Сотрудничество семьи и школы в рамках учебного предмета ОРКСЭ
статья по орксэ (4 класс) на тему

Свищева Инна Алексеевна

Cлаженное, педагогически организованное взаимодействие учителя, ученика и родителей, других взрослых в рамках изучения учебного предмета ОРКСЭ позволит, с одной стороны, существенно расширить содержание нового курса, придать ему личностные смыслы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОТРУДНИЧЕСТВО СЕМЬИ И ШКОЛЫ В РАМКАХ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОРКСЭ

21 июля 2009 года на встрече с лидерами традиционных религий России  Президентом Российской Федерации Дмитрием Анатольевичем Медведевым было принято решение о введении в школах  нового предмета – «Основы религиозных культур и светской этики». В своем обращении Президент отметил: «Новая школа в России – это школа, построенная  на устойчивом основании отечественных духовно – нравственных и педагогических традиций, приобщающая детей к  духовной культуре и морали народов России, российского общества, строящая свою учебную и воспитательную работу в тесной связи с семьями учащихся, местным сообществом, в том числе традиционными религиозными организациями».

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой и направлен на развитие представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России.

Преподавание нового предмета обязывает организовать   социальное партнёрство  семьи и школы в целях оказания необходимой своевременной и квалифицированной поддержки в непростых ситуациях нравственного выбора и общественного самоопределения, призвано содействовать установлению доверительного общения между родителями и детьми с опорой на нравственные основы семейной жизни.

Сотрудничество семьи и школы – необходимое условие для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребенка. Без взаимодействия с семьей, общности с родителями, без эмоциональной и этической поддержки со стороны семьи изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» будет неполноценным и недостаточно эффективным. Включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху.

Включение родителей и членов семей учащихся в школьную жизнь детей предполагает, прежде всего, нахождение общего языка, общих интересов и общего поля действия, где все происходит в интересах развития ребенка. Приобщение родителей к школьной жизни предполагает также и поиск согласия с семьей по всем вопросам образования и развития ребенка, взаимодействие в области как учебной, так и внеурочной деятельности.

Привлечение родителей и членов семей школьников к учебной и внеурочной деятельности в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» предполагает несколько этапов:

  1. Подготовительная работа

Изучение курса ОРКСЭ проводится по свободному выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних учеников. Именно родителям предоставлено исключительное право выражать свои требования по наполнению и качеству образования своих детей.

Подготовительную работу с родителями можно провести в форме собеседования, пресс-конференции, родительского собрания, проведения мастер-класса, обучающего семинара, круглого стола. Главная задача этих мероприятий – создание установки на сотрудничество, предполагаемый результат – мотивация и стимулирование заинтересованности родителей в позитивных результатах усвоения содержания курса их детьми. (По результатам мониторинга 53% родителей одобряют введение нового курса, считая, что он сыграет важную роль не только в расширении кругозора детей, но и в воспитании порядочного, честного и достойного гражданина. 37% родителей опасаются, что в школу придут священнослужители, учебный курс будет иметь вероучительный, миссионерский характер). На одной из первых встреч необходимо познакомить родителей с правовой базой преподавания курса.

  1. Основной этап

На основном этапе происходит знакомство родителей с конкретными модулями и формами работы с детьми, проходят обучающие семинары и индивидуальные консультации.

  1. Заключительный этап

После изучения каждого раздела программы для констатации позитивных промежуточных результатов усвоения курса и предоставления родителям возможности контроля процесса обучения желательно проведение родительского собрания, в котором примут участие сами ученики, выступив с рассказом о своих впечатлениях, своем понимании, своих достижениях, с презентацией своих промежуточных образовательных результатов; проведение мониторинга, ученических конкурсов, праздников, внеклассных мероприятий.

На заключительном этапе изучения данного курса рекомендуется проведение итогового родительского собрания.

Успешность обучения данному предмету зависит от помощи родителей обучающимся.

Многие виды деятельности, рекомендуемые в рамках изучения курса, подразумевают обращение ребенка к членам своей семьи с целью получения информации, например, выполнение домашних заданий, как интервью, написание эссе, подготовка выступления на итоговом мероприятии. При работе с учебником А.В. Кураева « Основы православной культуры» в темах «Россия – наша Родина» с.5 задания 1, 2; «Человек и Бог в православии» с.11 вопрос 4; «Православная молитва» с.15 вопрос 6 и др. предполагается оказание родителями помощи в подготовке домашнего задания. Работа с тетрадью на печатной основе Л.И. Романовой, С.В. Веретенниковой «Основы православной культуры» также содержит задания, которые рекомендуется выполнять, опираясь на помощь родителей. Так, на с.21 задание 5, с.36 задание 3, с.51 задание 6, с.61 задание 3 и др.

Родители могут оказать большую помощь в подборе иллюстративного материала к урокам, материала для галереи образов. Возможно, некоторые родители посещали культовые места, о которых шла речь на занятиях, видели те или иные религиозные святыни и артефакты и могут не только рассказать о них, но и показать фотографии или фрагменты видеофильмов.

При изучении тем, связанных с бытовым укладом представителей различных конфессий, члены семей учеников могут выступить с рассказом о семейных традициях: как отмечаются в семье традиционные праздники, какие готовятся любимые блюда, какие подарки преподносятся детям – и других интересных и глубоко индивидуальных чертах семейного уклада. Рассказы о семье, прозвучавшие в классе, могут стать еще одним объединяющим фактором в ученическом взаимодействии.

Традиции, праздники, знание основных религиозных понятий и фактов могут стать темами семейных конкурсов и викторин. Задания могут готовить дети для родителей, родители для детей или сборные команды взрослых и учеников.

Темами итоговых творческо-исследовательских работ учащихся могут стать и семейные традиции, и семейные хроники, и рассказ о своих предках. Такую работу ученик не сможет выполнить без поддержки и помощи со стороны семьи.

Такое слаженное, педагогически организованное взаимодействие учителя, ученика и родителей, других взрослых позволит, с одной стороны, существенно расширить содержание нового курса, придать ему личностные смыслы.

С другой стороны, это сделает общение детей с родителями, другими взрослыми на нравственные, жизненные темы более интенсивным, систематическим, глубоким и, в конечном счете, продуктивным.


Литература:

  1. Аверкиева Г.В. Проблема формирования ценностных ориентаций современных школьников. Ребенок и современный мир. – Архангельск, 2001.
  2. Данилюк А.Я. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. 4 – 5 класс. – М.: Просвещение, 2012.
  3. Петровский А.В., Виноградова А.М., Кларина Н.М. Учимся общаться с ребенком. – М., 1993.
  4. Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. – М., 1997.
  5. Тишков В.А. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4 – 5 класс. – М.: Просвещение, 2012.