Сотрудничество семьи и школы в рамках изучения курса ОРКСЭ
статья на тему

Веретенникова Ирина Павловна

Выступление на районном семинаре учителей ОРКСЭ "Взаимосвязь школы и родителей при изучении курса ОРКСЭ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotrudnichestvo_semi_i_shkoly.docx19.8 КБ

Предварительный просмотр:

 Сотрудничество семьи и школы в рамках изучения курса ОРКСЭ

Слайд 2

Сотрудничество семьи и школы – необходимое условие для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребенка. Без взаимодействия с семьей, общности с родителями, без эмоциональной и этической поддержки со стороны семьи изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» будет неполноценным и недостаточно эффективным. Включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху.

Слайд 3 Ориентируясь на новые задачи образования и воспитания, школа должна создавать условия для сокращения разрыва между различными сферами жизни ребенка – семьей, школой, досугом. Включение родителей и членов семей учащихся в школьную жизнь детей предполагает прежде всего нахождение общего языка, общих интересов и общего поля действия, где все происходит в интересах развития ребенка. Приобщение родителей к школьной жизни предполагает прежде всего поиск согласия с семьей по всем вопросам образования и развития ребенка, взаимодействие в области как учебной, так и внеурочной деятельности.

Слайд 4 Привлечение родителей и членов семей школьников к учебной и внеурочной деятельности в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» предполагает:

  • создание условий для понимания родителями целей, задач и путей реализации заявленной образовательно-воспитательной программы, а также предполагаемого результата;
  • активизацию позиции родителей во взаимодействии со школой и расширение их представлений о современной школе, ее задачах и возможностях;
  • углубление и расширение личностно ориентированного компонента общего образования за счет использования в процессе обучения методов семейного воспитания, потенциала семейного духовного и житейского опыта.

Введению курса «Основы религиозных культур и светской этики» должна предшествовать подготовительная работа с родителями, которую можно провести в форме собеседования или пресс-конференции. Главная задача этих мероприятий – создание установки на сотрудничество, предполагаемый результат – мотивация и стимулирование заинтересованности родителей в позитивных результатах усвоения содержания курса их детьми.

 Слайд 5-6

Многие виды деятельности, рекомендуемые в рамках изучения курса, подразумевают обращение ребенка к членам своей семьи с целью получения информации, например, выполнение таких пролонгированных домашних заданий, как интервью, написание эссе, подготовка выступления на итоговом мероприятии.

Слайд  7

Родители могут оказать большую помощь в подборе иллюстративного материала к урокам, материала для галереи образов. Возможно, некоторые родители посещали культовые места, о которых шла речь на занятиях, видели те или иные религиозные святыни и артефакты и могут не только рассказать о них, но и показать фотографии или фрагменты видеофильмов.

Слайд 8-9 

Темами итоговых творческо-исследовательских работ учащихся могут стать и семейные традиции, и семейные хроники, и рассказ о своих предках. Такую работу ученик не сможет выполнить без поддержки и помощи со стороны семьи.

При изучении тем, связанных к бытовым укладом представителей различных конфессий, члены семей учеников могут выступить с рассказом о семейных традициях: как отмечаются в семье традиционные праздники, какие готовятся любимые блюда, какие подарки преподносятся детям – и других интересных и глубоко индивидуальных чертах семейного уклада. Рассказы о семье, прозвучавшие в классе, могут стать еще одним объединяющим фактором в ученическом взаимодействии.

Слайд 10-11 Выставки, конкурсы работ учащихся. Здесь можно разрешить и

выставку работ, выполненных родителями. Пусть в классе знают, что папа

или мама Саши, Гали талантливы. Здесь могут быть представлены рисунки,

поделки и другие творческие работы. Можно определить заранее темы,

например, по прочитанным произведениям, по притчам, с которыми они уже

успели познакомиться и т.д.

Слайд 12Традиции, праздники, знание основных религиозных понятий и фактов могут стать темами семейных конкурсов и викторин. Задания могут готовить дети для родителей, родители для детей или сборные команды взрослых и учеников.

Праздник (фестиваль) «Традиции моей семьи». Участники - родители

и дети. Семья представляет лучшие и интереснейшие традиции своей семьи.

Что может быть в программе такого фестиваля? Это и празднование

Масленицы, Святок, Рождества, Праздника Пасхи, Дня Ангела, встреча с

представителями старшего поколения, просмотр телепередач   и многое другое.

Также в рамках курса могут быть затронуты вопросы духовно-нравственного воспитания детей посредством домашнего чтения, формирования домашней библиотеки. Возможна организация клуба «Семейное чтение», члены которого будут рассказывать детям и их родителям о своем читательском опыте, давать рекомендации по выбору книг, делиться впечатлениями о прочитанном.

Совместное обсуждение прочитанной книги или произведения.

Комментированное чтение взрослым. Заранее выбирается и прочитывается

книга дома. Родителям можно дать информацию, относящуюся к культуре

чтения христиан. Был добрый обычай у православных. Православные читали

интересную, занимательную и весьма душеполезную литературу - жития

святых. На Руси читали жития святых и неверующие. Это реалистические,

невыдуманные описания жизни великих подвижников и проповедников,

много послуживших Богу, ближним, Отечеству. На Руси также говорили:

«Если хочешь быть более совершенным человеком, вникай в жития святых и

заимствуй у них что возможно».

Родители и члены семей учеников обязательно должны быть приглашены на итоговое мероприятие, завершающее курс «Основы религиозных культур и светской этики». Возможно даже, что они станут не просто зрителями, а соавторами и участниками детских презентаций.

Слайд 1 3Желательно привлечение родителей и к внеурочным мероприятиям – организации и проведению экскурсий, праздников и т.д

Совместные посещения храмов, памятных мест. Темы таких

посещений могут быть следующими: «Православные Храмы - памятники

культуры», «История появления первых икон» и т.д.

В сёлах, где нет храмов, возможно организовать выезды в ближайшие

храмы или областной центр. Очень хорошо, когда в организации таких

выездов, принимают участие родители. Известно, что наиболее сильным

универсальным средством, укрепляющим и оздоравливающим тело, душу,

дух и доставляющим глубокую особую радость, являются паломничества

(это же и история России) по святым местам, которые одинаково полезны

для неверующих и укрепленных в христианском образе жизни людей.

Человек, побывавший хоть раз в паломничестве, всю жизнь стремится ещё и

ещё раз испытать его благодатное действие

Слайд 14-15Выступление на Сретенских чтениях в Сосновском, участие во Всероссийской олимпиаде.

Слайд 1  6Мера активности родителей в совместной работе определяется периодом предварительной подготовки: характером оповещения – приглашения, информацией о теме разговора, настроем детей, установкой на своеобразный праздник общения, а также искренним интересом педагога к мнению родителей и их суждениях о детях и школьных проблемах.

Слайд 17 Неделя милосердия и благотворительности. Это мероприятие также проводится с участием родителей. Можно организовать посещение детьми

детского дома, интерната или пригласить их воспитанников к себе,

организовать концерт, совместные игры, подготовить своими руками

подарки. Создать такую теплую и доброжелательную обстановку и для детей

своего класса, которым не достаёт дома теплоты, любви. В силе и мудрости

взрослых организовать встречи так, чтобы каждый ребенок считал за

радость сделать что-то доброе по отношению к другим детям, людям.

В православной культуре наших предков существовал неписаный закон:

когда встречались с нуждающимся человеком и могли ему чем-то помочь -

помогали. После этого приходила в их сердце благодать тихой радости и умиротворения. Особенно это помогает, когда у самого в душе дискомфорт и

тяжесть. Христиане придерживались мудрости: Если тебе тяжело, найди

человека, кому ещё тяжелее, и помоги ему. Следует отметить, что на Руси

проявляли милосердие, доброту, оказывали помощь, совершали поступки,

чтобы проявить свои самые лучшие качества души ради других и люди,

относящие себя к различным культурам: исламу, иудаизму, буддизму и

другим. В этом проявляется наша общая неотделимость, человечность,

взаимопомощь, терпимое и милосердное отношение друг к другу.

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» предоставляет школе и учителю большие возможности для вовлечения родителей в воспитательный процесс, в учебную и внеурочную деятельность класса, оказания помощь семьям в вопросах воспитания и обучения детей, содействия сохранению и упрочению семьи.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: Сотрудничество семьи и школы. Проект "Моя семья"

Анализ моего опыта работы как классного руководителя....

Сотрудничество семьи и школы в рамках учебного предмета ОРКСЭ

Cлаженное, педагогически организованное взаимодействие учителя, ученика и родителей, других взрослых в рамках изучения учебного предмета ОРКСЭ позволит, с одной стороны, существенно расширить содержан...

Основные формы и виды деятельности по изучению краеведческого материала в рамках преподавания курса ОРКСЭ

ПРАВИЛА РАБОТЫ С ТЕМОЙ1. Изучаем2. Делимся своими наработками ( конспекты уроков, презентации, классные часы, внеклассные мероприятия, проекты, мастер-классы, видео-материалы) по теме "Основные формы ...

Проектная деятельность в рамках изучения курса ОРКСЭ

Делимся своими разработками по теме "Проектная деятельность в рамках изучения курса ОРКСЭ"...

Мастер-класс по теме «Формирование коммуникативных УУД через групповую и парную работу в рамках изучения курса ОРКСЭ» (по модулю «Основы светской этики»).

В пояснительной записке Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения по стандартам второго поколения говорится «В результате изучения всех без исключения предметов на...

Особенности духовно – нравственного воспитания обучающихся сельской малокомплектной школы в процессе изучения курса ОРКСЭ

Особенности духовно – нравственного  воспитания обучающихся сельской малокомплектной школы в процессе изучения курса ОРКСЭ...


 

Комментарии