (земля – место, где ходят, земля – почва)

Части речи: выпиши части речи из текста (по 1 – 2 примера):

Имя существительное:

Имя прилагательное:

Глагол:

Местоимение:

Числительное:

Отчёт группы о выполненной работе

По одному человеку от каждой группы выходят к доске и зачитывают с карточки варианты ответов, а класс слушает и в случае ошибки, говорит верный вариант ответа. Записывает по 1 примеру.

 

Подведение итогов. Итоговая рефлексия уч.  деятельности

Выбрать и продолжить предложение:    

Сегодня на уроке мне было интересно…

Урок заставил меня задуматься …

Наиболее сложным (лёгким) заданием было

Задание на дом

 Выписать из текста 6 – 7 словосочетани1, обозначить части речи

Урок   русского языка в 3 Д классе по теме

«Исследование текста по теме «Слово в языке и речи»

Учитель: Каменева Т. А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе. Тема: "Обобщение знаний о частях речи.Использование в речи лексико-семантической группы слов на тему "Ярмарка"

Цели урока:- обобщить знания учащихся об изученных частях речи;-расширить словарный запас учащихся за счёт лексико-семантической группы слов по  теме «Ярмарка»;-развивать устную и пис...

Проверочная работа по теме "Слово в языке и речи". Русский язык 3 класс, "Школа России".

Проверочная работа по теме  "Слово в языке и речи". Два варианта заданий. Работа содержат оценочный лист. Легко выполнить диагностику усвоения материала....

Спецификация диктанта по русскому языку для обучающихся 4 классов по теме «Слово в языке и речи»

Назначение работы -  оценка уровня усвоения учащимися 4 класса темы «Слово в языке и речи», установить соответствие подготовки  обучающихся  4-х  классов по русскому...

Конспект урока русского языка в 4 классе. Тема «Слово. Предложение. Текст». УМК «Школа России» авторы: В.П.Канакина В.Г.Горецкий

Конспект урока русского языка в 4 классе.Тема «Слово. Предложение. Текст».УМК «Школа России»авторы: В.П.Канакина  В.Г.ГорецкийЦель:  Повторение и актуализация знаний ...

Урок русского языка в 4 классе по теме "Слово в языке и речи (обобщение)".

Данный материал помогает систематизировать представления учащихся о понятиях корень, приставка, суффикс, окончание, основа, однокоренные слова.                ...

Урок по русскому языку "Обобщение знаний по теме «Слово в языке и речи».

Обобщение знаний по теме «Слово в языке и речи»....