Конспект урока «Мысли и поступки. Слова и речь»
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Немцова Екатерина Алексадровна

Формирование у учащихся понятия того, что наши поступки зависят от мыслей и слов, и того, что слова и речь является важным показателем воспитанности человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mysli_i_postupki_slova_i_rech.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

«Мысли и поступки. Слова и речь»

Цель: формирование у учащихся понятия того, что наши поступки зависят от мыслей и слов, и того, что слова и речь является важным показателем воспитанности человека.

Сегодня  мы будем говорить о том, чего нет ни у какого другого существа, кроме человека. Прежде чем вы подумаете, что же людей отличает от животных, я прочту стихотворение Агнии Барто.

Было лето,

Пели птички...

Павлик ехал

В электричке.

Вдруг на станции

Фили

Две девчонки

В дверь вошли.

Не толкаются девчонки,

Скромно стали в уголке

И беседуют в сторонке

На английском языке.

Павлик понял:

«Иностранки!

Это видно

По осанке!

Может быть, они туристки,

В первый раз у нас в стране?»

И с трудом он по-английски

Произнес: — Позвольте мне

Пригласить вас на скамью!

Ну, а сам я постою!..

Было лето,

Пели птички...

Две девчонки

В электричке

Сели около окна.

— Между прочим,

Мы москвички,—

Улыбается одна.

Павлик крикнул:

— Как же так!

Значит, я

Попал впросак?!

И теперь не пьет,

Не ест он!

Посочувствуем ему:

Уступил девчонкам место

Неизвестно почему!

О чем говорится в стихотворении? (о поступке Павлика)

Верно, это стихотворение называется «Вежливый поступок». Как вы думаете, хорошо ли поступил Павлик?

Почему же тогда мальчик засомневался в правильности своего поступка?

А теперь давайте подумаем, чем же человек отличается от животного? (умение говорить, мыслить)

Давайте теперь подумаем, что такое «речь», какую функцию она выполняет? (мнения учащихся)

Теперь откройте, пожалуйста, свои учебники на странице 111. Давайте прочитаем первый абзац и сравним его с нашими ответами.

(Работа с учебником).

Как вы думаете, что имел в виду Сократ в своем высказывании? (мнения учащихся)

Давайте сравним ваши ответы с текстом учебника. Прочитайте, пожалуйста, следующий абзац.

 (Работа с учебником).

А сейчас мы попробуем сделать вывод: какими же должны быть мысли и высказывания. (четкими, ясными, последовательными, понятными)

Ребята, вы слышали выражение «бранные слова»? Кто сможет объяснить мне, что оно означает? (мнения учащихся)

Действительно, бранные слова – это слова ругательные. Произнося их, человек оскверняет не только окружающих, но и самого себя. С древних времен человек, который сквернословил, считался невоспитанным и больным на душу. Люди верили, что добрые и хорошие слова лечат душу и разум, а грубые – сеют в ней зло и болезни. Поэтому, чтобы вас любили, уважали, считали воспитанными, а также, чтобы вы были духовно здоровыми, никогда не употребляйте в своей речи бранные слова.

Вернемся теперь к нашему стихотворению. Кто нам напомнит, о чем оно было? (о поступке Павлика)

Что помогло сделать этот поступок Павлику? (мысли)

Можно ли сказать, что мысли и слова определяют поступок человека? (мнения учащихся)

Вы правы: мысли определяют поступок, но и поступки являются результатом мысли. Мысли и поступки тесно взаимосвязаны. Недаром есть такая поговорка: будьте внимательны к своим мыслям, - они начало поступков. Нужно всегда мыслить и поступать в соответствии с совестью. Во многих религиях показано это соответствие. Хотя религии и имеют мало общего между собой, но все они призывают делать добро людям и запрещают завидовать и желать зла.

Чтобы проверить, как вы поняли и усвоили материал, я предлагаю вам прочитать рассказ Сухомлинского на 113 странице и письменно выполнить первое задание на странице 115.

(Выполнение задания).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по русскому языку "Слова, которые выражают различные чувства и их роль в речи" (2 класс)

План-конспект по системе "Школа-2100". К нему прилагется презентация и раздаточный материал....

Презентация "Мысли и поступки. Слова и речь", ОРКСЭ, урок № 24, к учебнику Шемшуриной А.(Дрофа), 4 класс

Презентация содержит вопросы для проверки домашних заданий, видеоряд к новой теме. Включает задание для осуществления целеполагания учащимися, самостоятельную работу учащихся с высказываниями представ...

ОРКСЭ. Конспект урока Мысли и поступки. Слова и речь

ОРКСЭ. Конспект урока Мысли и поступки. Слова и речь...

Конспект урока по русскому языку "Слово как часть речи"

Конспект урока по русскому языку для 4 класса "Слово как часть речи" по программе "Перспектива"...

Конспект урока русского языка. Тема: "Слово как часть речи" 4 класс (УМК Перспектива)

Конспект урока русского языкаТема:  СЛОВО КАК ЧАСТЬ РЕЧИ Цели деятельности учителя: формировать навык каллиграфически правильного письма букв....

План-конспект урока на тему "Соотношение слов – названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи"

План-конспект урока на тему "Соотношение слов – названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи", УМК Школа России...

Конспект урока "Диктант по теме - Слово в языке и речи"

Конспект урока "Диктант по теме - Слово в языке и речи"....