Урок по русскому языку "Обобщение знаний по теме «Слово в языке и речи».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Обобщение знаний по теме «Слово в языке и речи».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 25.10.22_-ty-_tb-_-_tptl_tatz.docx22.49 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе.

Тема урока: Обобщение знаний по теме «Слово в языке и речи».

Цели урока:

Познавательные: обобщать полученные знания по теме «Слово в языке и речи».

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Коммуникативные:умение слушать и вступать в диалог, управление поведением партнера при работе в группах, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации.

Личностные результаты: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач,  развивать устную речь и мышление, интерес к родному слову.

I. Аутотренинг

- Сегодня хмурый осенний день.
- Но на душе у меня легко и спокойно.
- Со мной мои друзья.
- Меня ждет интересный урок русского языка.
- Это важный и нужный урок.
- Постараюсь работать хорошо.
- Буду радовать окружающих.

II. Целевая установка.

 - Сегодня мы отправляемся в путешествие по страницам  журнала, который называется «Слово в языке и речи»

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить, перелистывая страницы этого журнала?
- Во время путешествия по страницам журнала мы вспомним много интересного о словах.

III. Работа по теме урока.

  1. Открываем первую страницу журнала «Звуки и буквы»

– Почему мы начинаем именно с этой страницы?

  1. Чистописание.

б, в, д

- Что общего вы заметили в написании букв.

- Что можете сказать о звуках. Которые обозначают эти звуки?

2)  Напишите эти буквы.

3) Самооценка.

- Кто считает, что выполнил работу хорошо, поставьте на полях знак плюс, если   недовольны своей работой – минус.

  1. Вторая страница нашего журнала называется «Лексическое значение слова».

1)  Что такое лексическое значение слова? (то, что обозначает слово)

      К какому словарю нужно обратиться, чтобы узнать лексическое значение слова?

2) Я предлагаю выполнить такую работу:

по лексическому значению слова определить слово и записать его в тетрадь. Первое слово записываем с заглавной буквы, остальные через запятую.

Сначала послушайте и подумайте:

Альбом –   книга, тетрадь в переплёте для стихов, рисунков, коллекций.

Герой –    человек, отличающийся своей храбростью, доблестью и совершающий  подвиги.

Обед -    приём пищи, обычно в середине дня.

Язык –   орган человека, который участвует в образовании звуков речи,     пережёвывании пищи.

3) Проверка.

   Как называем такие слова? Почему?

  1. Следующая страница журнала называется «Синонимы»
  1.  Какие слова называются синонимами?
  2. Спишите с доски предложение. Найдите в этом предложении прилагательные, подчеркните их волнистой линией.

По ясному небу неслись высокие и редкие облака.

-  Какие правила надо знать, чтобы правильно написать предложение?

  1. Проверка

- Назовите прилагательные, подберите к ним синонимы.

  1. Найдите в тексте глагол, какими синонимами можно заменить? Почему использовали именно это слово?

  1.  Открывается новая страница «Антонимы»

1) - Что такое антонимы?

2) Прочитайте текст, записанный на доске.

Сегодня холодныйпасмурный осенний день. Стоит ненастная погода. Дует резкий ветер. Небо мутное, низкое.

-Определите тип текста.

- Какое настроение вызывает этот текст?

- Что нам надо изменить, чтобы изменилось наше настроение?

3). Подберите слова – антонимы и составьте текст. (устно)

Сегодня теплый,солнечный осенний день. Стоит ясная погода. Дует слабый ветерок.    Небо прозрачное, высокое.

1 человек работает на доске.

  1. Следующая страница «Однокоренные слова»
  1. Какие слова мы называем однокоренными?
  2. Работа в группах.

Проведем упражнение «Собери свою семью»

У каждого из вас на партах лежат карточки со словами. Прочитайте их, определите корень слова.  

Работа в паре:  поднимите руки вверх, кто готов .

Холод – холодильник, холодный, холодит, холодок, холодненький.

Мороз – морозный, морозец, заморозок, заморозил.

Соль – солонка, солить, солёный, соль, посолили.

  1. Последняя страница нашего журнала «Части речи»
  1. Какие части речи мы знаем и выделяем в русском языке:
  2. Самостоятельные и служебные.
  3. Следующее задание будете выполнять в парах.

У каждой пары есть слова, которые нужно распределить по частям речи.

Медведь, даль, весёлый, повеселиться, веселье, выбегать, беговой, пять, пятый, из, в, и. она, мы

     Проверка выполненного.

IV. Рефлексия.

Поднимите палец вверх, если урок и знания понятны .

Опустите пальчик вниз, кто не доволен собой и уроком.

V. Подведение итогов урока, выставление оценок.

- По страницам какого журнала мы сегодня путешествовали?

Каждое слово в языке имеет значение. Очень важно знать точное значение слова,       чтобы не допустить ошибок в речи устной и письменной.

  • Кого бы вы отметили за работу на уроке?

VI. Домашнее задание. С. 71 упр. 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа по теме "Слово в языке и речи". Русский язык 3 класс, "Школа России".

Проверочная работа по теме  "Слово в языке и речи". Два варианта заданий. Работа содержат оценочный лист. Легко выполнить диагностику усвоения материала....

Спецификация диктанта по русскому языку для обучающихся 4 классов по теме «Слово в языке и речи»

Назначение работы -  оценка уровня усвоения учащимися 4 класса темы «Слово в языке и речи», установить соответствие подготовки  обучающихся  4-х  классов по русскому...

Русский язык 3 класс Исследование текста по теме «Слово в языке и речи»

Учащиеся исследуют художественный текст с грамматической точки зрения....

Урок русского языка в 4 классе по теме "Слово в языке и речи (обобщение)".

Данный материал помогает систематизировать представления учащихся о понятиях корень, приставка, суффикс, окончание, основа, однокоренные слова.                ...

Конспект урока "Диктант по теме - Слово в языке и речи"

Конспект урока "Диктант по теме - Слово в языке и речи"....