Конспект урока "Справедливость"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

      Данный   урок направлен на освоение темы "Справедливость " в рамках ОРКСЭ (модуль «Светская этика») в 4 классе.

Цель урока: научить учащихся разбираться в понятии “справедливость”;

  • формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность
  • формулировать нравственные суждения;
  • развивать умение отличать хорошее от плохого.

   Воспитывать чувство справедливости, моральных обязанностей во взаимоотношениях с людьми, сопричастности, личной ответственности за свои поступки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spravedlivost.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Справедливость»   (модуль «Основы светской этики»)

Цель: формирование у младших школьников мотиваций к осознанному поведению по моральным правилам справедливого человека.

Задачи урока, ориентированные на достижение результатов:

 личностных

- воспитывать в детях чувство справедливости;

метапредметных

- развивать  кругозор учащихся, обогащать словарный запас. Развивать мнение работать с информацией.  Делать выводы и обобщения .

предметных

-раскрыть сущность понятия «справедливость»;

- cформулировать моральные правила справедливого поступка.

Виды деятельности:   работа в  группах, беседа, чтение и анализ учебного текста, лексическая работа,  творческая работа с текстом,   самостоятельная работа с источником информации.

Основные термины и понятия: справедливость, признак соразмерности, признак уравнивания.

Оборудование: презентация, мультимедиа проектор,  рабочие листы (Приложения 1,2,3,4).

Ход урока

Этап урока

Содержание урока

1. Организация деятельности учащихся

 Ребята, здравствуйте.

 Покажите мне свои глазки. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу.

 Закройте глазки. Представьте себя красивым цветком, который растет на большой поляне, и теплый летний ветерок играет с его лепестками. Красивое солнышко украшает цветок блеском золотистого цвета. Сделайте глубокий вдох, а на выдохе пропойте звук "Оооооооо ...".   Я вам желаю удачной работы.

2. Актуализация знаний, целеполагание

    Ребята, внимательно  прослушайте рассказ , и подумайте , о каком моральном долге нам напоминает В.Сухомлинский ? (слайд 1)

Было у матери семь дочек.(щелчок) Однажды поехала мать к сыну и вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, (щелчок) дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по матери.

(щелчок) -Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу,- сказала первая дочь.

(щелчок) -Я ждала тебя, как сухая земля ждёт каплю воды,- проговорила вторая.

(щелчок) -Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, -сказа третья.

(щелчок0 -Мне тяжело было без тебя, как пчеле без цветка, -щебетала четвёртая.

(щелчок) -Ты снилась мне, как розе снится капля росы, -промолвила пятая.

(щелчок) -Я высматривала тебя, как вишнёвый сад высматривает соловья,- сказала шестая.

(щелчок) А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу- помыть ноги.

-О чём это произведение? (О долге детей перед родителями. О помощи детей родителям.)

(Слайд 3) Как вы думаете, что труднее: говорить красиво или  красиво поступать? Почему?

(Красиво поступать труднее, потому что человек  при выборе  прилагает усилие , обдумывает свой поступок и оценивает его с точки зрения нравственности и морали.)

Сегодня у нас в гостях прекрасная…, а впрочем сейчас вы увидите сами. Но сначала, прежде чем я покажу на экране нашу гостью, пожалуйста, ребята скажите о ней самые хорошие и добрые слова.

 (Примерные ответы: Хорошая,  красивая, приветливая, добрая,  весёлая, честная, доброжелательная, чудесная, волшебная и т.д. )

 Кто же это? (Щелчок)Золушка (. Слайд 4)

Так что же произошло с Золушкой? (Слайд 5)

-Справедливо ли к ней относилась мачеха и сёстры? Почему вы так думаете?

-Кто помог Золушке попасть на бал? Чем закончилась сказка?

-Вы согласны с такой концовкой сказки?

Почему, объясните свой ответ.

- Золушка вознаграждена по справедливости за все свои мучения.

 - Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

(О справедливости.)  Слайд №6

 Правильно. Ребята,  cегодня на уроке вы узнаете что такое справедливость, по каким признакам можно судить о справедливости  и какие моральные качества нужно соблюдать, чтобы быть справедливым.

3. Поиск решения, изучение новой темы

  На рабочем листе ПРИЛОЖЕНИЕ 1  напишите , что вы представляете, когда    слышите слово «Справедливость». (честность, правда, добродетель, понимание, долг, доброта и т.д.)

-Сформулируйте понятие, что такое справедливость. Запишите  : «Справедливость –это……» (Дети зачитывают ассоциации и понятия.)

1.Что такое справедливость? 

2. По каким признакам можно судить о справедливости?

3. Какие моральные правила нужно соблюдать, что быть справедливым?

Вот на эти вопросы нам предстоит ответить.  Работать будем по группам.

Первая группа с помощью  толкового словаря даст нам понятие слова «Справедливость». 

 ( СПРАВЕДЛИВОСТЬ - категория морально-правового и социально-политического сознания, понятие о должном, связанное с исторически меняющимися представлениями о неотъемлемых правах человека. Содержит требование соответствия между реальной значимостью различных индивидов (социальных групп) и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием и т. п. Несоответствие в этих соотношениях оценивается как несправедливость.)

- Какие  ключевые слова вы услышали? ( Ответ: мораль, право, понятия о должном, обязанности, деяния и воздаяния, преступление и наказание).

- Прочитайте на стр.28 понятие, которое нам предлагают авторы учебника.

-Запишите в рабочий лист.

Вторая группа  попробует определить, откуда к нам пришло это слово, пользуясь этимологическим словарем.

(Справедливость образовано от старославянского слова праведный, правда. Синонимы - правда, правдивость, правосудие, беспристрастие, правдивость, непредвзятость, приговор, закон)

-Запишите теперь в рабочий лист ваши ассоциации и сравните с предыдущими.

 А третья группа попробует сделать вывод о справедливости ,  изучив мудрые мысли.

  • Если сила соединится со справедливостью, то что может быть сильнее этого союза? ( Эсхил.)
  • Быть добрым очень легко, быть справедливым - вот , что трудно.(В.Гюго.)
  • Видеть несправедливость и молчать – это значит самому участвовать в ней.(Ж.Ж. Руссо.)

- Что же такое справедливость? ( Справедливость- это моральное правило, регулирующее отношения между людьми при распределении благ, наград, наказаний, доходов и т.д.) Слайд 6

- По каким же признакам можно судить о справедливости?

Слайд 7

4. Физкультминутка

- Прочитайте  текст на стр. 28-29  и выполните задания.

Первая группа даст понятие соразмерности. (Оценка КАЖДОГО поступка по заслугам)

Вторая группа даст понятие уравнивания. ( Равенство труда и оплаты, ценность вещи и ее цена, вред и его возмещение)

Третья группа познакомит нас с моральными правилами.

  • Избегать в своих действиях зла.
  • Стремиться к борьбе с пороками и недостатками, а не с людьми , у которых они есть.
  • Признавать правоту других и сомневаться в своей.
  • Быть готовым пойти навстречу человеку, взглянув на ситуацию с его точки зрения.
  • Находить решение, которое устраивает всех.

- Закройте учебник и запишите в рабочий листок, те правила, которые вы для себя считаете необходимыми.

 - Большое внимание изучению справедливости уделяли древние философы: Аристотель, Цицерон,  Демокрит. Слайды 8,9,10.

- А  в нашем государстве кто  определяет степень справедливости? Чем они руководствуются? ( Конституция, закон, правосудие) Богиня правосудия Фемида. Слайд 11. 

-Что означает каждый элемент?

 (Повязка на глазах - символ беспристрастия, показывает ,что закон для всех людей один. Весы в руках -  древний символ веры и справедливости. На весах правосудия взвешивается добро и зло, совершенные  поступки. Решение зависит от того, какая чаша перевесит. Меч - символ возмездия, он обоюдоострый, что означает, что закон не только карает, но и предупреждает). 

А знаете ли вы, что справедливость бывает  разной. Об этом вам расскажет притча. (Читают подготовленные дети)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

- Какой же бывает справедливость? (человеческая и божественная) 

 5. Закрепление и обобщение пройденного материала на уроке.

-Умеем ли быть справедливыми и видеть справедливость или несправедливость в поступках других людей?

Давайте рассмотрим ситуации. ПРИЛОЖЕНИЕ 2    (Дети дают  оценку поступкам  персонажей, предлагают варианты  восстановления справедливости).

 6. Рефлексия

- Что вы запомнили и будете использовать в жизни?

  - Где мы можем узнать  и поучиться справедливости?

- Что важное вы узнали на уроке?

Наша гостья всех благодарит за работу на уроке.  Слайд 13

7. Домашнее задание

1. Учебник с.28-29 прочитать;

 2. ПРИЛОЖЕНИЕ  4  Ответить на вопросы, данные в задании.

Приложение 1

Рабочий лист

  1. Ассоциации «справедливость»    

А)_______________________       Б)  _________________________

_______________________           _________________________

_______________________            _________________________

_______________________           __________________________

  1. Сформулировать понятие «справедливость»                                           А)________________     Б)_________________________

_______________________           _________________________

_______________________            _________________________

_______________________           __________________________

_______________________           _________________________

_______________________           _________________________

_______________________            _________________________

_______________________           __________________________

  1. Записать  моральные правила .

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 2

ПРИТЧА О СПРАВЕДЛИВОСТИ  (1 группа)

    Надумала кошка Мурка Шарика из конуры выжить.И зачем бы, казалось, ей это: сама в большом доме живет, а Шарик в крошечной будке. Но все дело было в том, что дом не ее, а конура — Шарикова!

И стала она хозяевам намурлыкивать, что мол, Шарик совсем стар да ленив стал, а еще добр не в меру, из-за чего чужие люди их двор проходным сделали!

     Кончилось все это тем, что выгнали Шарика из будки. А на цепь вместо него Мурку посадили. Умные были хозяева. Поняли, что такая злая кошка лучше доброй собаки дом охранять будет. А Шарика, так уж и быть, в сени пустили — век доживать.

СЕРДЦЕ ПОДСКАЖЕТ   (2 группа)

 Дала мама Саше и Жене одну шоколадку на двоих. Разломал ее Саша, да только вот получилось не поровну: одна часть больше другой. Ту, что поменьше, он предложил своему братику, а ту, что побольше, уже собирался в рот поскорее запихнуть. Заметила это мама и строго сказала Саше, что он очень некрасиво поступает.

 – Я же поделился и дал Жене его половину.

 – Ты поделился, но поделился нечестно, несправедливо.

 – Я же не виноват, что шоколадка поровну не сломалась.

  – Ты о себе думал, о своем удовольствии, вот и поступил несправедливо.

 – А как же тогда справедливо поступить, если кусочки шоколадки неровные?

 – А ты сам подумай и спроси у сердца своего, как правильно поступить, – ответила мама, – оно всегда подскажет честное и справедливое решение...

УЖАСНАЯ НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ    (3 группа)

 Аня была в гостях у Даши. Девочки долго играли в дочки-матери, а когда Аня ушла, то Даша обнаружила, что у нее пропало два платьица ее любимой куклы. Всю квартиру Даша осмотрела, а нарядов так и не нашла.

 – Это уж точно Аня в карман себе положила и унесла, – заподозрила она. – Ну, я ей покажу.

 Она выбежала во двор и, подойдя к Ане, громко сказала:

 – Ты нечестная. Ты тихонько взяла и унесла платья моей куклы. Отдавай немедленно их назад!

 – Я не брала у тебя ничего. Вот, можешь проверить, – сказала Аня и показала свои карманы.

 – Ты уже успела где-нибудь их спрятать, – сказала Даша. – Я с тобой больше не дружу. Я всем расскажу, какая ты. С тобой никто играть не будет.

 С того дня про Аню по двору поползли всякие слухи и сплетни. Девочки во дворе прятали от нее своих кукол и не хотели с ней играть.

   Через месяц, убирая квартиру, Дашина мама нашла за диваном два платьица, те самые, которые Даша считала украденными. Стыдно стало Даше за свои несправедливые подозрения и обвинения в воровстве, но извиняться она не стала, побоялась сознаться и сказать всем девочкам, что ошиблась. Вот и получалось, что платья давно уже найдены, а с Аней по-прежнему никто не играл. Сначала Даша трусливо молчала, видя несправедливое отношение к Ане, а потом не выдержала. Она вынесла из дому свою любимую куклу со всеми нарядами и, протянув ее Ане, сказала:

 – На, возьми, она твоя. Прости, я была неправа и несправедлива к тебе.

Приложение 3

ПРИТЧА О ТОМ, КАКАЯ БЫВАЕТ СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Часто старца Паисия спрашивали, что такое справедливость? Как поступать справедливо? Отец Паисий говорил:

— Есть справедливость человеческая, а есть Божественная справедливость.

— А что такое Божественная справедливость? — спрашивали его.

 Тогда старец приводил такой пример.

— Представь, что человек пришёл в гости к другу, и у них оказалось десять слив. Один из них съел восемь, а другому досталось две. Это справедливо?

Нет, — дружно ответили все,- это несправедливо!

Отец Паисий продолжал:

— Тогда так. У двух друзей было десять слив. Они поделили их поровну, по пять, и съели. Это справедливо?

— Да, справедливо! — сказали все.

Но это — человеческая справедливость, — заметил отец Паисий. — Есть ещё справедливость Божественная! Представьте, что один из друзей, у которых было десять слив, догадавшись, что другой очень любит сливы, сказал:

— Будь другом, съешь эти сливы, я их не очень люблю. И к тому же у меня от них болит живот! А я могу съесть только одну.

— Отдай другому то, что он хочет, а не половину, отдай ему хорошее, а себе оставь плохое. В этом и будет Божественная справедливость, — заключил свой рассказ старец.

Приложение 4

Домашняя работа

 Задание №1

Сказки: «Золушка», «Кот в сапогах», «Снежная королева».

 Выпиши героев, которые несправедливо относились друг к другу?

Как бы ты изменил сюжет сказки, чтобы все было по справедливости.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №2

Вопросы:

1.Почему люди совершают плохие поступки?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Как вы понимаете высказывание: «Поступок должен быть оценен по заслугам?»

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"

Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...