Проектная деятельность в рамках изучения курса ОРКСЭ
методическая разработка по орксэ (4 класс) по теме

 ОРКСЭ

Делимся своими разработками по теме "Проектная деятельность в рамках изучения курса ОРКСЭ"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность учащихся

на уроках ОРКСЭ

 

Содержание:

  1. Введение …………………………………………………………     3
  2. Теоретическая часть……………………………………………..     4
  3. Практическая часть………………………………………………   10
  4. Заключение ……………………………………………………....   16
  5. Приложение* ……………………………………………………... 17
  6. Литература ………………………………………………………... 22

         Метод проектов возник во второй половине XIX  столетия в США. Его назвали методом проблем, который отражал идеи гуманистического  направления в философии и дидактике. Авторами его считаются Дж. Дьюи, а также его ученик В. Килпаткик. Главное, что  добивались авторы метода проектов – строить обучение на активной основе, используя деятельность ученика, его интересы и  потребности.

 В России метод проектов получил широкое распространение в Трудовой школе 20-х г.г. Основоположником отечественной школы метода проектов следует считать П.П.Блонского. Теоретические идеи, высказанные П.П.Блонским, попытался реализовать на практике другой русский ученый-педагог С.Т.Шацкий. Он исходил из того, что школа должна готовить учащихся к жизни, а не только учить грамоте, С.Т.Шацкий считал, что воспитание человека должно быть воспитанием его самостоятельности в процессе самостоятельной творческой деятельности.

За сто лет существования метода проектов внесено много нового и весьма ценного в его содержание и методику организации, однако суть его остается прежней – стимулировать интерес ребят к постановке и решению новых проблем, которые требуют не только практического применения уже полученных знаний, но и приобретения новых в рамках небольшого самостоятельного исследования.

       Проектная деятельность  в рамках введения ФГОС относится к области детской самостоятельности, а значит она личностно-ориентирована, приносит удовлетворение ученикам, вызывает у них стойкий познавательный интерес. Особое значение проектной деятельности младших школьников заключается в том, что в процессе интенсивной для них деятельности они готовятся к весьма серьезному для них труду в основной школе: получают опыт элементарного исследования проблемы, поиска информации по теме в разных источниках, овладевают навыками работы со справочниками, энциклопедиями, словарями.

               

«Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы.

Говоря об особенностях учебного проекта, необходимо отметить их сущность.

  • Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
  • Метод проектов – совокупность учебно–познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.
  • Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
  • В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», т.е., если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.
  • Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия.
  • Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик.

При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.

В младшем школьном возрасте у ребенка происходит становление различных личностных и интеллектуальных функций, которые при правильной организации учебно-воспитательного процесса могут обеспечивать успешную проектно-исследовательскую деятельность.

         Формируется группа учебно-познавательных мотивов, которые заложены в самой учебной деятельности  и связаны с содержанием и процессом учения. Это познавательные интересы, стремление преодолевать трудности в процессе познания, проявлять интеллектуальную активность. Развитие мотивов этой группы зависит от уровня познавательной потребности, с которой ребенок приходит в школу, с одной стороны, и уровня содержания  и организации учебного процесса, с другой.

Существенный прогресс наблюдается и в волевой сфере младшего школьника. Так на протяжении младшего школьного возраста идет развитие настойчивости, у детей формируется стремление доводить начатое дело до конца, длительно преследовать цель, продолжать деятельность при нежелании ею заниматься.

В процессе учебной деятельности идет развитие самостоятельности младшего школьника. Самостоятельность – это умение не  поддаваться влияниям различных факторов, которые могут отвлечь от достижения поставленной цели, действовать на основе  собственных взглядов и убеждений.

Но, конечно, наиболее важные предпосылки складываются в интеллектуальной сфере младшего школьника. Наблюдательность, т.е. способность замечать предметы и явления и обращать на них внимание, распознавать их качества воспитываются  с раннего детства и создают основу для дальнейшего умственного развития ребенка.

             Воспитание  младшего школьника не может сводиться только к его образованию и умственному развитию, на первый план всегда выдвигалось нравственное формирование. Сегодня государство стремится расширить образовательное и воспитательное культурно-историческое поле миропонимания учащихся через знакомство школьников с основами разных духовных и светских традиций многонациональной культуры России в курсе ОРКСЭ.

 Введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» - это принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания. При этом светская и религиозная этика не противопоставляются, а дополняют друг друга.. Нравственные качества человека будущего общества должны закладываться уже сегодня, именно на уроках ОРКСЭ, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку и т.д

Одной из действенных форм организации работы с детьми на уроках  ОРКСЭ является проектно-исследовательская деятельность. Осуществляя исследования и проекты, ученики имеют возможность быть не слушателями и созерцателями представленной им информации, а непосредственными участниками получения и обработки знаний. В этом случае велика вероятность того, что добытые знания превратятся в убеждения.

Ведь ещё в 20 веке американский философ Джон Дьюти, педагог- исследователь Константин Николаевич Вентцель утверждали, что на ребёнка надо смотреть, как на маленького «искателя истины».

В основе проектных технологий   на уроках ОРКСЭ     лежит активная познавательная деятельность учащихся, способствующая развитию коммуникативных компетенций, исследовательских и творческих способностей, умения ориентироваться в информационном пространстве, интегрировать и обобщать информацию из различных источников. В процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий в рамках проекта учащиеся приучаются к самоорганизации, самоанализу, формируются навыки самообразования.

Отличительными чертами проектной деятельности  на уроках ОРКСЭ являются:

  • целеполагание, которое предполагает исследование проблемы и разработку конкретного продукта;
  • практическая или теоретическая значимость предполагаемых результатов;
  • ориентация на самостоятельную деятельность (индивидуальная, парная, групповая) учащихся;
  • деятельностный подход;
  • сотрудничество учителя и ученика, а также учащихся друг с другом (групповой проект);
  • возможность работать в индивидуальном темпе;
  • формирование жизненно важных компетенций.

По доминирующей деятельности выделяют следующие виды проектов:

  • исследовательские – напоминающие научное исследование. Они предполагают выбор темы, связанной с решением творческой, исследовательской проблемы с характерными для любой научной работы методами исследования (определение задач исследования, выдвижение гипотезы, ее последующая проверка);
  • прикладные – нацеленные на получение конкретного результата деятельности;
  • информационные – нацеленные на сбор и анализ информации о каком-либо явлении или объекте для представления классу;
  • ролевые и игровые - направленные на реконструкцию или моделирование социальных или деловых ситуаций.

Проекты могут быть как индивидуальные, так и коллективные (групповые, общешкольные, межшкольные и т. д.).

В проектной работе применяется следующие этапы.

Первый этап – организационный

Второй этап – планирование

Третий этап – осуществление исследовательской деятельности

Четвёртый этап– презентация (защита)

Пятый этап – самооценка и внешняя оценка

Особое значение в работе над проектами имеют межпредметые связи: ОРКСЭ и «Литературное чтение», ОРКСЭ и «Окружающий мир».

В проектной деятельности велика роль учителя. Он формирует мотивацию участников, проводит консультации в ходе работы над проектом, оказывает содействие в ресурсном обеспечении, координирует действия участников в коллективных проектах, помогает при анализе проделанной работы.

ОРКСЭ, уже своим содержанием закладывают основы научного знания: содержание учебных пособий представляет собой адаптированный на определенный возраст учащихся научный текст, в них раскрывается понятийная основа предмета – язык базовой науки, ставятся проблемные вопросы, приводятся аргументы и обоснования. Осваивая содержание и способы познавательной деятельности, знакомясь с примерами научного анализа проблем, учащиеся знакомятся с методами исторического исследования. Приучая детей задумываться над вопросами: Что и как я чувствую? Почему так оцениваю? Как я вообще воспринимаю это мир? Мы развиваем умения анализировать, выделять главное, высказывать свою точку зрения.

По содержанию работы можно выделить следующие направления:

-историческое исследование теоретического характера в форме реферативной работы – учебное исследование;

-обобщение материалов экспедиций (археологических, этнографических, экологических);

-разработка проектов исследовательского характера.

Актуальна следующая тематика  проектов по ОРКСЭ в 4-х классах:

  • Памятники духовной культуры Крыма
  • Добро и зло в народных сказках ( русских, украинских, крымско-татарских и др.)
  • Духовно-нравственные ценности в пословицах народов России
  • Дружба начинается с улыбки
  • Красота общения: этикет в жизни людей.
  • Кто такой друг?
  • Наши бабушки
  • Национальные костюмы народов России
  • Национальные традиции в нашей семье
  • Наша семья в годы Великой Отечественной войны
  • Нравственные правила в поведении героев народных сказок (русских, украинских, крымско-татарских)
  • Памятники духовной культуры в Севастополе
  • Правила поведения в храмах (церкви, мечети)
  • Правила гостеприимства
  • Религиозные праздники
  • Так жили наши деды
  • Традиции и ценности моей семьи
  • Моя семья – моё богатство

Примерная работа по теме:

Моя семья – моё богатство

(учебный проект)

        Младшие школьники не представляют своей жизни вне семьи, все радости и горести они в первую очередь доверяют своим близким. Заботливый, чуткий учитель хочет, чтобы школа стала для ученика вторым домом, а класс – второй семьей, ведь порой в школе ребёнок проводит большую часть своего активного времени.

        Учебный проект, раскрывающий и углубляющий тему семьи, изучаемую на уроках «Основы светской этики», может помочь установить учителю более тесный контакт с учениками  и их родителями. Название «Моя семья – моё богатство!» показывает важность этой темы для детей. Проект рекомендуется проводить в рамках внеурочной деятельности по предмету «Основы светской этики» во время изучения тем «Семья», «Семейные традиции».

        Проект основан на межпредметных связях с такими предметами, как «Литературное чтение», «Русский язык», «Технология (ИКТ)», «ИЗО». Работа над проектом повысит интерес ребенка к семье, её традициям, будет способствовать воспитанию уважительного отношения к членам семьи, сплочению семьи, класса.

Для участия в проекте класс лучше разбить на небольшие команды по 4-6 человек.

Цель проекта: формирование понимания такой базовой общечеловеческой ценности, как семья, важности семьи для человека.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

  1. готовность и способность к духовному развитию, нравственному совершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально ответственному поведению;
  2. осознание себя членом семьи, выражающееся в интересе к её традициям, культуре и желании участвовать в её делах;
  3. объяснить самому себе: «что я хочу  узнать» (цели, мотивы) и «что я узнал» (результаты).

Метапредметные результаты:

  1. совместно с учителем составлять план выполнения задач, решения проблем творческого, поискового характера;
  2. работать по составленному плану, использовать на ряду с основными дополнительные средства (справочная литература, поиск информации в Интернете);
  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  4. освоение начальных фор познавательной и личной рефлексии;
  5. определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совестной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совестной деятельности, адекватно оценивать собственную работу и работу окружающих.

Предметные результаты:

  1. Усвоение первоначальных представлений о сущности и особенностях семьи, семейных традиций.

Оборудование: проектор, экран, цветные карандаши, фломастеры, листы бумаги формата А3.

Дидактические материалы: листы самооценки, самоконтроля и оценивания.

                                    Ход проекта

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома!

Л.Н. Толстой

                                   Подготовительный этап

Для работы в учебном проекте разработан пакет документов Google. Ознакомиться с ним следует заранее. Ссылки на данные документы и инструкции по работе с ними содержаться в презентации «Рекомендации координатору проекта.

  1. Скачайте план проекта, внесите даты, отредактируйте по своему усмотрению.
  2. Распечатайте «Лист самооценки участия команды в проекте» для каждой команды в одну общую «Таблицу личного участия» для класса.
  3. На родительском собрании расскажите родителям о предстоящем проекте.

I этап  «Моя семья»

        Проблемный вопрос первого этапа проекта: «Зачем человеку нужно знать свою родословную?»

        Участники ответят на вопросы: «Что такое семья? Какие название членов семьи вы знаете? Как составляется родословное древо?»

Первый этап включает следующие задания:

  1. Семейная викторина.
  2. Составление родословного древа (выполняется индивидуально всеми членами команды).
  3. Моделирование семьи из 4 поколений (выполняется всем классом или по командам).

Семейная викторина

        Данное задание предназначено для индивидуального или командно-группового выполнения. Даётся время на обдуывание и поиска ответов.

Родословное дерево

Домашнее задание участникам проекта: с родителями составить родословное древо своей семьи. Выполненные работы приносятся для защиты и демонстрации в класс.

Моделирование семьи

По итогам смотра родословных древ участники составляют модель родственных связей семьи из 4 поколений. Эта модель может быть выполнена по выбору: либо в форме ролевой игры «Живая модель» (участвует весь класс); либо в виде коллективной композиции поделок из пластилина, солёного теста, аппликации и т.п. (по выбору) на уроке технологии («неживая» модель) – по командам.

II этап «Семейные традиции»

Проблемный вопрос второго этапа проекта: «Почему говорят, что дерево держится корнями, а человек семьёй?»

Участники ответят на вопросы: «Что мы называем семейными традициями? Какие традиции есть в твоей семье? Какие пословицы о семье вы узнали?»

«Копилка народной мудрости»

        Учащиеся в командах подбирают пословицы по теме, данной организатором проекта, иллюстрируют их.

        Между командами распределяются следующие теы: пословицы о семье, пословицы о матери, пословицы об отце, пословицы о сестре и пословицы о брате (некоторые темы могут повторяться).

        Для поиска пословиц команды дети отправляются  в школьную библиотеку или используют книги из личных библиотек участников.  

«Народные семейные традиции»

в Google-презентации по шаблону

        Участникам необходимо побеседовать с родителями о традициях семьи, о сохранившихся в семье народных  традициях, составить кроткий рассказ о народной семейной традиции. На общем сборе команды заслушиваются рассказы участников, выбираются лучшие. Учителю нужно помочь ребята среди традиций семей класса найти народные.

        К одному-трём выбранным рассказам о народной семейной традиции художниками команд выполняются рисунки в любой техники (ИЗО или ИКТ).

        В командах нужно распределить работу: кто рассказывает о семейной традиции, кто составляет о ней краткий рассказ (текст), кто иллюстрирует, кто вносит текст в шаблон страницы, кто сканирует (фотографирует) рисунок и т.д.

III этап «Счастливая семья»

        Проблемный вопрос третьего этапа проекта: «Какую семью мы называем счастливой?»

        Участники ответят на вопросы: «Из чего складывается хозяйство семьи? Какую посильную помощь дети могут оказать взрослым? Какие взаимоотношения должны быть между членами семьи?»

Мозговой штурм и визуализация его итогов

 в виде «облака слов» в сервисе Wordle.net

        Мозговой штурм по проблемному вопросу: «Какую семью мы называем счастливой? Проводится в командах. После обсуждения проблемного вопроса, детям даётся задание записать в столбик слова или словосочетания, отражающие их представление о счастливой семье.

Плакат «Счастливая семья»

с девизом счастливой семьи

        Это задание выполняется по итогам мозгового штурма.

Рефлексия участников. Защита проекта

        Ученики отмечают то, как они выполнили задания третьего этапа, на листке самооценки команды и в таблице личного участия в проекте на стенде в классе.

        Конец путешествия – время проверить багаж новых знаний, приобретённых во время проекта.

        В завершении работы учитель организует защиту проекта с приглашением родителей в виде открытого классного часа. На нём участники проекта представляют итоговые продукты проекта, лучшие работы, результаты рефлексии, выводы по проблемным вопросам проект

 

Использование проектной деятельности в курсе ОРКСЭ поможет нашим детям получить представление о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России и стать человеком, действительно любящим свою духовную культуру.

Хочется верить, что эти уроки добра, понимания, общения сдвинут с места стену равнодушия, невежества и непонимания.

         Как-то в одно селение пришёл и остался жить старый мудрый человек. Он любил детей и проводил с ними много времени. Ещё он любил делать им подарки, но дарил только хрупкие вещи. Как ни старались дети быть аккуратными, их новые игрушки часто ломались. Дети расстраивались и горько плакали. Проходило какое-то время, мудрец снова дарил им игрушки, но ещё более хрупкие.

Однажды родители не выдержали и пришли к нему:

 - Ты мудр и желаешь нашим детям только добра. Но зачем ты делаешь им такие подарки? Они стараются, как могут, но игрушки всё равно ломаются, и дети плачут. А ведь игрушки так прекрасны, что не играть с ними невозможно.

 - Пройдёт совсем немного лет, - улыбнулся старец, - и кто-то подарит им своё сердце. Может быть, это научит их обращаться с этим бесценным даром хоть немного аккуратней.

 

Литература

1.  Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

 2. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9.

3. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.

4. Использование ИКТ на уроках комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

5. Вебинары издательства "Дрофа" –  апрель-май 2016

6. Галанжина Е.С.Основы светской этики. Уроки с применением информационных технологий./ Планета – М., 2016




Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя школа № 16

Исследовательский проект по курсу

«Основы религиозных культур и светской этики» на тему:

«Вклад моей семьи в Победу над фашисткой Германией»

Автор: Грошкова  Дарья,

учащаяся 4А класса

Руководитель: Баринова О.В.

г. Павлово – 2017

Оглавление

Введение ……………………………………………………………..3

Мой прадедушка……………………………………………………..5

Моя прабабушка……………………………………………………..7

Заключение…………………………………………………………..9

Список литературы………………………………………………….9

Приложение………………………………………………………….10

Введение

22 июня 1941года фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. Началась Великая Отечественная война – самая страшная в истории нашего государства и всего мира. Советский народ вынужден был вступить в смертельную схватку с сильным и коварным врагом. Миллионы мужчин и женщин, юношей и девушек встали на защиту родной земли. 9 мая 1945года закончилась война, которая длилась 1418 дней и ночей.  Прошло 70 лет со дня окончания Великой Отечественной войны. Драматической страницей вошла в нашу историю эта война. Тема войны, победы над фашизмом  всегда актуальна, так как важно сохранить для потомков события Великой Победы, боль и страдания, которые принесла с собой война. Всё дальше и дальше уходит от нас Великая Отечественная война. Всё меньше остаётся участников и очевидцев тех страшных событий. Тех, кто вкладывал в приближение дня  Победы свой вклад нельзя забывать. За нашу счастливую и мирную жизнь отданы миллионы жизней. Победа досталась нам очень огромной ценой. Нет  ни одного человека в нашей стране, чью семью бы не затронула война.  Каждая отдельная история личности, приближавшей Победу,  интересна и важна. Эта всенародная трагедия коснулась и моей семьи. Прадедушка по папиной линии был непосредственным участником боевых действий, а прабабушка по маминой линии  была труженицей тыла. Я провожу исследование, чтобы вклад моих родственников в приближение Победы чтили и помнили и последующие поколения.

Объектом исследования является Великая Отечественная война 1941 – 1945 г.г.

Предмет исследования: вклад моей семьи в Великую Победу над фашисткой Германией.

Цель моего исследования:

изучение информации  о моих родственниках по папиной и маминой линии в годы Великой Отечественной войны, их личного вклада в приближение Великой Победы над фашисткой Германией.

Для реализации данной цели были определены следующие задачи:

  1. Изучить историю моей семьи в период Великой Отечественной войны.
  2. Собрать материал о моем прадедушке, участнике войны Грошкове Алексее Семёновиче.
  3. Собрать материал о моей прабабушке, труженице тыла Горшковой (Орловой) Римме Павловне.

Методы исследования:

-беседы с родственниками старшего поколения;

-изучение литературы;

- работа с личным архивом.

Гипотеза исследования: данное исследование поможет мне сохранить память  о родственниках, приближавших Великую Победу, и  передавать её  из поколения в поколение.

Мой прадедушка

                                                            Маленький ящик – наследство от деда,

                                                            Дорог для всей нашей дружной семьи!

В нём наша гордость – медали Победы!

                                                       После Великой и страшной войны!

Т.А. Полякова

Мой прадедушка, Грошков Алексей Семёнович, родился в 1924 году, в деревне Горбаново Павловского района Горьковской области. В 1941т году семнадцатилетним юношей был призван в армию. После подготовки на механика-водителя танка Т-34 был направлен на фронт. В составе действующей танковой дивизии  в 1944 году принимал участие в освобождении Белоруссии. Танковая дивизия всегда шла впереди, принимая основной удар на себя. Она наносила большой урон  фашистам. Так случилось и в августе 1944 года. Дивизия, в которой воевал мой прадед, атаковала фашистов в районе Сенницы. Завязался жестокий бой. Гусеницами танка моего прадеда было раздавлено до 10 солдат и офицеров. Кроме этого, он умелым маневром давал возможность командиру  орудия вести прицельный огонь, в результате чего было уничтожено два дзота, два миномёта с расчётами. Вражеская армия не хотела сдаваться, пытаясь подорвать танки гранатами.  От разорвавшейся гранаты танк прадеда загорелся, но продолжал двигаться и ввести огонь из пушки и пулемётов.  За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявлении при этом доблести и мужества мой прадед был награждён Орденом «Славы II степени», Орденом «Славы III степени», Орденом «Отечественная война II степени», медалью «За отвагу» (Приложение 1).  

Экипаж танка моего прадеда два раза ходил в танковую засаду. Танковая засада - это тщательно замаскированное  расположение танкового подразделения на наиболее вероятных путях движения противника в целях его разгрома внезапным ударом, уничтожения боевой техники и захвата пленных. 

Мой прадед,  умело маневрируя своим танком, уводил танк от огня противника, одновременно давал хорошую возможность метко поражать цели командиру орудия. В результате чего экипаж уничтожил 4 немецких танка, 2 бронеавтомашины и до 30 человек немецких солдат и офицеров. За проявленную доблесть и мужество мой прадед был награждён Орденом «Красной Звезды» (наградной лист и приказ о награждении в Приложении 2).

Четыре раза мой прадед выбирался из горящего танка, был ранен, но судьба была к нему благосклонна. Он остался жив. Мой прадед закончил войну в 1945 году, в звании старшины. Он немного не дошёл до Берлина.

Сразу же после войны, прадед устроился работать на «Предприятие п/я 50» (ныне ОАО «Гидроагрегат»). Заводу требовалось изготовление новых винтов для самолётов. Осенью 1946 года в числе первых прадед опробовал новое оборудование. Всю послевоенную жизнь он отдал заводу, ставшему ему родным. Он прошёл путь от простого работника до мастера инструментального участка, а на пенсию вышел инженером РК. На заводе он нашёл свою судьбу. В1949 году у них родился мой дед, Грошков Юрий Алексеевич.

Суровая жизнь в годы войны сказалась на здоровье моего прадеда. В послевоенные годы он тяжело болел, сказывалось ранение. Вот уже 19 лет его нет в живых, но наша семья помнит о нём. Светлая память всем героям, защищавшим нашу Родину от фашистских захватчиков!

 

Моя прабабушка

Моя прабабушка, Горшкова Римма Павловна, родилась 12 августа 1926 года в деревне Глотово Сосновского района Горьковской области. Росла в многодетной семье, её родители были колхозниками. К моменту нападения фашистов на нашу Родину прабабушке не было  ещё и 15 лет. Отца взяли на фронт в самом начале войны. Семья осталась без кормильца.  Прабабушка пошла работать в колхоз. Женщинам и детям приходилось выполнять непосильную мужскую работу. Они пахали, сеяли, убирали урожай. Сами при этом часто недоедали и недосыпали. Советский тыл был прочным на протяжении всей войны. Он обеспечивал фронт всем необходимым для полного разгрома фашизма и приближения Дня  Победы.

Осенью 1941 года прабабушка устроилась на завод №467 (Приложение 3).  Она работала на фрезерном станке, делала оружие для фронта, обтачивала детали. Работа была очень тяжёлой, работали по 12-15 часов в сутки без перерывов. Кушать было нечего. От недоедания и усталости она не раз теряла сознание. Деньги за работу не платили, начисляли трудодни, давали карточки на пропитание.  Что такое голод, она знала не понаслышке. Военные годы выдались неурожайными. Весной выкапывали мёрзлую, полусгнившую картошку, наполняли голодные желудки почерневшими листьями капусты. Стойко перенося все тяготы и лишения, она дожила до долгожданной Победы. О Победе над фашистской Германией сообщили по радио. Радости у людей не было предела. Работа была приостановлена.  Все люди вышли на улицу, плакали и поздравляли друг друга.

Всю жизнь моя прабабушка честно проработала на благо Родины. Она приближала своей работой День Победы. Может быть, оружие, сделанное её руками, спасло жизнь многих наших солдат.

22 февраля 1979 года Президиумом Верховного Совета СССР за долголетний добросовестный труд моя прабабушка  награждена медалью «Ветеран труда» (Приложение 4).

В 1993 году моя бабушка получила архивную справку, в которой значилось, что её мать, Горшкова Римма Павловна, награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.» от 20 ноября 1945 г.  Но медаль не нашла свою героиню.  (Приложение 4).  

22 марта 1995 года указом президента Российской Федерации прабабушка награждена юбилейной медалью «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.»  (Приложение 5).

В 1999 году прабабушки не стало, но память о ней навсегда останется в наших сердцах.

Мы,  поколение внуков и правнуков, говорим огромное спасибо нашим родственникам, кто приближал День Великой Победы и подарил нам мирное, светлое счастливое детство.

Заключение

Я родилась в мирное время. Далеко в прошлом остались тяготы страшной войны.  Но в данной исследовательской работе я убедилась,  что горе и беда не обошли и моих близких. Мой прадедушка  защищал Отечество, своих родных и близких. Моя прабабушка выполняла непосильную работу, приближая тем День Победы.

Исследуя историю моей семье, мне понятнее стали события далёких военных лет. Я горжусь тем, что мои родители сохранили важные архивные документы военных лет, а так же память о своих родственниках. Теперь память о своей семье буду хранить я и предам своим детям и внукам. Это подтверждает гипотезу,  - данное исследование поможет мне сохранить память  о родственниках, приближавших Великую Победу, и  передавать её  из поколения в поколение -  выдвинутую в ходе исследования.

Список литературы

  1. Архивные семейные документы.
  2. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.-М.: Азбуковник,1997.
  3. Рассказы родственников.

Интернет – ресурсы:

http://obd-memorial.ru/

http://www.podvignaroda.mil.ru/


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА "ОРКСЭ"

В презентации дается классификация интерактивных технологий обучения, их использование на уроках ОРКСЭ в 4 классе...

Сотрудничество семьи и школы в рамках изучения курса ОРКСЭ

Выступление на районном семинаре учителей ОРКСЭ "Взаимосвязь школы и родителей при изучении курса ОРКСЭ"...

Основные формы и виды деятельности по изучению краеведческого материала в рамках преподавания курса ОРКСЭ

ПРАВИЛА РАБОТЫ С ТЕМОЙ1. Изучаем2. Делимся своими наработками ( конспекты уроков, презентации, классные часы, внеклассные мероприятия, проекты, мастер-классы, видео-материалы) по теме "Основные формы ...

Программа внеурочной деятельности «Проектная деятельность в рамках изучения коми языка (как неродного) во 2-4-х классах»

Программа  внеурочной деятельности «Проектная деятельность в рамках изучения коми языка (как неродного) во 2-4-х классах»  разработана в соответствии с требованиями Федерального ...

Формирование духовно – нравственной личности через проектную деятельность в процессе изучения курса модуля «Основы православной культуры».

Материал курса «Основы Православной культуры», цель его введения требуют от учителя неординарного подхода к его ведению.Какие бы формы  работы ни применялись на уроке – главное,...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА «ОРКСЭ»

Использование интерактивных форм организации учебно-воспитательной деятельности обучающихся при изучении курса ОРКСЭ позволяет в полном объеме решать задачи обучения, сформулированные в новом пок...

Мастер-класс по теме «Формирование коммуникативных УУД через групповую и парную работу в рамках изучения курса ОРКСЭ» (по модулю «Основы светской этики»).

В пояснительной записке Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения по стандартам второго поколения говорится «В результате изучения всех без исключения предметов на...